+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Светлана Залаутдинова: «Мы всё меньше воспитываем детей внутри семьи»

 

  • ФИО: Залаутдинова Светлана Евгеньевна
  • Должность, регалии: социальный педагог Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Дом милосердия» в г. Санкт-Петербурге; специалист в области социального сопровождения семей, взявших детей под опеку и попечительство; выпускница Российского государственного педагогического университета им. Герцена, магистр
  • Специализация: педагогика
  • Жизненное кредо: «Любить других и не требовать любви к себе».

 

 

Светлана Евгеньевна Залаутдинова - социальный педагог в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Дом милосердия» в г. Санкт-Петербурге; преподаватель в воскресной школе для детей при Феодоровском соборе г. Санкт-Петербурга, редактор группы для девочек «Милосердие и благочестие»; сестра милосердия в Сестричестве во имя преподобномученицы Елизаветы Санкт-Петербургской епархии -  о родном посёлке Мишкино Курганской области; о большом ткацком станке в полкомнаты, который собирал ее папа для общесемейного рукоделия; о пути к вере; о детском восприятии дружбы; о том, как она не стала экономистом и что из этого вышло; о тенденциях в воспитании современных детей: как говорить детям об их талантах, как находить общий язык с разными поколениями, как развивать детей так, чтобы не подменять созидание техническим хороводом по бесконечным кружкам – об этом и о многом другом – в нашем материале. 

 

 

Вот было раздолье!

 

- Детство у меня было очень счастливым. Родилась и выросла я в сельской местности Зауралья, в посёлке Мишкино Курганской области. До 12 лет у меня была полная семья, затем папы не стало – он умер от болезни сердца. До этого горького события мы жили в своём доме, на берегу озера, у нас был большой огород, хозяйство – поросятки, кролики, курочки и пр.

Было очень много друзей, соседей, мы общались семьями, дети дружили от мала до велика. Причём старшим детям поручали присматривать за младшими. В памяти всплывают картины наших детских походов купания на озере: старшие, которым было по 16-17 лет, вели нас, малышей, к водоёму, а после купания дружно приводили нас домой. Они брали на себя ответственность за нас.

У детворы был большой разброс по возрасту, но нас всегда было много. Я помню свой День рождения, на котором собралось однажды более 20 соседских детей!

Детские воспоминания у меня сохранились самые добрые: мы любили играть в «вышибалу», в «казаки-разбойники», катались на велосипедах. А ещё родители запускали нас в сад-огород и разрешали «обносить» плодово-ягодные деревья и кустарники. Вот было раздолье!

И праздники в нашей семье отмечали весело. У родителей было много друзей, в основном, все семейные, с детьми. На праздники собиралось много людей: друзья, родственники, которых у нас тоже тогда было очень много. Застолье, песни, детские игры, прогулки со взрослыми. Ярко помню новогодние праздники: родители с удовольствием катались вместе с детьми с горки на санках. Помню, мы так смеялись, видя, как взрослые друг друга катают на санках!

 

 

Печка трещит, радио включено или телевизор, и мы все вместе рукодельничаем

 

- Я очень благодарна своей маме за пример правильного отношения к мужчине, который она мне показывала с самого раннего возраста.

С детства я усвоила, что уважение и почитание мужчины – это залог благополучного брака, а вовсе не те модные лозунги, которыми сейчас забивают головы молоденьким девочкам: «Воспринимай меня такой, какая я есть! Я – впереди планеты всей!». Хотя, конечно, и современные веяния оказывали на меня в своё время определённое влияние, но мамино воспитание в итоге перевесило и, надеюсь, я сумела перенести в свою семью теплоту отношений, которая была у моих родителей.

А бабушке я очень благодарна за то, что она привила мне любовь к рукоделию. Причём как-то невзначай. Например, мы с двоюродной сестрёнкой готовили мамам подарки – вышивали вафельные полотенца. Мама тоже поддерживала нас в рукоделии - всегда вязала и сейчас вяжет полезные вещи: варежки, носочки, шарфики.

Помню, у нас была замечательная семейная традиция: мы все вместе ткали ковры. Есть такой старинный метод тканья: петельки иголочками. Папа изготавливал нам большой станок, который занимал полкомнаты, и мы вечерами сидели и ткали иголочками ковёр. А параллельно работало радио или телевизор, по которому шли серьёзные сериалы, например, «ТАСС уполномочен заявить» или «Семнадцать мгновений весны». Самое главное, что мне, несмотря на юный возраст (всего 7-9 лет), доверяли это важное дело: например, поручали какое-то место и говорили, что этот цветочек буду делать я - возникало ощущение доверия и ответственности. Вот такие были вечера: печка трещит (мы жили в доме с печным отоплением), радио включено или телевизор, и мы все вместе рукодельничаем – воспоминания на всю жизнь!

 

 

Почему из-за этого в пионеры не принимают?

 

- Мой путь к вере не был очень сложным, хотя мне пришлось многое осмыслить.

Помню, как из окон школы, которая находилась на нашей же улице, был виден храм. Насколько я помню, он всегда был действующим. Мы с ребятами частенько там бывали. А по праздникам всё население деревни традиционно посещало храм. В подростковом возрасте родители даже отпускали нас на ночную Пасхальную службу – это было в порядке вещей. Наверное, потому что село было маленьким, все друг друга знали, было безопасно даже ночью.

Очень ярко запомнился Праздник Святой Троицы: тепло, радость, крестный ход. Потом я удивлялась, почему на Троицу в других храмах не бывает крестного хода? Оказалось, наш сельский храм освящён в честь Пресвятой Троицы, в этот день храм отмечает престольный праздник, по случаю которого традиционно и проходил крестный ход.

Но, что удивительно, я никогда не задавалась вопросом – крещённая я или нет? Помню, что папа долгое время не был крещён, но, когда он начал болеть сердцем, и была под угрозой его жизнь, священник позволил маме самой окрестить папу мирским чином.

Со мной тоже произошла интересная ситуация: будучи уже взрослой я узнала, что у меня в детстве было тайное погружение. Это было ещё в то непростое время, когда все скрывали свою веру. Но я о своём крещении ничего не знала, поэтому в 16 лет я самостоятельно пошла в храм и приняла святое крещение.

На тему веры из детства мне запомнилась одна история, потрясшая меня до глубины души: в школе вместе с нами в пионеры принимали девочку, которая была нас на 2-3 года старше. Мы, будучи детьми, недоумевали: почему же её не приняли раньше? Как нам объяснили, её мама «красит купол церкви». Думаю, мама не просто красила купол, но была верующим человеком, прихожанкой храма. Но мы – тогдашние дети – этого не понимали, но возмутились от всего сердца: что же тут такого, что человек красит купол? Почему из-за этого в пионеры не принимают?

 

 

 

Я уделяла недостаточно внимания тем людям, которые его уделяли мне

 

- Оглядываясь назад в детство, я, наверное, хотела бы изменить своё отношение к подругам. Сейчас я понимаю, что была достаточно горделивой девочкой, мои требования к подругам были очень-очень серьёзными. И до сих пор отношение к дружбе осталось очень трепетным. А в детстве я не считала своих подружек настоящими друзьями, потому что в моём представлении настоящий друг – это человек, который пойдёт за мной и в огонь, и в воду. Мне, почему-то, казалось, что подружки не готовы были за меня ни в огонь, ни в воду. Сейчас я понимаю, что я их этим обижала.

Мне кажется, что я уделяла недостаточно внимания тем людям, которые его уделяли мне. Например, я могла не пойти к кому-то из подруг на праздник, или могла не пригласить кого-то на свой День рождения. Хотя, насколько я помню, мы друг на друга особо не обижались. Сейчас у детей долгие обиды, ссоры – это норма, а у нас этого не было, отношения всё равно были дружные.

 

 

«Света, ну, какой из тебя экономист?»

 

- В детстве я мечтала стать врачом. Моя мама была медсестрой и по её линии многие работали в медицине. Правда, с химией у меня в школе было не очень хорошо, но по русскому языку сочинения я всегда писала на тему: «Хочу стать врачом». Может быть ещё и потому, что у нас была очень хороший врач-педиатр – красивая женщина с длинной косой. Мне очень хотелось быть похожей на неё. Но после смерти отца в нашей семье возникла сложная финансовая ситуация, мама одна воспитывала двоих детей. Медицинского учебного учреждения поблизости нигде не было, а ехать куда-то далеко было обременительно для нашей семьи, поэтому пришлось рассматривать те учебные учреждения, которые находились у нас в посёлке. Так закончились мои мечты о медицине.

Потом я хотела стать актрисой, но сверстники смеялись надо мной, не считая это серьёзной профессией.

Но дальше в моей жизни случился неожиданный для меня поворот. Я, как и большинство детей, окончивших школу в 1991 году, выбрала себе модную тогда экономическую специальность. Мама всегда мне говорила: «Света, ну, какой из тебя экономист?» Но я всё равно пошла поступать на экономиста, и провалилась. Помню, я очень огорчилась тогда, рыдала, а мама, как она сейчас говорит, тихо радовалась, что я не поступила, потому что понимала, что никакой я не экономист.

Чтобы не терять год, мы с подружкой решили поступить в педучилище, думая, что хотя бы в пионерский лагерь съездим поработать. А в детстве я бывала в пионерских лагерях, мне там нравилось, поэтому на предложение подружки я согласилась. Так и начался мой педагогический путь. Сначала педучилище, затем университет по специальности «Логопедия» заочно окончила. Но так получилось, что от педагогической деятельности я всё время убегала: работала в области культуры, на телевидении, менеджментом занималась, работала режиссёром в гостиничном комплексе. Благодаря моей практической деятельности в сфере режиссуры, меня пригласили преподавать в Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийска специальность: «Анимация в сфере туризма». И я, наконец, поняла, что мне это нравится, что педагогика – моё. Хотя мои школьные педагоги, которых я иногда сейчас встречаю, говорят, что всегда думали, что я стану педагогом. Я спросила: «Почему же Вы мне об этом не говорили?». Оказалось, у них была установка не навязывать своё мнение. Правильно ли это было? Сложно ответить. Важно, в какой форме ребёнку что-то говоришь, потому что в силу подросткового возраста дети отрицают точку зрения взрослых, их советы, пытаются им противостоять. Если я сейчас вижу в ребёнке какие-то сильные стороны, таланты, то считаю своей обязанностью сказать родителям о том, что у их ребёнка проявляются определённые способности, чтобы они на это обратили внимание. Особенно это актуально, когда нужно компенсировать какие-то недостатки.

 

 

 

Мы – современные родители всё меньше воспитываем своих детей внутри семьи

 

 

- Для меня настоящим открытием в профессии стала теория поколений. Я чётко увидела, что действительно существует очень большая разница между поколениями, и нельзя на это закрывать глаза. Восприятие мира и всевозможных ситуаций у людей разных возрастов абсолютно не совпадает.

Точно так же, как нельзя одинаково преподавать разновозрастной аудитории, нельзя не учитывать разницу возрастов во внутрисемейных взаимоотношениях. Работая социальным педагогом, я наблюдаю огромную поколенческую пропасть, когда бабушки воспитывают своих внуков. Разница восприятия мира колоссальная, зачастую нагнетающая и достаточно опасная. Со своей стороны, я стараюсь донести до бабушек этот факт, подсказать, в каких моментах необходимо немножко изменить свои взгляды ради пользы ребёнка.

Есть и другая опасность: дети не умеют общаться со старшим поколением. Мне повезло – у меня были бабушки-дедушки, а сейчас очень многие дети просто порой не видят их, не общаются – бабушки либо живут далеко, либо их уже нет в живых.

На мой взгляд, современным родителям нужно обратить больше внимания на воспитание детей в семье. Сейчас мы наблюдаем тенденцию обилия Центров раннего развития ребёнка. Мы видим, как мамы, особенно молодые, ежечасно возят своих маленьких детей в различные клубы. В итоге у детей не происходит естественного социального развития и формируется искусственное восприятие семьи. И корень этого зла находится как раз в том, что мы – современные родители - всё меньше воспитываем своих детей внутри семьи.

Современные педагоги в один голос говорят о том, что для ребёнка гораздо важнее посидеть на кухне с мамой, полепить из теста пельмешки или пирожки, пораскладывать крупу, попробовать подмести веником, нежели сидеть в клубах и часами заниматься пусть даже самыми полезными кубиками и треугольниками.

 

 

Главное – всё в меру!

 

- Любой продукт цивилизации, по моему мнению, производится для того, чтобы приносить человеку пользу, а уже как мы его используем – это наши проблемы. Поэтому, например, те же гаджеты я бы не относила к категории «Опасно для детства». Главное – всё в меру!

Думаю, немалую опасность для подростков представляют социальные сети. Дети в этом возрасте очень подвержены мнению сверстников, играм на «слабо», желанию показать себя крутым и взрослым. Но опять же: если ребёнок естественным образом тянется к своей семье, имеет крепкую связь с родителями, то даже негативные трактовки информации извне не окажут такого болезненного и опасного влияния, как на ребёнка, не защищённого своей семьёй.

 

 

Чтобы ребёнок был читающим, родители сами должны любить чтение

 

- Как прекрасно, когда в семье существует традиция чтения! Я убеждена, что для того, чтобы ребёнок был читающим, родители сами должны любить чтение. Очень радостно встречать читающих подростков. Недавно узнала, что современные подростки с интересом читают «Маленького принца» Экзюпери. А я, например, прочитала его только после 20 лет. Очень радуют глубокие мысли, которые высказывают дети после прочтения этого произведения.

А ещё я недавно была на одном детском мероприятии, где ребятам показывали старые русские сказки. Интересно было наблюдать за современными детьми – они с удовольствием посмотрели всю сказку, отвечали на вопросы. Лишь одна девочка сказала, что ей казалось, будто события происходят очень медленно, и ей хотелось их поторопить. Но в целом детям понравилось.

Был у нас также опыт совместного с детьми просмотра фильма «Посторонним вход воспрещён» Климова - дети были в большом восторге, только одна девочка сказала, что ей не понравилось, что фильм чёрно-белый. А всем остальным детям не помешало даже это. Потому что в этом фильме показана очень актуальная жизнь – как шалят дети, как пытаются взаимодействовать со взрослыми.

Недавно, чтобы было, о чём беседовать с детьми в поездке, я прочла книгу для подростков «Ищу скучных и грустных людей» Юлии Шаманской - о девочке, которой казалось, что мир весьма унылый, а родители скучные, хотя родители у неё были хорошими. Книга написана доступным языком и отражает мир глазами подростка. Детей она очень «цепляет», потому что они видят там своё отражение – как они хотят выглядеть перед сверстниками, как хотят соответствовать моде, как не хотят слушать взрослых, и к чему могут приводить необдуманные поступки.

Из взрослой литературы я недавно прочитала книгу «Отец Арсений». А ещё меня глубоко потрясло произведение Уильяма Голдинга «Повелитель мух» - о маленькой модели общества, в котором дети пытаются выжить.

Тронула до глубины души замечательная книга Виктора Франкла «Человек в поисках смысла» - это такая мощь, которая расставляет все точки над «i». Книгу хочется перечитывать и соотносить со своей жизнью. После прочтения этого произведения точно не хочется унывать.

Кстати, из произведений, от которых не хочется унывать, рекомендую книгу Сергея Козлова «Ёжик в тумане». Она хоть и предназначена для детей, но я её очень люблю, перечитываю и советую всем от 0 до 100 лет!

 

 

О сокровенном

 

- Люблю высказывание Георгия, затворника Задонского: «А у нас разве есть такая заповедь, чтобы нас любили? У нас есть заповедь, чтобы мы любили!». Это очень хорошее напоминание, чтобы мы поменьше требовали от других, но были более требовательны к себе.

А ещё мне созвучны слова митрополита Антония Сурожского: «Встаньте утром, поставьте себя перед Богом и скажите: «Господи, благослови меня и благослови этот начинающийся день», - а потом относитесь ко всему этому дню как к дару Божию и смотрите на себя как на посланца Божия в этом неизвестном, что представляет собой начинающийся день...».

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments