+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Виталий Дахов: «В моих венах стала течь морская вода»

 

  • ФИО: Дахов Виталий Николаевич
  • Должность, регалии: моряк, третий штурман на океанском нефтяном супертанкере
  • Специализация: мореплавание
  • Жизненное кредо: «Претерпевший до конца спасётся».

 

 

«Однажды мы попали в интересный штормик…», - за 11 лет моряк, третий штурман на океанском нефтяном супертанкере Виталий Дахов попадал в шторм не раз и не два, и не только в шторм: испытаний в море немало. Однако, по словам нашего героя, он счастлив, что остался верным своей мечте – стать моряком: «В 7 классе я начитался Джека Лондона, и в моих венах стала течь морская вода: ту стихию, которую с таким упоением описывает Лондон, я прочувствовал изнутри». Почему нельзя идти в море из-за денег; почему пират испугался и развернул катер; о бушующей стихии; о моряцких шутках и романтике; о жизни на большом танкере; о больших попугаях и о солнце в самом северном городе в мире Хоннингсвоге; о встрече со своей половинкой и о том, как молодая семья, невзирая на страх, окунулась в многодетность – в нашем материале со штурманом, который работает на огромном танкере: за одну ходку танкер перевозит столько нефти, сколько поместилось бы в 5 тысячах железнодорожных вагонов, из этой нефти хватило бы сделать бензина для заправки 2 млн машин.

 

 

Родом из детства

 

- Все дети по природе своей мечтатели, вот и я себя помню мечтателем, романтиком. Всегда грезил о необычной профессии. Сначала хотел быть военным лётчиком (даже моделированием самолётиков увлекался), а затем - моряком.

Кто в большей степени повлиял на формирование моей личности? Конечно же, прежде всего, мои родители. Огромную роль сыграл отец. Романтик я в большей мере в маму, а вот стержень мужской закладывал в меня именно папа. Помню, он всегда учил, что вектор радости должен быть направлен в сердце, тогда она будет переполнять сердце и душу, а не опустошать. Этот совет мне очень помогает в жизни.

Всё моё детство проходило под чутким контролем, руководством и участием отца. Но в то же время он давал мне возможность ошибаться, самому делать выводы, задавая мне лишь правильное русло – и в этом столько мудрости! В выборе профессии отец не гнул свою линию, хотя он - преподаватель института, и мог бы меня «пристроить», куда посчитал бы нужным. Но папа всегда уважал моё мнение, и поэтому и в выборе профессии дал мне «зелёный свет».

 

 

О семейных традициях

 

- В нашей семье была и сохраняется поныне простая, но очень важная традиция: всегда вместе обедать или ужинать, всей семьёй. Оказалось, что не в каждой семье это принято. Но в моём отчем доме это был закон: несмотря ни на какие сложности, занятость, мы собирались, вместе обедали и общались. Сейчас так заведено и в моей молодой семье.

Помню, мы с папой могли после ужина аж до утра сидеть пить чай и общаться, он рассказывал мне много интересного – я был счастлив!

Ещё важно: папа приучил меня к чтению, причём чтению осмысленному: я прочитывал какую-либо книгу, а затем приходил к отцу и рассказывал ему, делился впечатлениями, мы вместе обсуждали прочитанное. Мне это и в школе очень пригодилось и в последствии: по русскому языку и литературе у меня всегда были хорошие оценки, и сочинения я писал неплохие. Когда я пытался писать собственные рассказики, тоже приносил их папе.

Мне пока не удалось продолжить эту традицию со своими дочками, потому что я для них просто любимый папочка, а они для меня – бальзам сердца. Наверное, только с сыном я смог бы поделиться своими мужскими отцовскими «заморочками». А пока мне очень нравится, когда мы все вместе садимся читать.

Зато в нашей молодой семье есть замечательная традиция – семейные паломничества: каждый раз перед рейсом и после него мы все вместе едем к мощам старца Павла Таганрогского и на могилку к архимандриту Модесту (Потапову) – попросить о помощи и поблагодарить. Не зря же архимандрит Модест сказал ещё при жизни, что к нему можно будет приходить и что он всем будет помогать. В моей жизни было много случаев молитвенной помощи старца, например, когда у нас решался вопрос с ипотекой. Как только мы вышли от могилки батюшки, мне позвонили и сказали, что ипотека одобрена. И дом быстро нашёлся, и документы оформились. Вот такие бывают явные «встряски» для сердца, которое забито песком житейской суеты. Для укрепления веры. Главное, чтобы такие чудеса не приводили человека к потребительскому отношению.

 

 

Путь к профессии

 

- В 7-м классе я начитался Джека Лондона, и в моих венах стала течь морская вода: ту стихию, которую с таким упоением описывает Лондон, я прочувствовал изнутри. У меня появилась мечта оказаться на корабле, стать моряком. Важно отметить, что к меркантильным интересам это не имеет ни малейшего отношения: я тогда и понятия не имел, сколько моряки получают.

Кстати, убеждён, что в море нельзя идти только из-за денег, потому что я собственными глазами видел, как «ломались» такие люди и уходили из профессии. Чтобы быть моряком, нужно любить море, уметь вживаться в коллектив экипажа, любить замкнутое пространство. Когда случаются на судне тяжёлые моменты, у меня всегда есть «подпитка» – небо и море. А во время штормиков я вообще испытываю ощущения счастья и радости.

Оглядываясь назад, я понимаю, что всё складывалось так, будто сама профессия меня выбрала и «затянула». В 8-9-м классе я уже вовсю мечтал быть моряком, хотел поступать в «мореходку». Но мама и бабушка, когда узнали о моих мечтах, были шокированы и активно отговаривали. В нашем роду моряков никогда не было.

Я не хотел ранить близких, поэтому в 10-11 классах я «дал задний ход», решил забыть о своей мечте и начал активно изучать законы, решив поступать на юриста. Друзья мои тоже в один голос говорили, что штурманы – это дворники с дипломом. Жаль, что в моём окружении тогда не было ни одного моряка, ни одного опытного в этой сфере человека, который смог бы направить, поделиться опытом, рассказать, как ситуация обстоит на самом деле. Я даже не знал, что можно получить высшее образование в Новороссийске.

 

 

В 11-м классе я узнал, что мой товарищ-одноклассник собирается поступать в «речуху» (речное училище) на механика. И тут меня просто осенило. Я подумал, что речка – это ведь не море, родным будет легче воспринять это. Так я постепенно подготавливал их к своему призванию.

Как сейчас помню ту синюю книжку «Основы государства», которую я тогда отбросил и уже на следующий день начал обговаривать план действий с тем самым одноклассником. Родные восприняли информацию о моём поступление в «речуху» достаточно спокойно: «Ну, речка – это ещё ничего, будем ходить по бережку, махать тебе рукой». Но я верил, что рано или поздно окажусь в море.

 

 

Так, в 2001 году я поступил в речное училище на механика. Учился я хорошо, но понимал, что механика - это не моё, что сердце замирает от другого. Весь 2003 год я был на практике: мы ходили по Дону и иногда выходили в Средиземку. Бабушка и мама постепенно смирялись с тем, что я далеко. Правда, всякий раз, когда мама слышала из новостных лент по телевизору о каких-то авариях на суднах или крушениях, то плакала и роптала на мой выбор. Но я моряк в душе, и ничего не поделать. Даже стихи начал писать о море, о ждущей меня из рейса жене (с которой ещё не был знаком):

 

Мы покоряем морские просторы,

Любим это море и волны,

Тысячи миль прошли мы, рискуя,

Но всегда возвращались, ликуя!

 

Зловещие горы над штевнем вздымаются,

Силой титана о нас разбиваются,

Слились воедино стихии,

Напоминая нам наши грехи!

 

Гремит безбрежное море,

Будто в мученьях от горя,

Ищет оно утешенье,

В слабых, неверных мечте...

 

Воет неистовый шторм,

Каждая миля даётся с трудом,

Помоги нам Никола Угодник,

Морякам покровитель, заступник!

 

За смелость, любовь и желание жить,

Должно нас море наградить,

Попутной ласковой волной,

Чтоб нестись к любимой и родной...

 

Средиземное море, сухогруз «Двина».  Декабрь 2003 г.

 

 

Отучился я и пошёл в армию. Решил для себя так: в армии отслужу, приду и буду переучиваться на штурмана. Все друзья меня отговаривали, говорили, что это сущая авантюра, что я напрасно потеряю в учёбе столько лет. Да, мне потребовалось много времени на пути к мечте, но я ни о чём не жалею – всё что делается, всё к лучшему.

В 2006 году я пришёл из армии и сразу пошёл в моря. В 2007 году отучился на среднее штурманское. В итоге у меня на данный момент два средних образования (механическое и штурманское), и сейчас я оканчиваю высшее штурманское в Новороссийске (на 6-м курсе). Путь мой интересный, но тернистый. Только в 2013 году я впервые пошёл на большом танкере штурманом, и то «четвёртым». А год назад я впервые пошёл третьим штурманом.

В мои обязанности на данный момент входят ходовые навигационные вахты (когда судно на ходу): я веду судно, слежу за курсом по двум радарам, двум электронным картам, веду исполнительную прокладку. Участвую также и в грузовых операциях при разгрузке нефти – а это, как оказалось, целая наука! Так же я отвечаю за спасательное и противопожарное оборудование на всём судне. Приходится вести деловую переписку. Кроме того, я являюсь системным администратором и отвечаю за программное обеспечение 16 компьютеров на судне. Работы хватает – скучать не приходится.

Сейчас я работаю на огромном танкере: его длина - примерно 250 метров, а ширина - около 50 метров.  За одну ходку он перевозит столько нефти, сколько поместилось бы в 5 тысячах железнодорожных вагонов (120 тысяч тонн сырой нефти). За один раз мы перевозим столько нефти, что из неё хватило бы сделать бензина для заправки 2 млн машин. Аж дух захватывает от габаритов этого судна!

 

 

По городам и весям

 

- Когда я, будучи матросом, впервые попал на большой танкер, было ощущение, что, наконец, сбылась моя мечта, и теперь я самый счастливый на планете человек! Помню, мы тогда прилетели в Рио-де-Жанейро. Первый раз, и сразу в Бразилию! По второму контракту я побывал в Сиднее – недалеко от тех мест, которые описывал Джек Лондон. Рио и Сидней сразили меня своей экзотикой: деревья усеяны огромными цветами нереальной красоты, а ещё на ветвях можно встретить огромных попугаев. Запомнились и местные жители – такие беззаботные, доброжелательные.

Потом были поездки в Америку, в Мексику, в ЮАР. Испания запомнилась мне своей смелой архитектурой и сочетанием стилей. То же самое могу сказать и о Португалии.

Незабываемой была поездка в Норвегию: дикая северная красота, многочисленные фьорды… Довелось побывать и у самой северной точки Европы – у мыса Нордкап. Там же находится самый северный город в мире Хоннингсвог. Поскольку эти точки расположены за полярным кругом, то мы, проведя там летом две недели, наблюдали, как солнце совсем не заходило, но буквально по кругу ходило. Непередаваемые ощущения!

А летом 2017 года мы побывали в Нью-Йорке – на данный момент это самое запомнившееся мне путешествие! Мы тогда перевозили сырую нефть из Венесуэлы. Половину Манхеттена пешком обошли, столько всего смогли увидеть! Были и на смотровой площадке Empire State Building. Впечатлений – море!

 

 

О жизни на судне

 

- К счастью, мы с нашим экипажем живём очень дружно. Помню, были некоторые неадекватные люди, но они надолго не задерживались. Многое, конечно, зависит от капитана. Бывает порой и печальная, удручающая обстановка, когда в свободное время все по каютам разбредаются. Но я - любитель общения, часто собираю ребят (не важно, штурманы, матросы или механики) по интересам. В свободное время мы устраиваем просмотр фильмов или собираемся за настольными играми. Сейчас у нас пароход хороший, там есть и бильярд, и бассейн.

Не обходится на корабле, конечно же, и без юмора. Бывает даже, переговариваясь по рации, мы вставляем шутки, чтобы разрядить обстановку. И капитаны у нас хорошие попались, любят пошутить. Без юмора всё пресно, чёрство. А моряки – они же как дети: хочется сладостей, праздника, шуток-прибауток.

Будни на судне проходят довольно активно: пришло время вахты – пошёл на вахту. Освободился - пошёл спать. Проснулся, подтянул текущую работу (которой у меня всегда немало), немного отдохнул и снова вахта. Работы хватает. 4-5 месяцев пролетают, как один день.

 

 

Приключения

 

- Однажды мы попали в интересный штормик. Ещё на практике мне это состояние моря очень нравилось, я бегал с фотоаппаратом, стремился запечатлеть бушующую стихию. Но, судя по поведению капитана (обычно он всегда спокойный, а тогда он места себе не находил!), можно полагать, что тогда ситуация была довольно серьёзной, и нам грозила большая опасность.

А дело было так: когда мы вышли в Чёрное море, сильно раздуло. Турки нас не пустили спрятаться. От мыса Синоп до Керченского пролива - расстояние совсем небольшое, идти недалеко – обычно меньше суток, но тогда мы болтались там аж четверо суток. Нас отнесло в сторону, и мы барахтались почти на одном месте. Если бы отказал двигатель, нас бы накрыло волной, и всё… К тому же, наш пароход был уже с трещинами. Волна была тогда метров 6-7. Для нашего судна «река-море» это были максимальные по ограничению волны: всё кругом летало. Аж дух захватывает, когда видишь, что перед тобой громадная гора перекатывается! Как потом выяснилось, мы могли в любой момент поломаться, но я этого тогда не знал. Для меня это было первое приключение, я был в диком восторге!

Помню, когда я ходил ещё на газовозе (мы его называли большой зажигалкой, потому что перевозили 1,5 тысячи кубов сжиженного газа), то попал в такой шторм, что нас просто стало заворачивать. Ещё немного и могло перевернуть. Может, это звучит, как преувеличение, но я даже на камеру запечатлел этот момент. Было действительно опасно. Помню, холодильник отлетел и придавил второго штурмана, он потом с перевязанной головой ходил.

 

 

За 11 лет я не раз попадал в шторм. Многие говорят, что работа моряка очень опасная, тяжёлая и что романтики в ней никакой нет. Но я с этим не согласен, потому что лично мне романтику и искать не надо - просто выхожу на палубу, и она вокруг меня. Даже работая штурманом и капитаном, можно найти время полюбоваться красотами заката или посмотреть на плавающих поблизости китов.

Говоря о приключениях и опасностях, не могу не вспомнить ещё один случай, который произошёл в пиратском районе. Я там побывал всего один раз, но мне хватило впечатлений. Поскольку район этот крайне опасен, наше судно было перетянуто колючей проволокой. Всем известно, что в Аравийском море часты захваты. Пираты базируются на захваченных судах и осуществляют дальнейшие нападения.

Мы шли из Сингапура в Турцию, в Шри-Ланке для обеспечения безопасности взяли на борт вооружённых российских бойцов. Даже на капитанском мостике у нас тогда были автоматы. Кроме того, в целях безопасности все иллюминаторы были заклеены чёрной плёнкой, а все приборы, включая даже навигационные, мы отключали, периодически включая их только для того, чтобы оценить внешнюю ситуацию и сверить курс движения.

Первая опасность ожидала нас недалеко от Йемена. Помню, подошёл мой черёд заступать на вахту (я тогда ещё был матросом), смотрю, все кругом в панике. Оказалось, что мы включили ненадолго приборы и узнали, что в точке нашего поворота, который должен был состояться через час, какой-то пароход только что обстреляли с гранатомёта. А мы шли следующими! Благодаря тому, что вовремя включили приборы, удалось откорректировать курс и уйти влево. Нам не досталось.

Но дальше было больше. При входе в Красное море находится плавучая база, на которой нужно сдавать оружие. Четверо бойцов, которые были у нас на борту, честно сдали оружие. Дальше мы шли безоружными. В этот же день я увидел в бинокль пирата. Мы с ним буквально смотрели друг на друга. Моё внимание привлёк катер, который вышел из-за острова. Казалось бы: ну, просто рыбак. Но мне он показался подозрительным, я стал внимательно рассматривать и обнаружил на корме его катера специальные разъездные скоростные лодочки для быстрого захвата. Я сразу доложил о предполагаемой опасности начальству. А наши бойцы ведь оружие сдали! Но они не растерялись, не замешкались - как настоящие русские воины, выбежали на палубу, заложили руки за спины в камуфляжи, будто держат оружие, и встали грудью на врага. Пират испугался и развернул катер. Даже представить сложно, что было бы, если бы ребята повели себя иначе, не проявили бы отвагу, и катер вступил бы с нами в бой…

 

 

О минутных слабостях

 

- После случая с пиратом было несколько матросов, которые ушли из профессии, посчитав, что не нужна им такая опасная работа, но потом передумали и вернулись. Я их не осуждаю, ведь у меня в самом начале пути тоже были минутные слабости, только по другой причине – хотелось больше времени проводить с семьёй. Но меня очень поддержали тогда жена и отец – у меня буквально открылось второе дыхание! «Претерпевший до конца спасётся» (Мф. 24:13) - впервые эти слова папа мне написал, когда я служил в армии, и мне было сложно, а затем я вспоминал эти слова, когда случались трудности в море. Это удерживало меня от некоторых опрометчивых поступков.

Считаю, что с моей стороны это были минуты малодушия, потому что море - это мой путь жизни, и я должен его пройти до конца. Столько уже потрачено сил на этом пути! Хоть работа и тяжёлая, но на флоте я – в своей стихии. Как говорится: «Ни шагу назад, позади – Москва!». Пока есть силы, я буду ходить в море. Надеюсь когда-нибудь стать капитаном, какой бы сложной эта должность ни была.

А разлука для семьи даже полезна: укрепляет чувства и отношения, мы с женой «закаляемся». Ведь настоящая семья – это когда люди вместе, даже когда они далеко друг от друга… И жена со временем привыкла к разлукам, и дети скучают по папе, но всегда ждут меня и радуются. Зато у нас с женой до сих пор существует понятие «первых свиданий»: в конце рейса я всегда пишу ей, что приглашаю её на «первое свидание» – оставляем детей с тёщей и идём погулять, в кафешке посидеть вдвоём. Обновление чувств.

 

 

Как зарождалась семья

 

- Когда в 2006 году я пришёл из армии, то активно окунулся в православное молодёжное движение храма Всех Русских Святых г. Ростова-на-Дону, настоятелем которого служит мой крёстный – протоиерей Сергий Красников. Через несколько дней после моего возвращения из армии о. Сергий пригласил меня на молодёжный крестный ход по воде на яхте «Надежда».

Там я впервые увидел сестру-двойняшку своей будущей жены - Татьяну. Она мне очень приглянулась, но, признаюсь честно, у меня сразу выработался к ней необъяснимый иммунитет – я никогда не воспринимал её как девушку, как потенциальную избранницу. Более того, при первом же взгляде на неё в моей голове промелькнула мысль: хорошая матушка будет для кого-то! Забегая немного вперёд хочу сказать, что спустя несколько лет она и правда стала матушкой, женой священника.

Через некоторое время выяснилось, что у Тани есть сестра-двойняшка. Когда Таня об этом сказала, у меня аж сердце «ёкнуло». Влюбился в свою жену, ещё не познакомившись с ней, представляете? Не в Таню влюбился, а именно в её сестру Лену!

Оказалось, мы с будущей женой росли на глазах одних и тех же людей, жена даже ездила вместе с моими родителями в одной машине, когда я был в армии. Наши общие знакомые потом удивлялись: ну, надо же - росли рядом, но друг друга не знали!

3 августа мы впервые увиделись с моей будущей женой (этот день мы бережно храним в сердцах и отмечаем его каждый год, как семейный праздник). Когда я её увидел, то сразу разглядел в ней свою половинку: скромная, тихая, неприступная. Начали мы понемногу общаться, созваниваться, пересекаться в общих дружеских компаниях.

 

 

28 сентября 2006 года, накануне своего первого рейса, я спросил у неё, будет ли она меня ждать. Никогда не забуду ликование сердца после её положительного ответа!

Примечательно, что отношения наши развивались очень-очень осторожно, плавно. Мы даже за руки стали держаться только спустя 9 месяцев после первой встречи, а уж свадьба состоялась только через 3 года - в 2009 году.

Летом 2008 года мы зарегистрировали брак в ЗАГСе. Стоит отметить, что в этот момент мы были вожатыми в летнем православном лагере «Николаевский городок». Отпросились на денёк, расписались, с родственниками дома посидели и снова вернулись в лагерь. Маленькие «николаевцы» нам тогда столько открыток поздравительных нарисовали!

Регистрация у нас была очень скромненькой, потому что мы решили, что свадьба будет в День венчания. Тем же летом, сразу по окончании смены лагеря, мне нужно было уходить в рейс, да и средств на свадьбу совсем не было, поэтому мы решили отложить венчание на год, чтобы спокойно сходить в рейс, накопить денежек и следующим летом порадовать своих родных и близких широким праздником.

После росписи мы не стали мужем и женой в полном смысле, отношения у нас так и оставались прежними – жили мы каждый у себя, но встречались и гуляли. Роспись нам нужна была для определённости нашего пути, для скрепления отношений, но полноценной наша семья стала лишь после венчания.

Помню, когда я был в рейсе, Лена впервые озвучила, что хотела бы большую семью, много деток - маленьких «даховят» (производное от нашей фамилии). Так, зародилось наше обоюдное желание быть многодетными.

В этом рейсе мне было очень тяжело, были сложные условия работы, тяжёлые вахты, мы попадали в такие штормяки, что, помню, стиральные машины вместе с креплениями вырывало, и они «летали» по всему судну – Норвежское море очень жёсткое. Я тогда чуть было не списался на берег. Помогла поддержка семьи. Именно в тот сложный момент мне в голову пришла мысль венчаться не летом, а сразу после рейса – зимой. Так, мы решили готовиться к свадьбе. В итоге мы подготовили свадьбу всего за 2 недели, но получилось очень душевно и тепло, на радость нам и близким.

 

 

О многодетности

 

- Я заметил, что до рождения детей и перебои с работой у меня были, и другие проблемы, но с момента появления в семье деток, всё потихоньку стало налаживаться, работа сама стала приходить. Я отметил эту закономерность и смело могу подтвердить народную мудрость о том, что даются дети - даются и возможности.

Но, признаюсь честно, когда мы ожидали третьего ребёнка, мне было страшновато. Мы тогда жили в съёмной однокомнатной квартирке с не очень хорошими условиями. Я тогда думал: как же мы тут будем жить с тремя детьми?

Это сравнимо с прыжком с вышки или с парашютом: страшно, но ты прыгаешь, преодолевая страх. Так и здесь: было страшно, но мы, зажмурив глаза, окунулись в многодетность. И не пожалели! Причём, что интересно: буквально через несколько месяцев после рождения третьего ребёнка, мы переехали уже в свой дом, который удалось приобрести в ипотеку.

 

 

Когда ждали четвёртого ребёнка, снова стало страшновато. Но меня очень поддержал крёстный, у которого 16 детей. Он сказал: «Вот увидишь: после 4-го ребёнка уже море по колено!» Так и получилось: после рождения Тонечки мы не боимся ни пятого, ни шестого – как Бог даст.

Конечно, жене тяжеловато бывает с ними управляться, но ведь дети подрастают, и на старшую уже можно ненадолго оставить младших, пока мама выбегает в магазин, например.

 

 

Сложности и радости многодетности

 

- Сложность в том, что с появлением деток исчезает понятие «личная жизнь»: уже почти невозможно вдвоём с женой отдохнуть, погулять, расслабиться. Только изредка, когда тёща соглашается побыть с внучками.

Но всё это перекрывается детским смехом, радостью, любовью. Особенно для папы-моряка это - бальзам: приходишь домой из рейса, а тут столько тепла и ласки!

Я однажды задумался: ну, не было бы у нас с женой детей, и что было бы? Мы постоянно бы гуляли и развлекались? Пустота! Честно говоря, я очень сочувствую людям, которые отказывают себе в рождении деток или говорят, что одного ребёнка в семье достаточно. Да этот один ребёнок не знает, куда себя деть, бедненький! А в многодетной семье дети сами себя завлекают. Наши девчонки могут целый день вместе играть без нашего родительского вмешательства: рисовать, лепить, создавать поделки.

Так что, ничего не бойтесь, но уповайте на Бога! Дорогу осилит идущий!

 

 

От ред.: Недавно в семье Виталия произошло радостное событие: родился пятый ребёнок - долгожданный сын! Сердечно поздравляем семью Даховых с прибавлением и желаем им умножения любви и мудрости в воспитании деток!

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments