Валерий Шамбаров: «Никогда не знаешь, что тебе в жизни пригодится!»
- ФИО: Шамбаров Валерий Евгеньевич
- Должность, регалии: полковник; историк; писатель, публицист, автор многочисленных книг по истории России, член Союза писателей России и Международного сообщества писательских союзов; член Атаманского правления Московского казачьего отряда св. Александра Невского; кандидат технических наук, обладатель ряда правительственных наград и восьми свидетельств на изобретения
- Специализация: история
- Жизненное кредо: см. Символ веры
«Я 8 лет пролежал, прикованный к постели, и встал только благодаря Святому Крещению, которое принял в 1999 году. Я даже не мечтал об исцелении, не просил об этом», - рассказывает удивительную историю своей жизни полковник; историк; писатель, публицист, автор многочисленных книг по истории России, член Союза писателей России и Международного сообщества писательских союзов; член Атаманского правления Московского казачьего отряда, кандидат технических наук, обладатель ряда правительственных наград и восьми свидетельств на изобретения Валерий Евгеньевич Шамбаров. О детстве, которое прошло в переездах по военным городкам; о школьном писательском опыте и о мечте поступить в литинститут; о превращении лирика в физика, а затем – наоборот; о недоуменном знакомстве в 90 годы с книгами Сороса и о решении в противовес издать «Героическую историю России для детей»; о беседах на исторические темы с ребятами из военно-патриотических, казачьих клубов и о слетах «Игра Архистратига Михаила»; о неожиданных жизненных поворотах и о ценном жизненном опыте: «Я объехал весь Кавказский погранокруг, в Прибалтийском погранокруге был. Когда я впоследствии писал историю Первой мировой войны, то отлично представлял, где и какие бои шли на Кавказском фронте. Вот, правда, никогда не знаешь, что тебе в жизни пригодится!»
- Расскажите, пожалуйста, о своей семье, о детстве.
- Мой отец был военным, поэтому детство моё прошло в переездах по военным городкам.
Родился я, когда отец служил на Украине, в первый класс я пошёл в Москве, продолжил обучении в Эстонии (в Тарту) и в Белоруссии (в Мачулищах под Минском), оканчивал школу в Бобруйске.
- Как Вы воспринимали бесконечную смену коллективов – педагогов, друзей?
- Сначала спокойно – поехали и поехали.
В Эстонии отношения с одноклассниками были специфическими – русских уже тогда не привечали. Драк ни разу не случалось, но отношение к русским ученикам было недоброжелательным.
А вот в старших классах – в Белоруссии - было уже гораздо труднее расставаться с любимыми друзьями.
- Кем Вы мечтали стать?
- В школьные годы я начал писать повести. Приключенческие, довольно примитивные, тем не менее, одноклассники любили их читать. Один из одноклассников даже посвятил моей повести своё сочинение по литературе.
Кстати, тогда мы все очень любили читать. Причём не только отличники! Со мной в библиотеках просиживали и двоечники – они тоже выискивали для себя что-то интересное. Приключенческой литературой мы тогда зачитывались
- Как Вы думаете, почему раньше у детей была такая тяга к чтению, а сейчас её практически нет?
- Думаю, потому, что раньше был дефицит информации, её нужно было добывать. Мы делились ею друг с другом: «Слушай! Я такую книжку нашёл!». А сейчас информация льётся на людей потоком.
Детей сначала отвлекал телевизор, потом компьютер, а сейчас ещё и гаджетов множество.
Нехватку остросюжетных событий мы восполняли не СМИ и техникой, а чтением. А я восполнял ещё и тем, что начал самостоятельно писать – на тему войны, разведчиков и пр.
- Когда состоялась Ваша первая проба пера?
- У меня были задумки поступать в литературный институт, но дядя меня отговорил; он рассказал мне о специфике дальнейшей работы: какая-нибудь районная газета, где придётся писать то, что скажут...
Мой дядя работал инженером, поэтому и я перенацелился на технический вуз. Сначала я хотел поступить в Московский авиационный институт (МАИ), который окончил мой дядя. Поехал в Москву поступать. В то время в разных вузах были разные сроки вступительных экзаменов: в МИФИ экзамены были раньше, чем в других вузах. Я решил дать себе несколько попыток: сначала попробовать поступить в Московский инженерно-физический институт (МИФИ), а затем перевестись в МАИ. С первой же попытки я благополучно поступил в МИФИ, и мне там настолько понравилось, что переводиться я уже не захотел.
- Сразу ощутили себя на своём месте?
- Было очень интересно. При институте действовал театр (Восьмое творческое объединение), в котором я очень быстро оказался в качестве сценариста и режиссёра.
Вот это были уже настоящие пробы пера – я учился писать по-настоящему. Меня это навсегда научило кратко и понятно излагать свои мысли: порой бывало, растечёшься мыслью по древу, а на репетиции видишь, что сценка рушится, что много лишнего, это лишнее топит в себе главную мысль. Такая вот литературная «школа».
Общественная работа тоже была довольно объёмной: по комсомольской линии я занимался творческим направлением - организовывал масштабные слёты посвящения в студенты. В последствии мне этот опыт пригодился в военно-патриотической работе с молодёжью.
Кроме того, мы организовывали агитбригады: МИФИ тогда был связан с погранвойсками, и чтобы набирать пограничников на подготовительное отделение, посылали студенческие агитбригады на границу. Пограничники ведь покидали пост уже тогда, когда обычно вступительные экзамены в вузах завершались, поэтому МИФИ давал им шанс поступить, не покидая служебного поста.
Мы ездили по заставам, проводили небольшие концерты, общались с солдатами, оставляли материалы, по которым они могли готовиться к вступительным экзаменам. Солдаты видели, что студенты МИФИ – нормальные ребята, не с «квадратными заумными» головами.
- Что лично Вам дал этот опыт?
- Я объехал весь Кавказский погранокруг, в Прибалтийском погранокруге был – и приключений мы натерпелись, и многое повидали. Школа жизни. Когда я впоследствии писал историю Первой мировой войны, то отлично представлял, где и какие бои шли на Кавказском фронте. Никогда не знаешь, что тебе в жизни пригодится!
Когда я оканчивал институт, мне предложили продолжить обучение в аспирантуре, но я отказался. Решил пойти по военной линии, потому что все мои предки были военными, все служили. Отец мой – штурман дальней авиации, а дед - Григорий Иванович – на границе басмачей гонял, а в 1946 году перевёлся, когда потребовалось усиление московской полиции в борьбе с преступностью. Дед стал основателем и первым командиром московского ОМОНа (тогда он назывался Полк особого назначения).
Так, я вместо аспирантуры написал заявление на военную кафедру, попросил призвать меня на кадровую службу. Двухгодичников из МИФИ не призывали, но по желанию можно было. Я пошёл служить и попал по специальности – в Научно-испытательный институт ВВС им. Чкалова (ныне - Государственный летно-испытательный центр ВВС). Как в песне поётся: «Учили летать самолёты». Но я учил самолёты не летать, а стрелять. Занимался испытаниями авиационных комплексов, авиационного вооружения.
В армии я защитил диссертацию, стал кандидатом технических наук, кстати, вот это мне в жизни не пригодилось. А в Университете марксизма-ленинизма, куда нас загоняли чуть ли не силком, я получил высшее политическое образование по специальности «Международные отношения и международная политика» – эти знания пригодились в жизни очень. Преподавали нам очень серьёзно, не ради «галочки», преподаватели были из Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина, нам дали очень хорошую подготовку.
В 1991 году я тяжело заболел, свалился… Долго скитался по госпиталям, никто не мог установить диагноз. Именно в этот период я вынужден был сменить специализацию на ту, которой занимаюсь сейчас – стал писателем-историком.
- Как это произошло?
- Демобилизовался. Поскольку я стал лежачим больным - не мог ходить, стал думать, чем теперь заниматься. А надо сказать, что печататься в газетах и журналах я начал года с 88-го.
Когда случилась болезнь, ко мне приехал друг – журналист, главный редактор «Вечерней Рязани» Вадим Михайлов. Спросил меня, что это я «нос повесил» и предложил мне стать штатным сотрудником газеты. Я опешил: что я мог предложить в качестве штатного журналиста газеты? Из телевизора, что ли, новости для материалов брать? Тогда-то Вадим и предложил мне поднять архивы моих материалов по истории «белого движения» и дал целую полосу. Так, с 93 года пошла моя новая жизненная полоса.
Вёл свою рубрику в «Вечерней Рязани» я целых три года. Возникла идея издать мои материалы отдельной книгой. Издали, но в Рязани книга не пошла. Во-первых, все, кто хотели, прочитали эти материалы из 40-тысячного тиража «Вечерней Рязани», а во-вторых, книга стоила 20 рублей, а тогда половина Рязани сидела без работы.
Перевезли мы эти книги в Москву, попытались распространить по книжным магазинам – «мартышкин труд». А тираж у меня был 2 тысячи экземпляров… Знакомый вышел на фирму «Алгоритм», которая занималась и издательской деятельностью, и оптовыми продажами. Взяли они сто книг «на пробу». Через пару недель взяли ещё 200 штук, а через несколько дней забрали всё остальное. Далее «Алгоритм» предложил мне переиздать эту книгу, так и пошло дело, я стал писать книги.
- Кого в Вас больше – физика или лирика?
- Во мне больше военного. Но физика мне очень пригодилась в подходе к изучению истории! Гуманитариев как учат? Авторитетный человек что-то сказал, другой это подтвердил, вот и славненько. А физиков учили и учат верить только фактам.
Майкельсон усомнился в теории механики Ньютона, и получил открытие. Эйнштейн усомнился и тоже совершил открытие. Сомневайтесь, проверяйте! Верьте фактам, а из них делайте выводы. А в гуманитарных науках очень часто происходит наоборот – факты «пристраиваются» к выводам. Выводы определяют заранее, они могут зависеть от общественной системы – демократия, коммунизм и пр., а к ним уже «лепят» факты. Но меня учили, что «А» должно выходить из «В» и подтверждаться «С». Если это не так, то задача решена неверно.
Когда начинают говорить, что Царская Россия в 1914 г отставала от Европы в военном оснащении, я начинаю сопоставлять, например, артиллерию в России и во Франции – какая же тут отсталость? Оснащённость авиации в России и во Франции – какая же отсталость?
- Как Вы относитесь к критике? В частности, к критике своих работ.
- Спокойно. Потому что самый главный для меня критик – это я сам. Если нахожу что-то неверное, какую-то ошибку, то сам себя сужу строго. А вот когда вижу политический заказ на критику со стороны, то просто не отвечаю.
- Каким источникам верить, изучая историю, если информация расходится?
- Нужно опираться на факты. Они расходятся крайне редко. А вот оценки их расходятся всегда очень сильно. Порой факты замалчиваются, порой факты бывают ложными. Поэтому нужно проверять. Этому меня научили физика и военная служба: у главного конструктора может всё выглядеть на бумаге превосходно, а испытатели всё проверяют и выясняют – вдруг какая-то характеристика не такая уж и блестящая…
- Порой история - это один из самых нелюбимых школьных предметов… Как полюбить историю?
- Это очень интересный вопрос… На него ответить почти невозможно.
Помню, как моя дочка ещё в 90 годы принесла мне учебники Сороса, я был, мягко говоря, удивлён их содержанием. А сейчас уж и подавно такое разнообразие учебников по истории!..
Что лично я мог сделать? Написал книгу «Героическая история России для детей», где постарался описать всю историю нашей страны - от скифов, киммерийцев, древних руссов, славян и до наших дней. Возился я с этой книгой два года, чтобы изложить материал не только коротко, но и интересно, и понятно даже для школьников младшего возраста.
Потом я разослал черновик книги военно-патриотическим детским клубам, воскресным школам и другим коллективам, с которыми мы работаем. Когда подтвердили, что читается легко, увлекательно, сдал книгу в печать. За год два тиража книги «улетели».
- Что побудило Вас к написанию этой книги?
- Мне давно приходили читательские письма о том, что нужна такая книга. Я долго сомневался, не брался за такое дело, но в итоге сделал. Тем более, что я сам непосредственно связан с детьми школьного возраста – организую слёты военно-патриотических клубов, поэтому не понаслышке знаю, насколько дети «плавают» в этих вопросах.
- Насколько сильно Ваша книга отличается от школьных учебников истории? И как книгу восприняли учителя истории?
- Не берусь судить, насколько сильно книга отличается от остальных. Повторюсь: сейчас такое множество школьных программ и учебников истории! Одно могу сказать точно: факты там не расходятся, а вот оценки очень отличаются.
А отнеслись к ней по-разному: кому из учителей не интересно, те прошли мимо, а кто-то воспринял её, как давно недостающий элемент, благодарили. Нападок не слышал.
- Расскажите о своей деятельности сегодня.
- Провожу сборы и игры с ребятами из военно-патриотических, казачьих клубов, с детьми из воскресных школ и не только. Недавно меня пригласили в славный город Йошкар-Ола – там находится клуб «Историческая память» при Марийском университете, где, оказывается, любят мои книги, вот и позвали меня на встречу.
С 2007 года я провожу несколько масштабных ежегодных мероприятий, на которые собираются ребята из московских, подмосковных, рязанских, владимирских, орловских, воронежских клубов. В конце ноября у нас прошла двухдневная «Игра Архистратига Михаила».
- Посоветуйте подрастающему поколению: как обрести призвание?
- «Ищите и обрящете!». Нужно слушать и слышать. Меня Господь вывел.
Я 8 лет пролежал, прикованный к постели, и встал только благодаря Святому Крещению, которое принял в 1999 году. Я даже не мечтал об исцелении, не просил об этом. Даже наоборот, собирался отправиться вслед за отцом, которого похоронил зимой 1999 года. Когда отца хоронили по православному обряду, мне стало стыдно за себя. Так я и окрестился. После этого начались неожиданные улучшения моего здоровья, язвы закрылись, гной перестал хлестать, и я начал ходить. Дивен Бог!
Связаться с героем публикации можно через страницу в ВК: https://vk.com/id535169742
Книгу «Героическая история России для детей» В. Е. Шамбарова можно приобрести в интернет-магазине «Политкнига» или в лавке «Кириллица» (располагается на территории храма Вознесения Христова за Серпуховскими воротами, ул. Большая Серпуховская, 24/21, г. Москва).
Беседовала Юлия Гащенко