Людмила Владимировна Жилина: «Всё идёт из семьи»
- ФИО: Жилина Людмила Владимировна
- Должность, регалии: специалист Отдела религиозного образования и катехизации Ростовской-на-Дону епархии по взаимодействию с казачьими и кадетскими образовательными учреждениями в Ростовской области; преподаватель Автономной некоммерческой организации «Кириллица» на базе Донского православного Центра «София»
- Специализация: педагогика
- Жизненное кредо: «Главное – научиться любить».
В среде школьных учителей и их воспитанников, по наблюдению специалиста Отдела религиозного образования и катехизации Ростовской-на-Дону епархии Людмилы Владимировны Жилиной, сегодня как никогда востребовано православное кино и фильмы советских времён. Учителя ждут подборок короткометражных фильмов, которые можно предложить детям для просмотра. В некоторых школах дети всем классом вместе с учителями и родителями ходят в кинотеатры на мультфильмы, делая сознательный выбор в сторону именно добрых фильмов: «Необыкновенное путешествие Серафимы», «Маленький принц». Людмила Владимировна поделилась с нами своими размышлениями о значении православного воспитания в семье, о роли родительского ценза в отношении современного телевидения, об опасности стирания границ между добром и злом, о безусловной важности семейного фундамента.
Черты современной культуры
- Поскольку моя деятельность связана с детскими образовательными учреждениями, я часто общаюсь с педагогами, и недавно я поняла, что в среде школьных учителей и их воспитанников очень востребовано православное кино и фильмы советских времён. Это так прекрасно!
Учителя «Основ православной культуры» ждут от нас - сотрудников Отдела религиозного образования и катехизации Ростовской-на-Дону епархии - подборки короткометражных фильмов, которые можно предложить для просмотра детям. В школах, оказывается, уделяют этому достаточное внимание. Даже знаю случаи, когда дети всем классом вместе с учителем ходили в кинотеатр на мультфильмы «Необыкновенное путешествие Серафимы», «Маленький принц».
В некоторых школах детям дают домашнее задание – посмотреть тот или иной фильм вместе с родителями, обсудить и проанализировать. Как здорово!
Отметила я и ещё одну положительную тенденцию: дети ещё не отучились читать! Ребята ходят в библиотеки, читают книги. Особенно, если их заинтересовать, дать хорошую книгу. Отрадно, что, когда мы проводим конкурсы и по итогам награждаем участников и вручаем в виде подарка книги, дети искренне радуются таким подаркам, благодарят.
Критерии оценки продуктов современной культуры: как отделить зерна от плевел
- На мой взгляд, все продукты культуры призваны нести людям добро, а основным критерием добра лично для меня является созвучие Евангельским истинам: когда раскрываются христианские смыслы, заповеди Божьи, когда в произведениях говорится о милосердии, любви.
Ближе всего, по моему мнению, к этим критериям - классика. Она передаёт определённый опыт, учит, побуждает переживать и сопереживать героям, наблюдать за их изменениями, проводить параллели, анализировать.
Будучи школьницей, я этого, к сожалению, не понимала, и, лишь став взрослой, я проникла в глубины смысла классических произведений. Сейчас я с удовольствием читаю русских классиков, размышляю о состоянии современного общества, сопоставляю с образами прошлого. Ведь те проблемы, которые были в обществе раньше, существуют и сейчас. Только люди немного изменились, а проблемы остались прежними. Всё возвращается на круги своя.
Созидаем личность
- Я убеждена: всё идёт из семьи. На примере своей семьи могу сказать о бесценном значении православного воспитания. Я была воспитана в православной семье: даже в советские времена, при гонениях на веру, все мои родственники её свято хранили, вера передавалась из поколения в поколение. Я видела пример прабабушки, которая молилась; мамы, которая водила меня маленькой девочкой в храм. У нас есть родовая икона, которая передаётся из поколения в поколение, и меня в своё время ею благословили на брак. И ничего не смогло поколебать моей детской веры, заложенной в семье – ни окружение в школе, ни взросление.
Школа, безусловно, оказывает влияние на формирование личности ребёнка, но, всё-таки семейный фундамент сильнее. Ребёнок всё впитывает с молоком матери.
Из жизни
- Мне довелось наблюдать такую картину: в семье моих знакомых ребёнку поначалу показывали только добрые мультики, и для него именно добро было ориентиром. Но затем родители перестали контролировать этот процесс, и ребёнок начал смотреть различные современные мультфильмы. В итоге малыш стал путать добро и зло: некоторых отрицательных героев стал считать положительными, начал им подражать.
Как же важно следить за тем, что попадает в информационное поле ребёнка, особенно, когда он ещё маленький!
В мире искусства
- Повторюсь: я очень люблю классику. Сейчас я читаю «Бесы» Достоевского, недавно завершила «Братьев Карамазовых». С удовольствием перечитала «Мастера и Маргариту» Булгакова.
Из современников могу порекомендовать короткие рассказы протоиерея Андрея Ткачёва – автор простым и доступным языком рассказывает об очень важных жизненных ценностях; серию книг протоиерея Александра Торика «Флавиан»; книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» - в этих произведениях каждый сможет найти для себя что-то интересное и полезное.
Из современного кинематографа могу посоветовать замечательный документальный фильм-откровение Михаила Шадрина о человеке с огромным и любящим сердцем «Форпост»; фильм Марии Снежной «За Имя Мое» - о подвиге русского священника в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны; фильм Марии Евстафьевой «Щенок» - о настоящей дружбе, об умении прощать и жертвовать; фильм Ольги Антроповой «Простая истина» - о великой сокровенности и непредсказуемости для людей Божьего Промысла; фильм Оливье Орле «Пеликан» - об удивительной и спасительной дружбе между мальчиком и взращённой им птицей.
О сокровенном
- Я всегда себе говорю: «Слава Богу за всё!» - и за скорбь, и за радость. Это самое дорогое для моего сердца.
Пожелание
- Желаю всем любви, мира, терпения. А ещё – всегда радоваться. Каждому новому дню!
Беседовала Юлия Гащенко