Татьяна Сорокина: «С любовью можно преодолеть любые сложности»
- ФИО: Сорокина Татьяна Васильевна
- Должность, регалии: приёмная мать приёмной семьи, самая многодетная мать России (воспитала 76 детей)
- Специализация: материнство, педагогика
- Жизненное кредо: «Добро вернётся добром, а зло вернётся злом».
Сорокина Татьяна Васильевна – многодетная мама с 1974 года. 1 февраля 1989 года семья Сорокиных стала одной из первых в СССР и первой в Ростовской области семьёй, которая получила статус Семейного детского дома. На тот момент у Сорокиных воспитывалось уже 13 детей. Статус Семейного детского дома Сорокины имели до 1998 года, после чего они были переименованы в приёмную семью.
Сорокины стали первыми в Ростовской области людьми, усыновившими детей-инвалидов. В музее Островского в Москве создан уголок семьи Сорокиных.
Сорокины имеют многочисленные награды: Орден благоверного царевича Димитрия «За дела милосердия» (1997 г.) — за вклад в дело воспитания детей-сирот; медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003 г.); звание «Ветеран труда» (2003 г.); премию Президента в области образования за 2003 год (2005 г.) — за разработку авторской системы адаптации детей, оказавшихся без опеки взрослых, научно-практической разработки «Внедрение инновационной социальной технологии «Семейный детский дом» («Детский дом семейного типа»); премию Н. А. Островского «Преодоление» (2006 г.) – за воспитание детей-инвалидов; международную премию «Золотое сердце» (2007 г.) — за служение высшим идеалам, усыновление и воспитание более 60 детей; премию «Россиянин года» (2008 г.) в области достижений граждан РФ в номинации «Надежда России»; «Орден Почёта» (2008 г.); премию конкурса «Самая большая семья в России» в номинации «Открытое сердце» (2012 г.); благословенную грамоту от Главы Донской митрополии, митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия (2013 г.); знак «Аксайский район» (2014 г.).
На настоящий момент Татьяна Васильевна – мать 76 детей (под её кровом живут 12 несовершеннолетних детей), бабушка 46 внуков и 5 правнуков.
Созидаем личность
- Я всегда своим детям говорю: делайте людям добро. Добро возвращается. Даже если человек с тобой не разговаривает, если вы с ним поругались, для меня закон – поздороваться. Хотя бы головой ему кивни – поздоровайся, и иди дальше. Никто не заставляет тебя с ним разговаривать, если не хочешь, но поздороваться обязательно нужно.
Я редко с кем ругаюсь, но иногда бывает, что повздорим с соседкой. Однажды, когда соседка нашумела на моих детей, мы немного повздорили. После этого дети говорят: «Мам, там вот она шла…». Я сразу спрашиваю: «Кто это она?! Не она, а тётя Света! И нечего вам влезать во взрослые дела, мы сами разберёмся. А идёте мимо, обязательно скажите: «Тётя Света, здравствуйте!».
Помню когда-то давно один из моих сыновей, которому тогда было лет 7-8, услышал, как соседка ругается матом на своего сына и сказал ей, что «материться нехорошо». Соседка прибежала ко мне и стала возмущаться, что такое малое дитя её учит. А ведь дети просто не слышат у нас в доме мата. Я всегда детям говорю, что рот, из которого исходит мат, воняет; что материться нельзя!
Сама я не пью, не курю, и деток тому же самому учу, говорю, что это, во-первых, вред здоровью, а, во-вторых, впустую потраченные деньги: сначала надо будет у кого-то просить, а потом, не дай Бог, идти воровать, лишь бы добыть себе на сигареты или алкоголь.
У нас после обеда и после ужина дети всегда получают что-то сладкое. Тем, кто подумывает о курении я обычно говорю: «Давай тогда, я всем буду раздавать после еды сладкое, а тебе вместо этого – сигарету, потому что нечестно получать и конфетку, и сигаретку». Но никто не соглашается на такой обмен и разговоры о курении прекращаются.
Я считаю, что в воспитании нужны и доброта, и строгость. Нельзя переусердствовать с добротой, иногда и кулаком по столу нужно стукнуть. Если всё разрешать, то дети на шею залезут. Необходим «кнут» и «пряник». Но «пряник» - это не значит, что нужно заласкать и во всём ублажить ребёнка, всего должно быть в меру.
Наказания нужны, но мера и способ наказания для каждого свои. Если я знаю, например, что один ребёнок очень любит возиться с телефоном, то я говорю, что пока он не сделает уроки - никакого телефона. С другим: получил двойку – три дня без планшета. Начинает уговаривать: «Мам, ну, я исправлю!», но я непреклонна: «Вот когда исправишь, тогда завтра же возьмёшь планшет, а если нет – три дня сиди без него».
Помню, однажды один из сыновей получил сразу несколько двоек. А я знала, что он до того любил смотреть телевизор, что готов был и спать под ним (гаджетов тогда ещё не было). Поэтому я в наказание лишила сына просмотра телевизора на целый день. Вот он, бедный, ходил, ходил, а потом подошёл ко мне и сказал: «Мам, ну, выпори ты меня!». А я и не поняла: «За что?», а сын в ответ: «Ну, можно я телевизор посмотрю, а? Лучше выпори меня!». Вот так: этому ребёнку лучше было, чтобы я его выпорола, чем лишила самого интересного.
И ещё очень важный момент: всех деток я обязательно крещу. Это ведь тоже культура – в самом широком смысле. Мало того – я становлюсь им крёстной мамой, так что всем своим приёмным деткам я по-настоящему мама. Помню, раньше, когда я ещё в школе училась, нас от Церкви отталкивали, прямо глаза нам закрывали, ругали за веру, наказывали. Я первую дочку родила в г. Новочеркасске, но крестила её тайком в г. Курганинске на Кубани, а сына наоборот – родила в г. Курганинске, но крестила в г. Новочеркасске – чтобы меньше людей об этом знали.
Все мои дети ходили в воскресную школу, хотя многие люди меня тогда спрашивали, зачем мне это нужно. Но я всегда отвечала, что плохому в воскресной школе точно не научат. Там все заповеди растолкуют и научат только добру.
В мире искусства
- Я не люблю жестокость. Даже хорошие военные фильмы, но, например, о концлагерях я смотреть не могу - после них такая тяжесть на душе, что я и сплю плохо, и на сердце нехорошо. Нужно, чтобы фильмы заряжали позитивными эмоциями. Хотя мне нравится фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека».
Я очень люблю весёлые добрые комедии, мы вместе с детьми вечерком порой сядем, посмотрим и вместе похохочем. И мультики мы любим. Сейчас так хорошо – в Интернете можно любой мультик найти. У нас ещё и диски остались.
Люблю сказку Александра Роу «Морозко», а фильм Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка» стал нашим семейным. Это был первый фильм, который мы посмотрели в кинотеатре с моим будущим мужем: я тогда была юной девушкой, а он - молодым парнем, служащим во флоте. Теперь мы всегда называем эту кинокартину «наш фильм».
Ещё мне очень нравится фильм Татьяны Лиозновой «Евдокия» - о женщине, которая вместе с мужем воспитывала приёмных деток. Я всегда хотела быть похожей на главную героиню этого фильма.
Книги мы с детьми читаем разные: с малышами про Петушка и Зайчиков, про животных. Постарше дети в основном читают школьную литературу, но и помимо школьной интересуются литературой.
У нас большая домашняя библиотека. Однажды нам подарили книги из серии «111 великих людей», «111 великих монахов» - детям очень интересно, хотя книги научные, но им нравится. Положу такую книгу на стол, начну листать и рассказывать: это вот царь у нас такой был, а это – космонавт великий. Дети сбегаются вокруг меня: «Мам, покажи, покажи!» И вот мы сидим вместе, перелистываем, а я объясняю и рассказываю.
Дети порой спрашивают: «Мам, а эту книгу ты знаешь?» - и удивляются, что я не только книгу знаю, но и помню, на какой полке она лежит у нас в домашней библиотеке, где всё разложено по авторам.
Мне очень нравятся стихи Пушкина, Асадова. Классика умиротворяет и даёт людям душевную доброту.
Черты современной культуры
- Признаюсь честно, в настоящий момент я вижу очень мало хороших тенденций в современной культуре. Одно телевидение и кинематограф чего стоят: если фильмы, то в большинстве своём сейчас это боевики; если телепрограммы, то разврат, наркотики, курение, алкоголь. А ведь дети сидят перед телевизором и всё это смотрят.
Но, с другой стороны, даже в нашем посёлке начинается возрождение культурных традиций: периодически проводятся масштабные культурные мероприятия, массовые гуляния в посёлке в государственные, областные, поселковые, церковные праздники. Например, в нашем клубе празднуются День посёлка, Международный женский день, Масленица, Пасха – получаются хорошие весёлые и добрые праздники. Правда, я чаще всего не хожу на такие праздники, но пока моя детвора вместе с остальными посельчанами веселится, я тем временем занимаюсь домашним хозяйством, делами.
Мои детки принимают активное участие в культурных мероприятиях города и посёлка. Например, на Рождество мы возобновили прекрасную русскую традицию колядований. Одно время я сомневалась, правильно ли воспримут колядки посельчане, не пускала детей ходить по домам, но мне стали звонить соседи и спрашивать, где мои дети, почему не приходят колядовать – их ждут. А колядуют они интересно: и украшают себя, и наряжаются в костюмы, и поют песни, и танцуют, и стихи рассказывают. Некоторые малыши ещё разговаривать толком не умеют, но тоже с удовольствием участвуют в колядовании, что-то лепечут. Потом дети приходят домой довольные и начинают по тазикам раскладывать: сюда карамельки, сюда шоколадки, сюда печенюшки; пробуют свои сладости, и обязательно каждый норовит маму угостить.
Критерии оценки продуктов современной культуры: как отделить зерна от плевел
- Я считаю, что произведения культуры обязательно должны нести добро, в них должно говориться о любви, взаимовыручке, о победе добра над злом. Это очень важно.
Если мои дети натыкаются на что-то негативное, мы с ними это обсуждаем, я излагаю детям своё мнение, объясняю, привожу примеры.
Например, когда девочки подрастают, они насмотрятся, что кругом у девчат пупки проколоты, макияж вызывающий, и им тоже так хочется - чтобы ребятам нравиться, чтобы встречаться с ними. В таких случаях я, помимо всего прочего, стараюсь приводить в пример своих уже выросших детей, объясняю младшим, что они в своё время тоже всего этого хотели, но воздержались и теперь построили хорошие крепкие семьи, многие браки - венчанные.
Опасно для детства
- По моему мнению, разрушительные образы накладывают большой отпечаток на психику ребёнка. А ведь в современном мире этих разрушительных образов множество, и их активно пропагандируют и рекламируют. Кругом изображения «Человека-Паука» и пр. – и на конфетах, и на наклейках, и на одежде - не зря же говорят про 24-й кадр, про воздействие на уровне подсознания.
Опасными для детства я считаю неумеренное использование компьютеров, смартфонов, планшетов – дети за них готовы на что угодно, готовы в лес пойти, только чтобы не расставаться с этими гаджетами.
По телевидению, к сожалению, очень мало добрых фильмов, но много ужастиков, боевиков, драк, насилия, жестокости и пр.
Из жизни
- С любовью можно преодолеть любые сложности. У меня большинство деток – отстающие в развитии, многие – умственно отсталые, инвалиды. Но даже такие детки многого достигают через любовь. Один мальчик, который считался глубоко умственно отсталым, сейчас учится в Ростовском государственном университете путей сообщения. Учится он, правда, слабенько, на тройки, но и это для нас такое достижение!
И много других деток есть, которые считались в своё время отсталыми, но затем поступали в техникумы и университеты.
А 2 года назад к нам в семью попала девочка, про которую говорили, что она с большим сопутствующим «багажом» - и воровала, и гуляла. По словам сотрудников Органов опеки, девочку некуда было девать, даже в больницу её нельзя было временно поместить - сбежит. Ей на тот момент исполнилось 14 лет, а родной дядя отказался её прописать – ребёнка срочно нужно было куда-то определять, вот и предложили мне её взять в свою приёмную семью. Я, конечно, могла отказаться её взять, но мне стало очень жалко ребёнка. Помню, я спросила у сотрудников Опеки: а вдруг она и от меня сбежит? Сказали, что будут искать, но меня ругать не будут.
В итоге она живёт у нас уже 2 года, стала учиться на четвёрки и пятёрки, всего две или три тройки остались, хотя раньше у неё были сплошные тройки. Девочка мне во всём помогает, она у меня умничка - готовится поступать в педагогическое училище. А как удалось изменить ребёнка? Добром и терпением. Я с ней всё время беседовала, рассказывала, что учёба нужна не мне, а ей - куда ж она пойдёт без знаний и образования? Сначала я всё проверяла, контролировала, а сейчас она сама делает уроки, без меня. Помню, пришла она в семью холодной, сдержанной, а сейчас ласковая, как кошка мартовская: валяются с младшими девчонками по полу, хохочут, визжат, а я с ними вместе кувыркаюсь.
Пожелание
- Желаю любить деток. Любите, и всё воздастся!
Беседовала Юлия Гащенко