+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Николай Шевкунов: «Настоящий художник – это всегда большой ребёнок»

 

  • ФИО: Шевкунов Николай Фёдорович
  • Должность, регалии: скульптор-медальер, член Творческого союза художников России, член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, ветеран Ракетных войск стратегического назначения, подполковник в отставке
  • Специализация: медальерное искусство
  • Жизненное кредо: «Любить людей».

 

 

Шевкунов Николай Фёдорович - единственный медальер на Донской земле и один из немногих в России. Изготовленные им медали хранятся в крупнейших музеях нашего Отечества, так, например, одна из его юбилейных медалей - ко Дню 100-летия Шолохова - вошла в знаменитую нумизматическую коллекцию Российского государственного исторического музея. В числе редких медалей Николая Фёдоровича есть, например, такие: «420 лет присоединения России к Сибири Ермаком», «200 лет МВД России». Самая необычная медаль создана им для экспериментального отряда космонавтов - к 50-летию его существования. И именно Николаю Фёдоровичу поручили почётную миссию изготовить  юбилейную медаль ко Дню 110-летия советского учёного, конструктора, главного организатора производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположника практической космонавтики Сергея Павловича Королёва.

 

 

Черты современной культуры

 

- Мне в своё время очень понравилась мысль одного автора: «За деньги можно купить лекарства, но невозможно купить здоровье; за деньги можно купить нужного человека, но нельзя купить друга; за деньги можно купить женщину, но невозможно купить любовь; за деньги можно купить икону, но веру купить невозможно». Каждый из нас хочет обрести высшие духовно-нравственные ценности, но они, оказывается, не продаются – они не стоят денег, но в то же время они бесценны.

Так же и культура – не продаётся, не должна продаваться. Она или есть, или её нет. Если рядом с культурой живёт желание заработать деньги – это псевдокультура.

К сожалению, современное общество – это общество потребления. А я бы ещё добавил, что оно ещё и общество развлечений. Есть замечательное русское слово – «увлечение». Оно на первый взгляд похоже на слово «развлечение», но на самом деле оно имеет совершенно иное значение. Развлечение разлетается и в пыль превращается, а увлечение – это созидание, накопление. Искусство, по моему мнению, относится к категории увлечений. Человек, любящий искусство, всегда увлекается, у него растёт и копится багаж знаний, ощущений. А что дают развлечения? Покатались на одной карусели, а потом перешли на другую, третью. Как соревнование, кто больше съест.

Смотришь советские кинокомедии и радуешься, что вырос именно на них. Почему они до сих пор нас трогают? Потому что в них человек может найти не только смех, веселье и развлечение, но глубинные общечеловеческие ценности. Поэтому они не устаревают: и мы, и наши дети, и наши внуки будут смотреть их снова и снова. Удивляюсь – а почему же сейчас почти никогда не создаются такие фильмы? А потому, что сейчас главная цель – заработать деньги. В современном обществе успех фильма заключается в том, сколько денег он заработал. И в каждой области так. Дошло до абсурда: в новостной ленте по телевидению рассказывают о том, что поймали очередного наркоторговца и констатируют: отобрали у него столько-то кг героина общей стоимостью 2 млн 285 тыс. Даже зло, которое происходит вокруг нас, мы оцениваем в денежном эквиваленте.

Я глубоко убеждён, что мотивация любого творческого человека, который является носителем культуры, - не деньги. Люди, которые занимаются творчеством – это, по моему мнению, большие-большие дети. Настоящий художник – это всегда большой ребёнок. Он может быть искусным мастером, но душа у него – детская. А ведь у ребёнка в жизни совсем другие ценности, деньги не имеют ценности, они у ребёнка где-то на 110-м месте, а главное – чтобы папа и мама были рядом, чтобы солнце светило, чтобы птички летали, чтобы кошечка рядом ластилась.

 

 

Критерии оценки продуктов современной культуры: как отделить зерна от плевел

 

- В своё время я внутренне почувствовал самый главный для себя критерий: важно попытаться в каждом явлении или предмете услышать мелодию. В картине ли, в табуретке ли. Глядя на любой предмет нужно присмотреться, прислушаться и почувствовать – есть ли в нём какая-то мелодия?

Порой смотришь на картину, и в душе вдруг ассоциативно рождается мелодия. И всё сразу становится на свои места. А мелодия – это внутренняя гармония. Вот и проверка: можно ли тот или иной предмет назвать произведением искусства, трогает ли он душу?

Бывает, смотришь на табуретку: она сделана добротно, стоит устойчиво, ножки так крепко прикручены, что кажется, будто она будет стоять на своём «посту» вечно и выдержит любых тяжеловесов - в душе, при виде такой табуретки, у меня вдруг рождается военный марш. Значит, мастер, который её сделал – настоящий художник в своём роде.

Это же касается и техники: видишь металлообрабатывающий станок. Ну, казалось бы, какая здесь культура, да? Ан нет! Это техническая культура, и люди, которые станок создавали - конструкторы, дизайнеры, мастера - продумывали эргономику, чтобы каждая ручка была на своём месте, чтобы человеку было удобно заниматься на этом станке. Вот смотришь на такой станок, и душа радуется, хочется прикоснуться к нему, потому что чувствуешь, что в эту железку люди вложили свою любовь. Почему старые токарные станки, да и любые инструменты времён, например, Ломоносова, оформлялись красивым орнаментом? Потому что даже через это люди выражали свою любовь и творчество души. Ведь красота - это не просто красивый пустой сосуд, но огонь, мерцающий в этом сосуде. Бывает, что вещь, вроде бы, внешне красива, но в ней нет души.

Принято считать, что ремесло и высокое искусство существуют отдельно друг от друга. Но очень часто ремесло вполне может стать истинным искусством. Если, например, топор сделан по-настоящему хорошо, с удобной и красивой ручкой, если мастер вложил в него частичку своей души, то такой топор вполне может стать произведением искусства.

Есть у меня и ещё один важный критерий оценки продуктов культуры: я считаю, что истинное искусство не требует от человека специальной подготовки для восприятия. Настоящее искусство понятно всем людям без исключения, оно доступно для восприятия. Современное же искусство требует подготовки: человеку нужно изучать концепции, чтобы понять, что псевдохудожник хотел выразить в ванночке, замысловато обклеенной липкой лентой.

По моему мнению, современное искусство – это поиски того, что уже давно найдено. Найдено по меньшей мере три столетия назад. В Эпоху Возрождения очень много было сказано.

А современным деятелям культуры хочется напомнить, что без усилий и трудов ничего невозможно достичь. Чтобы стать профессионалом, нужно иметь призвание и трудолюбие. Сколько часов мальчику нужно просидеть за пианино, чтобы сродниться с инструментом, овладеть искусством музыки и ощутить радость творчества!

Мне очень понравилась мысль английского учёного Джона Ди: «Тот, кто когда-то мыслил и действовал, и поныне мысль и действие. Ничто истинно сущее не умирает». Когда мы смотрим на классические картины, то чувствуем, что они будто живые, действия на них будто происходят рядом с тобою, они не «прокисают», время над ними не властно.

 

 

 

Опасно для детства

 

- На мой взгляд, самым опасным для современных детей является изобилие. Заходишь в магазин игрушек, и голова кругом идёт от предложений: нажмёшь на кнопку, а игрушка и сыграет, и спляшет, и полетит. По моему мнению, это подмена игрушки. А ведь детство начинается именно с игры, с игрушки.

В идеале у ребёнка должна быть способность играть с тряпочкой и с палочкой, в которых он сможет увидеть человечка, корабль и пр. Это означает, что у ребёнка будут хорошо развиты фантазия, воображение и творческая мысль. Значит, в будущем кем-бы он ни был, он будет лучшим – врачом, учителем, математиком и пр., потому что человек, наделённый творческим мышлением, относится к любому своему делу творчески.

Вот поэтому я и говорю, что игрушка не должна детям всё «разжёвывать» и давать пустое развлечение, но развивать мышление, фантазию и творческий полёт мысли. И, к счастью, такие игрушки тоже существуют на современном рынке.

Современные молодые люди, на мой взгляд, теряют ценность книги. Раньше получить книгу было непросто, нужно было сдавать множество макулатуры, выстаивать в очередях. А ещё раньше книги вообще переписывались от руки и передавались в рукописях от одного читателя к другому, бережно хранились и ценились. А ведь даже сама эта попытка найти то, что ты хотел – дорогого стоит. Это как филателист, найдя заветную редкую марку, испытывает огромную радость, но, если перед ним высыпать пакет редких марок, он их так не оценит.

Вот и современная молодёжь погружается в просторы виртуальности и не ценит простых вещей. Хотя Интернет, на мой взгляд, это - инструмент. Он предлагает множество возможностей, но и в них можно погрязнуть, как в свалке заманчивых вещей.

В современном мире появилось ещё одно очень опасное явление – захват нематериальных ценностей. Появляются группы людей, которые захватывают определённую область культуры и не подпускают к развитию этой области других людей. Например, существуют группы людей, которые занимаются историей России, а другие высказались о том, что только они занимаются темой Великой Победы и являются главными её знатоками, а третьи занимаются темой патриотизма и диктуют в этой области свои законы и делают на этом деньги. Выхолащивается сама суть того, чем они занимаются, и вместо того, чтобы этим занимались люди с соответствующим образованием и призванием, они оказываются не у дел.

Это же касается, например, и сферы образования, которая перешла в сферу услуг. И это очень печально, потому что, по моему глубочайшему убеждению, учитель не оказывает услуги, он не слуга! Учитель – это человек высокого статуса. Учитель ведь не только объясняет, сколько будет дважды два, но, прежде всего, учит жизни. Эти основы закладывались веками, издревле образованные люди уходили в деревни, чтобы нести туда просвещение - это был их высший моральный долг, который они исполняли отнюдь не из-за денег. А сейчас школа превращается в заведение по оказанию услуг. И параллельно с этим процветает бизнес репетиторства. В школе зачастую дают лишь минимальный уровень знаний, а кто хочет знать больше, должен нанимать репетиторов и платить немалые деньги. Это запущенная система меркантильности под названием «обогащайся во что бы то ни стало». Как от этого уйти?

Ещё одной из опасностей современности я считаю засилье в СМИ фантастики: темы НЛО, колдовства, гаданий и пр. Причём, многие сюжеты подобных тематических программ основываются на подтасовке фактов. Один из примеров – фильм, снятый одной телекомпанией о музее «Танаис». Сотрудники музея рассказывали мне, что говорили в интервью о находках, об археологической работе, но в итоге их слова вырвали из контекста и так смонтировали фильм, что получилось, будто сотрудники говорили об атомном взрыве и прилёте пришельцев. Уму не постижимо!

 

 

 

Созидаем личность

 

- Существуют базовые, незыблемые вещи, которым родители должны научить своего ребёнка: нельзя обижать маленьких, нужно заботиться о слабых, о стариках, нужно помогать друг другу и обязательно совершать маленькие подвиги, преодолевать себя – например, преодолевать свою лень. Родителям нужно и приучать, и немного понуждать ребёнка.

Чего мы должны добиться в конце концов? Чтобы ребёнок не боялся трудностей. Как настоящий воин (а каждый человек - воин на поле жизни), должен быть к этому готов. Нужно научить ребёнка разбираться, что такое хорошо, и что такое плохо. Самая большая награда для родителей – видеть, что ребёнок научился преодолевать трудности, выходить из испытаний победителем. И хитрость хорошая у ребёнка должна быть, и мудрость.

Я вполне согласен с английской пословицей: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Помню, один из русских писателей, которого упрекали в том, что он мало времени уделяет воспитанию своих детей, сказал, что их воспитывает свет, струящийся до самого утра из-под двери его кабинета. Он работал, кормил семью, не проводил жизнь праздно, и это был замечательный пример для его детей.

Например, русский скульптор, барон Пётр Клодт был известным трудягой: сам замешивал глину, создавал модели и пр. И своих детей он приучил к физическому труду – они во всём помогали отцу в мастерской, хотя и были детьми барона.

Кроме прочего, для формирования гармоничной личности ребёнка, очень важно с ним читать. В совместном чтении важно и то, что именно читать детям, и как это делать: многие люди моего поколения, наверное, вспоминают, как им читала книжки бабушка. Помню, залезешь к бабушке на колени, она тебя обнимет, и ты чувствуешь соединение теплоты человеческой с теплотой литературной, ты чувствуешь любовь и детское блаженство, находясь рядом с любимой бабушкой и одновременно в удивительном мире книг. Никакой даже самый занимательный компьютер не заменит этого живого сердечного тепла. Сколько трудов требует воспитание ребёнка! В украинском языке есть хорошее слово – «кохать», «выкохать». Ребёнок должен быть именно «выкоханным» – вылюбленным.

Но, на мой взгляд, ребёнок не должен вырасти «тепличным растением»: он должен видеть не только добрые и позитивные картинки, но и примеры разрушительных образов. В пример могу привести сказки Шарля Перро, в которых встречаются порой очень яркие негативные сюжеты: например, самая безобидная сказка «Золушка» в подлиннике имеет описание сцены, когда сёстры Золушки, чтобы надеть заветную туфельку, обрубали себе топорами пальцы и пятки, текла кровь и пр. Это своеобразная «прививка». Ребёнок должен видеть, что мир – не добренький, что он - добрый, но таит много опасностей, к которым нужно быть готовым. Поэтому всё должно быть дозированно. Главное помнить, что добро в итоге побеждает зло: принц ради любви совершает подвиги и всё же находит свою любимую принцессу.

У Лермонтова есть стихотворение «Нищий», в котором есть слова: «И кто-то камень положил в его протянутую руку». Вот у меня такое впечатление, что часто мы в «протянутую руку», в души наших детей вместо чего-то настоящего кладём «камень». Много псевдо чего-то. Желаю разбираться и разобраться, где настоящее, а где – ложное. Лучше меньше, да лучше.

А ещё очень важно хвалить детей. Мне очень запомнился эпизод из детства, когда моя мама однажды спросила у моего первого учителя – Сергея Константиновича Бутова, не слишком ли сильный у меня нажим руки при письме. И учитель ответил: «Не волнуйтесь, у него просто твёрдая рука». Эту похвалу я запомнил на всю жизнь. С этой «твёрдой рукой» я живу уже почти 65 лет, этой «твёрдой рукой» я в своё время стрелял из пистолета 30 очков из 30. Вот, насколько важна похвала педагога!

 

 

Из жизни

 

- Мой друг, директор археологического музея «Танаис» Валерий Фёдорович Чеснок, однажды подарил мне сувенир - кусочек амфоры, которой ориентировочно 1,5-2 тысячи лет. Её выбросили за ненадобностью, т.к. для археологов она не представляла ценности. Этот черепочек когда-то был крошечным осколком ручки амфоры. С обратной стороны этого кусочка остался отпечаток пальца того мастера, который когда-то давно вылепил этот сосуд. И для меня этот отпечаток – словно живой.

Иногда, когда на меня находят романтические мысли, я прикладываю свой палец к этому отпечатку пальца мастера и ощущаю, что мы с ним будто встретились, потому что чувствую связь времён.

Я убеждён, что не бывает отдельно друг от друга прошлого, настоящего и будущего. Всё связано. И те достижения культуры, которые существуют в мире, не могут устареть. Нужно лишь присмотреться, и понять, что они – наши собеседники, живые, настоящие, понятные, ничего не изменилось. Это кладезь. И когда этот кладезь пытаются заменить псевдокультурой, развлечениями, когда тебе уже «пожевали», когда тебе сказали, что надо есть именно эту конфету, что она самая вкусная, мол, смотри: я её ем, и много других людей её ест, поэтому старую конфету есть не надо, её употребляют только замшелые лузеры – становится очень грустно.

 

 

В мире искусства

 

- Каждому возрасту своя книга. В детстве я зачитывался «Робинзоном Крузо» Дефо -  книгой о том, как человек смог победить обстоятельства и самого себя. Мне это очень нравилось и самому, помню, хотелось оказаться на необитаемом острове, отыскать хотя бы маленький ножичек, создать жилище и победить ситуацию.

Чуть позже я зачитывался произведениями Джека Лондона – героическими сюжетами, историями преодоления. Кстати, у Джека Лондона интересно проходит мысль очеловечивания животных – «Белый Клык», «Моби Дик» - истории о преодолении собаками трудностей.

Сейчас я очень люблю книги-воспоминания, мемуары. В данный момент на моём столе лежит книга выдающегося русского художника Константина Коровина «Константин Коровин вспоминает» - воспоминания о жизни, о современниках (в частности, о Чехове, Шаляпине, Саврасове, Врубеле, Серове, Левитане), очерки о путешествиях, автобиографические рассказы, согретые любовью к Родине, русской природе и людям, встреченным на жизненном пути.

Мой друг (ныне покойный) - заслуженный художник РФ Виталий Анатольевич Куликовский в своё время мне очень рекомендовал эту книгу и говорил, что он перечитывает её раз в месяц. Сначала я прочитал эту книгу у него, а затем купил и собственный экземпляр. Там столько человеческого опыта, столько тончайших наблюдений за природой и жизнью! Живейшая, интереснейшая книга!

Касательно кинематографа могу сказать, что с удовольствием смотрю комедии Гайдая. Например, его фильм «Иван Васильевич меняет профессию» - любимейший фильм моих детей.

Все мы родом из детства, и там же многие и остались – я к ним тоже отношусь, поэтому с удовольствием смотрю наши старые русские сказки Александра Роу, например, «Морозко». Это нечто настоящее.

Очень люблю фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» - это картина, которая живёт в моей семье всю жизнь, мы с удовольствием пересматриваем её в любое время года.

Из современных фильмов могу выделить картину Павла Лунгина «Остров» - великолепная фильм, произвёл на меня большое впечатление.

Понравился мне и документально-художественный фильм Терренса Малика «Древо Жизни», в котором удивительным образом соединились и рядовые вещи, и философские, хотя, возможно, этот фильм тяжеловат для восприятия, не все его сразу понимают. В нём показано, что всё в мире связано, и микро- и макромир – это одно огромное и непостижимое Божье творение. Если каждый человек будет ощущать, что он живёт в невероятно прекрасном мире со множеством загадок, то у каждого будет чувство, что и он – частичка этого мира, что он – это не просто Вася, Петя, Маша, но частичка Вселенной. Возникает совсем иной уровень ответственности перед этим прекрасным миром.

Очень люблю научно-популярные фильмы компании «ВВС», например, меня поразил фильм «Птицы» – сколько в мире есть интересного и заставляющего задуматься!

 

 

О сокровенном

 

- Сейчас я нахожусь уже в возрасте свершений, поэтому мне сегодняшнему созвучна мысль неизвестного автора: «Самое лучшее, на что человек может потратить жизнь – это дело, которое останется после него».

Кто-то может сказать, что мне – медальеру, человеку, который занимается памятными медалями, легко говорить о том, что останется после меня. Но не только творческим людям адресована эта цитата, ведь после нас останутся наши дети – потратьте свою жизнь на них! Будьте хорошими родителями – это очень важно.

Ещё мне очень близки слова русского учёного, врача и педагога Николая Пирогова: «Ищи быть и будь человеком».

 

 

Пожелание

 

- Однажды, лет 30 назад, по радио я услышал одну притчу о том, почему у святого Николая Чудотворца два Дня памяти в году. Поделюсь: ехал мужик по проселку, да застрял с тяжелым возом в грязи. Соскочил с воза, попытался вытащить его, но ничего не получилось. В это время шёл мимо святой Касьян в нарядных одеждах. Попросил у него мужик помощи. Обиделся Касьян, что его из-за такой мелочи беспокоят – ведь он к Богу в рай спешит. И прошел мимо. Через некоторое время мимо телеги проходил другой странник – святой Николай Угодник. Когда его попросил мужик о помощи, тот сразу подставил плечо, весь в грязи перемазался, но помог воз вытащить и пошел своей дорогой.

Когда святые пришли к Богу, Он спросил у Николая: «Почему ты опоздал и весь перемазан грязью?» Николай рассказал, что приключилось с ним в дороге. Бог поинтересовался, почему Касьян мужику не помог? Тот ответил: «Я ведь на встречу с Тобой торопился. Как я мог прийти в грязной одежде?» Тогда Бог сказал: «Раз не помог ты, Касьян, мужику, будут тебя только раз в четыре года славить. А Николу Угодника, скорого на помощь, каждый год будут праздновать вдвое». С тех пор День святого Касьяна лишь 29 февраля отмечают, а у Николы Угодника каждый год и весной (22 мая – день прибытия его мощей в Бари), и зимой (19 декабря – день смерти Николая).

Мне эта притча очень понравилась, запомнилась. Она особенно мне близка ещё и потому, что я ношу имя Николай.

Так что, желаю всем – обязательно помогайте людям, старайтесь быть полезными, наполняйте жизнь высшими ценностями и любите друг друга, любите людей и радуйтесь жизни!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments