Иван Улитчев: «Главное – быть неравнодушными»
- ФИО: Улитчев Иван Иванович
- Должность, регалии: доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат богословия, преподаватель Донской духовной семинарии
- Специализация: православная теология, религиоведение, общественные науки
- Жизненное кредо: «Всегда радуйтесь, за все благодарите».
Стремиться вверх; в житейских заботах не забывать о духовной вертикали нашей жизни; всё делать с любовью; уважать и беречь окружающих; радоваться мгновениям жизни, как Божьему дару; быть неравнодушными; формировать духовные и культурные ценности ребёнка не через навязчивые поучения, а естественным порядком, созидая здоровую семейную среду; ограждать детей от разрушительных образов, не столько запретами, сколько разъяснением своей позиции, предложением взамен того, что располагает к духовному возрастанию, уважению к личности окружающих, чувству ответственности за семью, близких, за свою малую и большую Родину – об этом и о многом другом в нашем интервью с доцентом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидатом богословия, преподавателем Донской духовной семинарии Иваном Ивановичем Улитчевым. О педагогических коллизиях - лаконично, мудро, точно - из уст православного теолога и религиоведа.
Черты современной культуры
- Современная культура чрезвычайно разнообразна, и нынешний уровень технического прогресса предоставляет чрезвычайно широкие возможности для приобщения к её различным аспектам.
Сейчас с помощью интернет-технологий можно ознакомиться с любым литературным или художественным произведением, посмотреть любой фильм, совершить виртуальную экскурсию в знаменитый музей или город, познакомиться с представителями любого религиозного или философского учения. Это, безусловно, даёт хорошие стартовые возможности для всестороннего развития личности, но и одновременно представляет некоторую опасность для несформировавшейся психики.
Не секрет, что человеческая природа склонна ко греху: и низкие, болезненные культурные формы бывают, при прочих равных условиях, более привлекательны, чем высокие образцы, восприятие которых требует со стороны человека душевных усилий. Поэтому очень важна здоровая семейная среда, в которой не через навязчивые поучения, которые ребёнок с определенного возраста начинает игнорировать, а естественным порядком формируются духовные и культурные ценности ребёнка, которые будут реализовываться в течение последующей жизни.
Критерии оценки продуктов современной культуры: как отделить зерна от плевел
- Ответ на этот вопрос связан с предыдущим, и наилучший его вариант дан в Евангелии: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Разрушать всегда легче, чем созидать, и, если какие-то культурные продукты вызывают в ребёнке цинизм, апатию, уныние или жестокость и агрессию - лучше оградить от них, причем не столько запрещая, сколько разъясняя свою позицию и предлагая что-нибудь взамен. А то, что располагает к духовному возрастанию, уважению к личности окружающих, чувству ответственности за семью, близких, за свою малую и большую Родину – это, конечно, нужно предлагать и «продвигать». Но, повторюсь, здесь очень многое зависит от того, как живут и какими ценностями руководствуются родители и ближайшее окружение ребёнка, есть ли среди них любовь и взаимное уважение, порядочность по отношению к окружающим людям, уважение к закону и нравственным нормам, либо они заботятся только о собственном кошельке.
На мой взгляд, культурные продукты могут лишь содействовать (либо наоборот, создавать помехи) в формировании личности в семье или в коллективе, но не более того. Но и в этом случае их значение довольно велико.
Так, классика и академичность задают «верхнюю» культурную планку, не дают скатиться в вульгарность и пошлость – как конкретному человеку, так и обществу в целом. Конечно, не все могут быть близки к «культурным высотам», в силу разности воспитания, способностей и т.п., но само наличие культурного эталона очень важно.
Опасно для детства
- Разрушительные образы могут действовать сиюминутно. Вроде бы, содержательно этот образ через краткое время из памяти стирается, а душа опустошена, и здоровые жизненные силы ослаблены. Если такое воздействие происходит регулярно, это приводит к деградации личности. А созидательные образы не так сильны по единовременному действию, но они формируют смыслы и ценности, наполняют душевную жизнь положительным содержанием. Поэтому для того, чтобы они остались в душе, закрепились в ней, оказали влияние на личность ребёнка, очень важна благоприятная поддержка среды (для маленького ребёнка – семьи, для подростка – ещё и других, авторитетных для него людей).
Я бы не стал заниматься конкретным перечислением «вредных» мультфильмов, книг, игр и т.п. Многие из этих названий через 2-3 года забудутся, и на их место придут новые. Конечно, абсолютно неприемлемыми являются порнография, пропаганда суицида и жестокости и т.п., но в большинстве конкретных случаев родителям и обществу приходится руководствоваться своей совестью, ценностями, представлениями о благе ребёнка и, конечно, заповедями Божьими, если родители – люди верующие. Главное – быть неравнодушными.
В мире искусства
- «Верхней культурной планкой», на мой взгляд, является русская классика.
Из современных отечественных авторов недавно открыл для себя писателя Евгения Водолазкина.
Фильмов я смотрю не так много, предпочитаю те, которые несут в себе положительный нравственный урок, заставляют задумываться и развиваться.
О сокровенном
- Одна из любимых цитат – евангельская, про «соль земли»: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают её. Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мф. 5:13, Лук. 14:33-35).
Ну и, конечно, слова Христа как непреложный ориентир: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Пожелание
- Стремиться вверх, в житейских заботах не забывать о духовной вертикали нашей жизни, всё делать с любовью, уважать и беречь окружающих, радоваться мгновениям жизни, как Божьему дару.
Беседовала Юлия Гащенко