+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Анна Маслова: «Человека можно увидеть через его фото»

 

  • ФИО: Маслова Анна Валерьевна
  • Должность, регалии: фотограф, член Союза фотохудожников России, член творческого союза «Фотоискусство», основатель авторской фотошколы в Новосибирске
  • Специализация: фотография
  • Жизненное кредо: «Фотограф человеков».

 

 

«У меня были две фотовыставки по новорожденным. Сначала я исследовала вопрос: в какой момент зарождается любовь матери к ребёнку? Я снимала мам и их малышей в день появления на свет. Казалось бы, малыш только что родился, мама ведь его ещё даже не видела! Но от наблюдения этой вселенской любви у меня видоискатель запотевал - слёзы из глаз, настолько это ни с чем не сравнимо!» - делится Анна Маслова, фотограф, член Союза фотохудожников России, член творческого союза «Фотоискусство», основатель авторской фотошколы в Новосибирске. Существуют ли некрасивые люди; что предпочитать – цветное фото или ч/б; селфи – развитие или гибель фотоискусства; какими качествами не может не обладать фотограф – на эти другие вопросы отвечает гость нашей редакции – фотограф «человеков» - «Художник PhotoArt» по версии Международной Федерации фотоискусства FIAP, серебряный призёр Второго Международного конкурса черно-белой фотографии, бронзовый призёр седьмого ежегодного Фотоконкурса Nikon 2019 в номинации «Портрет».

 

 

- Существуют ли, на Ваш взгляд, некрасивые люди?

 

- Нет! Всё зависит от того, насколько фотограф способен увидеть красоту.

 

 

Кстати, я оттачивала своё мастерство на непрофессиональных моделях. Профессиональные модели знают, как позировать, как двигаться, как себя презентовать. Непрофессиональные модели – более зажаты, с ними работать чуть сложнее, но очень интересно.

 

 

Понятно, что сейчас, когда мне нужно снять что-то быстро, я могу взять профессиональную модель. Но в основном для своих выставок я делаю снимки «живые»: просто хожу по улицам и смотрю на людей, если человек мне понравился, приглашаю его на съёмку.

 

 

- По каким внешним признакам Вы оцениваете человека?

 

- Сложный вопрос. Скорее всего, в целом смотрю на типаж.

 

 

Часто я заранее что-то задумываю, например, снять портрет XV века. У меня есть команда: я озвучиваю идею своему художнику по волосам, мы обсуждаем, какой типаж нам понадобится. Предположим: чёрные брови, резкие скулы, ярко очерченные глаза или, наоборот, сказочное лицо. В итоге «картинка» должна совпасть.

 

 

- Какие кадры Вы больше любите делать: цветные или чёрно-белые?

 

- Честно говоря, мне всё равно. Я одинаково хорошо работаю и в цвете, и в ч/б.

Когда юный фотограф начинает снимать, он обычно считает, что, если свет хорошо получится, то фото будет цветным, а если свет получился плохо, то надо сделать этот кадр в ч\б. У начинающих ч\б – это способ маскировки. А он обычно не работает! Потому что если нет хорошего света, то не получится хорошей чёрно-белой фотографии.

 

 

Ч\б – это, прежде всего, контраст. Без света контраста нет, но начинающий фотограф об этом не знает. Я тоже совершала эти ошибки. Сейчас же для меня цвет или ч/б – это всего лишь инструмент. Причём, я уже сразу понимаю: вот эта история будет в цвете, а эта – ч\б. Клиентам я обычно отправляю сразу оба варианта фото.

 

 

- А животных любите фотографировать?

 

- Не особо. Хотя я очень люблю собак, у меня дома два русских чёрных терьера, но что там снимать? Разве что нос. Он у них очень выразительный.

Животных вообще нужно снимать быстро. Они всегда в динамике.

 

 

- Если бы Вам предложили сфотографировать предмет, полностью отражающий Ваш внутренний мир, то что бы это было?

 

- Наверное, это был бы зеркальный шар. Многогранный и снаружи, и внутри. Потому что мы, в том числе, результат влияния окружающего мира: любая книга, которую мы читаем, влияет на нас; эмоции, переживания, фильмы, встречи с людьми. Мы всегда чуть-чуть меняемся.

 

 

- А какой Вы были в детстве? Какие самые яркие впечатления оставило детство в Вашей памяти?

 

- Помню чувство счастья от того, что у меня, наконец, появилась собака. Я очень долго её хотела, просила у родителей, и вот мне купили щенка.

 

 

Одним из ярких впечатлений детства стала также печать фотографий вместе с папой в ванной. Папа был любителем. Думаю, что у многих советских детей был опыт проявления и печати фотографий.

 

 

- Кем Вы мечтали стать в детстве?

 

- В 10 классе я пришла в школу юных корреспондентов, и журналистика меня захватила. Позднее я и университет по этой специальности окончила.

 

 

Опять же, это история про исследования: что журналистика, что фотография – это познание мира, неподдельный интерес к нему.

 

 

- Как перешли от журналистики к фотографии?

 

- По воле случая. Надо сказать, что на отделении журналистики в Томском университете была фотолаборатория, которая мне была очень интересна – не то, чтобы я серьёзно занималась фотографией, мне скорее нравилась атмосфера лаборатории.

 

 

Когда я окончила университет, то пошла работать пресс-атташе, сотрудником пресс-центра выставочного сообщества. В один прекрасный момент на мероприятие опоздал наш фотограф, нужно было срочно снимать открытие выставки, мне вручили камеру со словами: «Иди снимай». Я и пошла. Потом ещё поснимала, потом ещё. Так и не «пришла».

 

 

Получилось так, что во время декретного отпуска я много снимала своего сына, да и всё, что мне было интересно. Со временем я поняла, что не хочу возвращаться на прежнее место работы, хотя меня очень ждали. С этого момента я и поняла, что буду фотографом. Уже почти 17 лет.

 

 

- Как Вы пришли к созданию собственной фотошколы?

 

- Как и все начинающие любители, я сначала фотографировала всевозможные красивые пейзажи, листики. Помню, мы ездили на Алтай, там были прекрасные виды, я всё старалась запечатлеть их. Каково же было моё разочарование, когда после распечатки фото я не увидела той красоты природы. Чудесные пейзажи превратились в блеклую неинтересную картинку. Это меня так задело! Как же так? Я же вижу глазами - красиво, так почему же в итоге получается такая ерунда? Я никак не могла понять, как это работает?

 

 

Мальчикам в этом смысле проще, а мне – девочке-гуманитарию – было сложно понять советские книги по фотоискусству, я была в шоке от выкладок и формул. Подходила я к своему мужу (физик-оптик, преподаватель университета) и просила объяснить написанное в книге, он начинал рассказывать, и у меня просто «шарики за ролики» заходили. Долго я билась в попытках разобраться в процессе фотографии, прошла нелёгкий путь, чтобы досконально разобраться, что такое диафрагма, что такое выдержка и пр.

 

 

Когда был пройден определённый путь, меня пригласили прочитать лекцию по детской съёмке. Я прочитала. Через время мне позвонил знакомый, который сообщил, что хочет открыть фотошколу, и позвал меня стать преподавателем. Я написала план лекции, подготовилась, как следует, потому что привыкла всё делать основательно, качественно. Знакомый чуть позже позвонил и сказал, что обстоятельства изменились, и он не будет открывать школу, но я могу и сама её открыть. Я в растерянности пришла к мужу, и он дал мне замечательный совет: «Ты попробуй! Даже если не получится, ты будешь знать, что сделала всё, что могла». Это мне очень помогло! Теперь я тоже всегда так советую. Нужно просто набраться смелости и сделать то, о чём мечтаешь, чем потом всю жизнь жалеть о несбывшейся мечте.

 

 

Внезапно моя фотошкола «выстрелила»: сначала ко мне пришли клиенты, которые у меня фотографировались ранее, потом заработало «сарафанное радио», и уже более 11 лет я занимаюсь обучением.

 

 

- По Вашему мнению, научить быть фотографом возможно?

 

- Конечно, возможно! Я как раз пример абсолютно бесталанного человека, который просто очень любит фотографию, и всего добился сам.

 

 

Научиться можно, даже если вы будете снимать по 5 минут каждый день на телефон. Наснимали, просмотрели, проанализировали - сделали выводы. Это всё опыт. Если глаза есть, значит, есть возможность фотографировать. Техника – это лишь малая часть процесса.

 

 

Новичку приходится учиться тому, чтобы кадр был светлым, с хорошей резкостью. Но я этому учу за месяц. Поставить технику просто, а дальше начинается вопрос: а что мы хотим сказать через свои фото? И это – целая вселенная. История костюма, живопись, фотография – все эти стороны искусства тесно взаимосвязаны.

 

 

Недавно вышла моя книга, которая неожиданно для меня оказалась очень востребованной: за 3 месяца разлетелись 2 тысячи экземпляров. В книге – речь о параметрах, о технике, но в картинках и простым языком.

 

 

Я всегда говорю фотографам: ваша фотография показывает, какой вы человек. Даже если вы будете пытаться мошенничать, ничего не получится. Когда человек фотографирует, он работает с чувствами, нюансами, эмоциями, поэтому фото его выдаёт. Человека можно увидеть через его фото.

 

 

Мой курс «Школа креатива» - это вызов для самой себя. Существуют курсы цикличные, когда месяц программы прошёл, набираешь других учеников, и курс заново «катается». А сейчас у меня курс нецикличный: каждую неделю я пишу новый контент. Например, сейчас мы изучаем гравюру Альбрехта Дюрера. Я должна сначала сама изучить эту тему, пропустить через себя, рассказать ученикам, вдохновить их на съёмку. Сложно, конечно, но я пока держусь. Это способствует и моему творческому развитию.

 

 

- Какими качествами характера, на Ваш взгляд, должен обладать фотограф?

 

- В первую очередь, любопытством. Мне это дала журналистика. Если человеку не интересен мир, в котором он находится, то невозможно стать высокооплачиваемым профессионалом, достичь вершин фотографии.

 

 

Кроме того, фотографу необходимо упорство, потому что легко что-то начать делать и бросить. И, конечно же, как «фотограф человеков» я могу сказать, что обязательно нужно любить людей. Если вы не любите людей, вы не сможете их показать красивыми.

 

 

- Кого Вам интереснее фотографировать: детей, взрослых или пожилых людей?

 

- Я всех «человеков» люблю, у меня нет разделений.  Например, у меня были две выставки по новорожденным. Сначала я исследовала вопрос: в какой момент зарождается любовь матери к ребёнку? Я снимала мам и их малышей в день появления на свет. Казалось бы, малыш только что родился, мама ведь его ещё даже не видела! Но от наблюдения этой вселенской любви у меня видоискатель запотевал - слёзы из глаз, настолько это ни с чем не сравнимо!

 

 

Проект длился два года, а через время, когда он завершился, и открылась выставка, эти подросшие детки пришли с родителями. Столько радости: толпа детей, этот горох бегает, визжит, а мамы смотрят на фото и плачут.

 

 

Я решила пойти дальше и создала проект с папами: снимала отцов, когда они впервые видели своих новорожденных деток. Это было ещё сложнее. Во-первых, нужно было вовремя успеть прибыть на место (бывало, что я ожидала несколько часов), а также соблюсти непростой нюанс: папам в роддоме надевали маски (таковы медицинские правила), поэтому все чувства я должна была уловить в глазах, в этом первом взгляде на своего родившегося малыша. Просишь папочку: дотроньтесь до ребёночка, а он в ответ: «Не могу! Боюсь ему что-то повредить!».

 

 

Был у меня проект и с более взрослыми детьми: я изучала течение неформальной молодёжи – готов. Мне не важно, какой человек, для меня каждый – минивселенная.

 

 

- Селфи – это развитие или гибель фотоискусства?

 

- К сожалению, моя профессия сейчас связана с определённой публичностью, приходится вести блог в Инстаграме, быть на виду. В каком-то смысле я дозрела и уже могу смотреть на себя со стороны без содрогания: в макияже я или нет, в дизайнерской одежде или в драных джинсах – я во всём чувствую себя органично. Но делать какие-то суперселфи или любоваться собой у меня желания нет.

 

 

А с профессиональной точки зрения могу сказать: если человек фотографирует – это в любом случае классно! Что он снимает, в какую сторону направлена его камера – это уже второй вопрос. Каждый человек имеет право на самовыражение и творчество. Если хочется делать селфи – почему бы и нет?

 

 

Я вот, например, начала вдруг рисовать, хотя абсолютно не умею этого делать. Кроме того, я бросила себе вызов и начала публиковать эти свои рисунки в Инстаграме. Корявенькие, неказистенькие, но почему-то мои рисунки понравились людям. И мне пришла в голову мысль: надо издать книгу по фотографии, которая не будет содержать ни одной фотографии. Вместо фото – схематические рисунки. Это пока единственная в мире книга по фотографии без фотографий. Потому что, фото способно запомниться человеку только тогда, когда оно связано с его близкими людьми, или вдруг произвело сильное эмоциональное впечатление, как объект искусства. Все остальные фото – которые, например, иллюстрируют работу диафрагмы – не запоминаются. А картинки запоминаются очень легко. Это человеческая психология.

 

 

Или вот ещё одна грань творчества: недавно «родился» в моей голове бегемот. Нарисовала. Смотрю и думаю: он должен быть в керамике. Почему-то… Ну, ладно, думаю, попробую. Позвонила керамисту, посоветовалась, слепила этого бегемота, сейчас он должен пойти в обжиг. Это оказалось интересно! Целая технология: сделала шарик, а после этого нужно бить по нему плоской лопаткой. Новый опыт, новые эмоции. И сама наполнилась, и поделиться с окружающими могу. Я ведь для каждого курса придумываю что-то новое. Внедряю и смотрю: эффективно или нет, интересно ученикам или нет. Снова нахожу что-то новое. Постоянный творческий поиск. Очень обогащает!

 

 

Обучение и самообучение. Потому что обучение взрослых людей – это на 90 % психология, и лишь 10 % - сами знания. Человек должен мне поверить, научиться делать новые для себя вещи. Нюансов много. Каждая группа приносит мне какой-то новый опыт.

 

 

- Рецепт удачного кадра от Анны Масловой: берём хороший свет, добавляем любопытство, какие ещё ингредиенты Вы добавите в этот «фотографический торт»?

 

- Смелость и веру в себя. Если вы будете слышать себя, вы сможете сделать интересный кадр. Смелость фотографа – способность снимать так, как фотограф чувствует, а не как кто-то скажет или что подумает «соседка Маша».

 

 

Многие люди боятся сделать что-то своё, потому что боятся ошибиться. Не нужно себя грызть! Любая съёмка – это приключение, и для меня важнее даже сам процесс, чем результат.

 

 

Сайт фотошколы Анны Масловой: http://www.maslova.com 

Страница Анны Масловой в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/annamaslova

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

 

Система комментирования SigComments