+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Дарья Чубатова: «Можно ли назвать ЗРР речевым нарушением?»

 

Задержка речевого развития - что это за явление и можно ли назвать ЗРР речевым нарушением; откуда берется ЗРР и как себя проявляет; а как понять, что у малыша до года в речевом развитии что-то идет не так – на эти и прочие вопросы в рубрике «Записки логопеда» отвечает логопед-дефектолог, директор Воскресной школы кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, руководитель благотворительного проекта «Благовест» - родительского клуба для семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна Дарья Андреевна Чубатова.

 

- Дарья Андреевна, давайте сегодня обсудим тему, которая очень и очень волнует многих родителей. Задержка речевого развития – что это и как к этому относиться? Сегодня очень многие сталкиваются с тем, что детки начинают говорить довольно поздно.

 

- В последние годы термин «задержка речевого развития» (ЗРР) встречается все чаще. Что это за явление и можно ли назвать ЗРР речевым нарушением? Да, давайте обсудим эту тему.

 

По мнению отечественных исследователей (доцента кафедры логопедии факультета специальной педагогики МГПУ Марии Федоровны Фомичевой, директора Института психолого-педагогических проблем детства  Татьяны Владимировны Волосовец), задержка речи — понятие весьма условное. Его употребляют, чтобы обозначить факт атипичности развития речи – развития, выходящего за границы условно возрастной нормы. Нужно понимать, что ЗРР - отставание развития речи во всех ее структурных компонентах (в фонетике, лексике, грамматике) носит временный характер и сравнительно легко преодолевается. Вопрос в том, что порой для этого нужно прибегнуть к помощи специалистов. Порой самим не справиться. Для преодоления ЗРР разработаны специальные методики, это целый комплекс работ.

 

 

- А все-таки, откуда берется эта проблема? В чем причина задержки речевого развития? 

 

- Установить прямую связь и причинность не так просто, но одной из главных причин ЗРР большинство исследователей в области логопедии считают незрелость центральной нервной системы, задержки в её созревании. Любые вредные воздействия на мозг и ЦНС; органические поражения коры головного мозга или задержка ее созревания; травмы, в том числе родовые; тяжёлая беременность и гипоксия - все это органические факторы. Эти состояния необходимо лечить исключительно у невролога. На ранних этапах лечение даёт прекрасные результаты, поскольку мозг ребенка чрезвычайно пластичен, правда, с возрастом пластичность снижается, а потому, чем раньше вы начнете лечение, тем лучше.

 

Помимо органических факторов существуют, конечно же, и социально-психологические. Развитие речи детей зависит от характера внутрисемейного взаимодействия: как родители общаются с ребёнком, как они общаются между собой, каков уровень образования родителей, каков уровень их социального благополучия.

 

Довольно мощно задерживают развитие речи современные гаджеты… На эту тему уже опубликованы исследования. Лично в моей практике было несколько таких примеров. Малыши настолько погружаются в мир гаджетов, так увлекаются виртуальными видеоиграми, что виртуальный мир начинают предпочитать реальному – живому. Такие малыши отлично разбираются в технике, но молчат!

 

Существует ещё один фактор, влияющий на речь детей раннего возраста - психологические травмы, они же провоцируют заикание. Психотравмы в раннем детстве - это отдельная тема для разговора, обещаю, позже мы поговорим на эту тему.

 

Вообще, термин ЗРР, как вы видите, указывает на симптоматику нарушения, а не на само нарушение. Природу же нарушения исследуют узкие специалисты: невролог, логопед, дефектолог.

 

 

- Дарья Андреевна, а могли бы Вы рассказать нам подробнее о том, как проявляет себя задержка развития речи? 

 

- Задержка речи проявляет себя отставанием от условно возрастной нормы. Я специально говорю «условно возрастной», поскольку понятие «норма» условно.

 

Задержка речевого развития проявляется очень по-разному, состояние ЗРР может варьироваться от полного отсутствия активной речи у ребёнка в возрасте 2,5 - 3 лет до состояния относительно сформированной речи – речи, которая в отличие от речи типично развивающихся детей, характеризуется нарушением звукопроизношения, неправильным подбором слов, нарушением связи слов (согласование, управление), крайней ограниченностью словарного запаса.

 

Родителям хорошо бы изучить нормы речевого развития; хорошо бы узнать, как протекают основные этапы речевого развития. Если у вас возникла тревога, если вы усомнились в том, что развитие речи ребенка протекает нормально, то лучше проконсультироваться с неврологом и логопедом.  

 

 

 

Условно выделяют несколько этапов речевого развития. 

 

1 период

  • С рождения до года - подготовительный, дофонемный период

Ребёнок не говорит, но вокализирует, гулит, лепечет. К году появляются первые слова.

 

2 период

  • От 1 года до 3 лет - период различения фонем, преддошкольный период

Наращивается пассивный и активный словарь, появляются предложения, начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь, п, пь, б, бь, т, ть и др.). К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв. Начинает формироваться связная речи.

 

3 период

  • Дошкoльный (3 – 7 лет) - речевой период интенсивного речевого развития

Речь ребенка  формируется как полноценное средство общения. К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой речи. К 7 годам у ребёнка должны сформироваться все компоненты речевой системы. 

 

4 период

  • Школьный (от 7 до 17 лет)

В этот период cовершенствуется связная речь, формируется письменная речь.

 

 

- Со вторым, третьим, четвертым этапами развития речи все понятно, а вот с первым - все не так просто. Как понять, что у малыша развитие речи идет не так? Как понять, что все-таки следует обратиться к специалистам уже сейчас?

 

- Исследователи в области логопедии предлагают раннюю диагностику для новорождённых и детей одного года. Ранняя диагностика включает в себя определение неврологического статуса малыша и оценку таких особенностей ребёнка, как характер крика и плача (сильный и громкий крик или вялый и слабый, маме трудно различить, что сообщает крик ребёнка); берет ли ребенок грудь (отказ от грудного вскармливания, попёрхивается ли малыш, подтекает ли молоко).

 

Если малыш отказывается брать грудь, это настораживающий сигнал. Мамам не нужно спешить вводить прикорм, давать воду из бутылочки — этим самым они провоцируют ранний отказ от грудного вскармливания, а оно ведь требует от малыша определенных мускульных усилий, которые развивают речевой аппарат. Необходимо постараться найти причину нежелания ребенка сосать, помочь устранить ее. Обычно используют массаж круговой мышцы рта, языка, мягкого неба. Возможно, придется подрезать подъязычную связку. При необходимости это делает хирург. 

 

Повторюсь, наблюдение ребёнка от рождения до 1 года у невролога просто необходимо. Ранняя диагностика любых неврологических нарушений позволяет принять оперативные меры и устранить все нарушения без негативных последствий для развития ребёнка. Так, например, к задержке развития речи может привести гипертензионный синдром, высокое внутричерепное давление и пр. нарушения, которые ведут к задержке развития мозга.

 

 

 

- А если, скажем, с точки зрения состояния ЦНС у ребёнка все хорошо, но при этом малыш не говорит, то это тоже ЗРР? И что делать?

 

- Даже если с ЦНС все нормально, но у ребенка к 3 годам активная речь отсутствует, то да, это ЗРР. Потребуется коррекционный курс. Либо это будет запуск речи, либо стимулирование речи. Конечно, к детям с нарушениями в работе ЦНС и детям без таковых нарушений подходы к коррекции будут различаться.

 

 

- А что может сделать мама, чтобы помочь своему ребёнку? Что можно делать самостоятельно?

 

- Я дам несколько рекомендаций, они подходят для всех детей раннего возраста (до 3-х лет).

 

Не ограничивайте движение детей, дети познают мир в движении.

 

Развивайте двигательную сферу ребёнка. Для детей до года - потешки, массаж стоп и ладошек, пальчиков, массаж лица (мягкие поглаживающие движения), пение песен, общение с ребёнком, оречевление своих действий.

 

Детям постарше все вышеперечисленное и плюс логоритмика, танцы, пальчиковая гимнастика, всевозможные игры для развития мелкой моторика (игры с песком, соленое тесто, игры с крупами, пальчиковые краски, пальчиковый театр и многое другое), можно вводить в форме игры элементы артикуляционной гимнастики: игра «Бегемотики» - широко открыть рот, как бегемот; «Обезьянки» - покривляться, как обезьянка и пр. 

 

Я обязательно отдельно расскажу вам о всевозможных упражнениях для развития речи у детей младшего возраста; поговорим об артикуляционной гимнастке - комплексе упражнений, направленных на развитие мышц артикуляционного (речевого) аппарата.

 

 

- Дарья Андреевна, большое спасибо! Будем ждать с нетерпением. До встречи!

 

- До встречи!

 

 

Резюме

Чубатова Дарья Андреевна

  • логопед-дефектолог,
  • директор Воскресной школы кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону,
  • руководитель благотворительного проекта «Благовест» - родительского клуба для семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна,
  • имеет 11 лет педагогического стажа в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, медицинских учреждениях, социально-реабилитационных центрах,
  • ведет частную практику, сопровождает семьи, воспитывающие детей с ОВЗ,
  • окончила Южный федеральный университет Педагогический институт по специальности логопед-дефектолог,
  • окончила магистратуру ЮФУ ПИ по направлению «Интегрированное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
  • Контакты: +7(928)188-88-21, darya.logoped.mc@bk.ru
  • Страница в Инстаграм: @dchubatova

 

 

Похожие статьи

Логопедические «Фефекты фикции» и «Чумучечий квест» свободного чтения

Логопедические «Фефекты фикции» и «Чумучечий квест» свободного чтения

Детский мир «Вверх» https://vverh-dm.ru рекомендует необычные развивающие настольные игры, разработанные учителем-логопедом и отцом двух дошколят: уникальную логопедическую игру, ставшую хитом продаж «Фефекты фикции», а также ее продолжение — игру-квест «Чумачечий квест», которая призвана помочь детям 5-8 лет в развитии навыка свободного чтения. В игре-новинке - более 360 заданий, три богатыря и нет проигравших! Заказать игры можно непосредственно на нашем сайте (не забывайте, что можно пользоваться кнопкой «Купить в 1 клик»!), по электронной почте: vverh-dm@yandex.ru или по телефону: +7 (989) 516-75-06. Ждем ваших заказов! Доставим посылку ТК «СДЭК».


Система комментирования SigComments