+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Владимир Уваров: «Мы долго вынашивали идею создания русского театра»

 

  • ФИО: Уваров Владимир Николаевич
  • Должность, регалии: режиссёр; художественный руководитель, директор и режиссёр-постановщик Санкт-Петербургского православного драматического театра «Странник»; режиссёр-постановщик на «Православном радио» Санкт-Петербурга. Лауреат и дипломант различных театральных фестивалей: Московского театрального фестиваля «Золотой витязь», фестиваля камерных спектаклей по произведениям Ф. М. Достоевского в Старой Руссе в Доме-музее писателя, Санкт-Петербургского Пасхального театрального фестиваля и др. Награждён Почётным знаком святой Татьяны.
  • Специализация: режиссёр-постановщик драмы
  • Жизненное кредо: «Жизнь очень сложна - нужно терпеть, надеяться на Бога и уповать на Его благость несмотря ни на что».

 

 

Всё начиналось с «Православного радио Санкт-Петербурга», где в 2004 году Владимир Николаевич Уваров со своими друзьями-коллегами организовал радиотеатр «Странник». «Начальник тишины», «Тарас Бульба» - всего 20 радиоспектаклей по страницам классики с участием Народных артистов - Великих актеров - Православных артистов: Николай Николаевич Трофимов, Петр Сергеевич Вельяминов, Иван Иванович Краско, Георгий Алексеевич Корольчук, Дмитрий Анатольевич Быковский-Ромашов, Александр Анатольевич Лыков... Прошло время, а вернее, время пришло, и радиотеатр вышел на сцену – Владимир Николаевич Уваров организовал в Санкт-Петербурге Православный драматический театр «Странник». Почему «Странник»? Что легло в основу репертуара «Странника»? Как подобралась труппа? А кем мечталось режиссеру стать в детстве, и каким оно было – детство в 60-е? Как родилась вера? Об этом и о много другом – в нашем материале с режиссёром; художественным руководителем, директором и режиссёром-постановщиком Санкт-Петербургского православного драматического театра «Странник» Владимиром Николаевичем Уваровым.

 

 

- Владимир Николаевич, каким было Ваше детство? Может быть, вспомните какие-то традиции в вашей семье…

- Детство прошло в 60-е годы, годы так называемого «застоя». Воспитывался я в простой рабочей семье: отец – кузнец, мама работала на мебельной фабрике шлифовщицей. Никаких особенных традиций в семье не было. Разве что советские праздники. Ну, и раз в год на Пасху мы с мамой ездили на кладбище, далеко от Новгорода, на могилу бабушки. Мама не была церковным человеком, но в Бога верила, меня на дорогу никогда не забывала перекрестить. И иконы у нас в доме были. Помню, в классе восьмом у меня с мамой даже конфликт был по этому поводу: я просил убрать иконы, потому что мне было неудобно перед друзьями, но мама не соглашалась. Вот такое было время - стеснялись в Бога верить. Но яйца на Пасху красили все, как ни странно.

 

 

- А как Вы пришли к Богу?

- Да как и многие, через жизненные потрясения. Вернее, даже не к Богу (ощущение, что мы сотворены и над нами Кто-то есть, что есть Бог - у меня было, пожалуй, всегда), а в Церковь, к Православию, ко Христу. Но и блуждания на стороне поначалу были: буддизм, даже с кришнаитами по молодости сблизился… Слава Богу ненадолго, Господь отвел.

 

 

- Кем Вы мечтали стать в детстве?

- Моряком. В 5-6 классах занимался в Новгородском Доме пионеров в КЮМе, в клубе юных моряков. У клуба был свой военный корабль «Юрий Иванов», и летом мы ходили на нём в трёхнедельный поход: по Волхову и Ладожскому озеру. Это было незабываемо. Каждый ребёнок был при определённой морской профессии, которой и обучался в течение года: кто-то был штурманом, кто-то механиком, я со многими другими – радистом. Что интересно, я и в армии попал «в связь», после «учебки» служил начальником выездной аппаратной ЗАС. Потом поступил в Детскую художественную школу и возгорелся мечтой стать живописцем. Не сложилось.

 

 

- А театр? Ваша профессия - закономерность детского пути или абсолютно неожиданный - крутой жизненный поворот? И каким был ваш путь в профессию?

- Обучаясь основам рисунка, живописи и композиции, вдруг как-то остро почувствовал тягу к театру. Даже не понимаю почему. Ни родственников, ни знакомых, работающих в театре, у нашей семьи не было. Очень хотел стать актером. Но, прежде чем поступить в театральный на актерский факультет, пару лет отучился на режиссерском, потому что на актерский не брали. Несколько лет поступал, безуспешно. И все же удалось, в конце концов, перевестись с режиссерского на актерский. Сразу на третий курс. Но получив диплом актера, почти сразу же стал заниматься режиссурой. Вот такая метаморфоза.

 

 

- Какие образы, какие ситуации из Вашего детства запомнились Вам на всю жизнь и оказали особое влияние на формирование Вашей личности?

- Что на меня оказало влияние? Да всё. И КЮМ, и «художка»... Всего понемногу. Помню на Ладожском озере мы попали в шторм. Палубу заливает. Почти все ребята в кубрике лежат, тошнит. Но у меня не было морской болезни. И мы с несколькими ребятами забирались к штурману на капитанский мостик и смотрели на бушующие волны. Это завораживало, потрясало воображение. Ну, а обучение в художественной школе пригодилось на всю жизнь: режиссёр должен разбираться в живописи, знать основы композиции. Ведь зеркало сцены – это движущаяся картина, это практически изобразительное искусство, только во времени, а не зафиксированное.

 

 

- А как родилась идея создания православного театра?

- Поначалу долго вынашивалась идея создания русского театра. Театра, основанного на духовно-нравственных традициях нашего народа. А каковы духовные традиции русского народа? Православие! Вот так и родилось. И еще меня подтолкнуло высказывание Андрея Толубеева о возможности создания в Петербурге театра православной направленности. Но прийти на открытие театра, мы открывались спектаклем «Раскольников» по Достоевскому, он уже не мог, болел очень. Великий русский актер, недооцененный. Царство ему Небесное! И, конечно, мы создавали театр по благословению нашего батюшки, о. Иоанна Миронова.

 

 

- Как вы подбираете актеров в труппу?

- Актеров специально не подбирал, они как-то сами появлялись. Можно сказать, что все в этом смысле происходило промыслительно. И вообще, все ведь начиналось с «Православного радио Санкт-Петербурга», где мы в 2004 году организовали радиотеатр «Странник». Записали в общей сложности около 20 радиоспектаклей. Среди них есть и большие, многочасовые: «Начальник тишины», «Тарас Бульба» и пр. В этих спектаклях участвовали такие актеры, как Николай Николаевич Трофимов, Петр Сергеевич Вельяминов, народные артисты, великие актеры, уже отошедшие ко Господу. Из народных и Иван Иванович Краско записывался в наших спектаклях, и Георгий Алексеевич Корольчук… Известные киноактеры: Дмитрий Анатольевич Быковский и Александр Анатольевич Лыков. Это все верующие православные артисты.

 

 

- А название театра? Почему «Странник»?

- Все мы пришельцы и странники на сей земле, по слову апостола Павла. Отсюда и название.

 

 

- Что легло в основу репертуара «Странника»?

- В первую очередь, классика: Достоевский, Гоголь, Аксаков... Затем Чехов, Пушкин, вот, по Брехту недавно поставили спектакль. Но и современная драматургия присутствует. С нашим театром активно сотрудничают драматурги Дмитрий Орехов (мы поставили две его пьесы) и Людмила Разумовская (инсценировка «Русский остаток» по её авторскому роману). Дима довольно молодой писатель, но уже очень известный. А Людмила Николаевна – это, можно сказать, живой классик, ее пьесы уже три десятка лет не сходят с подмостков не только театров России, но и многих стран мира.

 

 

- Какова основная аудитория православного театра «Странник»? Взрослые, дети, подростки? Как реагируют на спектакли дети, молодёжь? Есть ли с ними взаимодействие, контакт? 

 

- У нас спектакли в основном для взрослых - их можно смотреть, начиная с 16 лет. Но спектакль «Портрет», к примеру, и 14-летние подростки смотрят с удовольствием. Основная наша аудитория - молодёжь, студенчество, молодые специалисты. Но, конечно, это всё условно – в нашем зале много и людей среднего возраста, и пожилых.

Конечно же, у нас есть и спектакли для детей: «Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова, «Как волка учили добро помнить» Владимира Ивановича Даля, Рождественские спектакли: «Встретить Младенца Христа», «Самый детский праздник», «Дары четвёртого волхва».

Дети - очень благодарные зрители: они непосредственны, чисты, не загружены ворохом проблем и жизненных неурядиц, они сразу принимают условия игры и участвуют в спектакле всем сердцем. Как же важно не засорять их души всевозможными «ниндзями» и «чёрными плащами»! Нужно нести им со сцены свет Христов. Что посеешь, то и пожнёшь.

 


- Участвуют ли в постановках студенты театральных школ? Если да, ощущают ли они разницу при работе на сцене православного театра и обычного?

 

- Есть у нас такой опыт. Некоторые из студентов со временем становятся актёрами «Странника». Например, бывшие студенты актёрского курса заслуженной артистки России Марии Кирилловны Лавровой. Она - давний друг нашего театра.

О разнице в работе православного и обычного театров не берусь судить, но точно могу сказать, что такое распространённое явление в театрах, как интриги, у нас почти исключены, или сведены к самому безобидному минимуму.

 


- Какова роль театрального искусства в воспитании детей? В чём соль именно театральной постановки – в сравнении с кинематографом, например.

 

- «Театр - это та кафедра, с которой можно сказать миру много доброго. Театр может служить ступенькой к христианству (для неверующих), если будет отвечать своему высшему предназначению», - это в своё время сказал Гоголь. Думаю, что он был прав.

 

 

- Есть очень неоднозначная тема: православный театр и лицедейство. Если приходится играть отрицательных персонажей, как выйти сухим из воды? Как не вобрать в себя часть темноты злого персонажа? 

 

- Тема эта действительно неоднозначна, и в двух словах её не раскрыть. Могу только сказать, что драматический театр - это не лицедейство. Лицедеи - это скоморохи. Драма - это совсем другое.

И, кстати, избитое мнение о том, что, дескать, Церковь на Руси театр всегда отвергала и что актёров даже не отпевали и хоронили за церковной оградой, как еретиков, является совершеннейшей выдумкой. Не было такого никогда, никаких свидетельств этому нет. Но, напротив, есть свидетельства, что драматический театр зародился на Руси именно в церковной ограде, в семинариях и духовных школах, ещё во времена Стоглавого собора. И назывался такой театр «школьным» или «духовным» театром.

Церковь отвергала только скоморохов. И, по моему мнению, этого мало, надо было ещё жёстче, потому как они являлись глумцами и богохульниками в прямом смысле этого слова. Драматический же театр всегда поддерживался Церковью. Первые русские драматурги - это монахи: Симеон Полоцкий и святитель Дмитрий Ростовский. А святитель Филофей Тобольский считается родоначальником Тобольского драматического театра.

Что касается исполнения актёрами отрицательных персонажей, то есть два способа «выйти сухим из воды». Первый - это собственно способ русской актёрской школы. Предположим, вам нужно сыграть Плюшкина. Вы начинаете в себе искать его грех сребролюбия. Если будете честно искать, то обязательно найдёте, хотя бы в малой степени. Тогда вы выносите его на сцену уже как акт вашего раскаяния, покаяния, вашей исповеди. Кстати, в древней Церкви так и исповедовались: прилюдно, перед всеми собравшимися. Если следовать русской актёрской школе, то она помогает даже некоторые свои грехи увидеть и осознать.

Ну, а уж если резко отрицательный персонаж, как, скажем, ростовщик в «Портрете», то существует приём отстранения: актёр как бы идёт по внешнему рисунку и не соприкасается с персонажем внутренне.

 

 


- Какие именно произведения классиков сейчас актуальны для современников? 

 

- Классика всегда актуальна. Поэтому она и классика. Другое дело, что надо уметь увидеть эту актуальность в классическом произведении.

 

 

- Порекомендуйте, пожалуйста, произведения литературы и кинематографии, которые представляются Вам наиболее достойными.

- Читайте Достоевского! И романы, и публицистику (дневник писателя). Там всё есть. Это по-настоящему глубокий христианский православный писатель. Читайте Пушкина, Гоголя, Лескова, да и всю русскую классику, включая Горького и Шолохова. В произведениях двух последних, несмотря на их внешне атеистические убеждения, на мой взгляд, много Божией правды. Из современных писателей к обязательному прочтению рекомендую два романа Людмилы Разумовской «Русский остаток» и «Апостасия».

 

 

- А кино?

- Тарковский. Все семь его фильмов. Шукшин – весь (и читать, и смотреть), «Летят журавли» Калатозова, «Братья Карамазовы» и «Идиот» - фильмы Ивана Пырьева, и вообще советую присмотреться к советскому кинематографу, там шедевр на шедевре. Не лишне будет посмотреть фильмы зарубежных режиссёров, таких как: Бергман, Хичкок, Бунюэль. Эти серьёзные режиссёры научат отличать настоящий кинематограф от «дешёвки». Но они очень много снимали. Так что хотя бы: «Я исповедуюсь» Хичкока, «Причастие» Бергмана, «Назарин» Бунюэля. Из современных голливудских - Терренс Малик, его можно пересмотреть всего, но особенно - «Древо жизни». Из современных отечественных: «Остров» Лунгина, но, наверное, уже не найдешь человека, не посмотревшего этот фильм.

 

 

- Кто из драматических героев – Ваш любимый персонаж? Почему? А какие произведения Вам наиболее близки?

 

- Любимый персонаж - это тот, которого я воплощаю с актёрами на сцене. Я их всех люблю. Более того, режиссёру нужно проживать внутри себя всех персонажей каждого спектакля. А иначе как работать с актёром? А чтобы проживать, надо любить персонажей, понимать, какими бы плохими они ни были - иначе невозможно.

То же и с произведениями, которые воплощаются на сцене. Любимый писатель - Достоевский. Но также и Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чехов, Шекспир, Сервантес... Их много.

 

 

- Как Вы воспринимаете тенденцию модернизировать, осовременивать постановки классики? А как представить классику так, чтобы она была живой, современной, сегодняшней? 

 

- Очень сложный вопрос. Он касается, прежде всего, постмодернизма, который совершенно неприемлем в православном христианском театре. Постмодернизм - насмешник, он берёт свое начало от скоморохов: всё принизить и опошлить, никаких идеалов, всё относительно, добро и зло - почти что одно и тоже, две грани одной медали. На этом основано, к сожалению, почти всё современное искусство и театр в том числе.

У нравственного, христианского, православного театра другие задачи: он утверждает вечные христианские истины, и, в конечном итоге, должен вести ко Христу. Каким бы жёстким спектакль ни казался.

А чтобы классика на сцене была живой и современной, нужно просто использовать те современные приемы и формы, которые воспринимаются современным зрителем. Уметь увлечь зрителя действием. А для этого надо знать и понимать психологию зрителя и формы современного театра, уметь их сопоставить. Это довольно сложно.

 


- Ваше кредо?

- Мне очень хочется, по мере сил, способствовать развитию в России нравственного христианского театра. Каким он, собственно, всегда у нас в Отечестве и был, даже в советское время. В его лучших образцах, конечно.

 

 


- Ощущается ли Промысл Божий в жизни театра «Странник»? Не могли бы Вы приоткрыть окошко: как рождается спектакль?

 

- Можно начать с первого спектакля «Странника» - «Раскольников». Этот спектакль задумывался и, собственно, осуществился поначалу, как радиоспектакль.

Основная линия - взаимоотношения Раскольникова и Сони Мармеладовой (несколько встреч, вплоть до последней встречи на каторге). Когда был готов радиоспектакль, подошло время выбирать материал для первого спектакля на сцене. Так совпало. И так как мы с актёрами были, что называется, в материале романа «Преступление и наказание», то решили вынести это и на сценическую площадку, продублировать радиоработу уже на сцене.

Помню, в это время как раз шли строительно-монтажные работы по созданию сценической площадки и зрительного зала. И мы репетировали спектакль одновременно с работой строителей. Доходило до фантасмагории: Раскольников на сцене через Соню Мармеладову пробивается к правде Божией, а рядом ведутся сварочные работы. Раскольников перепрыгивает через разлетающиеся искры сварки, чтобы Соня надела на него крест, снятый со своей груди. Вот так репетировали.

Поставили спектакль за два месяца. И так получилось, что ещё до завершения репетиционного процесса нас пригласили поучаствовать в Первом Пасхальном театральном фестивале. Духовником фестиваля стал наместник Александро-Невской лавры епископ (тогда ещё архимандрит) Назарий (Лавриненко).

Спектакли проводились тогда в духовно-просветительском центре Лавры «Святодуховский», но наш спектакль, который завершал фестиваль, решено было представить у нас на площадке. Таким образом, открытие театра совпало с участием в фестивале, где наш первый спектакль был удостоен диплома «За лучший спектакль» и приглашён московскими гостями на Второй Оптинский форум российской интеллигенции, проходящий в Москве, в Калуге и в Оптиной пустыни (духовник форума – митрополит Климент
(Капалин).

Так, через полтора месяца после открытия театра, «Странник» полным составом (тогда ещё малым) был уже в Оптиной пустыни и благословлялся на дальнейшее служение у схиархимандрита (тогда ещё схиигумена) Илия (Ноздрина).

Хочу отметить, что до этого момента я 10 лет собирался в Оптину, и всё не получалось в силу тех или иных причин. А тут - всем театром, со спектаклем, в окружении и под постоянным вниманием духовных лиц. Да каких! Разве это не Промысл Божий?

 

- Пожелайте что-нибудь нашим читателям.

- Будьте счастливы! Памятуя о том, что счастья без Бога не бывает.

 

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments