+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Станислав Подивилов: «Если цель - показать святость на экране»

 

В гостях у программы «Кинопанорама с Юрием Рязановым» (проект «Я так думаю») – сценарист, художник режиссер известнейшего фильма «Необыкновенное приключение Серафимы» Станислав Подивилов. Гость программы искренне, честно, открыто делится своим восприятием мультфильма «Князь Владимир» и фильма «Викинг». По мнению Станислава Подивилова, в картине «Князь Владимир» есть доброе зерно: для той России, когда мультфильм был снят, это было событие: впервые был дан хотя бы намек на тему Крещения Руси, хотя тему так и не раскрыли - языческое начало перевесило, образа Крестителя Руси в мультфильме не оказалось. В фильме «Викинг» образ князя Владимира раскрыт немного иначе, но в том князе Владимире, которого представили авторы, князя Владимира сценарист Станислав Подивилов также не увидел. И если мультфильм «Князь Владимир», по словам режиссера, детям можно показывать, как сказку – не как историческое произведение, а именно как сказку, то «Викинг» - нет.

 

 

- Для меня князь Владимир – это тайна, это колоссальной мощности - мощный человек, как духовно, так и нравственно, иначе ничего не получилось бы, он бы не смог объединить вот эти племена воедино. Народ не идет не за личностью. В мультфильме я не увидел этой личности. Попытка такая была, но та мысль облеклась в эту форму, на мой взгляд, недостаточно. Увидел ли я в князе Владимире Крестителя Руси? Нет, не увидел, там об этом нет даже мысли.

 

- Я абсолютно уверен в том, что человек может принять какую-то мысль только тогда, когда он готов ее принять. То же самое и про народ, про славян, которые приняли волю князя, приняли веру. Они были готовы это принять. Славяне готовы были это принять.

 

- Есть хорошие вкрапления! Хорошие! Мальчик, как потенциальный носитель веры православной, хорошо показан. Это доброе начало. Вот он - настоящий славянин, на мой взгляд, в этом - удачно. Детям я могу это показывать. А вот фильм «Викинг» детям я не могу показывать.

 

- В «Викинге» я услышал мысль только одну, которую транслируют постоянно люди, которые не доверяют Православию: князь Владимир принял крещение из корыстных побуждений: для того, чтобы сплотить людей вокруг себя, чтобы управлять народом, чтобы «получить силу арамеев», как в фильме сказано. То есть по слабости. То есть вера христианская нужна слабым людям. Я никак с этим не могу согласиться.

 

 

Юрий Рязанов:

- Добрый день, в эфире «Кинопанорама с Юрием Рязановым», в гостях у нас Станислав Подивилов, сценарист, художник и режиссер известнейшего фильма «Необыкновенное приключение Серафимы». Добрый день!

 

Станислав Подивилов:

- Добрый день!

 

Юрий Рязанов:

- Станислав, мы, наверное, уже много говорили о фильме «Серафима», его можно сравнить с мультфильмом «Князь Владимир». Они разные и по воздействию, и по восприятию, но я считаю, что как «Серафима», так и «Князь Владимир» удачные. Как Вы считаете, для Православия они имеют одинаковую силу?

 

Станислав Подивилов:

- В советское время было такое понятие, и оно мне нравится: единство формы и содержания. Это преподавалось и во ВГИКе, и везде в искусстве, т.е. это был критерий оценки художественного произведения, неважно: музыкальное это произведение, картина или кино. Что это означает? Это некая гармония между той мыслью, которую транслирует автор произведения, и формой, в которую облекается эта мысль. Если мысль поставлена правильно, но форма не соответствует, то тогда получается конфликт: либо не до конца мысль становится понятной, либо она получает отрицательное значение.

Мне кажется, цель, поставленная изначально для авторской группы как «Необыкновенного путешествия Серафимы», так и «Князя Владимира», звучала так: показать святость на экране. Поскольку авторы фильма брали благословение на «Князя Владимира» в Патриархии, изначально мысль эта должна была присутствовать: показать князя Владимира, как крестителя Руси. Выполнена ли эта задача? Давайте попробуем представить, что такое все-таки личность князя Владимира? Я, как потомок князя Владимира, я себя им ощущаю, как русский человек, воспринимаю князя Владимира как личность, которая создала, с Божией помощью естественно, народ. Вот, для меня князь Владимир – это тайна, это колоссальной мощности - мощный человек, как духовно, так и нравственно, иначе ничего не получилось бы, он бы не смог объединить вот эти племена воедино. Народ не идет не за личностью. В мультфильме я не увидел этой личности. Попытка такая была, но та мысль облеклась в эту форму, на мой взгляд, недостаточно. Увидел ли я в князе Владимире Крестителя Руси? Нет, не увидел, там об этом нет даже мысли.

 

Юрий Рязанов:

- Но если мы говорим о Крещении Руси, то следует упомянуть о ом, что создателями мультфильма планировалось две серии. Первая серия такая, какая она есть, а вторая – именно о Крещении.

 

Станислав Подивилов:

- Могу поспорить. Я с продюсером разговаривал на эту тему. Эта мысль возникла. Изначально все-таки предполагалось (и благословение было получено) именно на первую часть. У человека в жизни, и у святого в частности, есть разные периоды. Как у Марии Египетской. Часть жизни она грешила ужасно, а потом она стала святой - она к этому пришла. Мы почитаем Марию Египетскую как кого? Как святую. Мы же ее предыдущую жизнь греховную воспринимаем, как грех, а здесь целый фильм посвящен языческой жизни князя Владимира, а вот катарсиса – выхода на духовный взлет - так и не происходит. Берем даже просто по сюжетам. Что происходит? Кто главные персонажи фильма? Если так внимательно посмотреть режиссуру, главный персонаж фильма – это мальчик, а не князь Владимир. Мальчик - главное действующее лицо, князь Владимир – второстепенный персонаж. Действующие силы, грубо говоря, добра и зла, кто в этом фильме? Белый маг и черный маг. Они главные действующие лица, они между собой спорят за душу князя Владимира. Есть в фильме один момент: такой классический богословский спор: чья вера круче. Вспомним сюжет из этого фильма, когда мальчик находится у «белого мага» дома. Ключевой момент фильма – разговор о вере. Мальчик говорит «магу» о христианстве, о том, что Бог един. Как ему отвечает «белый маг»? Да, Бог един. Показывает в окошечко: вот, бог-род. Кто победил в этом споре? Мальчик-то проиграл. Кто спасает князя Владимира? Бог-род. Язычество показано краше и ярче, жертвоприношения классно сняты. Это языческий фильм. Нет выхода на Крещение, не подразумевается вторая серия. Не подразумевается. Потому что есть определенные законы, по которым ты в конце фильма даешь определенную заявку: вот, будет следующая серия. Второй фильм, в котором будет Крещение Руси, но этого здесь нет.

 

 

Юрий Рязанов:

- Сейчас вышел фильм художественный («Викинг»), наверное, потому что поняли, что до конца личность князя, тема не раскрыта. Нет Крещения, многие ждали Крещения, конечно. Какова Ваша оценка этого фильма?

 

Станислав Подивилов:

- Трудно сравнивать анимацию с игровым кино, но если не смотреть на технологию, а разбираться именно в смыслах, в тех посылах, которые я озвучил, то чуть-чуть лучше, но в том князе Владимире, которого представили авторы, князя Владимира я тоже не увидел. Там есть несколько битв. Ключевых моментов. Взятие Корсуни, оборона Киева, взятие Полоцка. Во всех этих моментах князь Владимир вообще себя никак не проявил как воин, у него куча комплексов, у него комплекс неполноценности, что он не княжеского рода. Покаяние… Когда он в Корсуни храм увидел, вошел в храм, он вошел, как чужой. Храм осматривает – удивления не происходит, а потом, вдруг, на пустом месте, он начинает плакать. Он принял крещение как? Я услышал мысль только одну, которую транслируют постоянно люди, которые не доверяют Православию: князь Владимир принял крещение из корыстных побуждений: для того, чтобы сплотить людей вокруг себя, чтобы управлять народом, чтобы «получить силу арамеев», как в фильме сказано. То есть по слабости. То есть вера христианская нужна слабым людям. Я никак с этим не могу согласиться. У князя Владимира, когда он принимал веру православную, были соратники, которых он послал в Византию, которые изучали все это дело. Я абсолютно уверен в том, что человек может принять какую-то мысль только тогда, когда он готов ее принять. То же самое и про народ, про славян, которые приняли волю князя, приняли веру. Они были готовы это принять. Славяне готовы были это принять. А как это показано в фильме? Дикие, грубые, живут в помойке, волосы взлохмачены, у нас, извините, бани были вообще-то. Понятно, что режиссер поставил перед собой задачу некий контраст создать: вот дикие славяне до Крещения и потом пришла цивилизация арамейская, и все стали цивилизованными. Но задача была, смысл был показать нашу историю, что Православие – это круто, а получилась такая медвежья услуга. Для меня, как для православного, этот фильм пустой абсолютно. Вот для меня по-настоящему загадка личности, колоссальной личности – что происходило с князем Владимиром. Как он вырос до того, что стал основателей целой цивилизации?

 

Юрий Рязанов:

- В мультфильме, хотя и таким маленьким кадром, очень красиво показана бабушка Ольга. Много сделано по ее молитвам. Вот, я в мультфильме так увидел. Образ княгини Ольге здесь показан настолько мягко, красиво!

 

Станислав Подивилов:

- Есть хорошие вкрапления! Хорошие! Мальчик, как потенциальный носитель веры православной, хорошо показан. Это доброе начало. Вот он - настоящий славянин, на мой взгляд, в этом - удачно. Детям я могу это показывать. А вот фильм «Викинг» детям я не могу показывать.

 

Юрий Рязанов:

- Лично мне мультфильм «Князь Владимир» очень нравится. Может быть, этот мальчик и есть в то время приход христианства, маленький такой, невинностью своей, открытостью, он располагает. И даже этот «белый маг» – дедушка, с такой бородой – и он слушает маленького мальчика и поражается его мудрости!

 

Станислав Подивилов:

- Но изменения мысли «мага» все же не происходит… Они поговорили, и он остался при своем. Он, поскольку он добрый человек, адекватный: у тебя есть твоя точка зрения – я ее уважаю, но ты меня не изменил.

 

Юрий Рязанов:

- «Маг» не сработал, но…

 

Станислав Подивилов:

- Как не сработал?  Именно «белый маг» спас князя Владимира от смерти.

 

Юрий Рязанов:

- Ну, концовочку можно было, конечно, доработать, но смысл в том, что сердце у этого воина – у князя Владимира меняется: он бросается выручать этого мальчика, когда на него бежит это некое существо.

 

Станислав Подивилов:

- Все хорошо, но мне, как православному человеку, этого недостаточно. Если вы хотите отразить посылы добра и зла, пусть там будут белые и черные маги, но пусть это будет на уровне сказки, и я бы вообще не заикался тогда, это было бы нормально. Этот фильм не дотягивает до уровня сказки, он поставлен, как реальные события. Это не сказка. И белые, и черные маги здесь поставлены как реальные силы, которые действуют в мире.

 

Юрий Рязанов:

- Ну, сколько людей, столько мнений. В любом случае, зерно есть хорошее.

 

Станислав Подивилов:

- Да, безусловно. В любом случае это событие для того времени, поскольку это был первый фильм, хотя бы упоминающий о Крещении, о  Православии, хоть отдаленно. Россия все-таки прошла определенный период, сейчас уже этих слов уже недостаточно.

 

Юрий Рязанов:

- Вы правы, он все-таки вышел лет 12 назад, тогда Россия была другая.

 

Станислав Подивилов:

- Да, а Россия развивается быстро, просто колоссальными темпами, стремительно. Сейчас это уже недостаточно.

 

Юрий Рязанов:

- Ну что же, спасибо огромное! У нас в гостях был Станислав Подивилов, известный нашей стране, как сценарист-художник и режиссер мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы», у этого фильма однозначная православная направленность. Спасибо Вам за Ваши комментарии, искренние, откровенные, честные. Будем стремится, чтобы в России выходило больше хороших, православных, полезных фильмов. Спасибо!

 

https://www.youtube.com/watch?v=Q8Y05mVYVqE

http://yatakdumayu.ru/

 

Система комментирования SigComments