Наталья Доброскок: «В творчестве непременно должна быть вертикаль»
- ФИО: Доброскок Наталья Викторовна
- Должность, регалии: художник-график, иллюстратор, руководитель «Авторской мастерской члена Союза художников России Н. В. Доброскок» г. Санкт-Петербурга.
- Специализация: живопись, графика, иллюстрация
- Жизненное кредо: «От каждого из нас очень многое зависит».
Творчество обязательно должно созидать, в нем непременно должна быть вертикаль – стремление к Небу, в нем должна быть «живая жизнь», которая складывается из мелочей, из каждодневных составляющих, как цветные стёклышки калейдоскопа в картинку. Член Союза художников России, педагог с 25-летним стажем Наталья Викторовна Доброскок убеждена, что только в этом случае творчество помогает нам по-другому почувствовать мир, жизнь и самих себя: «Бывает, ходишь по выставке, смотришь – всё пустое, бессмысленное. Помню, однажды в молодости я со всех ног неслась на Крымский Вал - посмотреть на работы нашумевшего художника. Когда я вышла, у меня было чувство полного разочарования и пустоты. Вспоминается и другая ситуация, когда в Манеже мы с другом встретили одного галерейщика, который нам сказал, что выставка – не очень, но что есть одна бабулечка – очень-очень интересная, работы у неё необыкновенные. Бабулечке с виду лет под 90, в русском платке, в руке - костыль. Мы смотрели на её картины и просто поражались: сколько в них глубины, сколько жизни! Мы окончили школы, институты, академии, а эта бабулечка и школу-то среднюю, по-моему, окончить не сумела, но понимала в живописи больше нас, потому что, как оказалось, школа жизни у этой бабулечки за плечами - живая книга!»
- Обучалась и окончила (1983-1989 гг.) СПбГАИЖСиА им. И. Е. Репина Академии Художеств РФ, Мастерская профессора А. С. Андреева.
- Обучалась у таких знаменитых мастеров, как: НХР, профессора В. А. Ветрогонского; ЗХР, профессора О. Ю. Яхнина; Р. Р. Доминова, В. Т. Чапли.
- Сотрудничала и работала в издательствах: «Просвещение», «Детгиз», агентство АПН (Москва), журнал «Байк», газета «На Страже Родины», газета «Не Зевай».
- Бронзовая медаль ВДНХ - за иллюстрации детской литературы.
- Спецприз «Дебют», Манеж, Книжный салон, СПб - за иллюстрации к произведению Ю. Коваля «Недопесок».
- Персональные и групповые выставки в России, Германии, Нидерландах, Польше, Финляндии.
- Работы находятся в частных коллекциях и собраниях в России, Украине, Узбекистане, Германии, Голландии, Австрии, Финляндии, Венгрии, Бразилии.
- Наталья Викторовна, у Вас за плечами уже более 25 лет педагогического стажа, Вы руководите авторской художественной мастерской, как Вы стали художником-педагогом?
- Знаете, я даже не думала заниматься преподавательской деятельностью! Как и все молодые творческие люди я хотела полностью окунуться в искусство. Некоторое время работала иллюстратором в различных издательствах, в том числе в «Просвещении», в «Девизе». Однако получилось так, что мой педагог - петербургский художник, мастер живописи, станковой и книжной графики Олег Юрьевич Яхнин - пригласил меня преподавать в институт. Я ему тогда сказала, что боюсь студентов, ведь сама ещё молода и неопытна, но он настаивал, говорил, что я смогу, верил в меня. И я поняла, что надо пробовать.
Было очень приятно спустя годы услышать от него: «Ты заложила в ребятах хороший костяк». Очень ценно услышать эти слова от такого мастера. Радостно и то, что многие мои ученики стали хорошими художниками и даже членами Союза художников России.
Для меня основная педагогическая задача – не навредить и взрастить, постараться отсечь ненужную «шелуху»; научить ребят обращать свой взор к красоте, с помощью творчества выживать в сумасшедшем потоке современности, становиться лучше и чище. Это не значит отгородиться, но - научиться творить.
Когда ты сам молод и у тебя много энергии, то ты стараешься всячески разнообразить процесс преподавания, сделать его по-настоящему творческим. Однажды я побывала в Новгороде и заехала в Юрьев монастырь на территории Кремля. Когда я вернулась из этой поездки (как сейчас помню: с поезда – и сразу на лекции), увидела своих студентов – каких-то грустных, квёлых, и прямо отругала их: «Что это вы такие «кислые», пассивные: в музеи не ходите, с натуры не пишите, книг не читаете, никуда не ездите – какую композицию вы можете сделать, что интересного создать?» И рассказала им о своей поездке в Новгород, поделилась впечатлениями. Они в ту же секунду «загорелись» желанием там побывать и стали просить меня организовать поездку.
Пришлось идти к ректору и отпрашивать студентов. Поскольку я у них вела и живопись, и рисунок, и композицию, нас отпустили в эту творческую поездку, как на практику. И я взяла на себя эту громадную ответственность, правда, на тот момент, ещё не осознавая её объём в полной мере.
Так я, во главе этих 16-17-летних детей, которых и родители каким-то чудом со мной отпустили, отправилась в Новгород, даже не зная, где нам остановиться на ночлег. Разместились мы возле стен монастыря, разложили этюдники и стали писать. Ребята почувствовали свободу и были счастливы!
Вдруг пошёл дождь, и я окончательно растерялась: не знала даже, куда идти, где от дождя укрыться? Спрятались мы под стеной монастыря, нас увидели монахи и спросили, кто мы, откуда и куда? Когда монахи узнали нашу историю, то радушно пригласили остановиться в монастыре. Ребята были так воодушевлены! Ещё бы: жить в келье, ходить на богослужения. Некоторые из них потом спать нам не давали – молились и поклоны били всю ночь – настолько прониклись монастырской жизнью.
Помню, нам даже разрешили подняться на колокольню собора и с высоты запечатлеть красоты открывающегося Новгорода и монастыря. Эта поездка была незабываемой. Работы домой мы привезли прекрасные, интересные, живые! Ректор похвалил нас за эту практику.
- Вы потомственный художник?
- Нет, в нашем роду художников не было. Был скульптор - мой двоюродный дядя. На этом и всё. Но я постоянно рисовала, даже ночью придумывала какие-то композиции – это невозможно было не заметить - учителя в школе отмечали, что у меня хорошо получается, но родители не придавали этому большого значения, потому что прочили мне совершенно иное будущее: они хотели, чтобы я пошла по музыкальной стезе. Но муштра музыкальной школы меня сковывала и в итоге оттолкнула.
Мой педагог возлагала на меня большие надежды. Она была очень темпераментной женщиной, помню, даже ноты мои рвала, когда ей что-то не нравилось. Преподавала она и в музыкальной школе, и в училище, и поэтому лично готовила меня к поступлению. А я начала «перегорать», пропускать музыкальные занятия. Когда мама узнала, что я пропускаю, очень расстроилась. В итоге, нас с мамой вызвали «на ковёр» - выяснять причину пропусков. И мне пришлось честно признаться, что я больше не хочу продолжать заниматься музыкой и что я недавно записалась в художественную студию. Педагог была крайне расстроена, родители тоже. Но против моего выбора не пошли, препятствовать не стали.
Полгода я позанималась в художественной студии и поступила в худучилище. Окончила училище и поступила в театрально-художественный институт, а затем – и в Академию художеств им. Репина.
- Наталья Викторовна, расскажите, пожалуйста, о своем родительском доме. Как Вас воспитывали? Что Вам более всего запомнилось из родительских уроков? Какие впечатления из детства остались с Вами на всю жизнь?
- У меня очень хорошие родители, они вкладывали в меня всё, что могли. Мама была инженером, папа - военным журналистом, поэтому мы с ним объездили всю нашу необъятную Родину. Многочисленные поездки и общение с разными людьми разных национальностей и разных социальных статусов – это наиболее яркие впечатления моего детства.
Каждое лето мы всей семьёй выбирались на отдых: туристические походы, палаточный городок, горы, море – было столько интересного!
Мне всегда нравились музыка, поэзия, живопись – душа с детства тянулась к прекрасному.
Поскольку отец всегда был очень занят (работал не только журналистом, но и ответственным секретарём питерской газеты «На страже Родины»), ему приходилось много трудиться, и участвовал в воспитании он «издалека», но это было довольно меткое участие.
Мама всегда старалась сглаживать «углы», лишний раз меня пожалеть, была для меня настоящей «наседкой», а у папы был спартанский подход к воспитанию ребёнка, он настаивал, чтобы меня приучали к труду; считал, что нельзя растить детей в тепличных условиях. И я сейчас с ним на сто процентов согласна – детей нужно с самого раннего детства приучать к труду!
Под родительским «крылом» долго чувствуешь себя ребёнком, защищённым, но ведь жизнь со временем начинает брать своё. Выйдя из-под маминого «крыла», мне со многими вещами приходилось сталкиваться «в лоб», многое было в новинку, а что-то и отправляло меня в нокаут.
Сейчас я уже сама говорю молодым родителям своих учеников, что дети обязательно должны помогать родителям: даже если нет работы по дому, её нужно придумать, чтобы не было праздности – она губительна. Нужно загрузить детей всевозможными секциями и кружками – и заняты будут, и много полезного приобретут, и выбрать свой путь в жизни им будет легче.
И, конечно же, нужно обязательно ходить с детьми в музеи, на выставки, в филармонию – развивать маленького человека.
В зрелом возрасте мои родители пришли к вере. Папе – военному журналисту - этот шаг дался тяжело. Только когда моя мама тяжело заболела, он впервые стал готовиться к исповеди. Пришёл он в храм, стал в очередь на исповедь к протоиерею Василию Ермакову – как мы потом узнали, батюшка особенно был расположен к военным, а ещё он слыл прозорливым, хотя сам этого не признавал. Посмотрел батюшка на собравшихся в очереди и стал «отсеивать»: «Ты, матушка, ещё не готова к исповеди, приходи позже, ты – тоже…». Отец хотел уже уйти вслед за теми бабулечкам, которых выпроводил о. Василий, но батюшка его остановил: «А ты, папаша, подожди».
Подошёл отец к нему, а батюшка как «огрел» его крестом и по-доброму, с любовью стал его журить за грехи, принял его исповедь. Папа до самой смерти почитал батюшку, любил и уважал его. И всё это, казалось бы, несмотря на то, что о. Василий его поругал тогда, но папа почувствовал самое главное: неравнодушие, искренность и любовь.
- Как Вы считаете, что всё-таки в творчестве главное? Порой смотришь на картину, по форме она совершенна, но за этой формой – холод, какая-то пустота; а порой видишь картину с некоторыми техническими шероховатостями, но сердце откликается, да так, что хочется вновь и вновь возвращаться к этой картине – размышлять и переживать нечто важное.
- Как важно осмыслить, для чего мы сюда вообще пришли, для чего живём. Я убеждена, что у каждого на Земле - своё предназначение. Творчество, красота помогают нам по-другому почувствовать мир, жизнь и самого себя. Но творчество обязательно должно созидать, хотя, к сожалению, оно бывает и разрушительным. Важно, что мы делаем, что говорим, что думаем.
Бывает, ходишь по выставке, смотришь – всё пустое, бессмысленное. Помню, однажды в молодости я со всех ног неслась на Крымский Вал - посмотреть на работы нашумевшего художника. Когда я вышла, у меня было чувство полного разочарования и пустоты. Переживала, что впустую потратила время.
Видела я и парапсихологов или экстрасенсов, которые рисовали какую-то ерунду и продавали её под девизом того, что картина эта «заряженная», и тот, кто её купит, будет здоров и счастлив. Вот поэтому и говорю, что искусство может возродить, но может, к сожалению, оказаться псевдоискусством и оттого нести разрушение.
Вспоминается и другая ситуация, когда в Манеже мы с другом встретили одного галерейщика, который нам сказал, что выставка – не очень, но что есть одна бабулечка – очень-очень интересная, работы у неё необыкновенные. По его рекомендации мы подошли к этой бабулечке: с виду лет под 90, в русском платке, в руке - костыль, а рядом стоял сын.
Оказалось, что бабушка в своё время осталась без мужа (по-моему, он умер), и сама воспитала девятерых детей! Пела на клиросе. Школа жизни у человека за плечами - живая книга!
Картины писать она начала уже в зрелом возрасте. А было дело так: её сын – художник, работал в журнале «Аврора» - почувствовал, что у мамы есть художественный талант: она ему всё время подсказывала что-то по работе, давала толковые советы. Говорит: «Я бы сама показала тебе, сынок, как надо рисовать, но краски-то дорогие».
Жила она всегда экономно, привыкла каждую копеечку беречь. И сын начал хитрить: принёс ей однажды краски и сказал, что они бракованные, что собирается он их выбросить, а потом сказал, что холст плохо натянулся – тоже придётся в мусор отправить. А бабулечке стало жалко хорошие вещицы выбрасывать, и она решила сама попробовать что-то написать, чтоб добро не пропадало зря. Попробовала и у неё получилось! В итоге она написала более 250 картин.
Мы смотрели на эти картины и просто поражались: сколько в них глубины, сколько жизни! Мы окончили школы, институты, академии, а эта бабулечка и школу-то среднюю, по-моему, окончить не сумела, но понимала в живописи больше нас. Да, конечно, школа нужна, но иногда она мешает: муштра обрезает крылья - теряется самобытность. А тут – полёт! Может, и примитивная картина, но радость от неё льётся какая! Вышли мы от этой бабушки потрясённые.
- Наталья Викторовна, что значит творчество лично для Вас?
- Я всегда говорю, что в творчестве должна быть вертикаль, нужно стремиться к Небу, к высокой нравственности. Если в работах есть глубина, то они побуждают мыслить. Если есть свет, добро, созидание, то это не оставит равнодушным.
Для меня творчество – это жизнь, которая складывается из мелочей, из каждодневных составляющих, как цветные стёклышки калейдоскопа в картинку.
И очень важно, чтобы каждый человек был на своём месте и хорошо делал своё дело: если учитель не любит детей, то не надо ему работать учителем; если врач не любит людей, то не надо ему лечить. От каждого из нас очень многое зависит!
Беседовала Юлия Гащенко