Валерий Сёмин: «Как баян определил судьбу»
- ФИО: Сёмин Валерий Владимирович
- Должность, регалии: заслуженный артист России; основатель и художественный руководитель группы «Белый день»; баянист; аранжировщик; композитор; певец; актёр; теле- и радиоведущий
- Специализация: музыкальное творчество
- Жизненное кредо: «Творить добро, дарить людям радость, служить русской культуре».
«Рос я рубахой-парнем. В этом мне очень помогал баян. Первый баян мама мне купила за 150 рублей, при её зарплате в 60 рублей! Это была немыслимая трата, но, как показала жизнь, не напрасная. У моей мамы было три мечты: чтобы у меня были белые штаны, коричневые ботинки (потому что отец, когда за ней ухаживал, был именно в такой одежде) и чтобы я выступал в Колонном зале Дома союзов в Москве», - вспоминает первооткрыватель «фирмовой» музыки на балалайках; первый баянист, который привез в Россию из Италии именной баян; заслуженный артист России; основатель и художественный руководитель группы «Белый день»; аранжировщик; композитор; певец; актёр; теле- и радиоведущий Валерий Владимирович Сёмин. О дедушке-плотнике, о педагогах, о выборе между Суворовским училищем и «музыкалкой»; о профессиональном инструменте, на который не было денег; о Гнесинке, ансамбле «Красная Звезда» и о страшном Афганистане; о «гастрольной кругосветке»; о телевизионных проектах «Играй, баян», «Гости», «Антология советской песни. Посиделки на кухне», которые не принесли ни копейки, но подарили нечто гораздо более ценное; о выступлениях в Государственном Кремлёвском дворце, о рождении народных песен; о душевных и светлых встречах с великими людьми - об этом и о многом другом – в нашем материале.
- Каким было Ваше детство?
- Родился я в городе Сызрань. Отца своего я никогда не видел, растила меня мама. Она была инвалидом, всю жизнь болели ноги. Семья наша жила очень скромно.
Рос я рубахой-парнем. В этом мне очень помогал баян.
- Как он пришёл в Вашу жизнь?
- Мой дед был плотником. Помню, в сарае лежали его инструменты, я пытался что-то мастерить с дедом, но быстро понял, что это не моё.
Помню, мы с ним часто ходили гулять, однажды проходили мимо Дворца пионеров и школьников и решили зайти. Там были различные кружки – хоровой, мягкой игрушки, спортивный, баянистов-аккордеонистов. Мы с дедом посмотрели, как баянист занимался с учениками, и нам понравилось. Звали педагога Гертруд Алексеевич. Он посадил меня за аккордеон, но я был ещё настолько мал, что из-за аккордеона меня не было видно. Примерили мне инструмент поменьше – баян, так и определилась моя судьба.
Я стал ходить учиться игре на баяне. Со временем Гертруд Алексеевич сказал, что мне пора отправляться в музыкальную школу, там работал его знакомый – педагог Михаил Сергеевич Антипов. Мы пришли к нему, он меня прослушал и взял к себе в класс. В музыкальной школе я проучился 5 лет и окончил её с отличием. Окончание музыкальной школы совпало с окончанием восьмиклассового обучения в общеобразовательной школе – в то время это был рубеж, как сейчас после 9 классов: либо ещё 2 года учиться в школе, либо поступать в училище.
В музыкальной школе у меня были успехи, я играл в оркестре, научился играть на гитаре. Что делать дальше? Жили мы очень небогато. Мама мечтала, чтобы я поступил в Суворовское училище, потому что там ребята – на полном обеспечении. Но Антипов Михаил Сергеевич настаивал, чтобы я продолжал заниматься баяном.
В музыкальную школу однажды пришёл директор музыкального училища Куликов Вячеслав Алексеевич – они вместе с моим педагогом убеждали мою маму, что я должен продолжать заниматься музыкой. Убедили. Я поступил в музучилище.
Надо сказать, что первый баян мама мне купила за 150 рублей – при её зарплате в 60 рублей! Это была немыслимая трата, но, как показала жизнь, не напрасная.
К сожалению, в училище нужен был уже профессиональный инструмент, но денег на него у нас не было. Благо, что в училище были базовые инструменты, на которых студенты могли заниматься. У меня был самый лучший из всех имеющихся инструментов, мне его даже давали домой, чтобы я занимался, ведь музыкант должен ежедневно сидеть за инструментом по восемь часов, чтобы достичь хороших результатов.
В 80-м году, на втором курсе педагог мне рассказал о существовании «Конкурса молодых баянистов Поволжья». На этом большом региональном конкурсе я занял первое место. Там меня заметил профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Борис Михайлович Егоров и сказал, что мне обязательно нужно поступать к ним в академию. Я рискнул и поступил с первого раза в класс профессора Белякова Вячеслава Алексеевича.
- Затем учёба прервалась на службу в армии?
- Как и любому музыканту, мне очень не хотелось, чтобы служба разлучила меня с музыкой, поэтому я придумал «ход конём»: познакомился с участником ансамбля «Красная Звезда», который предложил мне пройти прослушивание. Меня прослушали и приняли. Так я попал в ансамбль.
Это дало мне огромный жизненный опыт. В итоге я прослужил 2 года и 10 дней. Первый год я пропел в хоре, у меня появились навыки не только хорового исполнения, но и дирижирования, умение слышать. Потом я аккомпанировал танцорам – это вообще сложнейшая вещь. Но и это стало для меня школой. Второй год я уже провёл в оркестре, научился делать аранжировки.
Кроме того, вместе с оркестром мы побывали в Афганистане, куда нас направили в 86-м году. Это было очень страшно, школа выживания.
- А что было после службы в армии?
- Когда я вернулся из армии, то продолжил учиться в Гнесинке, Борис Михайлович Егоров сказал нам, что после 3 курса нужно будет выбрать профиль – ансамбль, баян, дирижирование. В то время уже не существовало распределения, мы должны были сами позаботиться о трудоустройстве. Многие люди до сих пор считают, что государство им что-то должно, ругают правительство. На самом деле, я убеждён, что никто никому ничего не должен.
Я прислушался к педагогу и решил создать ансамбль. А дело было так: в 90-м году я поехал на IV Всероссийский конкурс исполнителей на русских народных инструментах, который проходил в г. Горьком (ныне – Нижнем Новгороде), и стал Лауреатом первой премии в категории «Солист». Там я познакомился с «Терем-квартетом» из Питера, который занял второе место, и понял, что хорошо бы тоже создать ансамбль.
Я собрал ребят-музыкантов, которые тоже были лауреатами этого конкурса, и работа закипела. Хоть мы были и не единственной на свете музыкальной группой, но у нас всегда был свой стиль. Хотя всегда существовала и существует конкуренция, но важно занимать своё место. Просто нужно жить музыкой.
Мы были первыми, кто придумал это направление – исполнение «фирмовой» музыки на балалайках. Это был 1994 год, знаменитая программа «Балалайка in rock». Я стеснялся об этом говорить лет до 50, но потом понял, что это ложная скромность. Ведь мы реально были первооткрывателями в этом направлении. И не только в этом. Помню, какой восторг был у всех музыкантов, когда я первый в России привёз именной баян «Валерий» из Италии. Сейчас это повсеместно, но я был первым.
- На каких площадках выступала Ваша группа?
- Целый год мы с коллективом «Белый день» проработали на постоянной основе в Италии – в третьем по популярности развлекательном парке в мире, называется он «Гардаланд» и находится под Вероной около озера Гарда. Это произошло благодаря моему знакомству с продюсером Виктором Ивановичем Косаревым.
За год в Италии я познакомился со множеством интереснейших людей, было очень полезно.
Когда мы вернулись в Россию, нас приметил очень влиятельный человек из звукозаписывающей компании «Союз» и предложил сделать рОковую программу. Так появился на свет наш третий диск «Балалайка in rock», который до сего дня пользуется популярностью у меломанов.
А первый альбом появился ещё в 1990 году и назывался он «Белый день. Русская музыка». Он включал в себя традиционные русские народные песни. Второй диск назывался «Белый день вокруг света», он вышел сразу после Италии. Мы тогда действительно объехали весь мир: Америка, Канада, Дания, Иордания и пр. Не были мы только в Австралии и в Мексике.
- А что было после возвращения из Италии?
- Продолжилась наша активная деятельность, мы много покатались и у нас в России, и по зарубежным фестивалям.
И интересные знакомства продолжились. Например, мы играли на «разогреве» перед концертом гитариста из группы «Queen» Мэйя Брайана, когда он выступал в «Лужниках». Это было очень круто. То же было с группами «Boney-M» и «Машина времени».
А с 2000 года наступило время песенного творчества, тогда вышло около 15 альбомов. Сначала я был соавтором, аранжировщиком, видеоклипмейкером, а затем группа «Белый день» переросла в творческую мастерскую.
Мы организовали три телевизионных проекта: «Играй, баян!», «Гости», «Антология советской песни. Посиделки на кухне». Ни за одну из этих программ я не получил ни копейки. Они мне дали гораздо больше – знакомства с удивительными людьми, новых друзей и море позитивных впечатлений.
Кстати, передача «Играй, баян!» переросла в фестивальное движение, которое прошло в Пензе, в Новосибирске и других городах. А сейчас мы готовим огромный международный фестиваль, который пройдёт в августе в Томске. География и количество участников год от года растут. Я пытаюсь объединить вокруг себя людей, которые любят народную песню и народные инструменты – мне не важно, кто люди по национальности, главное, что все они объединены одной идеей – любовью к музыке и к жизни.
Недавно я приехал из Томска, где проводил большой мастер-класс. Три часа мы общались с музыкантами и любителями музыки. Некоторым гармонистам было и за 60 лет, но были и мальчишки 7-14-15 лет, которые смотрели на меня, открыв рот, и гордились тем, что у них сохранились баян или гармошка, на которых играли их деды. Мне приятно, что в результате наших встреч люди берут в руки инструменты, которые у них давно пылились в шкафах.
- Кроме всего прочего, Вы ещё и активно концертирующий артист!
- Да. У меня множество концертов и творческих предложений, но особое место занимают выступления в Государственном Кремлёвском дворце. Там есть три концертных зала: большой - на 5700 человек; малый – от 1000 до 1500 мест и дипломатический - 150 мест. В год у меня там получается 5-6 концертов: в малом зале 2-3 концерта и в дипломатическом 3-4. Это вечера народной музыки, которые стали для меня личным достижением. Главным образом потому, что это было желанием моей покойной мамы. В своё время у неё было три мечты: чтобы у меня были белые штаны, коричневые ботинки (потому что отец, когда за ней ухаживал, был именно в такой одежде) и чтобы я выступал в Колонном зале Дома союзов в Москве. Третье желание мама мне озвучила, когда я ещё только учился в музучилище.
Получилось так, что я перешёл рамки Колонного зала, положив на это кучу здоровья, сил и времени, но, когда мне исполнилось 50 лет, мною был организован большой концерт в Малом зале Государственного Кремлёвского дворца. Я посвятил его своей маме.
- Это невероятно трогательно!.. Ради этого, действительно, стоило жить 50 лет… Все Ваши концерты, не только юбилейный, очень душевные и светлые.
- На каждом своём концерте я отдаю дань уважения тем, на чьих песнях мы выросли. Например, я всегда уделяю особое внимание народному артисту Советского Союза, лауреату двух госпремий, который написал более 4500 песен - Григорию Фёдоровичу Пономаренко. Такое наследие человек после себя оставил! Я очень рад, что его супруга Вероника Журавлева–Пономаренко добилась, чтобы Краснодарскую государственную филармонию назвали именем Пономаренко, а перед входом установили памятник Григорию Фёдоровичу.
А Александр Сергеевич Морозов, написавший более 1,5 тысяч произведений! Какое счастье, что он наш современник! Мы с ним лично знакомы, он для меня - наставник.
Кроме того, я познакомился с вдовой композитора Александра Петровича Аверкина – Галиной Васильевной. Благодаря этой женщине в Рязанской области уже более 20 лет проходит фестиваль народной песни имени Аверкина. Это настоящий праздник песни, на котором побывали все звёзды эстрады.
Ещё одна моя замечательная встреча - с внучкой поэта Алексея Ивановича Фатьянова – Анной. 29 марта 2019 года в Кремле праздновался 100-летний юбилей со дня рождения Алексея Ивановича, я тоже там принимал участие. Кроме того, уже на протяжении 45 лет во Владимирской области проходит фестиваль «На солнечной поляночке» имени Фатьянова, в котором я также с радостью участвую.
А недавно я познакомился с внуком Бориса Андреевича Мокроусова – великого композитора, который написал невероятное количество песен.
Я очень рад, что благодаря баяну познакомился с такими замечательными людьми.
- Помимо всего Вы ещё и диски активно выпускаете…
- Раньше диски содержали всего 15 песен. После 50-летнего юбилея я решил выпускать диски по 50 песен. Уже вышло 3 таких альбома: «Я гармошечку в руки возьму», «Душевный разговор» и «Баян - душа моя».
Последние три года я активно сотрудничаю с поэтом, лауреатом Всероссийской премии «Золотой венец Победы», драматургом, членом Союза писателей России Валерием Калинкиным. С ним мы написали более 80 песен.
В день я порой сочиняю 3-5 песен. Это просто моя душевная потребность.
Одна из особенных страничек моего композиторского творчества - писать гимны. Написано уже более 20 гимнов. Очень горжусь, что гимн к 100-летию Военторга, написанный мною в соавторстве с Валерием Калинкиным, исполнил академический, дважды Краснознамённый, ордена Красной звезды ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова.
Удивитесь, но я и детские песни пишу, причём с большой радостью! Например, победитель проекта «Голос-дети 5» Миша Сандалов, исполнил мою песню «Ласточки». Правда, я уже 20 лет не смотрю телевизор, но в курсе всех событий.
Был у меня и опыт написания песен на двух языках: на испанском и на чувашском. Хотя я не владею языками. Музыка вне границ! Тем более, что существует насущная проблема: для «народников» сейчас совсем нет современного репертуара – все пишут для эстрады, а народную музыку почти никто не сочиняет. Хоровики-народники поют песни, написанные в прошлом веке. Нельзя забывать о наших корнях, но и развиваться обязательно нужно. Я пытаюсь восполнить этот пробел. Поэтому ко мне обращаются многие молодые люди, и я с радостью сочиняю им песни.
- А Вы же себя ещё и в актёрской ипостаси попробовали!
- Да, это было в 2000 году, благодаря Чекасину Владимиру Николаевичу – моему наставнику, учителю, великому саксофонисту, просто гению! Он познакомил меня с режиссёром Павлом Лунгиным, у которого я снимался в фильме «Свадьба».
- Что Вам дал этот опыт?
- Мне очень понравился процесс, хотелось бы снова окунуться в эту атмосферу.
Я понял, что мало обладать талантом, над всем в жизни нужно работать. Это касается и любви, и дружбы, и музыки. Чтобы были концерты - нужно работать, чтобы появляться на телевидении – нужно работать, чтобы сниматься в кино – нужно снова много работать.
Насколько хватает сил, я стараюсь.
- Как Вас на всё хватает? В чём Вы черпаете вдохновение?
- Своё дело я делаю искренне, честно, по-настоящему. А вдохновение – это только любовь!
Беседовала Юлия Гащенко