+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Лариса Дрыгваль: «Почерк – это тонкое зеркало, отражающее нашу психику»

 

  • ФИО: Дрыгваль Лариса Евгеньевна
  • Должность, регалии: кандидат психологических наук, почётный член Международной профессиональной ассоциации психологов, руководитель Центра изучения почерка, автор проекта «Самопознание и профориентация по почерку»
  • Специализация: психология почерка
  • Жизненное кредо: «Читаю между строк».

 

 

«Во время процесса письма у нас активизируются разные отделы головного мозга. Когда мы пишем по привычке, в нашем мозге отражается автоматическая цепь, которая, условно говоря, «зажигает» определённые сигнальные «лампочки». Эти самые «лампочки» и будут характеризовать наш почерк. Когда мы начинаем немножко изменять почерк, делать акцент на каких-то его элементах, мы через руку задаём немного иной механизм функционирования всей системы. Иными словами, «зажигаем» другие «лампочки», формируем другие сигнальные цепочки. Начинает задействоваться та область головного мозга, которая была недостаточно активна. И чем больше мы влияем на свой почерк, тем больше мы её активизируем», - отмечает кандидат психологических наук, почётный член Международной профессиональной ассоциации психологов, руководитель Центра изучения почерка, автор проекта «Самопознание и профориентация по почерку» Лариса Евгеньевна Дрыгваль. Передается ли почерк по наследству, можно ли увидеть отношение человека к внешним обстоятельствам по почерку, а определить профессию человека, можно ли через почерк повлиять на особенности личности – справиться с какими-либо фобиями? В чём разница между графологией и психологией почерка? Почему в советские годы графологию определяли как лженауку? Нет ли в графологии эзотерической подоплёки? На эти и другие полемичные вопросы отвечает эксперт в области психологии почерка.

 

 

- Передаётся ли почерк по наследству?

- Можно сказать, что да, если мы говорим о том, что темперамент передаётся по наследству. Многие черты, связанные с нервной системой у нас - от родителей. Например, если папа был импульсивным, то, возможно, и ребёнок будет иметь возбудимую нервную систему. Тогда в почерке показатели нервной системы будут указывать на импульсивность, но при этом особенности характера у ребёнка могут сформироваться по своему типу.

Темперамент наследуется, а характер – нет. Таким образом графолог может отследить, какими чертами ребёнок похож на своих родителей, а какими – совсем не похож.

 

 

- Вы говорите, что почерк – это психологическое «МРТ». А есть то, что невозможно увидеть по почерку?

- Через почерк можно увидеть всё, что связано с психологией, но более социальные обстоятельства по почерку не разглядеть. Можно лишь увидеть отношение человека к этим внешним обстоятельствам.

Например, по почерку невозможно определить, замужем девушка или нет, но психолог может сказать, что у конкретной девушки есть психологическая готовность выйти замуж, взять на себя такую социальную ответственность. Кстати, это вовсе не значит, что эта девушка ещё до сих пор не в браке.

 

 

- А с профессией почерк связан?

- Графолог не может точно определить, кем человек работает. Но может определить склонность человека к той или иной сфере деятельности. Например, увидит выраженные способности к математике, абстрактной логике, пространственному мышлению. Такому человеку подойдут профессии, связанные с программированием. Но это не означает, что он – программист.

 

 

- А если тот самый человек в данный момент работает дворником или уборщиком, Вы это увидите?

- Конечно. Будут видны нереализованные задатки. Но это будет видно лишь в том случае, если человек испытывает дискомфорт, если у него есть внутренний конфликт, связанный со сложностями самореализации.

 

 

- Существуют ли профессии, которые накладывают отпечаток на почерк? Например, по моим наблюдениям, врачи редко имеют разборчивый почерк…

- Вы правы. Бытие определяет сознание, и психика формируется в деятельности. Мы не можем отрицать связь нашей деятельности с тем, как развивается наша психика. Поэтому графолог, видя своеобразный почерк, понимает: человек связан с потоком информации, должен быстро принимать решения, пишет он порой даже поверхностно, не вникая в детали почерка. Это может быть и врач, и журналист. Или наоборот: мы можем увидеть стандартизированный, выписанный почерк, где каждая чёрточка на своём месте. В таком случае можно предположить, что человек работает в среде, где требуется тщательность, аккуратность, педантичность. Возможно, он обучает навыкам письма, являясь учителем начальных классов.

 

 

- Почерк – проекция и отражение индивидуальных особенностей человека. Возможно ли объединить в группу особенности почерка людей с определённым видом заболеваний, например, с расстройством психоэмоциональной сферы?

- Существуют так называемые графологические синдромы, которые характерны для тех или иных состояний или определённого психотипа.

Так, например, есть графологический синдром, описывающий состояние депрессии: это набор признаков, которые отражают сниженную эмоциональную вовлечённость, замедление мышления, расконцентрированность внимания. Причём депрессия может быть как экзогенного, так и эндогенного характера, поэтому нужно обратить внимание и на другие признаки, чтобы наиболее точно определить диагноз.

 

 

- Как через почерк можно повлиять на внутренний мир человека, заниматься самовосстановлением, саморазвитием?

- Во время процесса письма у нас активизируются разные отделы головного мозга. Когда мы пишем по привычке, в нашем мозге отражается автоматическая цепь, которая, условно говоря, «зажигает» определённые сигнальные «лампочки». Эти самые «лампочки» и будут характеризовать наш почерк. Когда мы начинаем немножко изменять почерк, делать акцент на каких-то его элементах, мы через руку задаём немного иной механизм функционирования всей системы. Иными словами, «зажигаем» другие «лампочки», формируем другие сигнальные цепочки. Начинает задействоваться та область головного мозга, которая была недостаточно активна. И чем больше мы влияем на свой почерк, тем больше мы её активизируем.

Заниматься графотерапией нужно постоянно, доводя эти навыки до автоматизма. Мы можем переформатировать цепочки таким образом, чтобы у человека улучшилась адаптация. Но, конечно же, необходимо учитывать индивидуальные особенности человека и его внутреннюю готовность меняться. Пример из практики: у женщины был явно выражен гиперконтроль за эмоциями и чувствами. Этим она тормозила все свои эмоциональные реакции. Её почерк выглядел достаточно зажатым и напряжённым, законтролированным. Когда мы стали заниматься с ней графотерапией и доводить почерк до более свободного состояния, с каждым разом ей становилось легче выражать свои чувства и эмоции.

 

 

- После того, как она испортила почерк?

- После того, как она позволила себе расслабиться. Эта индивидуальная работа, которую она проводила ежедневно в течение месяца. И после этого стала замечать, что стало легче проявляться в этом мире, она даже записалась на уроки хореографии, о которых давно мечтала. Стала активно и более спонтанно выражать свои чувства.

 

 

- То есть иногда, чтобы психологически освободиться, нужно всего лишь испортить себе почерк…

- Просто расслабиться. Даже если придётся пожертвовать красотой почерка.

 

 

- Возможно ли, не зная человека, ни разу его не видя, просто по рукописному тексту составить его психологический портрет?

- Конечно. Графолог так и работает. Информация бывает ограничена лишь сведениями о поле и возрасте человека, и больше ничего.

 

 

- В детстве у Вас был красивый почерк?

- Я прошла советскую школу обучения, у меня был ровный разборчивый красивый почерк. Хоть и не каллиграфический, но эстетически приятный, аккуратный и понятный.

 

- Он сохранился и по сию пору?

- Нет.

 

- А что повлияло на его развитие?

- Развитие личности. Потому что придерживаться нормативов в почерке – это как придерживаться социального научения по жизни: когда человек начинает проявлять индивидуальность, начинает обретать свой опыт, свой стиль жизни, его почерк может уйти далеко от прописей.

 

 

- Именно поэтому Вы рекомендуете начинать изучать почерк с 13-14 лет?

- Да, потому что с этого возраста в почерке начинают проявляться уникальные индивидуальные черты.

 

- В каком возрасте Вы стали обращать внимание на почерк? Когда почувствовали, что изучение графологии станет Вашим призванием?

- Случилось это на базе интереса к проективно-рисуночным методикам. Через проективные тесты, через рисунок я и пришла к более глубокому изучению графологии.

Работая психологом, я использовала проективные методики, рисуночные тесты, в которых обращается внимание специалиста на линии, на нажим, на особенности рисуемого образа – круглый, угловатый; абстрактный или детально выписанный. Эти характеристики на самом деле являются графологическими, даже те, которые предполагают исследование рисунков. Более детально их изучает именно графология, выясняя, почему и в рисунке, и в письме проявляются те или иные особенности.

Например, рисуя с сильным нажимом, мы и писать будем жирной линией – тут есть определённые пересечения. Или если мы будем рисовать абстракцию, размытые образы, то и наш почерк будет носить в себе достаточно много абстрактных черт. Потому что и в процессе рисования, и в процессе письма участвует наше мышление, все психические процессы, наша психодинамика, связанная с темпераментом и нервной системой.

 

 

- Что лично Вам дало это знание?

- Это мощный личностный рост, глядя на свой почерк, можно буквально заглядывать внутрь себя, видеть свои собственные механизмы: как ты смотришь на мир, как ты реагируешь, что происходит на уровне твоих эмоций, насколько ты субъективен в оценке других людей, насколько ты эгоцентричен или наоборот, жертвенен.

В обычной жизни человек за собой это может не отследить, а через почерк становится очевидным. Приходится признавать за собой те вещи, которые не замечал или отрицал.

 

 

- Вам не страшно погружаться в собственное «зазеркалье»? Не мешает это в жизни?

- Не страшно и не мешает, я к этому наоборот отношусь с большим интересом. Знаю свои нюансы, прорабатываю их и даже лояльнее к себе отношусь.

Это знание позволяет мне не загонять себя, не ждать от себя того, на что не способна. Многие так и остаются рабами собственного перфекционизма. А так важно вовремя затормозить, сделать паузу. Иногда это имеет буквальный смысл: перестать работать и поехать на природу, например, если загнал себя в стресс.

 

- Может ли графолог не являться психологом и использовать графологию в качестве механического знания?

- Да, конечно. Всё зависит от задач. Если нужно консультировать людей по психологическим темам, по темам нарушений психологических процессов, отклонений, тогда нужно знать психологию.

Если задача более обыденного круга, например, для коучинга, то здесь достаточно знать особенности мышления человека, темперамента, и патологическую графологию изучать не обязательно. Но совсем без психологического знания графологию изучать не получится, потому что нужно понимать, что именно ты исследуешь – что такое личность, темперамент, мышление. Хотя бы самые основы.

 

 

- А с интеллектуальными особенностями человека почерк связан? Встречаются люди, не обладающие высокими интеллектуальными дарованиями, но имеющие каллиграфический почерк. И наоборот: у гениальных людей порой плохой почерк. Про таких говорят, что их мысль опережает руку.

- Для начала нужно разобраться, каковы критерии оценки интеллекта и красоты почерка. Ведь интеллект – это как раз способность упрощать, выявлять главное и отбрасывать лишнее.

Люди с высоким интеллектом пишут быстро, вместо подробной буквы делают её упрощённый вариант, отсекая лишние элементы. Такой почерк порой и прочитать бывает сложно. Высокоинтеллектуальный почерк – это быстрый и упрощённый.

 

- Только вот разборчивость страдает…

- Да. Потому что разборчивость не связана с интеллектом. Разборчивость связана с нормативностью. Люди, которые пишут разборчиво, это люди социально адаптивные, они умеют выполнять правила социального поведения и хорошо вписываются в структуру отношений, чётко следуют правилам поведения. Это не значит, что они дипломаты и гибкие личности, но культура поведения у них на первом месте.

 

 

- А зависит ли почерк от ручки, которой человек пишет?

- Очень незначительно. Повлияет на почерк только такая ручка, которая совсем неудобна для человека, но ею он вряд ли сможет пользоваться долгое время. Мы адаптивно пытаемся найти такую ручку, которая удобно ляжет нам в руку; ту, которая не повлияет на комфортный стиль письма.

 

- Возможно ли обмануть графолога, прикрываясь «маской» каллиграфии?

- Графолог увидит, что это – лишь «маска» каллиграфии. Неестественный почерк виден. Графолог попросит написать что-то более свободно и спонтанно.

Но есть люди, у которых такое вот «масочное» письмо является естественным, они по-другому писать не могут. Это говорит о том, что «масочные» черты являются второй натурой человека, и они будут отражать его психологические особенности.

 

 

- Насколько широко возможности графологии в современном мире цифровизации используются, например, в криминологии?

- Используются, но я меньше занимаюсь этой областью графологии. Как психолог, я использую изучение почерка в оценке подбора персонала, в задачах профориентации и в индивидуальных консультациях.

 

- Можно ли с помощью графолога, основываясь только на образце почерка человека, отыскать преступника?

- Отыскать – вряд ли. Разве что описать психологический портрет человека и на его основании сузить круг поиска преступника.

 

- Вам встречались люди, почерк которых не изменялся с течением времени?

- Да, бывают люди стабильные в своих поведенческих программах. Как правило, это люди, которые годами не меняют своё социальное окружение и находятся в одной поре.

Раньше в Советском Союзе такое часто наблюдалось: где родился, там женился, как говорится, «там и пригодился». Социальное окружение не меняется, большего человеку знать не требуется, он годами живёт в одной парадигме и не желает перемен, тогда почерк может остаться одинаковым на долгие годы.

 

 

- А электронные сообщения, смс имеют почерк? Возможно ли о чём-то судить по смс, кроме уровня грамотности человека?

- Да, есть особенности электронного письма. Графологи изучали её и пришли к выводу, что имеет значение выбранный человеком шрифт, размер букв, наклон, нюансы выделения текста (курсив/жирный шрифт) и т.д.

Но, что интересно, даже в мире тотальной цифровизации мы не теряем свой рукописный почерк. Навык письма формируется один раз в жизни, в школе его никто не отменял. Даже если человек не писал давно, заново учиться писать не приходится, этот навык быстро возвращается, потому что находится у нас в автоматическом, «спящем» режиме, который при необходимости легко активизируется.

 

- Ещё один важный аспект изучения графологов – это подпись человека. Каким образом, меняя свою подпись, можно изменить самоощущение?

- Подпись – это некая визитная карточка личности. Это тот образ, каким человек себя ощущает, какими чертами сам себя наделяет, это его «идеально-Я».

 

- Именно поэтому дети буквально с дошкольного возраста начинают придумывать свою подпись?

- Да, это краткое графическое послание, некое заявление о себе миру: кто я, какой я, что из себя представляю, в символически-графическом выражении.

 

- Обязательно ли с возрастом остановиться на какой-либо одной подписи?

- Всё индивидуально. Если человек меняет социальное положение, меняет самоощущение, то у него и подпись, скорее всего, поменяется.

Например, когда человек из подчинённого становится начальником, у него меняется и внутреннее самоощущение, и за этим следуют и изменения в подписи. Другой пример: женщины, выходя замуж, нередко тоже меняют свою подпись, если происходят глубокие внутренние изменения личностного состояния.

 

 

- О чём свидетельствует факт того, что человек подписывается просто фамилией?

- Наши подписи отражают нас самих, наше индивидуальное я, а фамилия отражает принадлежность к определённому роду.

Подпись только фамилией, без имени, свидетельствует о том, что человек психологически перед социумом предстаёт как представитель своей фамилии, своего рода, но его самого, как единицы там нет.

Подпись считается полной, когда в ней присутствуют имя и фамилия. Есть я, как личность, но я не один, за мной есть мой род, моя семья. В принципе, когда подписываются именем и фамилией, это неплохо, считается вполне гармоничным, нормативным проявлением подписи.

 

- А почему же тогда это «я» не сформировало свою личную визитную карточку? Не хочет выставлять себя на передний план?

- Возможно, в этом нет абстракции, человек максимально чётко, конкретно и понятно о себе заявляет. Такое случается, когда человек занял уже в жизни определённую нишу, обрёл её, закрепился, у него там всё ясно, понятно и ничего иного он уже не ищет.

 

 

- Возможно ли взрослому человеку исправить свой почерк? И что для этого нужно?

- Всегда нужно задавать себе вопрос: зачем? Исправить для чего?

 

- Например, почерк неразборчивый, некрасивый, человеку он не нравится…

- Нужно сходить к графологу и разобраться со своим почерком: настолько ли он неразборчив и некрасив, и вообще, какие особенности он отражает. Тогда вот с этими знаниями можно что-то в себе корректировать. А относиться к почерку легкомысленно, рассуждая в категориях: красиво\некрасиво, хочу поменять/не хочу – я не советую, да и не вижу смысла.

Почерк – это деликатный механизм, тонкое «зеркало», отражающее нашу психику. Если мы вероломно начнём что-то менять, это может привести к неврозу.

 

- Скажите, пожалуйста, а есть ли разница между понятиями «графология» и «психология почерка»? Довольно долго в российской психологии графологию определяли как псевдонауку, тогда как психологию почерка признавали.

- Существенной разницы между понятиями «графология» и «психология почерка» нет. Графология, как направление психодиагностики (это не отдельная наука), приобрела негативный оттенок из-за советской пропаганды, тогда у нас не было отечественных разработок на эту тему (не путайте с почерковедением), а всё «не наше» дискриминировалось. Позже ситуация изменилась, в нашу страну стала поступать качественная литература и исследования по этому направлению. «Графология» = «психология почерка».

 

 

- Не могли бы Вы пояснить, в чём основные отличия графологии от почерковедения? И там, и там в основе – психология почерка. Цели разные? Почерковедение – раздел криминалистики. Графология – раздел общей психологии? Методика, инструментарий разный?

- Почерковедение не связано с психологией, цель почерковедческой экспертизы установить подлинность или подделку документа. В почерковедении используется метод сравнения образцов, знания же по психофизиологии письма используются именно с этой целью. Почерковедческой экспертизе обучаются на юридических факультетах. Графологический анализ полностью основан на психологии, все элементы почерка соотносятся с психофизиологическими, личностными механизмами, его невозможно провести, не зная основ психофизиологии, психологии личности, психологии развития, патопсихологии, психодиагностики и других разделов психологии. Графологию изучают в рамках психодиагностики в психологических университетах. Это метод психодиагностики.

 

- Существует мнение, что графология имеет некое отношение к эзотерике. В литературе порой можно встретить в одном ряду графологию и астрологию, нумерологию, хиромантию и пр.

- Нет, это не так. Графология базируется не на эзотерических основах, она близка к нейропсихологии, психофизиологии: изучает связь письма и мозга. Каждый элемент почерка, его психодинамика, форма, порядок организации связаны с определёнными отделами мозга и их взаимосвязями. В этой диагностике есть раздел анализа бессознательных (аффективных) особенностей, но и они опираются фундаментально на учения о темпераменте, трёх компонентах личности (ид, эго, суперэго). Это не эзотерика, а психология. Графология не может стоять в одном ряду с астрологией, нумерологией и пр., так как опирается на научные знания, на объективные закономерности.

 


- Еще очень хотелось бы узнать Ваше мнение относительно переломных 90-х в России: в эти годы, действительно, в психологию пришли новые направления, новые методики. Многие из них себя хорошо зарекомендовали, но вместе с научными методиками в современную психологию пришли и околонаучные методики. Начался период всеядности. Этот период продолжается или современная российская психология расставила точки над i? Период всеядности, на Ваш взгляд, завершился или усугубился?

- Границы научности и околонаучности в психологии размыты. Если брать подход, основанный на баллах; тестовые, экспериментальные методики, то графология к этому направлению не относится. В то же время, специалисты-психодиагносты отмечают большую информативность проективных тестов в сравнении с тестовыми методиками, но их не обсчитаешь количественно. Невозможно душу измерить баллами, невозможно алгеброй измерить гармонию. Я бы сказала, что инструментарий современной науки, предлагающий называть научным только то, что измеримо, несовершенен в отношении психики. Поэтому очень многие современные и реально работающие методы психологии не называются научными только по причине несовершенства самого подхода, определяющего научность. Это не моё мнение, а мнение большого количества учёных психологов, например, Дмитрия Леонтьева. 

 

 

В графологии используется гештальт-подход, многофакторный анализ, согласно которому один признак не является достаточным для интерпретации. Только комплекс признаков (синдром) может указывать на наличие какого-либо качества, тенденции, особенностей. В этом плане графология похожа на клиническую или медицинскую диагностику.

Современная психология уже давно признаёт, что личность - это биопсихосоциальная модель. Качественная диагностика должна учитывать проявление определенных особенностей человека на всех уровнях этой модели. Каждая черта, свойство, тенденция не существуют сами по себе, в отрыве от остальных особенностей и проявляются на разных этажах этой модели. Если какой-то симптом не подтверждается на других уровнях, он случаен; если подтверждён другими уровнями - закономерен и устойчив.

В графологическом анализе тот же принцип. Все признаки почерка связаны между собой и проявляются на разных уровнях, складываясь в устойчивый паттерн. Причём паттерн не статичен, он динамичен, подвижен, как и сама психика. Поэтому мы можем наблюдать в почерке некоторые изменения и колебания. Та изменчивость, которая наблюдается людьми при оценке своего почерка, это вариативность паттерна на происходящее внутри и снаружи. Но вариативность имеет границы, она не хаотична, поэтому общий паттерн письма для графолога вполне устойчив и предсказуем, даже, если почерк может показаться разным.

 

 

- Изучается ли сегодня графология (психология почерка) в вузах?

 

- Да, конечно. Я преподаю и преподавала спецкурсы по графологическому анализу в нескольких вузах: Высшей школе экономики, Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Российском гуманитарном университете, есть и другие вузы, заинтересованные в проведение подобного обучения для психологов. 

 

Беседовала Юлия Гащенко.

Система комментирования SigComments