Николай Половинчук: «Воспитанный человек должен занимать мало места»
- ФИО: Половинчук Николай Яковлевич
- Должность, регалии: полковник в отставке; кандидат технических наук; профессор; почетный работник высшего профессионального образования РФ; преподаватель ростовского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации
- Специализация: системы управления летательных аппаратов
- Жизненное кредо: «Главное – быть добрым человеком».
Золотой медалист Ростовского высшего военного командно-инженерного училища (Военного института ракетных войск); специалист в области динамики полета и систем управления баллистических ракет; профессор; кандидат технических наук; автор более 120 научных, учебно-методических трудов, трех монографий и 20 изобретений Николай Яковлевич Половинчук убежден, что главное в жизни – доброта: «По своим студентам я обычно сверяю: правильно ли я живу и работаю или нет. Если студенты после окончания института звонят мне через несколько лет, значит, я с ними работал правильно». О чертах современной культуры, о критериях оценки продуктов современной культуры, о жизненном кредо Дмитрия Сергеевича Лихачёва, о смысле подвига святого князя Александра Невского, о любви к истории, о талантах, о вере, о потенциале родительской педагогики: «Я убеждён, что каждого человека Бог наделяет талантами. В народе говорят так: до 5 лет ребёнок исключительно талантлив, затем он – способный, а после 17 лет становится обыкновенным человеком. А почему? Потому что родители не заметили заложенных в ребёнке талантов, не смогли их развить».
Черты современной культуры
- Современная культура, на мой взгляд, очень разнообразна. Если говорить о западной культуре, европейской и нашей традиционной культуре, то они имеют совершенно разную основу.
В основу русской культуры положены христианские принципы, которые корнями уходят в Православие. Отсюда, по моему мнению, и гуманистические черты, которые присущи нашей культуре в разных видах. Эта идеология была присуща русской культуре даже в советское время, конечно, исключая периоды богоборчества. Как ни парадоксально, но даже Кодекс строителя коммунизма был не что иное, как перефразированные 10 Библейских Заповедей, потому что они – основополагающие.
Кто ищет другие черты, тот стремится на Запад. Но лично я считаю, что вместо того, чтобы стремиться взглядом на Запад – мол, у них там всё хорошо, а у нас, вот, как-то не так – нужно развивать положительные черты русской культуры. Нужно обязательно искать достоинства в своём Отечестве, а их немало.
На мой взгляд, в современных школах, вузах именно традиционной культуры и не хватает. Часто берут примеры с Запада, но они не совсем удачные.
Критерии оценки продуктов современной культуры: как отделить зерна от плевел
- Известный деятель культуры, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, говорил, что воспитанный и культурный человек должен занимать мало места. Я с ним полностью солидарен. Считаю, что критерием отношений между людьми должно быть уважительное отношение ко всему, что делает человека человеком, невозможность переходить эту грань.
А продукты культуры, по моему мнению, должны, прежде всего, оцениваться по критерию их воздействия на личность человека и последствий этого воздействия.
Я понимаю, что в обычной жизни не часто оценивают последствия от воздействия того или иного продукта культуры, но специалистам в области культуры обязательно нужно прогнозировать такую ситуацию: а к чему приведёт это произведение? Как оно может отразиться на человеке?
Каждый сценарист и режиссёр реализовывают определённый замысел, но не каждый замысел способен воспитывать поколения людей. А, на мой взгляд, все элементы культуры должны воспитывать человека.
Опасно для детства
- Созидательные образы – труднореализуемы, потому что нужно приложить усилия, совершить труд. Разрушительные реализуются легко...
Почему человек грешен и не стремится к праведности? Потому что святость требует труда, больших усилий, а грех даётся легко, превращаясь со временем в обыденное. Праведная жизнь требует труда, подвижничества, лишений, а греховная – усилий, зачастую, не требует.
Современное искусство, на мой взгляд, стремится именно к таким «лёгким», поверхностным вещам; не закладывает никакого глубинного смысла - это огромная опасность для подрастающего поколения.
Например, в современном кинематографе за различными спецэффектами создатели фильмов забывают, ради чего кино должно делаться. Спецэффектам уделяется больше внимания, чем элементу воспитания. Кинематограф стремится к материальным выгодам, чтобы за показ получить хорошие деньги, поэтому не всегда традиционные элементы культуры отражаются в нашем современном кино. Получается результат: или поклон Западу, или чисто коммерческая основа. Печально.
Кинорежиссёр, сценарист и актёр Никита Михалков, при запуске одного из своих фильмов сказал, что не хотел бы, чтобы при просмотре его фильма зрители ели попкорн. И действительно, порой посмотришь на зрителей в кинотеатре и не можешь сказать, что на просмотр собралось культурное общество – неизвестно, ради чего они пришли. Если только за спецэффектами, то понятно, что можно и попкорн жевать, но если человек пришёл подумать, поразмышлять о возвышенном, то попкорн в этой ситуации просто невозможен.
Созидаем личность
- В детстве всё имеет значение. Я убеждён, что каждого человека Бог наделяет талантами. В народе говорят так: до 5 лет ребёнок исключительно талантлив, затем он – способный, а после 17 лет становится обыкновенным человеком. А почему? Потому что родители не заметили заложенных в ребёнке талантов, не смогли их развить.
А развитие таланта, как и воспитание в целом, по моему мнению, возможно только через труд. Труд должен быть, конечно же, посильным, но он необходим. Многие скажут: что же это такое – принуждать трудиться маленького ребёнка?! Обязательно! Потому что одними только словами в воспитании не обойтись, поэтому обязательно нужно закладывать основы трудолюбия, чтобы труд для ребёнка был нормой. Нужно учить детей, что именно через труд человек многого достигает в жизни.
Замечательным примером может послужить Царская семья Николая II: казалось бы, дети могли бы ничего не делать, у них ведь и так всё уже было при рождении, однако Царская чета воспитывала своих детей в трудолюбии. Если не знать, что это Царская семья, то по внутреннему укладу можно подумать, что это обычная семья, которая просто старается жить праведно, по-христиански.
Важно, чтобы ребёнок понимал, что и образование – это труд. Когда у ребёнка нет ещё личного жизненного опыта, то он, прежде всего, должен черпать его из жизни других людей, лучше всего - из хороших книг.
Я всегда очень любил исторические книги. По моему мнению, история - это ключ к воспитанию, потому что там содержится масса героев – и положительных, и отрицательных.
У меня был очень хороший учитель истории в средней школе. В конце года он готовил нас к изучению программы в следующем учебном году и просил прочитать за лето определённые книги. Этот список я читал с удовольствием, и это давало мне возможность в полноте представить тот фон, на котором происходили различные исторические события.
С тех пор я считаю, что для того, чтобы ребёнок смог изучить какой-то исторический период, чтобы смог понять и запомнить даты, имена и битвы, нужно изучить фон, на котором всё это происходило. Это совсем другой уровень изучения истории. В современных школах его очень не хватает. Поэтому нужно больше читать литературы.
Говорят, чтобы знать будущее и понимать настоящее, нужно знать историю.
Например, почему князь Александр Невский стал святым? Он был ещё совсем молодым человеком, ему не было и 30 лет, но он понял смысл предложения от неприятеля, он не принял помощи католиков, которые предлагали защиту от монголов в обмен на принятие католичества. Князь отклонил это предложение Запада, потому что знал, что отказаться от русской идентичности и сменить веру – это конец, а монголы в веру не вмешивались, поэтому он знал, что хоть и будет монгольское иго, но русская идентичность и религия не изменятся, а, значит, в будущем страна будет сохранена. Будучи молодым человеком Александр Невский понял, что является главным, каковы приоритеты. Это очень важно. И если бы современные политические мировые деятели знали эту нашу историю, то, возможно, они что-то изменили бы в отношении друг к другу и к происходящему. Но, чтобы делать правильные выводы, нужно учить историю.
Очень помогает в формировании личности чтение классической литературы.
Когда я учился в средней школе, а затем и в военном училище, я много-много читал. Классическая литература закладывала в меня много воспитательных элементов. Например, открыть «Тараса Бульбу» Гоголя и посмотреть, какие необыкновенные слова там употребляются! Как глубоко думает писатель! Сколько смысла вложено в сюжет! Казалось бы, сыновья Тараса Бульбы воспитывались в одной семье, но один – герой, а другой – предатель. Автор указывает, что, возможно, в семье что-то происходило не так, раз один из сыновей развился в пагубную сторону. А, возможно, характер его был не настолько силён, чтобы противостоять напору бури искушений.
Множество классических писателей были верующими людьми; они много и глубоко размышляли над тем, зачем человек появился на земле. Человек, сотворённый по образу и подобию Божьему, пришёл, чтобы сделать этот мир лучше. А вот что получается из этого в результате воспитания – это большой вопрос.
Современный человек мало задумывается о своём истинном предназначении, в этом наблюдается некая деградация. Каждый родитель желает, чтобы у его детей жизнь была лучше, чем у него самого, старается материально это реализовать, но вот о воспитании заботится меньше, надеясь на школу и пр., но ведь всё рождается в семье. Нельзя об этом забывать.
Нужно закладывать в детях, прежде всего, христианскую основу ценностей. Некоторые ругаются, что в современных школах православные священники «вмешиваются» в учебный процесс, но разве это так? Что может дать современная образовательная программа взамен этого «вмешательства»? Ведь именно на основе человечности и нравственности, которые сеют священники, развивается и всё остальное доброе. Это дерево будет распускать цветочки, давать плоды. Но если этой основы нет, тогда нет и стержня воспитания, тогда к детской душе цепляется плохое, а не хорошее. Если дерево крепкое, то даже сильный ветер его не сломает, но если слабое, то даже лёгкий ветерок способен причинить ему вред.
Человек должен иметь самоконтроль. Если допускать вседозволенность в воспитании, то из детей вырастут эгоисты. А ведь воспитанному человеку нужно вести себя так, чтобы не доставлять другим людям неудобства.
Человек может достигать самых различных званий, наград и степеней, но, в конце концов, самым главным званием остаётся звание доброго человека. Это самое высокое звание, на мой взгляд. Доброта, милосердие дают возможность воспитывать хороших детей, которые не будут выходить за границы других людей, не будут «занимать много места». А, как известно, личная свобода заканчивается там, где начинается чужая свобода.
Из жизни
- Я считаю, что главное в жизни – доброта. По своим студентам я обычно сверяю: правильно ли я живу и работаю или нет. Если студенты после окончания института звонят мне через несколько лет, значит, я с ними работал правильно и что-то заложил. Если вспоминают меня по-доброму, то это главный критерий для меня. Я стараюсь этого придерживаться.
В мире искусства
- Я люблю читать исторические книги, смотреть исторические документальные фильмы.
Нравятся мне и военные фильмы, например, фильм Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика» или фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики».
О сокровенном
- Уинстон Черчилль сказал: «Кто в молодости не был либералом – у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором – у того нет ума».
Пожелание
- Если немного перефразировать Библейский текст, то я бы пожелал, чтобы хватало сил бороться с тем, с чем мы в состоянии бороться; чтобы хватало терпения выдержать то, с чем мы не в состоянии бороться; и чтобы хватало ума отличить первое от второго.
Справка
Николай Яковлевич Половинчук - профессор; кандидат технических наук; золотой медалист Ростовского высшего военного командно-инженерного училища (Военного института ракетных войск); специалист в области динамики полета и систем управления баллистических ракет; автор более 120 научных, учебно-методических трудов, трех монографий и 20 изобретений.
В 2010 году участвовал в разработке Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 160403 («Системы управления летательными аппаратами»).
Награжден шестью медалями, нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (1998 г.), знаком отличия Министерства обороны РФ «Главный маршал артиллерии Неделин» (2009 г.), дипломом «За научное руководство студенческой работой, отмеченной медалью государственного комитета РФ по высшему образованию» (1993 г.).
Беседовала Юлия Гащенко