Оксана Кладовая: «Даже комедии обязательно должны нести смысл»
- ФИО: Кладовая Оксана Александровна
- Должность, регалии: юрист, руководитель Центра юридических услуг
- Специализация: юриспруденция, гражданское право
- Жизненное кредо: «Двигаться вперёд и не останавливаться на достигнутом!»
«Для меня важно, чтобы в продуктах культуры был заложен смысл, глубина, побуждающая человека задуматься, сделать выводы - чтобы душу затронуло. Даже комедии обязательно должны нести смысл», - делится с нами своими размышлениями на тему особенностей современной культуры юрист, руководитель Центра юридических услуг Оксана Александровна Кладовая. Почему так привлекательны для детей разрушительные образы, отрицательные герои; как научить ребенка делать правильный выбор; как контролировать информационное поле ребёнка и отсеивать недостойное, но при этом не ставить запрет во главу угла; каким образом мы влияем на телевидение? О классике, которая побуждает к осмыслению; о любимых кинокартинах; об интересных цитатах, которые хочется выписать в блокнот – об этом и о многом другом – в нашем материале. «Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления. Однако, тебе, возможно, придётся ради этого потрудиться»…
Черты современной культуры
- В современной культуре, разумеется, есть как положительные, так и отрицательные тенденции, и каждому дано право на личное осмысление этих явлений.
Если говорить о литературе, то лично я предпочитаю классику, причём больше мне нравится зарубежная, возможно, потому что по первому образованию я лингвист-зарубежник.
Я пыталась читать некоторых известных современных писателей, но, как оказалось, эти книги мне не близки. Когда я читаю, например, английскую классику, то сопереживаю героям, там описаны такие душевные качества, которые были актуальны 100-200 лет назад, и актуальны сейчас, хотя мы живём в совершенно другом мире, имеем другие возможности. А вот среди современных авторов мне не попадались такие произведения. Но, возможно, у кого-то дело обстоит иначе.
Классика - неизмеримая глубина. Я считаю, что посредством классики можно заложить основы нравственности в душу ребёнка, причём сделать это можно ненавязчиво, что очень важно, например, в подростковом возрасте, когда у детей зачастую возникает отрицание родительских наставлений. Произведения классиков учат через героев, через жизненные ситуации - закладывают правильные ценности, в отличие от современного кинематографа, например.
Многие фундаментальные ценности сейчас обесцениваются. Молодёжный кинематограф или сериалы для молодёжи и подростков многие дети смотрят с 12-13 лет, несмотря на то, что обозначено ограничение «16+». Но эти телематериалы, по моему мнению, и в 16-17 лет ничему хорошему не научат. Понятно, что каждому возрасту соответствует определённый этап вкусового формирования личности. В определённом возрасте вполне нормально увлекаться лёгкой танцевальной музыкой, например, или наоборот – роком (что зачастую отражает имеющиеся у подростка психологические проблемы). Но существуют всё же и вполне разумные ограничения.
Но, с другой стороны, я пришла к выводу, что современные тенденции культуры являются в определённом смысле отражением состояния нашего общества: на какие продукты культуры существует массовый спрос, такой, возможно, и является в большинстве своём наша молодёжь.
Критерии оценки продуктов современной культуры: как отделить зерна от плевел
- Для меня важно, чтобы в продуктах культуры был заложен смысл, глубина, побуждающая человека задуматься, сделать выводы, чтобы душу затронуло, чтобы было над чем подумать.
Те же фильмы, например, должны учить добру. Даже комедии обязательно должны нести смысл.
Опасно для детства
- Разрушительные образы ярко отпечатываются в сознании ребёнка. Возможно, из-за своей оригинальности. Они в чём-то выходят за рамки сознания и многих этим притягивают.
Сейчас активно пропагандируется критерий индивидуальности. Зачастую отрицательные герои или образы воспринимаются, как оригинальные, харизматичные, имеющие «изюминку», а потому привлекательные.
Даже многие современные мультфильмы учат жестокости или таят в себе пошлость. А ведь дети их смотрят, начиная с 3-4 лет, и для них это становится нормой. Если не контролировать этот поток, то увлечение такими мультиками плавно перейдёт в увлечение компьютерными играми. А компьютерные игры для мальчиков в большинстве своём культивируют жестокость, а для девочек – создают культ внешности и моды. Безусловно, когда девочке в меру прививают чувство вкуса – это нормально, но чрезмерная увлечённость этой темой, когда насаждается мысль, будто единственный смысл жизни – внешняя красота – это нехорошо. Совершенно обесценивается красота внутренняя.
Думаю, важной задачей родителей является научить ребенка делать правильный выбор. Например, тот же Интернет или частые путешествия могут давать огромные возможности в познании мира, могут способствовать знакомству с культурами других народов, учить терпимости. Главное - грамотно использовать эти возможности.
Но и отрицательные тенденции культуры, наверное, можно обратить на пользу – они дают возможность посмотреть на те или иные явления критически.
Я противник жёстких запретов и цензуры. Считаю, что у каждого человека должна быть свобода выбора. Своему ребёнку-подростку я стараюсь преподносить то, что считаю наиболее интересным и уместным.
Телевидение действительно влияет на нас, на наше сознание. Но и мы влияем на телевидение. Спрос рождает предложение. Поэтому, говоря о том, что по телевизору слишком часто демонстрируют сцены насилия, жестокости и пр., стоит задуматься, что данные программы пользуются по каким-то причинам популярностью в нашем обществе.
Созидаем личность
- По моему мнению, полезно прививать ребёнку любовь к классике, например, вместе посещать музыкальный театр, художественные галереи, слушать классические произведения. Кстати, классика в современной обработке кажется мне очень положительной тенденцией современной культуры, потому что детям и подросткам всегда хочется чего-то актуального.
От родителей зависит очень многое, поэтому они обязательно должны контролировать информационное поле ребёнка и отсеивать недостойное. Но я против того, чтобы ребёнку всё запрещать. Некоторые родители считают, что нужно воспитывать детей только на советских мультфильмах, а я считаю, что существует и множество хороших современных мультиков и фильмов.
Важно смотреть фильмы вместе с ребёнком, посещать вместе культурные мероприятия, делиться впечатлениями, анализировать, узнавать мнение ребёнка и ненавязчиво высказывать своё. На мой взгляд, важно как можно больше слушать и слышать своего ребёнка, чтобы знать, какие выводы он делает, и, по необходимости, их корректировать.
Ребёнок всё выносит из семьи: отношение к людям, нравственные и религиозные ценности, понятия «хорошо» и «плохо», осознание самого себя – то, каким он будет себя видеть в обществе и как себя воспринимать.
В мире искусства
- Есть книги, которые я периодически перечитываю: например, «Театр» Сомерсета Моэма – всякий раз, когда я возвращаюсь к этой книге на разных жизненных этапах, я переосмысливаю её по-иному.
Нравятся произведения Теодора Драйзера «Американская трагедия» и «Сестра Керри», Дэниэла Киза «Цветы для Элджерона», Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности», Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».
Очень нравятся современные исторические книги, которые рассчитаны на массового читателя – на тех людей, которые глубоко не изучают историю. Например, под руководством Акунина изданы несколько исторических книг об истории Руси, России. Изложено довольно интересно и в доступной форме.
Мои любимые фильмы: «Тарас Бульба» Владимира Бортко, «Викинг» Андрея Кравчука.
Из современных фильмов понравились кинокартины «Частное пионерское» Александра Карпиловского, «Экипаж» Николая Лебедева.
О сокровенном
- Бывает, я выписываю интересные цитаты мудрых людей в блокнот. Например, мне близко высказывание Ричарда Баха: «Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления. Однако, тебе, возможно, придётся ради этого потрудиться».
А Александр Лоуэн сказал: «Неспособность принять других такими, какие они есть, отражает неспособность принять себя».
Пожелание
- Желаю ставить цели и достигать их, не опускать руки перед трудностями, дарить людям радость и быть счастливыми!
Беседовала Юлия Гащенко