Людмила Горбунова: «Награждайте своё настоящее и будущее идеями!»
- ФИО: Горбунова Людмила Алексеевна
- Должность, регалии: художник по куклам в русских традициях, коллекционер, путешественник, создатель частного музея-мастерской «Кукольная слобода», бизнес-леди в области восстановительной медицины
- Специализация: традиционная тряпичная кукла
- Жизненное кредо: «Не позволяйте шуму чужих мнений перебить голос Вашего сердца».
«В русской игрушке, будь то тряпичная кукла или традиционная деревянная игрушка, красота - в простоте. Человек вкладывал в игрушку ощущение природы», - рассказывает художник по куклам в русских традициях, коллекционер, путешественник, создатель частного музея-мастерской «Кукольная слобода», бизнес-леди в области восстановительной медицины Людмила Горбунова. О том, почему автор известных в России кукол не продаёт свои работы; как родилось творчество по созданию кукол у мастерицы, которая в детстве в куклы не играла; как связаны путешествия и рукоделие; как следует относиться к «обереговому бизнесу» (могут ли куклы осчастливить); какие куклы создавать интереснее – с лицом или без; неужели ради куклы можно купить дорогие ткани в антикварном магазине; как созидался частный музей «Кукольная слобода»; когда приходит возраст счастья – об этом и многом другом – в нашем материале.
- Почему Вы не продаёте свои куклы?
- Каждая кукла - это часть души, а я не торгую даже её «осколками». Создание образа можно сравнить с родами, но только творческими. Иногда они бывают долгими и затяжными, я вкладываю всю душу в каждую куклу.
Ни в коем случае не хочу обидеть тех мастериц, которые продают свои работы. Но лично я не могу.
- А как же делиться лучиками своего внутреннего солнышка?
- Делиться, безусловно, нужно! Я, например, могу подарить куклу.
Один из способов запустить лучик - это мои многочисленные бесплатные мастер-классы в «Инстаграме» и в «ВК». У меня очень живая группа подписчиков, особенно из регионов. Например, кукла Груня так вдохновила подписчиков, что мастер-класс по её изготовлению набрал 107 тысяч просмотров. А сколько сотен фотографий Грунь мне прислали люди со всей России! И все они такие разные!
- Каково Ваше отношение к современным куклам?
- Не поверите, но я своей внучке не купила ни одной куклы! Неприятно смотреть в магазинах на этих похотливых, несвойственных русской культуре Барби или зубастых резиновых чудовищ.
Русской игрушке всегда была присуща красота, вкус. Если сделанные промышленным способом игрушки представляли собой миниатюрные предметы взрослой жизни, то народная игрушка была богатейшим источником самобытности и обладала художественным своеобразием. Не задаваясь целью в точности повторить неповторимую жизнь, мастера создавали красивые и обогащающие жизнь предметы и образы. Я говорю о куклах, а не о конструкторах, машинах и других предметах детских забав.
В русской игрушке, будь то тряпичная кукла или традиционная деревянная игрушка, красота - в простоте. Человек вкладывал в игрушку ощущение природы.
- Откуда Вы - городской житель - берёте идеи крестьянской куклы?
- Насмотренность настоящими образами в путешествиях даёт мне глубину творчества. Музеи, выставки, мастер-классы у народных мастеров, работающих с этнографическими материалами.
Я могу просто рвануть туда и обратно в Санкт-Петербург на лекции в Российский этнографический музей, чтобы обогатиться впечатлениями и новыми знаниями. Буквально недавно я провела 6 часов в музее, и время пролетело, как одно мгновение. Именно там я насыщаюсь историей, цветом и светом.
- Как Ваши порывы к путешествию воспринимает супруг? Он разделяет Ваши интересы?
- У нас в семье – единомыслие. Мы с мужем в браке уже 33 года. Как в той сказке: «Жил да был старик со своею старухою 30 лет и 3 года».
Тяга к путешествию обоюдна, она уже стала образом мышления. Я могу просто вздохнуть: «Эх, куда-нибудь бы поехать…», - и сразу слышу в ответ от мужа: «А куда ты хочешь?». Я называю место, мы садимся и едем.
Можем просто идти по улице, посмотреть прогноз погоды и рвануть куда-нибудь. Однажды в ненастную погоду зашли пообедать в кафе, нам ещё и горячее подать не успели, а мы придумали поездку, заказали билеты и гостиницу в Голландии. Благо, работа нам позволяет руководить процессом дистанционно: из любой точки мира мы можем быть вместе с коллективом.
Раньше у меня была работа, активно связанная с бизнесом, с выставками и обязательным присутствием в офисе. С возрастом желание отдать часть времени творчеству и более спокойной жизни стало доминировать. Но мне, как и раньше, нужна перемена чувств, смена впечатлений. Нужна та самая насмотренность, о которой упоминалось выше.
- Вы не устаёте от дороги?
- Что Вы! Дорога - это так прекрасно! Мы с мужем – заядлые путешественники, очень любим путешествовать на машине. Планируя поездку за границу, мы обязательно бронируем машину. И не только не устаём, но специально так планируем маршрут, чтобы побольше поездить. Я не очень люблю крупные города, мне хватает Москвы, а вот узнать глубинку изнутри, поездить по Вологодским деревням, посмотреть закаты в Тоскане – это невероятно интересно!
Кстати, путешествие и рукоделие – это моя двойная страсть: большинство кукол сделаны именно в дороге. Одно хобби дополняет другое.
Помню, мы ехали в горах Швейцарии, и я увидела старый-старый дом насыщенно серого цвета с зелёной крышей и зелёными ставнями. Зелень была такой глубокой, «сытой»! В голове моментально родилась идея: сделать куклу в этой цветовой гамме - серый низ и зелёный верх.
- Каким было Ваше детство? Что Вы любили? Какой досуг предпочитали?
- Большую часть своего детства я жила в военных городках. Самое интересное, что сегодняшнее хобби связано с досугом детства обратно пропорционально: я не любила играть в куклы, она их даже в руки брать не хотела!
Наверное, вот эта недоигранность и зародила во мне желание творить уже в зрелом возрасте, вопреки чрезвычайно высокой занятости, множеству дел и задач, командировок. Сначала возникло лоскутное шитьё, а потом уже куклы.
- А почему в детстве Вы не любили играть в куклы?
- Мы жили в военных городках, родители были очень заняты, а когда мне исполнилось 4 года, они решили, что для девочки Люды лучше всего будет отправиться в санаторий. Надо отметить, что попасть туда было почти невозможно, это всеми почиталось за счастье. Но когда меня отправили в санаторий, я расценила это, как предательство.
За те 20 дней родители напривозили мне самых разнообразных кукол, причем немецких! Это в 67 году – куклы с хлопающими глазами, улыбающиеся! Но мне элементарно не хватало родительского внимания, поэтому «взамен» ничего не принималось. Как итог, все куклы были отвергнуты.
Такая вот недоигранность. А ведь ребёнок обязательно должен отдавать свои чувства в игре, фантазировать. У меня этого в детстве не было. Началось, когда пришёл возраст счастья – 45 лет. У современных детей сейчас есть инстаграмы, айфоны, айпеды, а у меня были раскраски, карандаши, наклейки.
Ещё одним любимым времяпрепровождением были часы, проведённые с папой в ванной за проявкой фотоплёнок. Незабываемо: в 12 часов ночи, под мамино жужжание, что уже давно пора спать, происходило это таинство.
Нынешние мои хобби как раз и есть те самые таинства: книги, фотографии, куклы.
- Кем Вы мечтали стать в детстве?
- Я никогда особо не мечтала о профессиях и всегда доверяла своим родителям. Мне казалось, что выбор родителей будет наиболее верным и точным.
Но если говорить именно о моих предпочтениях, то душа всегда тянулась к творчеству, меня всегда привлекали яркие люди.
- Ваши самые яркие впечатления детства, связанные с народным бытом…
- Помню, как с замиранием сердца я, маленькая девочка, подглядывала в замочную скважину, слушая раздольные песни дедушек и бабушек, когда мы приезжали в гости к родственникам. Народная песня мне была очень интересна, как и культура быта, разговора, обычаев.
Возможно, мои любимые книги – Павла Мельникова-Печерского, Василия Белова - это как раз «родом из детства» - совершенно иное, чистое, светлое. В них стройность, гармония, миропорядок, истинное отношение к любви, к родству, к труду, к страданию. Всё это было у меня на глазах.
Эту чистоту, которую сейчас не так часто встретишь, обильно дало мне детство.
- Какой профессиональный путь родители избрали для творческой дочки?
- Как ни странно, экономическое образование. Собственно, чем я сейчас и занимаюсь. Давалась мне учёба, кстати, очень хорошо. Я в итоге очень довольна своим образованием. Начинала я наёмным работником и дошла до своего бизнеса в области реабилитации и восстановительной медицины.
Большая нагрузка, тяжесть возлагаемых на саму же себя обязательств, частое участие в международных выставках за рубежом и на московских площадках, полная отдача, постоянное общение «глаза в глаза» - всё это требовало какого-то утешения, тишины. Именно тишина была для меня лучшим лекарством. Отсюда начался творческий полёт, как образ мышления, когда можно следовать своим чувствам, любопытству, фантазии. Приезжаешь с работы, сбрасываешь все проблемы и начинаешь творить.
У нас есть загородный дом, который мы с мужем, как художники, пишем многие годы, и который превратился в частный музей «Кукольная слобода». Хотя начиналось всё с коллекционирования старинной утвари, предметов крестьянского быта, старины, а потом в жизнь вошла кукла. Но кукла ни в коем случае не обрядовая и не обереговая.
- Как раз хотела спросить: как Вы относитесь к «обереговому бизнесу» - к куклам, которые якобы уберегут от сглаза, прибавят ума и принесут несметные богатства?
- Это, на мой взгляд, чистой воды спекуляция на обереговости – новая псевдокультура.
Да, на Руси издревле существовали куклы и игровые, обрядовые (например, кукла-Масленица), и обереговые. НО! Обереговых кукол никому и никогда не показывали, а уж тем более не продавали. Кроме того, обереговых кукол по прошествии времени сжигали, как «отработавших» своё.
Что значит «кукла на деньги» или «кукла на счастье» ?! Хочешь денег? Нужно работать! Хочешь счастья? Работай над собой!
К сожалению, сейчас всем куклам без лица присваивают обереговость. Нет! С лицом кукла или без лица – это зависит только от предпочтений или настроения автора.
Обереговость – это спекуляция со стороны продавца и безграмотность со стороны покупателя. Нужно просвещаться и просвещать своих детей и внуков. Например, моя внучка Серафима знает, что такое традиционная кукла.
- А какие куклы больше нравятся Вам: с лицом или без лица?
- Изначально я видела всех кукол именно без лица. После трудной рабочей недели, я приходила в свою мастерскую и отдыхала, переключаясь на кукол. Они должны были молчать, не мешать мне творить, поэтому раньше все куклы были только без лица. Кстати, это и было эталоном кротости и скромности русской традиционной куклы.
Постепенно я стала делать и кукол с лицом. Я принципиально не заглядываю в Интернет по этому поводу, не ищу образы кукол, не подсматриваю за работами других мастериц. Другое дело - обучение у мастеров, работающих с этнографическими материалами. Тогда создаются реплики на музейные куклы. Это очень интересно!
Сейчас мне уже сама кукла подсказывает – с лицом ей быть или без него. Кто-то из известных сказал, что счастье можно уподобить часам: чем проще механизм, тем реже он ломается. Так и в куклах моих действует это правило.
А имена своим куклам я даю ещё на этапе «зачинания». Причём, когда начинаю делать куклу - своими руками, из ничего - только сделаю тулово, костюм ещё даже не придумала, но уже обязательно должна покрыть голову куклы платком. С этого начинается рождение.
- А каких кукол в Вашей коллекции больше: девочек или мальчиков?
- Девочек. Причём, баб. Кукол можно разделить на девочек, молодок и баб. Баб-то у меня и больше всего.
В Российском этнографическом музее тоже на лекциях делали на этом акцент. Просто в мужских образах не выразить такое разнообразие красок и костюмов! У меня большая коллекция тканей и домотканей. В куклах оживают ткани, которые уже бытовали, очень хороши советские, домашние ткани.
Мужики в моей коллекции тоже есть, но немного. Я всё-таки родом из детства, я же девочка.
- Некоторые подписчики ругают Вас за то, что Вы порой используете дорогие материалы для создания кукол, старинные. Это принципиально?
- Да, я покупаю ткани в антикварных магазинах, коллекционные. Кто-то мне говорил о том, что в антикварной ткани любая палка станет куклой. Да, покупать старинные ткани - это дорого, но они живут новой жизнью!
Я недавно сделала куклу, у которой часть фартука выполнена из старинного фартука села Богодухово. Эту куклу я «рожала» 9 месяцев! Творческое вынашивание и роды.
Сначала было вынашивание образа, а потом я увидела на выставке старинный фрагмент с позументами и тесьмой и ночь не спала, всё думала о нём. Сколько бы я ни подбирала тканей к фартуку новой куклы, ничего не подходило. А тот кусочек ткани, увиденный на выставке, был настолько многоговорящим! Он определял идею создания нового образа. Но никак не могла подобрать ткань для юбки. И вот мою дома посуду и вижу потёртое тёмное полотенце икеевское, очень схожее с тем, что мне нужно для окончательного решения. То, что надо! Оно такое выношенное, будто солнцем обласканное. Просто идеально подошло под юбку.
Кстати, эта кукла тоже со мной пропутешествовала - прошла всю Карелию! А доделывала я её уже на теплоходе Москва-Санкт-Петербург. На палубе ко мне подошла девочка, а я про себя думаю: хоть бы она сейчас ничего мне не говорила, хоть бы не отвлекала… Делаю куклу, а имя никак не приходит в голову. Девочка ничего не говорила, просто стояла и смотрела на куклу. Тогда я спросила, как её зовут? Оказалось, Марфой. Вот оно - то самое имя!
- Вы сами любите яркие краски в одежде. А куклы Ваши какие цвета предпочитают?
- В основном, пастельные. У меня нет ярмарочных цветов, всё больше схожие с осенними цветами природы. Наш дом-музей находится в сосновом лесу, так вот цвет опавших иголок – один из самых подходящих для моих кукол.
Со временем решила резать свою коллекцию старинных домотканей, перешла на рушники, подзоры, а в них, как известно, натуральные краски, естественные цвета.
Я не стремлюсь к декоративной броскости, для меня самое главное - тянуться к душевному образу.
- Когда зародилась идея создания частного музея?
- Сначала было коллекционирование, а потом я начала делать кукол, встраивая их в интерьер. Количество кукол стало прирастать, года 4 я занималась репликами на музейные экспонаты кукол.
Кроме того, мы со всего света привозим предметы крестьянского быта. Много экспонатов мне дарят люди. Например, года два назад подруга подарила плетёные сани с высокой спинкой и ручкой. Ради этих саней мы даже выбросили диван, стоящий на закрытой веранде. Что такое диван в сравнении с санями, которым больше ста лет!
- Ваш муж – герой, раз терпит такое…
- Да! Когда я говорю ему, что у меня планируется очередной прямой эфир, он только вздыхает: «Опять?..». Он – моя техподдержка, поэтому на каждом мастер-классе мы с подписчиками благодарим моего мужа за помощь.
Это единение души и интересов. Муж меня поддерживает во всём.
- А Вы его?
- Да. У него есть своя мастерская, он любит работать по дереву. Я прошу его делать мне подставочки для кукол и различные атрибуты.
А самое счастливое время у нас было во время самоизоляции: часов в пять вечера мы с ним разбегались по своим мастерским, а в десять часов вечера собирались на вечернюю молитву и перед сном делились своими успехами. Я говорю мужу: «Ну, покажи, что ты сделал сегодня?». А он в ответ: «Нет, сначала – ты, я вчера первый показывал».
- Есть мнение, что музей – это кладбище искусства. Но ведь Ваши куклы – будто живые!
- Австрийский композитор, дирижёр Густав Малер сказал: «Традиции – это передача огня, а не поклонение пеплу». Очень мудро! Эти слова – лейтмотив моей деятельности.
Частный музей – это не значит, что к нам толпами приезжают экскурсии. Мы принимаем людей очень выборочно. Во-первых, это наш дом. Во-вторых, мы живём своей жизнью, творческой жизнью. Поэтому экскурсии – только для единомышленников и в удобное для нас время. Это не бизнес. Например, недавно у нас была научный сотрудник Третьяковской галереи, потом профессор, физик, математик МГУ - и всем им понятна и удивительна близка простота русской тряпичной куклы.
Друзья привозят к нам своих друзей. У нас есть отдельный гостевой домик на территории, где друзья могут отдохнуть с дороги или переночевать. Это встречные интересы, которые обогащают эмоциями и знаниями обе стороны.
Нам с мужем очень многое дало творческое увлечение, этот возраст счастья, когда можно заниматься тем, что по душе. Творчество перевернуло нашу жизнь, пополнило её интересом и друзьями. Я всем говорю: не бойтесь сочинять, пробовать, узнавать что-то новое, интересное, без остановки изучать, создавать свои образы и характеры, свою симфонию красок. Награждайте своё настоящее и будущее идеями! Загляните ко мне на страницы в соцсетях. Если я хоть кому-то скрашу досуг, я буду счастлива.
Когда мне предлагают интересные площадки, я выставляю своих кукол в качестве экспонатов. Были мы и на малой сцене Театра Надежды Бабкиной, и в Детской государственной библиотеке, и в Доме учёных Пущино, и в Экспоцентре.
- Вы – мастер кукол, коллекционер, путешественник… Кого в Вас больше?
- Не поверите! Бизнес-леди.
Есть во мне два «я», которые постоянно борются между собой: творчество и бизнес. Спрашиваю порой сама себя: что тебе больше нравится? Творчество! А за что ты больше переживаешь? За бизнес. Переживаю о завтрашнем дне. Не могу расслабиться и всецело уповать на Промысл Божий. В этом заключается моё маловерие. Надо срочно исправляться. Бизнес, как и кукла, рождён годами и многочисленными трудами.
Творчество дарит мне радость и возможность раскрыть себя, полёт фантазии, оживить свои чувства, но основная деятельность всё равно тревожит меня больше.
- О чём Вы мечтаете?
- О внуках, я мечтаю о зарождении в нашем доме новых жизней, хочу, чтобы наш дом был наполнен детскими голосами и смехом, полон жизни.
У нас есть чудесная внученька Серафима. Я пишу для неё книгу: «Дорогая Серафима…», в которой рассказываю разные истории, пишу воспоминания о бабушках, о своём детстве…
Пишу о том, что «если у Вас будет мечта, желание и настойчивость - Вы прорастете сквозь асфальт»!
А вообще, если говорить о мечтах, то я говорю слава Богу за то, что Он дал, и трижды слава Богу за то, что Он мне не дал!
Страничка Людмилы Горбуновой в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/ludagorbunova
Группа «Кукольная слобода» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/kuklasloboda
Инстаграм: https://instagram.com/kuklasloboda
Беседовала Юлия Гащенко