+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Мария Осадчая: «Моя дорога без возврата»

 

  • ФИО: Осадчая Мария Александровна
  • Должность, регалии: музыкант; преподаватель; композитор; певица; музыкант и вокалистка симфо-рок-группы «ESSE»; музыкант группы «INTRADA», лидер симфо-группы «Пятый элемент»; автор сольных проектов «Музыкальные вечера Концерт +» и «Музыкальные встречи для детей», автор образовательных проектов: «Кавер-школа» и «Музыкальный обзор».
  • Специализация: скрипка, вокал
  • Жизненное кредо: «Хорошо там, где мы есть».

 

 

«Появилась телега – мир изменился, появился поезд – мир изменился, появился самолёт - мир изменился, появилась космическая ракета – мир изменился. Музыка и формы её исполнения тесно связаны с происходящим в мире и обществе. Что-то меняется в угоду современности: одни жанры возникают, другие - исчезают. Что-то входит в моду, а что-то, бывшее ещё вчера невероятно популярным, из моды выходит, но есть нечто особенное, существующее вне моды - это классика. Классика всегда будет существовать, пока существует мир и цивилизованное общество. Вместе с тем, формы её исполнения могут и будут меняться. Анализируя тенденции современного исполнительства, могу сказать, что сейчас актуален синтез искусств: сочетание игры на инструменте (инструментах) с визуализацией, световыми эффектами, театральным действом, вокалом, танцем,  - отмечает музыкант; преподаватель; композитор; певица; лидер симфо-группы «Пятый элемент» Мария Александровна Осадчая. О первых бурных аплодисментах в родильном доме; о младенческом вокале; о музыкальных буднях в военном городке; о разлуке с родителями на целый год ради искусства; о судьбоносных педагогах и пути к лауреатству; об импровизациях вместе с Вольфгангом Маршнером; об участии в симфо-рок-группе «ESSE», о создании симфо-группы «Пятый элемент» и саундтреках; об осовременивании классики и о симфо-роке; о  любви к музыке и о пути к призванию – об этом и многом другом – в нашем материале.

 

 

- Какие воспоминания возникают у Вас в памяти при слове «детство»?

 

- Детство моё было прекрасным, светлым, полным любви. Ассоциации? Моя семья, военный городок, Амурская область, Сибирь, Красноярский край, маленький городок, природа, роща прямо за нашим домом, походы, лыжи, коньки, санки, много движения, свежего воздуха. А ещё, конечно же, друзья, с которыми мы пронесли дружбу через многие годы: даже живя в разных городах, мы до сего дня общаемся, поддерживаем друг друга, помогаем.

 

 

- Очень насыщенным было Ваше детство! Где же в нём нашлось место музыке?

 

- По рассказам мамы, первые аплодисменты я получила ещё в родильном доме. Дело в том, что я была единственным новорожденным в тот день. В родильном зале собрались две смены врачей и медсестёр. В сам момент моего рождения они вдруг устроили бурные овации. Моя мама сначала не придала этому особого значения, подумав, что здесь просто такая традиция. Позже, с рождением второго ребёнка и по рассказам подруг мама узнала, что никакой традиции нет. С чем были связаны аплодисменты в мою честь в Дальневосточном госпитале, до сих пор остаётся загадкой.

 

 

А, если серьёзно, музыка всегда была со мной: петь я начала раньше, чем ходить. Всем было просто очевидно, что меня нужно развивать в музыкальном направлении, что родители и сделали.

 

 

- А почему именно на скрипке?

 

- Началось всё с фортепиано, если не считать пения, которое было всегда. Моя мама, в рамках программы педагогического училища проходила курс общего фортепиано, в связи с этим дома появился инструмент. Когда мои родители по долгу службы переехали в Красноярский край, то взяли фортепиано с собой. В военном городке к нам часто приходили друзья, просились поиграть на инструменте, а также приводили своих детей, чтобы позаниматься. Я подрастала и была наблюдателем этих занятий. Когда в очередной раз чей-то ребёнок ушёл пить чай в слезах от того, что у него что-то не получается, я подошла к фортепиано и сыграла по слуху это произведение без ошибок, хотя ребёнок был старше меня на несколько лет. До этого случая мама думала, что я ещё мала для занятий (мне было около пяти лет), но после этого мама стала со мной заниматься. Через два года мама привела меня в музыкальную школу в твёрдой уверенности, что я буду учиться игре на фортепиано.

 

 

Помню, перед прослушиванием мы с мамой выучили какую-то детскую песенку. Но на прослушивании мне вдруг захотелось спеть не её, а романс «Отговорила роща золотая», который я услышала в телепередаче «Караоке по-русски». Мама была в шоке! Преподаватели тоже весьма удивились такому выбору произведения. Спела я хорошо. Педагоги меня спрашивают: «Девочка, а на чём же ты хочешь учиться играть?». Я в ответ: «На арфе!». Когда мне сказали, что арфы в военном городке нет, но имеются только фортепиано, гитара, баян и скрипка, то я сказала, что на фортепиано я уже и так умею играть, а вот на арфе… Или уж, в крайнем случае, на скрипке – можно поучиться.

А надо сказать, что о скрипке я знала на тот момент лишь то, что она – красивой формы. Всё. С этого началось моё обучение.

 

 

- Все музыканты говорят о том, что новичков-скрипачей можно слушать только «под наркозом»…

 

- Да, звуки начинающих не из приятных, но только для окружающих, мне всё нравилось.

Каждое лето мы приезжали к моей бабушке Нине и тёте Елене в Ростов-на-Дону, там же я и увидела впервые симфонический оркестр в парке им. Горького – это было невероятно сильное впечатление! Может, именно оттуда во мне зародился интерес к скрипке.

Кстати, на том первом в моей зрительской жизни симфоническом концерте, я увидела свою будущую учительницу- Надежду Исааковну Грицюк. Она тогда была концертмейстером вторых скрипок, сидела в первом ряду. Я смотрела на неё и не могла налюбоваться – такая красавица! Только спустя время, когда я уже у неё училась, то вспомнила, что именно её видела тогда на концерте в парке.

 

 

- Учиться Вам нравилось?

 

- Да. Но полноценного процесса обучения сначала не получилось. Сибирь. Морозы 45 градусов. В 30 градусов мороза местные школы ещё работали, а при температуре в 40 градусов школы уже закрывались. Наша музыкальная школа находилась не в самом военном городке, а в городе Канске, куда я добиралась на автобусе. В первом классе мама меня ещё возила, а со второго мама вышла на работу, и я ездила в школу сама...

То автобус не пришёл, то сильный мороз, и школа закрылась, то педагог – единственная скрипачка в городе – заболела. В итоге занятия получались не регулярными, их могло не быть по 1,5-2 месяца. А ведь скрипка – очень сложный музыкальный инструмент, особенно  на начальном этапе.

 

 

Сейчас, уже будучи педагогом, я прекрасно понимаю, что ребёнок, который не приходит из-за болезни на занятия по 3 недели, начинает всё с начала или переходит на другой инструмент, если ситуация часто повторяется, потому что скрипкой в таком режиме овладеть просто невозможно.

Так я и «училась». И вот, в очередной отпуск мы с семьёй приехали в Ростов-на-Дону. И задержались чуть дольше, захватив часть учебного года. В таких случаях все дети военных обычно идут в местную школу, чтобы не пропускать занятия. На тот момент я уже два года «проучилась» игре на скрипке, но когда я пришла в ростовскую музыкальную школу, то учителя, после проверки моих навыков, сказали, что могут взять такую ученицу лишь с нуля. Представляете, я даже скрипку взяла не в ту руку! Настолько некрепкими были мои навыки, что всё напрочь забылось…

 

 

Мама отказалась отдавать меня снова в первый класс, и решила, что лучше оставить скрипку, пока мы не вернёмся в военный городок. Но вскоре маме позвонили из музыкальной школы и сказали, что всё же возьмут меня. Моего будущего педагога – Надежды Исааковны Грицюк - не было в приёмной комиссии при прослушивании, она получила меня просто «в нагрузку». Когда я пришла к ней на первый урок, то, понятное дело, сыграть ничего не смогла. Тогда Надежда Исааковна попросила меня спеть, а после песни сказала: «Всё ясно!». Через год я выступила на первом конкурсе с концертом А. Вивальди. Через год я поехала на свой первый конкурс. Именно Надежда Исааковна заложила фундамент моего музыкального будущего. Без её судьбоносного участия я бы не стала скрипачкой.

 

 

- А как же стали возможны плотные занятия, если Вы должны были вскоре вернуться в военный городок?

 

- Спустя некоторое время нам нужно было возвращаться в Сибирь, педагог пригласила моих родителей и сказала, что их девочка – очень способная, и может стать профессиональным музыкантом, но для этого нужно серьёзно заниматься. Не на уровне военного городка.

Надежда Исааковна настаивала на том, чтобы родители оставили меня у бабушки и вернулись в военную часть без меня. Она была настолько убеждена в том, что я из-за переезда могу потерять профессию, что смогла убедить в этом моих родителей, и они согласились оставить меня у бабушки на время учебного года. Бабушка и тётя взяли на себя ответственность за меня, во всём мне помогали.

Так мы и прожили год в разлуке с родителями, а через год они переехали в Ростов-на-Дону навсегда.

 

 

- Как дался Вам этот год разлуки? Что происходило тогда в детской душе? Выбор между родителями и скрипкой дался легко?

 

- Это были очень противоречивые чувства. С одной стороны, я думала, что я очень смелая, бойкая и самостоятельная, поэтому год вдали от родителей переживу спокойно. Но ведь для ребёнка год – это весьма абстрактное понятие. Что такое «день», ребёнок ещё может осознать, «месяц» - сложно, а «год» - совсем непонятно.

У меня на тот момент взыграли амбиции, мне же сказали, что я способная и смогу стать музыкантом - круто! Так что в начале я довольно легко приняла решение о том, чтобы остаться с бабушкой на год. Но когда родители уехали, я даже сама от себя не ожидала, насколько сильно мне их не хватало.

 

 

Но выбор был уже сделан. Поддерживали большая любовь и забота со стороны бабушки и тёти. И игра на скрипке мне, конечно же, очень нравилась. Так что пережить разлуку всё же удалось.

 

- Насколько мне известно, обучение на скрипке – это занятия по 6-8 часов в день. Не тяжко Вам было?

 

- Могу сказать, что, будучи ребёнком, по 6-8 часов я никогда не занималась. Может, поэтому в списке моих достижений не значится лауреатство конкурса Чайковского или конкурса имени королевы Елизаветы. Мне, как типичному экстраверту, невероятно сложно было усадить себя за инструмент на 8 часов. Кроме того, ведь скрипка подпирается подбородком, и перекрывает речевой аппарат, а я очень люблю поговорить.

 

 

- Как дальше складывался Ваш профессиональный путь?

 

- По прямой. После окончания школы моя дорога к музыке стала дорогой без возврата. Я поступила в Училище искусств в класс заслуженного работника культуры Российской Федерации Татьяны Филипповны Багиной и Олега Владимировича Багина. В разные годы в этом классе учились знаменитые виртуозы Георгий Цай и Никита Борисоглебский. Многие выпускники Багиных стали солистами, артистами оркестров, педагогами в нашей стране и за её пределами.

Мне пришлось много заниматься, и мне это нравилось. Я с большим интересом окунулась в процесс обучения и общения в среде музыкантов. Сам переход из школы, где ты один такой, «звезда эстрады» в училище, где все «звёзды», кто-то больше, кто-то меньше, но все так или иначе учатся музыке, говорят на одном языке. Это впечатляет.

 

 

Учиться в классе у Багиных было необыкновенно трудно, но очень интересно. Татьяна Филипповна руководила ансамблем скрипачей «Кантилена», мы часто  выступали и даже ездили на гастроли.  В составе ансамбля скрипачей я впервые попала за границу, в Германию и Францию, приняла участие в  Internationales Marschner Festival Hinterzarten. Это был новый мир для меня, невероятное приключение, путешествие, много выступлений и знакомство с профессором Вольфгангом Маршнером.

Удивительным образом мне довелось выступить вместе с Вольфгангом Маршнером. Это была леденящая душу история. Дело было так: в репертуаре ансамбля скрипачей было одно из произведений В. Маршнера, и мы играли его в конце нашей программы. На одном из концертов во время того, как ансамбль исполнял его произведение, Вольфганг Маршнер взял скрипку и стал играть вместе с нами. После бурных аплодисментов зала он жестом развёл ансамбль по обе стороны сцены и обратился к сидящему за роялем Олегу Владимировичу Багину с просьбой что-то сыграть. Из всего предложения я поняла только два слова: «русское» и «фортиссимо». Олег Владимирович сыграл «В подражание Альбенису» Р. Щедрина с невероятной силой и блеском. Публика была в восторге. 

 

 

Под звуки оваций Вольфганг Маршнер внезапно поднял  скрипку и  начал играть. Аплодисменты стихли. Это был «Чардаш» Монти. Олег Владимирович сразу же поддержал этот музыкальный экспромт, и тут профессор Маршнер повернулся к нам... Он стал подходить к каждому участнику ансамбля, жестом предлагая поимпровизировать вместе. Студенты в растерянности стояли как вкопанные, не поднимая скрипок. «Мне конец» - подумала я и стала играть . Он от удивления даже развернулся, чтобы увидеть, кто отважился на это. Наш экспромт удался на славу, все присутствующие остались под впечатлением.

Нас воспитывали в консервативном духе, в связи с чем я предполагала негативную реакцию педагога, но ошиблась. Татьяна Филипповна сказала, что не ожидала от меня такой смелой импровизации. А потом добавила: «Это большая редкость. С таким талантом ты никогда не пропадёшь".

 

 

Татьяны Филипповны и Олега Владимировича Багиных нет с нами уже более 10 лет. В Колледже искусств продолжает их традиции ученица - преподаватель струнно-смычкового отделения Тамара Олеговна Макеева. С 2012 г в колледже учредили Областной конкурс ансамблевой музыки имени Олега и Татьяны Багиных.

 

 

- А как Вы вышли в «свободное плавание»?

 

- «Свободному плаванию» предшествовал долгий путь.  Вначале было обучение в консерватории, в классе заслуженного деятеля искусств Республики Адыгея, доцента РГК им. С. В. Рахманинова Любови Викторовны Борисовой. Освоение нового репертуара, оттачивание техники, работа над интерпретацией классической музыки была сложна и увлекательна. Пришла пора искать работу по специальности, и я размышляла о том, что буду делать дальше. Насчёт исполнительства сомнений у меня не было, а насчёт преподавания... Я была убеждена, что преподавательскую деятельность начну не раньше 30 лет, чтобы наработать опыт и стать идеальным музыкантом «без страха и упрёка». Но когда в 20 лет мне поступило предложение стать педагогом музыкальной школы, я вдруг подумала: «Почему бы и нет?».  Детей я всегда любила и люблю, музыку – тоже, а это самое главное, чем, по моему мнению, должен обладать педагог музыкальной школы. Опыт – дело наживное. Решила рискнуть и не ошиблась. За 10 лет в моей жизни менялось многое, я искала себя в разных музыкальных сферах: в симфоническом оркестре, в камерном ансамбле, в сольном творчестве. Всё меняется, а школа остаётся.
  

 

Однажды я случайно оказалась на репетиции симфо-рок--группы «ESSE». Моя подруга - певица Людмила Дымкова уговорила меня поучаствовать в эпизодической роли (Веспули) в постановке рок-оперы «Дорога без возврата», написанной по мотивам саги Анджея Сапковского «Ведьмак». Встреча с рок-группой «ESSE» была для меня и для всех, кто меня хорошо знал, весьма неожиданной, потому что я не слушала рок, не читала фентези, мыслила себя, как классического музыканта. Но вместе с тем поучаствовать в сценической постановке мне было интересно.

 

На одну из репетиций я пришла со скрипкой, и в этот же день лидер группы, автор текста и музыки, режиссёр Евгений Пронин предложил мне войти в основной состав рок-группы. Так я ступила на дорогу без возврата и продолжаю по ней идти по сей день. Этот проект дал мне очень многое в профессиональном плане: опыт игры в рок-группе, работы с техническим оборудованием, работы в студии звукозаписи и на съёмочной площадке фильма-мюзикла. Надо отметить, что именно в рок-группе пригодились мои навыки сочинения и импровизации в создании скрипичных и хоровых партий. Также участие в постановке «Дороги» дало новый виток моему песенному творчеству, я написала песню «Эсси», которая вошла в рок-оперу. Проект «Дорога без возврата» кардинально изменил мою жизнь, и речь не только о творчестве. Здесь я встретила будущего мужа. Но это уже совсем другая история…

 

 

Тем временем по окончании консерватории я продолжила обучение в ассистентуре-стажировке по специальности «Камерный ансамбль». Вместе с пианисткой Софьей Белан мы создали дуэт и поступили в класс заслуженной артистки Российской Федерации и Республики Ингушетия, кандидата искусствоведения, профессора РГК им. С. В. Рахманинова Маргариты Петровны Черных. Это был очень важный этап профессионального развития, мы интенсивно занимались, участвовали в концертах, и конкурсах, стали лауреатами конкурсов, в том числе Всероссийского конкурса пианистов и камерных ансамблей им. Дмитрия Шостаковича (г. Волгоград), Международного конкурса пианистов и камерных ансамблей им. Марии Юдиной (г. Санкт-Петербург).

 


Обучение в ассистентуре-стажировке сыграло ключевую роль в моём  дальнейшем творческом пути. В классе профессора Маргариты Петровны Черных я научилась очень многому: углубилась в ансамблевое музицирование, анализ формы, вопросы интерпретации классических произведений. В ассистентуре-стажировке моим научным руководителем стала музыковед, доктор искусствоведения, профессор РГК им. С. В. Рахманинова Галина Рубеновна Тараева. В процессе написания дипломной работы я многое узнала и многое переосмыслила, что дало возможность взглянуть на музыкальную картину мира под другим углом зрения. Это дало и творческие плоды. После защиты диплома у меня возникла идея создания симфо-группы «Пятый Элемент», основным репертуаром которой будут саундтреки к известным фильмам в собственной обработке.

 

 

Идею создания коллектива поддержала моя коллега, солистка ростовского государственного музыкального театра, заслуженный деятель ВМО, старший преподаватель РГК им. С. В. Рахманинова - Софья Белан. В состав группы вошли лауреаты всероссийских и международных конкурсов, артисты Ростовского государственного музыкального театра и Ростовской государственной филармонии: Татьяна Лысенко (скрипка), Ольга Васильченко (альт), Елизавета Аксёнова (домра), а также Мария Мальцева (виолончель).

Мы не скачиваем готовые ноты, а создаём каверы сами. Основную инструментовку делаю я, виртуозные фортепианные партии пишет второй руководитель - Софья Белан. В проекте симфо-группа «Пятый Элемент» пригодилось всё: навыки игры на инструменте, ансамблевые приёмы, композиция, вокал, умение работать с техникой, организация выступлений.

 

 

Параллельно с симфо-группой «Пятый элемент» я занимаюсь сольными проектами: «Концерт +», который построен на импровизации и музыкальных загадках; «Детские музыкальные встречи» (для мам и малышей от 0 до 3 лет и для деток 3-7 лет). Также с этого года я запускаю образовательные проекты на своем канале YouTube, где буду рассказывать о том что происходит в современном музыкальном мире в проекте «Музыкальный обзор» и показывать, как можно сделать интересный кавер в проекте «Кавер-школа».

Несмотря на все эксперименты, «свободное плавание» время от времени вновь приводит меня к классической музыке. Мне посчастливилось выступать на одной сцене с выдающимися музыкантами: Олегом Аккуратовым, Сергеем Поспеловым, Никитой Борисоглебским и Георгием Цаем.

 

 

- Как Вы относитесь к тенденции современных обработок классических произведений и к тенденции «классику – в массы», когда симфонический оркестр дает концерт под открытым небом?

 

- «Надо играть разное и обязательно хорошее, играть по-разному и обязательно хорошо» - эти слова принадлежат выдающемуся советскому пианисту Святославу Теофиловичу Рихтеру. Я с ним полностью согласна. Классика в «чистом виде» - это очень хорошо, но и классика в современной обработке - тоже хорошо. Это два разных направления в современном исполнительстве, и оба имеют право на существование. Стоит только добавить, когда концерт происходит на открытом воздухе - это и вовсе замечательно. Если в филармонию придёт не каждый, то именно на открытом воздухе, в парке или возле библиотеки классическую музыку может услышать абсолютно любой человек. Кто-то после этого обязательно придёт на концерт, а какой-нибудь ребёнок, быть может, увидит в оркестре своего будущего учителя, и история повторится.

 

 

В целом тенденция «осовременивания» классики – естественна, поскольку мир меняется, люди меняются... Интернет, гаджеты, быстрые перемещения, скоростной ритм жизни. «Появилась телега – мир изменился, появился поезд – мир изменился, появился самолёт - мир изменился, появилась космическая ракета – мир изменился. Музыка и формы её исполнения тесно связаны с происходящим в мире и обществе. Что-то меняется в угоду современности: одни жанры возникают, другие - исчезают. Что-то входит в моду, а что-то, бывшее ещё вчера невероятно популярным, из моды выходит, но есть нечто особенное, существующее вне моды - это классика. Классика всегда будет существовать, пока существует мир и цивилизованное общество. Вместе с тем формы её исполнения могут и будут меняться.

Рафинированный зритель, чья жизнь пронизана классической музыкой, и без того знает и любит классику. Но сколько таких в современном мире?

 

 

Понимаете, люди, которые слушают «осовремененную» классику, вряд ли дойдут до концерта настоящей классики в филармонии. И даже если дойдут, то не задержатся там. Классика в современной обработке - это отдельное музыкальное направление, чаще всего связанное с форматом шоу, танцами, видеоинсталляцией, фейерверками. Зрители ждут зрелища.

Зрителю необходимо понимание того, что происходит на сцене. В опере и балете есть либретто. Понимать же инструментальную музыку гораздо сложнее. В связи с этим популярность набирают симфонические концерты, в программе которых есть саундтреки Джона Уильямса, Нино Рота, Ханса Циммера. В чём преимущество такой музыки для современного среднестатистического слушателя? В ней заложен яркий визуальный образ. Например, человек смотрел фильм «Пираты Карибского моря», услышал Циммера, и теперь эта музыка ему близка и понятна. Когда он услышит её на концерте, то будет рад тому, что понимает о чём всё это. Хорошо бы вообще давать концерты на фоне картинки, а ещё лучше – видеоряда, чтобы происходило полное погружение, 3D эффект. Зрителю это необходимо.

 

 

- Как Вам удаётся сделать игру на скрипке нескучной? Как научить зрителя воспринимать звучание скрипки?

 

- Когда ты сам любишь скрипку, то хочешь, чтобы её полюбили все. Кроме того, необходимо владеть «ремеслом» - техникой игры на инструменте. Важно иметь профессиональное образование, которое формирует широту мировоззрения - всё это составляет основу. К основе остаётся добавить немного креатива, использовать современные формы исполнительства, и таким образом в результате получается очень даже нескучно.

Мои сольные проекты построены на обширном репертуаре от классики до рока и джаза; симфо-группа «Пятый Элемент» - шесть красивых девушек, играющих саундтреки к знаменитым фильмам. Это уже звучит нескучно!

 

 

Очень «освежает» концерты чередование инструментальных и вокальных композиций. Часто зрители более горячо принимают именно вокальную музыку, потому что песни слышны повсюду, это привычная среда. Номера с вокалом есть и в сольных концертах, и в выступлениях симфо-группы «Пятый Элемент».

Я иногда позволяю себе совершенное баловство: играю какую-то популярную мелодию, а потом вдруг – бац! – и откуда-то появляется тема Вивальди! Люблю смешивать стили и жанры, когда этого никто не ждёт.
 Зрители всегда очень живо на это реагируют.

 

 

- Как Вы считаете, каким должен быть настоящий музыкант, настоящая музыка?

 

- Поскольку зрители все разные, то музыка и музыканты тоже должны быть разными. Опять же оговорюсь, классическая музыка всегда будет на пьедестале, незыблемой. Каждый музыкант должен опираться именно на знание классической музыки, в каких бы жанрах он ни играл. Это база, основа.

Но, исходя из современных тенденций, могу сказать, что сейчас актуально сценическое движение (динамика, а не статика), сочетание игры на инструменте и чего-то ещё (танца, вокала, визуализации, театрального действа). Музыканта, который ещё вчера играл только по нотам, современные реалии вынуждают самому писать себе обработки. Значит, нужно иметь навыки композиции. Кроме того, нужно уметь работать с современной аппаратурой, со студией звукозаписи. Ну, и, конечно же, нужно любить музыку всем сердцем!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

 

Система комментирования SigComments