+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Елена Банникова: «Ничего себе – симфонический оркестр!»

 

  • ФИО: Банникова Елена Алексеевна
  • Должность, регалии: директор Ростовского академического симфонического оркестра Ростовской государственной филармонии; педагог детского театра-студии «Турандот»; музыкальный режиссёр театра-студии «Классика»
  •  Специализация: музыка
  • Жизненное кредо: «На первом месте – работа».

 

 

«Хорошо помню мой первый выход к оркестру. Это был просто ужас. Я боялась так, как никогда ранее. Ничего себе – симфонический оркестр! Передо мной сидели заслуженные и народные артисты, коллектив с 80-летним стажем!» - вспоминает свою первую встречу с коллективом директор Ростовского академического симфонического оркестра Ростовской государственной филармонии Елена Банникова. Каково стоять у руля такой симфонической громады? Как не раздавить административкой творческий потенциал? Как славное имя ростовского оркестра продолжить славить в условиях современности? О байконурской клавишной «Ласточке»; о «маминой линии»; о выборе между музыкой и авиацией; о крутых жизненных поворотах и о пользе даже самых неприятных перемен; о жажде творчества и о встрече с людьми несметного таланта – об этом и о многом другом – в нашем материале.

 

 

- Какие первые воспоминания навевает Вам слово «детство»?

 

- Самые первые мои воспоминания о детстве связаны с творчеством. Я все время где-то выступала. Помню, как однажды родители спросили меня, что бы я хотела получить в подарок на День рождения, и я ответила, что мечтаю о пианино.

Кстати, в моей семье музыкантов не было, я росла в семье военных, но мои папа, дедушка и дяди, совершенно не зная нотной грамоты, свободно играли на гармони, на аккордеоне – подбирали всё на слух. Когда мы в детстве приезжали к дедушке, это всегда были какие-то музыкальные вечера, песни, веселье.

 

 

До сих пор помню тот долгожданный день, когда меня забрали из детского сада, завязали мне глаза, завели в комнату. Открываю глаза и вижу пианино! Мама торжественно открывает крышку, и я читаю название: «Ласточка». Счастью не было предела! Это мой самый любимый инструмент.

Я выросла на Байконуре, в Казахстане, но даже когда поступила учиться в Ростов-на-Дону, то пианино забрала с собой – моя «Ласточка» прилетела за мной.

 

 

- Семья военнослужащих, и вдруг – музыка… Родители не были шокированы Вашим выбором профессии?

 

- Нет. Более того, музыка – это «мамина линия»: именно мама настояла на том, чтобы я не бросила занятия.

Музыкальную школу я окончила, как теоретик, потому что с третьего класса меня больше стали интересовать музыкальная литература и сольфеджио. У меня был прекрасный педагог по музыкальной литературе, она замечательно пела, знала много арий – на уроках было всегда очень интересно.

Я усердно занималась музыкой, но поступать в музыкальный вуз я не собиралась. Байконур для меня всегда был тесно связан с космонавтикой и авиацией, поэтому я планировала поступать в Московский авиационный институт. Помню, мама меня отговаривала тем, что это - мужская профессия, но я думала, что буду диспетчером, буду отправлять в воздух самолёты – романтика! Но мама стояла на своём и приводила мне в пример моего педагога по музыке – всегда ухоженную, интеллигентную женщину - мама хотела, чтобы и я стала такой. Педагоги меня тоже поддерживали, верили в меня.

 

 

- А в самом раннем детстве, до появления в Вашей жизни музыки и до уговоров мамы, кем Вы мечтали стать?

 

- Честно говоря, чёткого представления у меня не было, потому что, как многие люди пионерского детства, я занималась очень многим: и в шахматной школе, и в кружке вязания, и в музыкальной школе, и в кружке бальных танцев… Мечтать было некогда – я была занята.

 

 

- Как складывался Ваш профессиональный путь?

 

- Неравномерно. Например, в 90-е годы он складывался очень плохо, с профессией музыканта на время пришлось расстаться.

Со временем, когда страна стала выкарабкиваться из кризиса, появилась нехватка кадров, пошли предложения.

В то кризисное время я успела выучиться на экономиста, в этой профессии я проработала 12 лет. Кстати, теперь этот навык мне очень помогает в работе директора оркестра.

 

 

- А в тот момент, когда Вы работали экономистом, музыка присутствовала в жизни или Вы совсем её забросили?

 

 - Наш главный бухгалтер мне всегда говорила: «Не понимаю, что ты здесь делаешь?», - потому что я всегда стремилась организовать не только рабочий, но и творческий процесс: вечеринки, постановки. Творчество моё на тот момент выплескивалось на корпоративных праздниках.

 

 

- Как Вы вернулись на профессиональную музыкальную стезю?

 

- Сначала я получила предложение от директора культурного центра «Орфей» РАНХиГС. Это был мой первый кардинальный шаг на пути к изменению вектора жизни - я стала работать ведущим специалистом Центра. А потом мне предложили возглавить культурный центр «Развитие», у меня появилась своя детская театрально-эстрадная студия при Доме творчества и параллельно работа музыкального режиссёра в театре комедии «КЛАСС и КА». Воспитанники культурного центра и актёры театра стали выступать на городских площадках - их начали замечать, интересоваться, кто ими руководит. Так завязались определённые контакты. В общем, закрутилось.

Как для слушателя, филармония всегда была для меня родным домом. А когда симфонический оркестр оказался без директора и мне предложили занять это почетное место, я испытала одновременно два чувства - радости и осознания, какая эта огромная ответственность! Спасибо художественному руководителю филармонии Артуру Богдасарову за доверие.

 

 

- С чем пришлось столкнуться, когда Вы заступили на пост директора?

 

- Помню мой первый выход к оркестру. Это был просто ужас. Я боялась так, как никогда ранее. Ничего себе – симфонический оркестр! Да, у меня уже на тот момент были и ученики, и студенты, и театральная студия, но здесь был совсем другой масштаб – передо мной сидели заслуженные и народные артисты, коллектив с 80-летним стажем! Я очень переживала!

Очень важна была поддержка моих знакомых из оркестра, которые мне всячески подмигивали и подбадривали, а затем и поздравляли, придя в кабинет.

 

 

- Каково это – стать у «руля» такой громадной «машины»?

 

- Очень ответственно. Я прекрасно понимаю, что Ростовский академический симфонический оркестр - это коллектив с именем, имя это завоёвано многолетними трудами. Наш оркестр - визитная карточка культурной жизни Ростова. Моя задача – не уронить это славное имя. Я все свои силы вкладываю в развитие оркестра.

Я несказанно рада тому, что мне дано работать с художественным руководителем и главным дирижёром нашего оркестра Валентином Тихоновичем Урюпиным. С ним я познакомилась в тот же день, когда меня представили оркестру. Он прилетел немного позднее, поэтому за день я приняла целых два «боевых крещения»: знакомство с коллективом и с главным дирижёром. Всё прошло благополучно. Валентин – это несметного таланта человек, фантанирующий творческими идеями в масштабах не только оркестра, но и всей филармонии. Рада, что мы с ним тесно взаимодействуем и всячески поддерживаем друг друга.

 

 

- Административная часть работы не придавила Ваш творческий потенциал?

 

- Валентин Тихонович даёт мне возможность реализоваться и в этом: например, доверяет мне программное наполнение абонемента «Сказки с оркестром». Я очень за это благодарна!

 

 

- Что для Вас, как для руководителя, самое сложное? Бывали ли случаи, когда Ваше человеческое шло вразрез с профессиональным? Существуют ведь и очень неприятные моменты директорства: выговоры, увольнения…

 

- Мы никогда не применяем сразу жёстких мер, потому что музыканты, как и все творческие люди, очень ранимы. Мы с руководством филармонии всегда стараемся предупредить конфликтую ситуацию, побеседовать, мирно её урегулировать, сделать внушение. Стараемся сохранить коллектив.

 

 

- А как сохранить дистанцию между руководителем и подчинёнными, но при этом проявлять уважение и почёт к заслуженным и народным артистам?

 

- Уважение для меня на первом месте. Я всегда осознаю, что за плечами артистов оркестра - огромный опыт, и совершенно не гнушаюсь спрашивать у них совета: как в той или иной ситуации лучше поступить.

Спросить совет, попросить поддержки – это норма. Доверительные, теплые человеческие отношения, даже больше дружеские – это особенность нашего коллектива.

Работа для меня - всё. Признаться, даже семья страдает от моего отсутствия, потому что я очень много времени отдаю оркестру. И мои «театралы» тоже страдают от моей занятости по оркестру. Но иначе я не могу. Оркестру отдаю всю себя.

Коллектив у нас очень большой, вопросов много – и творческих, и житейских. Для меня каждый человек в оркестре – большая личность, я осознаю, что они с самого детства в музыке, всю свою жизнь ей посвятили. Это люди, которые постоянно живут в режиме готовности и подготовки, в режиме профессионального роста, поэтому я тоже стараюсь расти вместе с ними и проявлять чуткость и внимание к своему делу.

 

 

- Что для Вас самое сложное, а что самое радостное в работе?

 

- Самое сложное – моменты, связанные с нехваткой финансовых средств. Вопрос скудного финансирования, низких заработных плат наших артистов – это больной вопрос, увы, пока ещё не совсем решённый.

А самое радостное – когда мы видим аншлаги на наших концертах и слышим слова благодарности от наших слушателей.

Мы очень хотим, чтобы о творчестве нашего оркестра говорили в городе. Стараемся стать более доступными, понятными - стараемся стать ближе к людям. Мы рады и подготовленным слушателям, и тем, кто просто с настроением пришёл впервые что-то услышать.

 

 

- Какими чертами, на Ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы стать руководителем большого коллектива?

 

- Наверное, главное - честность. Руководитель должен быть честен со своими сотрудниками. А ещё он должен быть с ними на одной волне, чтобы понимать все внутренние особенности и проблемы.

Не должно быть холодности и отстранённости. Вспомнилось, как в одном из своих интервью Валентин Тихонович сказал, что в нашем оркестре кабинет директора – это «муравейник, проходной двор». Большего комплимента для меня и быть не может!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Похожие статьи

Мария Александровна Романюк:  «Человек видит то, что находится у него внутри»

Мария Александровна Романюк: «Человек видит то, что находится у него внутри»

Мария Александровна Романюк - необычайно талантливая молодая артистка, которую коллеги по симфоническому оркестру Ростовской филармонии называют «настоящим и будущим в группе первых скрипок». Мария чрезвычайно жизнерадостный, искренний и открытый человек, который щедро делится с людьми не только своим музыкальным талантом, но и сердечным светом и теплом.


Инна Витальевна Воробьёва: «Любовь и нравственность в воспитании выше логики»

Инна Витальевна Воробьёва: «Любовь и нравственность в воспитании выше логики»

Вы обращали внимание на то, что в современных мультфильмах даже сложно разобрать, кто положительный герой, а кто – отрицательный? То семейство собак непонятных, то птички какие-то злые со страшными гримасами. А ведь дети этим прямо болеют, увлекаются, быстро запоминают названия, всех героев знают наперечёт, рассуждает артистка-скрипачка симфонического оркестра Ростовской государственной филармонии Инна Витальевна Воробьёва. Размытость критериев оценки, неумение различать добро и зло – вот одна из ярких черт современной культуры. Даже старательные родители, которые непременно пропускают информацию через себя, прежде чем предложить ребенку, порой упускают важное: что-то видно явно, а что-то усмотришь не с первого взгляда, но как же важно смотреть и осмысливать, а главное – любить. 


Система комментирования SigComments