Нормы речевого развития детей, виды речевых нарушений
О нормах речевого развития детей, а также о клинико-педагогических видах речевых нарушений рассказывает логопед-дефектолог, директор воскресной школы Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, руководитель Родительского клуба "Благовест" для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (дети с синдромом Дауна) Дарья Андреевна Моисеенко.
Речь – высшая психическая функция, формирующаяся прижизненно. Это исключительно человеческая функция, ее значение в жизни человека переоценить невозможно. Посредствам речи мы вступаем во взаимодействия с другими людьми, можем существовать в социуме и, в конце концов, мыслить. Поэтому так важно еще в детском возрасте предупредить задержки и нарушения речи, при наличии речевых патологий как можно скорее приступить к их преодолению, поскольку нарушения речи в значительной степени отражаются на психическом здоровье ребенка, ограничивая его возможности.
Развитие речи в детском возрасте проходит ряд этапов, время возникновения каждого этапа очень индивидуально, но, тем не менее, существуют условные нормы речевого развития:
• С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции, это крик и плач.
• В 2-3 месяца появляется гуление и лепет. Уже в этом возрасте молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
• 9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. В этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
• 11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
• 1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
• 1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
• 2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1500 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
• В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
• К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!
Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.
Существует несколько классификаций речевых нарушений, наиболее распространенные клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации. Психолого-педагогическая классификации строится на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности, устной и письменной. Нарушения речи в этой классификации подразделяются на две группы. Первая группа — нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Вторая группа — нарушения в применении средств общения: заикание. Существует и международная классификация болезней, включающая все речевые нарушения.
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений представлена в таблице:
Физиологические (возрастные) причины | Периферические расстройства | Расстройства ЦНС | |
Нарушения фонетической стороны устной речи | Физиологическая дислалия | Органическая или функциональная дислалия, Ринолалия | Дизартрия |
Нарушения лексико-грамматической стороны устной речи | Задержки развития речи | Задержки развития речи при нарушениях слуха | Алалия, Афазия, Задержки развития при нарушениях интеллекта и психики |
Нарушения мелодико-интонационной стороны устной речи | Детский голос, Изменения голоса при мутации |
Дисфония | Фонастения, Афония |
Нарушения темпо-ритмической стороны устной речи | Физиологические итерации | Не наблюдаются | Брадилалия, Тахилалия, Полтерн, Баттаризм, Заикание |
Нарушения чтения | Особенности письменной речи в период обучения | Задержки формирования чтения при нарушениях зрения, Дислексия | Алексия |
Нарушения письма | Особенности письменной речи в период обучения | Задержки формирования письма при нарушениях зрения, Дисграфия | Аграфия |