К 100-летию со дня рождения Даниила Гранина
«Он уцелел на войне, хотя воевал четыре года. Это противоестественно. Он вернулся в Город и уцелел в «Ленинградском деле». Это тоже противоестественно. История с этой болезнью и выздоровлением тоже противоестественна. Такая цепь совпадений нереальна…» 1 января 2018 года писателю, киносценаристу, общественному деятелю Даниилу Гранину исполнилось бы 99 лет. К 100-летию со дня рождения писателя Президентская библиотека имени Бориса Ельцина в Санкт-Петербурге планирует оцифровать литературное наследие писателя, ветерана Великой Отечественной войны, автора знаменитой «Блокадной книги», написанной им в соавторстве с Алесем Адамовичем (хроники блокады Ленинграда); автора многочисленных романов, посвященных воспеванию научно-технического творчества.
21 декабря на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству Владимир Путин заявил о том, что Россия непременно должна увековечить память Даниила Александровича Гранина, ушедшего из жизни 4 июля 2017 года. Президент России сообщил о подписании указа о праздновании в 2019 году 100-летнего юбилея Даниила Гранина.
Предлагаем несколько отрывков из заметки друга Даниила Гранина, фотографа, журналиста, писателя Юрия Роста «Наша жизнь – последняя остановка на пути к Богу». Удивительные штрихи об удивительном человеке.
ГРАНИН. ЖИЗНЬ – ПОСЛЕДНЯЯ ОСТАНОВКА НА ПУТИ К БОГУ
Юрий Рост о встрече Даниила Гранина с немецкой интеллигенцией и студентами
- Внимательная немка принесла стул и предложила ему сесть. Он оглянулся и, отрицательно покачав головой, продолжал свою неторопливую пронзительную речь перед немцами о блокаде Ленинграда. В Бундестаге сидели все, кто олицетворяет сегодняшнюю Германию, - от канцлера Ангелы Меркель до студентов, для которых Вторая мировая война далекое прошлое. Германия внимала девяностопятилетнему русскому писателю, который тихо и подробно рассказывал о беспрецедентных страданиях мирного населения великого города, окруженного фашистскими, но все равно немецкими войсками. Эти новые немцы мучили себя воспоминаниями гражданина и солдата, воевавшего на другой стороне, чтобы не повторить исторической ошибки. Как они слушали! Какое страдание и сострадание было на лицах людей, преодолевших фашизм и обретших чувство вины за преступления, которые они не совершали. Да, их предки, но не они. (…)
Юрий Рост о долголетии Даниила Гранина
- Я не хотел докучать, но в канун его девяностопятилетия приехал из Москвы к нему в гости. Мы сидели в креслах в его кабинете. Пили чай. Даниил Александрович был доброжелателен и бодр. Конечно, надо было захватить магнитофон, было бы полнее представление, о чем шел разговор. Но кое-что осталось в памяти.
- Знаешь, Юра, меня уже не было. Две недели. Сознание отсутствовало… Это была смерть. Я ничего не помню. Все тщательно стерто… Потом что-то стало постепенно возникать. Проявляться люди и события. Рассвет из тьмы. Придя в себя, я собрал в ресторане врачей, желая их поблагодарить. Возник разговор, почему я выздоровел, на каком основании? Я не имел никакого права возвращаться к жизни. Конечно, существует врачебная поговорка, что если больной хочет выздороветь, он это сделает. Но!.. Не было никакого осознанного желания выздороветь. Скорее, была некоторая примиренность. Среди врачей за столом возник спор. Их как-то смущало и даже возмущало, что я вопреки всем правилам выжил. Как это так? И тут один из них - хороший доктор - говорит: «Я думаю, мы здесь ни при чем. У него есть Ангел-хранитель. Посудите сами: он уцелел на войне, хотя воевал четыре года. Это противоестественно. Он вернулся в Город и уцелел в Ленинградском деле. Это тоже противоестественно. История с этой болезнью и выздоровлением тоже противоестественна. Такая цепь совпадений нереальна».
Даниил Гранин о Пушкине и о русском Боге
- Пушкина и всё, что с ним связано, трудно объяснить, если не брать в расчет то, что приходит свыше. Участие Бога. У него есть маленькое стихотворение: «Гроза двенадцатого года / Настала - кто тут нам помог? / Остервенение народа, / Барклай, зима иль русский Бог?» Это так сходится с тем, что я вынес из своей войны, которую мы должны были проиграть: Украина взята, Белоруссия взята, немцы под Москвой. Ленинград окружен… Да, суровая зима. Как и тогда. Да, остервенение народа. Как тогда. Но выручил русский Бог…
Знаете, все большие художники верили в Бога
— Знаете, все большие художники верили в Бога. И очень многие выдающиеся ученые. Даже яростное безбожье являет собой страх перед Богом. У меня был друг, академик-эмбриолог Павел Светлов. Он мне однажды сказал: «Анализируя все, что со мной произошло от рождения, я понимаю, что жизнь — чудо, человек — чудо, а мы самонадеянно думали, что сами — всё. Я, — говорил Светлов, — изучал, как из клетки получается эмбрион, как он развивается, и меня волновало — когда у человека появляется душа? И где она? И где находится совесть? Совесть тоже божественное явление. Она никакой пользы не приносит, и, кроме мучений, от нее никакого прока нет. А что такое доброта? Это все конституция нашего внутреннего мира. Она записана нам оттуда».
«Просто спасибо и всё»
- Когда я поднимаю рюмку, то, глядя вверх, выпиваю за Него. И только благодарю. Ничего не прошу. Он ничего не должен. Просто спасибо, и всё.
Использованы фото с сайтов: mkrf.ru, ru.wikipedia.org