Михаил Приходько: «Моё – когда придумывается, а когда уже родилось – не моё»
- ФИО: Приходько Михаил Сергеевич
- Должность, регалии: композитор, аранжировщик, солист семейного дуэта, автор проекта «Музыка к стихам» https://vk.com/club188685881
- Специализация: музыка
- Жизненное кредо: «Приносить в мир гармонию».
«Спеть-то можно, как говорится, и телефонную книгу… Но я читаю только те стихи, которые мне близки по сердцу. Это понятно с первых трёх-четырёх строк», - отмечает композитор, аранжировщик, солист семейного дуэта, автор проекта «Музыка к стихам» Михаил Приходько. О том, как довелось стать композитором, не имея музыкального образования; как родился северодвинский гимн и как появился на свет архангельский шлягер – песня-символ «Архангелогородчина»; как возник семейный дуэт и каково это работать супругам вместе; о проекте «Музыка к стихам» - о песнях на стихи великих поэтов; о чуде рождения музыки еще до знакомства с текстом; о Волге и Двине, о «Клубе самодельной песни», о жизни рядом с водой на «свободном выпасе» - об этом и многом другом – в нашем материале.
- Как рождается песня?
- Я стихов не пишу, поэтому песня рождается, когда мне попадают в руки хорошие стихи.
- А бывает так, что мелодия звучит у Вас раньше, чем Вы прочтёте стихи?
- Пару раз бывало. Но это чудо. Ведь мелодия – это определённый характер. И стихи – свой характер. Чтобы они совпали, должно произойти буквально чудо. Такое чудо произошло, например, когда создавался северодвинский гимн: Саша Ипатов написал стихи гимна, а я одновременно написал музыку, не читая стихов и даже не зная их размера. И они полностью совпали. Невероятно! Теперь этот гимн жители Северодвинска слушают стоя.
- А что Вы чувствуете в этот момент?
- Ничего не чувствую. Разве что небольшую неловкость, стеснение. Понимаете, это же уже не моё. Моё – когда придумывается. А когда уже родилось – не моё. Во мне всё время рождаются другие песни, а те, которые уже появились – их нужно написать и отложить, они в прошлом, а я живу настоящим.
- Это умение в Вас с детства? Каким Вы были в ранние годы?
- Примечательно, что у меня две малых Родины: я родился в Архангельске, но года в три меня увезли в г. Энгельс Саратовской области, где я провёл детство до 10 лет: купался в реке Волге, был на «свободном выпасе». А с 10 лет я уехал в г. Северодвинск, но каникулы проводил у бабушки в Архангельске. Вся моя жизнь прошла рядом с водой. Волга и Двина – очень знаковые для меня.
В детстве мы с мальчишками много бегали, прыгали, играли. Позже создавали музыкальные группы, рок-группы. Я много слушал музыки, но специально ей я не обучался. Лет с 12 начал играть в духовом оркестре, осваивал нотную грамоту, далее выступал с концертами. Это единственное моё музыкальное образование.
Лет в 14-15, как и все, я начал играть на гитаре, играл в ансамбле свою музыку. Позже мы с ребятами попали в ресторан, где свою музыку играть было нельзя. В итоге к 19 годам я уже был пресыщен современной поп-музыкой, всё бросил и сказал, что больше не могу играть эту ахинею! Ушёл в «Клуб самодельной песни», душа лежала к театральному пению, к тому, что делала, например, Елена Камбурова, Андрей Миронов. Так я пришёл к авторской песне.
- А в детстве, кем мечтали стать? Наверняка, не о музыке мечтали?
- Да я и сейчас, признаться, о музыке не мечтаю. А в детстве мечтал стать писателем, сочинял рассказики, стишки иногда.
Но я не очень усидчив по натуре, поэтому не очень-то писательство пошло. Не с моей ленью это…
- Лентяй Миша окончил школу. Что было дальше?
- Я из рабочей семьи, всё окружение тоже – рабочие. Поэтому пошёл я в техническое училище при предприятии, учился и работал: электромонтажником, геологом – искал себя, пока не ушёл в армию в 23 года. Попал на Северный флот, служил на острове в Баренцевом море. И в этой части жизни тоже проявилась моя любимая стихия – вода.
Отслужил, вернулся и опять работал по специальности. Северодвинск известен тем, что строит атомные подводные лодки.
В начале 90-х друзья сказали, что в местный театр требуется монтировщик сцены и заведующий постановочным цехом, и предложили мне попробовать поработать. Я выбрал второе, хотя я к театру никогда и близко не подходил, разве что в народном театре писал песни, исполнял их – на любительском уровне. А здесь – профессиональный театр. В итоге я проработал целых 6 лет, руководитель мне сказал, что я был лучшим заведующим постановочным цехом за всю историю театра.
Постановочный цех – это декорации, монтировщики. К творчеству это имеет мало отношения, больше инженерная работа – интересная, сказочная, но не совсем моя…
За время работы я написал много музыки, песен для спектаклей, пробовал себя в разных жанрах – взрослые, детские. Интересный опыт.
- А как Вы вышли в сольное «плавание»?
- Параллельно с основной работой я умудрялся сочинять и исполнять песни на стихи Александра Ипатова. Даже на гастроли мы с ним однажды ездили. Целый месяц летали на самолёте по русскому Северу – множество концертов дали.
Было смешно, когда вылетали мы в начале марта, когда ещё лежал снег, а вернулись в начале апреля, когда он уже растаял. А самолёт-то на лыжах!.. Сотрудники аэродрома экстренно сгребали отовсюду снег, чтобы мы смогли приземлиться, не скребя по асфальту…
- Как возник семейный дуэт?
- Мы с Галей поженились в 1995 году, случилось это не на почве музыки. Просто полюбили друг друга. Поначалу мы шли параллельно и ничего вместе не делали, а после того, как стали семьёй, я предложил попробовать что-то создать вместе. Самая главная наша песня «Архангелогородчина» – это наш местный шлягер, который родился в 96 году в сотворчестве с Александром Ипатовым. У Москвы есть символ – песня «Подмосковные вечера» на слова Михаила Матусовского, у Вологодской обрасти – «Букет» поэта Николай Рубцова. Мне было обидно, что у Архангельской области нет символа. В итоге Александр Ипатов написал стихи, я музыку - родилась песня. Мы с ней на местном конкурсе победили. Сейчас эта песня считается лирическим символом Архангельской области, её поют многие коллективы и исполнители.
- Легко ли работать с супругой?
- Петь легко. Репетировать порой сложно.
- Есть ли жизнь после репетиции?
- Хорошо, что мы с супругой понимаем, что это всего лишь выяснение рабочих моментов. Пусть даже и шумные выяснения. Просто мы очень разные: жена – профессиональный музыкант, у которого всё должно лежать «по полочкам», всё нужно делать правильно. Но на правилах далеко не уедешь. Правила нужны, когда хочешь чего-то простого, а чтобы гармония выделялась на фоне остальных мелодий, нужно немножечко нарушать правила. Поэтому между нами существует творческая борьба. Но побеждает всегда истина.
- Легко ли писать музыку на стихи, которые уже кем-то были ранее сложены в песню? Вас не сбивает прежний мотив? «В горнице моей», «Букет»…
- Нет, не отвлекает. Бывало, что я слышу песню и говорю себе мысленно: «Ой, какие замечательные стихи!». Переписываю себе слова этой песни, а потом сам придумываю музыку.
- А есть стихи, при прочтении которых, у Вас не звучит в голове музыка?
- Конечно! Более того, на основную массу как раз ничего не возникает.
Спеть-то можно, как говорится, и телефонную книгу… Но я читаю только те стихи, которые мне близки по сердцу. Это понятно с первых трёх-четырёх строк.
- На стихи каких поэтов легче всего пишется?
- Есть один поэт, на стихи которого у меня больше всего песен. Но это не означает, что я не стану писать песни на стихи других авторов.
Московская поэтесса Лариса Миллер – у нас с Галей (супругой Галиной Пуховой – прим. ред.) вышло уже 4 диска (60 песен) на стихи Ларисы. В 1992 году я купил её книгу и с тех самых пор пишу по ней песни.
- Поэтесса. Женщина. Женские стихи. Или для Вас не существует разницы? Ведь мужчины и женщины чувствуют мир по-разному.
- Нет разницы. Лишь бы стихи были хорошими.
Поэтессы, кстати, нередко и от мужского лица пишут. Мне в этом смысле повезло - не приходится переделывать стихи, потому что пою только от мужского лица, а от женского поёт Галя.
- Бывало такое, что Вы пытались сделать песню, но у Вас так и не получилось, музыка «не легла»?
- Был случай, наоборот, когда я «бился-бился» несколько лет, и, наконец, добился!
Мне очень нравится стихотворение Ивана Бунина «Одиночество» - грустное мужское произведение. Я на него смотрел около 6 лет! И так смотрел, и эдак - никак музыка не шла. Но в конце концов получилось! Пока я эту песню ещё не записал.
У меня есть проект в соцсети ВКонтакте «Музыка к стихам», где я в дни памяти поэтов записываю песни на их стихи и выкладываю в группе вместе с публикацией о поэте. День памяти Ивана Бунина, насколько я помню, осенью, поэтому время придёт, и я запишу её.
- А со стороны кажется, что Вы никаких усилий не прилагаете, просто открываете любую книгу, и она у Вас в руках «поёт»!
- Бывает и так. Поэт Марина Зарубина недавно прислала мне своё стихотворение, я только взглянул на него, и у меня зазвучала песня. На третьей секунде прочтения. Я ей тут же написал, что мотив уже готов, осталось лишь доработать по гармонизации – примерно через час песня была готова полностью.
- Какое произведения - самое любимое?
- Нет. Все любимые.
- Какие у Вас творческие планы?
- Хочу записать альбом на стихи Наташи Ванханен – замечательной московского поэта. Там все стихи – сплошная музыка! Но меня сейчас всецело поглотил проект «Музыка к стихам» - я каждый день сижу и пишу. Примерно 80 поэтов прошли через мою судьбу. И у всех из них есть Дни рождения – я стараюсь записать песни хоть на некоторые их стихи. Надеюсь, людям это приносит хотя бы малую культурную пользу.
Страница Михаила Приходько в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/pripooh
Проект «Музыка к стихам»: https://vk.com/club188685881
Беседовала Юлия Гащенко.