+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Валерий Чеснок: «Человеку дан уникальный дар познания – диалог»

 

  • ФИО: Чеснок Валерий Фёдорович
  • Должность, регалии: историк, старший научный сотрудник археологического музея-заповедника «Танаис»
  • Специализация: история, музейная педагогика
  • Жизненное кредо: «Быть, и, конечно, сомневаться».

 

 

«Человек разумный - это человек созидающий. Очень важно научить детей созидать, важно приобщать их к созиданию. А ещё важно, чтобы ребёнок научился выявлять взаимосвязь всех явлений – не только явную, но и скрытую. Человеку дан уникальный, удивительный, универсальный дар познания – диалог: друг с другом, с Богом, с прошлым и с будущим», - размышляет историк, старший научный сотрудник археологического музея-заповедника «Танаис» www.museum-tanais.ru, автор ряда книг по истории Дона, первый директор археологического музея-заповедника «Танаис», прослуживший в этой должности 30 лет (1972-2002 гг.) Валерий Фёдорович Чеснок. В 2002 году Валерий Фёдорович был избран председателем попечительского Совета РОФССЭР «Танаис». Благодаря его активной деятельности в 1970 году состоялось археологическое изучение крепости Лютик (на левом берегу северной протоки дельты Дона, реки Мёртвый Донец в Ростовской области, неподалёку от хутора Недвиговка), куда впервые отправилась археологическая экспедиция под руководством В. Ф. Чеснока. О гуманизации и лестнице в Небо, о штопоре цивилизаций и излечивании искусством, о свободе выбора и о природе человека - в удивительно поэтических философствованиях нашего героя.  

 

 

Валерий Фёдорович, Вы практически всю свою жизнь посвятили изучению культуры древних цивилизаций, исторических артефактов, много лет трудились над созиданием археологического музея-заповедника «Танаис». Очень интересно узнать, как бы Вы определили черты современной культуры? Какова основная черта? А какое воспоминание из Вашего личного опыта для Вас самое ценное?

 

- Думаю, основная черта современности – все-таки гуманизация. Утешение горюющего, милосердие друг к другу, осознание святости хрупкого чуда человеческой жизни.

 

 

Ценное воспоминание?..

Сейчас вдруг вспомнилось, как в одной из разведочных археологических экспедиций наш маленький отряд остановился поздним вечером на окраине поселка Несветай у разрушенной церкви. До заповедника оставалось совсем немного пути, но поездка по накалённой солнцем степи, просёлочные дороги и барахливший двигатель музейного автобуса вконец измотали нас, и, наскоро поужинав, не разбивая палаток, мы улеглись на спальниках среди пыльной звенящей травы.

Проснулся я ночью, долго лежал, прислушиваясь к тишине. Звёздное небо было прозрачным, легко различимым до окраин Вселенной. Мир жил своей загадочной жизнью, и, как мне представлялось, – такой торжественной и праздничной!

Я подошёл к храму. Под ногами хрустел битый кирпич и гравий, сквозь проёмы окон и выщербленных стен были видны звёзды. Вертикаль колокольни и огромный парус свода размывались лунным светом, громада храма казалась невесомой.

«Отче наш, сущий на Небесах! Да святится имя Твое…», – вспомнил я из далёкого детства шёпот бабушки, когда, уложив спать внуков, она на коленях перед иконами о чём-то советовалась и рассказывала святым. «…Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши…» В зыбком свете лампадки я видел строгие внимательные лики и засыпал с уверенностью, что всё будет хорошо.

Скользнула тень по звёздной россыпи – с тихим металлическим звуком качнулась ажурная полуоторванная решётка оконного переплета… Но почему в душе нет ни настороженности, ни печали - обычных чувств, когда человек бродит по развалинам?! Может быть, жизнь храма, роднившая когда-то жизнь человека с Вечностью, не ушла, – думал я, – а лишь отступила в сумрак сводов, в ниши кирпичных стен… Стоит зажечь свечу и произнести слова молитвы, и роспись осыпающихся монументальных фресок вспыхнет цветом, зазвучит музыка… Странное, недоступное достоинство этой архитектуры, и в развалинах сохраняющей величие, простоту, доверчивость и тайну.

Храм – это лестница в Небо, это жажда Духа, порыв людей объясниться с Богом на языке добра и надежды, моление о бессмертии... Иной мир, почти забытый нами, гонимый и презираемый долгие годы, но под пеплом таящий огонь многовековой культуры, способной обогреть надеждой, дать смысл существования и одному человеку, и целому народу.

 

 

- Валерий Фёдорович, как поэтично! Удивительное воспоминание, удивительный опыт. Наверное, Вы большой ценитель классики, академизма в искусстве, да?

- Да, я убеждён, что классика – это клад, который особым образом открывается, когда цивилизация входит в штопор или в тупик. Обедненный язык обращается к литературе, дегуманизация излечивается искусством.

Честно говоря, особых открытий в современной литературе я для себя не сделал, поэтому читаю и перечитываю любимых авторов: Антона Павловича Чехова, Александра Сергеевича Пушкина, Ивана Алексеевича Бунина, Джека Лондона. Люблю произведения Людмилы Улицкой.

 

 

- В музей «Танаис» часто приезжают дети – школьные и семейные экскурсии. Работникам музея приходится быть не только историками, культурологами, но и педагогами. Что, на Ваш взгляд, важно воспитать в детях? Как созидать добрую личность? 

 

- Человек разумный - это человек созидающий. Очень важно научить детей созидать, важно приобщать их к созиданию.

На мой взгляд, в процессе воспитания детей огромную роль играют элементы игры и состязательности. А ещё очень важно, чтобы ребёнок научился выявлять взаимосвязь всех явлений – не только явную, но и скрытую.

Человеку дан уникальный, удивительный, универсальный дар познания – диалог: друг с другом, с Богом, с прошлым и с будущим… Правда, диалог с прошлым и будущим порой поражает несоразмерностью задаваемых человеком вопросов и краткостью жизни, не позволяющей услышать ответ...

 

 

Мне очень нравится притча о свободе выбора человека: «Пришёл срок, и призвал Господь человека. И открыли ангелы занавес – и всё прошлое человечества предстало перед Господом, как один день. И принесли ангелы книгу судеб, и чернильницу с золотым пером. И задумался Господь, с печалью глядя на человека. И не написав ничего, закрыл книгу и велел ангелам отдать её человеку, чтобы он сам заполнил следующую страницу. Взял человек книгу и золотое перо и, уходя, радовался. Ангелы же плакали…»

 

 

- А что, с Вашей точки зрения, опасно для детства?

 

- Считаю категорически опасными для детства ненависть и агрессию в любых их проявлениях.

 

 

Что бы Вы пожелали нашим читателям?

- Посещайте музеи, особенно те, которые располагаются среди историко-природного окружения. Например – музей-заповедник «Танаис»! Как говорится притчах о царе Соломоне: «Ничто не проходит!»

 

 

Как бы ни складывалось отношение к человеку со стороны им же создаваемых государственных структур, как бы ни определяла суть человека та или иная теория, какую бы роль ни отводила человеку конъюнктура той или иной эпохи, но во все времена, с глубочайшей древности, человек – это образ и подобие Бога, и Вселенная «моделирует» себя в самом малом из своих созданий.

 

Система комментирования SigComments