«Внимание! Мультфильм!»: практическое пособие
«Внимание! Мультфильм!» - авторское методическое пособие для родителей и педагогов Анны Фёдоровны Бурухиной (Лалетиной) - педагога, тренера кадрово-тренинговой компании «Прагма-центр», руководителя проекта профессиональной ориентации детского сада «Киндер-Профи», аспиранта Уральского государственного педагогического университета по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (уровень дошкольного образования)».
В основе концепта методики – формирование у детей дошкольного возраста (5-7 лет) представлений о целеполагании. Для методической работы с детьми цель, по словам Анны Фёдоровны Бурухиной, можно определить просто: цель – это то, чего ты хочешь достичь. Средство – то, что способствует достижению цели. Многие дети дошкольного возраста ещё не используют слово «цель», чаще дети говорят о мечтах и желаниях. Мечты и желания, как правило, сбываются за счёт кого-то, а цели нужно добиваться самому.
Анна Фёдоровна Бурухина детально проанализировала более 1000 мультфильмов и отобрала для реализации программы те произведения мультипликационного искусства, которые способствуют эстетическому, нравственному, интеллектуальному, речевому развитию детей дошкольного возраста. Среди отобранных мультфильмов автор методики выделила структурные компоненты целеполагания:
- выбор цели; ложная цель;
- неправильные средства, которые не приводят к достижению цели;
- средства, способы, пути достижения цели: лень как противник целеполагания; труд, тренировки как способы достижения цели;
- упорство при достижении цели; борьба за свою цель; жертвы во имя цели; умение устоять перед соблазнами;
- необходимость знаний для достижения цели;
- профессионализм как условие достижения профессиональных целей; знакомство с некоторыми профессиями.
Как считает автор методики, мультфильм непременно оказывает на ребенка влияние, однако это влияние не всегда прозрачно. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей, более того, даже предварительно не просматривая мультфильм, что нередко приводит к весьма нежелательным последствиям.
Сравнивая воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов, автор выделяет следующие черты:
Советские мультфильмы |
Большинство современных мультфильмов |
В подавляющем большинстве носят морализаторский характер, эта мораль зачастую откровенно проявлена. |
Не отличаются строгой моралью. |
Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям. |
В современных мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд на преступником. Не обойдена вниманием и любовно-эротическая составляющая. Примеры: смерть акулы и церемония похорон («Акулья история»); детально показанная смерть короля- жабы (Шрек третий»); захват теплохода пингвинами и взятие в заложники капитана («Мадагаскар»). В фильме 3 «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от Бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма. |
Героями практически всех советских мультфильмов являются люди или животные, все они вполне соответствуют эстетическим нормам. |
Герои современных мультфильмов - монстры и киборги, «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Ниндзя, смурфики, бакуганы, гипертрофированные феи Винкс с неимоверно тонкими талиями и нереально большими глазами. |
В советских мультфильмах герои говорят на хорошем красивом языке, у каждого – свой неповторимый голос, эмоции, в этих мультфильмах звучит настоящая авторская музыка. |
Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «чувак», «дебил», «кретин», «полный отпад», «вау», «клёвый», «кайф»; в сериале «Спанч Боб» есть серии с названиями «Добро пожаловать в помойное ведро», «Губка Боб и маньяк-душитель» и др. Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «пофигу», «шизовое местечко» и др. Но кроме этого в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шрек»). Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей. Кроме того, разные герои многих современных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые звуки. |
В советские мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто – нет, и какие последствия могут быть у таких поступков. |
Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый герой, ребенок воспринимает как должное. Так, главные герои современных мультфильмов могут дезориентировать ребенка. |
В советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный. |
Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые, юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»); птичка отвлеклась и врезалась в стену («Шрек3»). Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение (все «Шреки»); осел скидывает одеяло с обнаженного Шрека и восклицает: «О! Прикупил бы ты себе пижамку!» («Шрек-2»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. |
Отобрав мультипликационные фильмы, которые способствуют эстетическому, нравственному, интеллектуальному, речевому развитию детей дошкольного возраста, автор методики объединяет их в тематические блоки в определенной последовательности. Начать серию занятий автор методики предлагает с осмысления понятия выбора цели. Познакомиться с этим понятием детям может помочь мультфильм «Цветик-семицветик», «Союзмультфильм», 1948 г.
«Цветик-семицветик», © Союзмультфильм, 1948 г. (по сказке В. Катаева)
Длительность: 20 мин. 15 сек.
Цель: показать, что цель нужно определять осознанно, предварительно подумав; что цель возникает из проблемы.
Формируемые представления: определение цели.
Краткое содержание: Девочка Женя шла с баранками домой из магазина, по пути считая ворон. В это время у неё стащила все баранки собака. Девочка побежала за собакой и наткнулась на садик, где старушка подарила Жене цветок с семью лепестками: если оторвать лепесток и загадать желание, то оно сразу сбывается. Женя использовала шесть лепестков, загадав следующие желания: вернуться домой с баранками, восстановить мамину сломанную вазу, побывать на Северном Полюсе и вернуться с него, иметь все игрушки, которые есть в магазине, вернуть игрушки назад. И только когда у неё остался только один лепесток, она серьёзно подошла к определению желания и помогла больному мальчику Вите.
Вопросы детям:
· Были ли у Жени цели, когда у неё оказался цветик-семицветик?
· Какое первое желание загадала Женя? Какой получила результат? С толком ли она потратила лепесток? Могла ли Женя без цветка достичь этого результата?
· Какое второе желание загадала Женя? Почему она его загадала? Стоило ли тратить лепесток?
· Какое было третье желание? Зачем она его загадала? Можно ли было обойтись без него?
· Каково было четвёртое желание? Можно ли было без него обойтись?
· Каково было пятое желание? Почему Женя захотела иметь все игрушки?
· Каково было шестое желание?
· Стало ли что-то в её жизни и в жизни других людей лучше, когда исполнялись её первые шесть желаний?
· Что Женя загадала в седьмой раз? Какой получила результат?
· Какое желание принесло Жене больше всего радости? А кому ещё оно принесло радости?
· Посоветуйте Жене, как можно было распорядиться цветиком-семицветиком? Как нужно выбирать цель?
Вывод: Женя бестолково потратила шесть лепестков, не задумываясь о своих желаниях. Лишь только когда она увидела проблему и подумала, она загадала правильное желание, и достижение цели стало решением проблемы. Бездумно выбранные цели не приводят к результату, да ещё и приносят ненужные проблемы.
Упражнение: У каждого из вас есть один лепесток цветика-семицветика. Давайте представим, что каждый листок исполняет одно желание. Как вы распорядитесь своим лепестком?
Материалы: разноцветные цветики-семицветики (пусть их изготовят сами дети).
http://www.fond.lact.ru/proektyi/novyie-proektyi/proekt-vnimanie-multfilm