+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Василий Заплатин: «Мне всегда хотелось запечатлеть именно великое»

 

  • ФИО: Заплатин Василий Алексеевич
  • Должность, регалии: художник-портретист, живописец; сотник, заместитель атамана Уральского районного казачьего общества по взаимодействию с Русской Православной Церковью, руководитель казачьего кадетского класса при хуторе Штабном
  • Специализация: живопись
  • Жизненное кредо: «За веру, Царя и Отечество!»

 

 

Художнику-портретисту, живописцу Василию Алексеевичу Заплатину однажды довелось писать портрет Николая II - на конкурс в Санкт-Петербург к 400-летию Дома Романовых. Василий Алексеевич начал изучать биографию Царя-Страстотерпца - открыл для себя неведомые ранее глубины. Художник обратил внимание на то, что Император Николай II был казаком, и его отец – Александр III, и Цесаревич Алексий, который являлся атаманом всех казачьих войск. Так у живописца Василия Заплатина родилось большое сердечное желание понять традиции, быт, жизнь казачества, и не только изучить и понять, но и войти в сердцевину этой культуры. Как известный художник стал сотником, заместителем атамана Уральского районного казачьего общества по взаимодействию с Русской Православной Церковью – читайте в нашем материале.

 

 

В детстве я был самоучкой

 

- Родился и вырос я в г. Верхотурье – в православной столице Урала. С самого детства я тянулся к искусству - рисовал всё, что только видел: те же комиксы я не просто разглядывал, но пытался нарисовать похожие картинки. Так сложилось, что в художественную школу я не ходил – был самоучкой: что-то подглядывал, например, натюрморты, а что-то - придумывал.

Художников в нашем роду не было, хотя папа тянулся к искусству, но рос он в деревне, в большой семье – там надо было усиленно работать, а живопись в деревне - не хлебное ремесло, другое дело - пахать на тракторе, поэтому попытки отца рисовать так и остались на любительском уровне. Так что, думаю, любовь к живописи у меня - от отца.

Художественные или спортивные секции находились от нас далеко, но зато у нас с друзьями были насыщенные дворовые игры: мы и в городки играли, и на велосипедах катались, и пр. Помню, когда я первый раз сел на велосипед «Лёвушка», то ребята меня сразу спустили с горки, я растерялся и свалился в кювет, получив серьезную травму – треснула ключица. Но этот печальный опыт не отбил желания освоить велосипед, и скоро я уже гонял с друзьями. Такие вот первые ощущения от велоспорта. Я и до сих пор люблю велопрогулки.

 

 

О семейном укладе

 

- Фигура отца всегда имела для меня большое значение. Мой папа работал пожарным, часто брал меня с собой на объекты. Помню, как сделав всю работу по дому, я с радостью бежал к отцу в пожарную часть, которая находилась неподалёку. Папа учил меня играть в шахматы, а ещё делал мне газированную воду при помощи газового баллона.

Отец был довольно строгим в деле воспитания. Например, если мы – дети – баловались за столом, то нам попадало ложкой в лоб, и ремнём перепадало по делу, но никаких обид с нашей стороны никогда не было. Наоборот, я считаю, что папа - молодец.

В нашей семье из поколения в поколение передаётся традиция наречения сыновей именами своих дедов: я назван в честь деда, оба мои сына наречены в честь обоих дедов, а старшая дочь названа в честь бабушки – и все наречения совпадают с церковным календарём: имена детей связаны не только с семейными корнями, но и со святыми Небесными Покровителями.

 

 

Искусство должно быть многогранным

 

- Когда я учился в старших классах, учительница ИЗО заметила, что несколько детей из нашей школы тянутся к искусству, проявляют художественные способности, и организовала факультатив – я с радостью посещал его 2 года. А по окончании школы поехал поступать в худучилище на живописно-педагогическое отделение.

Студенческая жизнь была весёлой, но я, несмотря на все соблазны, дошёл до конца, доучился – в группе нас было всего 4 мальчика, но до «победного» дошёл только я один – кого-то отчислили, кто-то сам ушёл. Примечательно, что из группы училища в 15 человек художниками стали только трое. Это объяснимо: женщины рожают деток и, чаще всего, забрасывают кисти, им уже некогда писать картины. А вот в Академию поступают в основном мужчины.

Мне близка классическая живопись, которая сохранилась только в России. В той же Америке хорошей школы рисунка уже нет, там распространён авангард и пр. Ерунду там называют искусством и, тем самым, создают псевдокультуру, наперекор всем традициям.

 

 

В Академии у меня был очень хороший педагог, который в своё время учился у народного художника СССР Евгения Широкова – художника мирового уровня. Мой педагог передал мне очень хорошую школу классицизма, поделился бесценным опытом, который стал основой моего эстетического вкуса и творческой деятельности.

Я убеждён в том, что искусство должно быть многогранным. Например, в эпоху Возрождения художники писали картины многослойно, а сейчас - пытаются сразу попасть в цвет, пишут в технике «А ля прима»: набирают на холст цвет сразу. Этим не добьёшься многогранности и глубины. Картина получается плоской. Я нисколько не осуждаю современных художников, но те же импрессионисты, которые изобрели технику «А ля прима», например, Клод Моне, писали значительно лучше, чем их современные последователи.

 

 

Раньше художники старались создать многофигурные композиции, запечатлеть исторические хроники, а сейчас многие только-только выйдут из училища и сразу становятся пейзажистами, подмастерьями, которые думают только о том, чтобы можно было что-то быстро продать. Нет стремления найти что-то новое или написать что-то великое.

Мне всегда хотелось запечатлеть именно великое - я решил увековечить память о ветеранах Великой Отечественной войны – написал 20 портретов. Мне никто не заказывал эти работы, всё было за мой счёт. Хочется, чтобы что-то осталось будущему поколению. На сегодняшний день портретов уже 30. Мечтаю создать галерею «Герои Отечества», чтобы о наших героях вспоминали не только один раз в год, но ежедневно могли прикоснуться к их великому подвигу. Пишу я и современных героев России: например, наших соотечественников, которые воевали в Чечне. Пишу также портреты казаков, которые многое сделали для России. Вот она – наша история.

 

 

Кстати, к казачеству я пришёл именно через искусство. Когда писал портрет Николая II на конкурс в Санкт-Петербург к 400-летию Дома Романовых, то начал изучать биографию Царя-Страстотерпца. Я узнал много нового, в частности, что и он был казаком, и его отец – Александр III, и Цесаревич Алексий, который являлся атаманом всех казачьих войск. У меня возникло большое сердечное желание понять традиции, быт, жизнь казачества и присоединиться к этому великому народу, так много послужившему на благо нашего Отечества.

 

 

Художник должен прочувствовать то, что он пишет

 

- Я считаю, что обязательно нужно развивать в детях эстетический вкус, например, водить их на художественные выставки. Мы с детьми регулярно посещаем подобные мероприятия, несмотря на то, что моему младшему сыну всего 2 года. Казалось бы, что он там понимает, ходит просто и смотрит, но нет - в такие моменты он формирует своё восприятие искусства, а это так важно!

 

 

Думаю, прививать детям любовь к искусству нужно и через любовь к природе: на той же прогулке нужно рассматривать листочки, показывать детям, какие у него прожилки – рассматривать более приближённо. Например, Леонардо Да Винчи с самого детства любил всё рассматривать, задавать вопросы – из чего что состоит, как сделано. И в итоге родились бессмертные произведения. Художник, прежде всего, должен прочувствовать то, что он пишет. То, чего ты никогда не видел, к чему никогда не прикоснулся, сложно написать правдоподобно и убедительно. Нужно всё пропускать через себя.

 

 

Пожелание

 

- Желаю всем здоровья, счастья, любви. Цените веру православную и тянитесь к высокому искусству!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments