Светлана Копылова: «Чем заманить Музу - никто не знает!»
- ФИО: Копылова Светлана Вадимовна
- Должность, регалии: автор-исполнитель; член Союза кинематографистов России; киноактриса; лауреат многочисленных региональных и международных фестивалей
- Специализация: музыка, поэзия, кино
- Жизненное кредо: «Господь лучше знает, что мне нужно».
«Для меня самый важный критерий творчества - пробуждение души. Если твоя душа заплакала или возрадовалась, если её коснулось сострадание, если она задумалась о чём-то очень важном, то миссия поэта выполнена. Если же за яркими и необычными образами и рифмой душа не может найти ничего, кроме формы, то такая поэзия подобна красивой, но пустой вазе», - размышляет автор-исполнитель; член Союза кинематографистов России; киноактриса Светлана Копылова. О детском счастье с сахарной «сеянкой», ивовыми «жилищами» и сиреневым морем; о зелёной рубашечке в клеточку и об упрямом «Игорёхе»; о вдруг явившейся мечте об актёрстве: мечте, родившейся на преддипломной практике в авиационном техникуме; о таинстве творчества, о весне на пороге и о Музе – об этом и многом другом – в нашем интервью с лауреатом многочисленных региональных и международных фестивалей.
- Каким было Ваше детство? Какие образы, ситуации из детства запомнились Вам на всю жизнь, оказали особое влияние на формирование Вашей личности?
- До 7 лет меня воспитывали в большей степени бабушка и прабабушка. Отца у меня не было. Когда мне было 5 лет, появился отчим, которого я сразу же полюбила и стала называть папой. Мама была чертёжницей, папа — токарем.
Мы жили довольно тесно. Я помню, что часто спала на раскладушке. Очень любила чёрный хлеб с маслом, посыпанный сахаром. Хлеб этот бабушка называла «сеянкой». Супов я вообще не признавала, ела один этот хлеб, но всегда с большим удовольствием. Особенно он был вкусным на улице.
Помню, весной весь наш двор утопал в сирени. Её было столько, сколько я за всю жизнь больше не видела. И ещё помню красивые ухоженные клумбы, а на них - анютины глазки; на скамеечках непременно восседали старушки, среди которых и моя прабабушка — баба Маня. Развесистые ивовые кусты, под кронами которых мы играли, обустраивая свои «жилища». А ещё — могучие тополя, по которым я любила лазать, как мальчишка.
Вообще я в детстве очень хотела быть мальчишкой. Помню, был даже такой случай: мы с родителями поехали к родственникам в пригород Иркутска — город Ангарск. Там почему-то зашли в парикмахерскую, где мне сделали мальчишескую стрижку. Наверное, я попросила об этом, сейчас уже стёрлось из памяти. Но я была такой упрямой: если чего-то хотела, обязательно, не мытьём так катаньем, добивалась. Купили мне шортики, рубашечку зелёную в клеточку, переоделась я и вышла во двор. А там сразу местные пацаны меня обступили и спрашивают, как меня зовут. Я отвечаю: «Игорёха!». Они меня сразу приняли в своею компанию. Помню, играли мы в «войнушку»: носились по улицам, брызгаясь из бутылок из-под шампуня, в крышках которых сделали дырки, и я была самой счастливой! Когда меня позвали обедать, я даже не захотела переодеваться в платье, а предпочла, сняв мокрую одежду, закутаться в плед. А тут мальчишки снова зовут: «Игорёха! Игорёха!». И тут выходит на балкон мой старший двоюродный брат и кричит им: «Да какой Игорёха? Это же Светка!» Такого предательства я не ожидала! Плакала я, надо сказать, как девчонка.
- Кем Вы мечтали стать в детстве? Ваша профессия - закономерность детского пути или абсолютно неожиданный, крутой жизненный поворот?
- Кажется, я всегда хотела быть артисткой. Об этом можно судить даже из моего рассказа об Игорёхе. И в театральную студию я ходила в школьные годы. Но серьёзно задумалась об этой профессии, когда уже училась в авиационном техникуме и попала на преддипломную практику. Именно тогда я вдруг поняла, что это «не моё», что я не смогу работать на заводе. И стала думать: а что же «моё»? И меня просто пронзила мысль о том, что я хочу быть актрисой! Так пронзила, что я долго не могла прийти в себя…
- Каким был Ваш путь в профессию? С какими «подводными камнями» Вам пришлось столкнуться?
- Конечно, по окончании Иркутского авиационного техникума мне надо было отработать 2 года по распределению - тогда были такие законы, ведь я, когда училась, не только не платила за обучение, но ещё и получала стипендию. И, чтобы избежать потери целых двух лет - для актрисы это слишком много (в театральное охотнее принимали молодых девочек) - я написала письмо в Министерство образования с просьбой освободить меня от отработки после окончания техникума. Мне пришёл ответ, что вопрос о моём распределении может быть рассмотрен положительно, если я предоставлю справку о зачислении в театральный вуз. Что я впоследствии и сделала.
С какими «подводными камнями» мне пришлось столкнуться? С разыми. Став артисткой, я снималась в кино, писала песни для эстрадных исполнителей. Очень сильно на меня повлияла встреча с моим будущим духовником. Я воцерковилась, стала сочинять песни духовного содержания, баллады, притчи… Отказалась от кино, стала потихоньку выступать со своими новыми произведениями, и, надо сказать, батюшка мне очень помог в этом: не только финансово - дал денег на мою первую книжицу с балладами, но и брал меня на свои выступления, где я имела возможность проявить себя, как автор и исполнитель. И вот тогда всё батюшкино окружение решило, что я хочу на его имени сделать имя себе. И мне долго пришлось доказывать, что я и сама по себе что-то значу. Так что «подводных камней» везде много.
- Что для Вас песня? Какие глубины Вы открываете для себя в духовной поэзии и музыке?
- Для меня сейчас это жизнь. Я не представляю себя без песни, без творчества стихосложения, без радости рождения новой композиции… Так случилось, что мои песни трогают сердца, заставляют сопереживать, чувствовать с новой силой какие-то вещи, что-то открывать в себе. И я, хоть и являюсь автором, сама переживаю всё это при написании той или иной песни.
Бывает, что я беру в работу и чужие стихи, но только при условии, что моё сердце отозвалось на них… Мне даже трудно описать, по каким критериям я совершаю выбор, просто понимаю, что это - «моё», что я чувствую так же, как и человек, написавший эти строки.
- Как рождается притча? Что может послужить мотивом?
- Рождение всегда таинственно. Будь то человек, цветок, песня… Это и муки творчества, и радость, и удивление от конечного результата. Как именно это происходит - сказать трудно. Всегда по-разному.
А мотивом может послужить и случайно кем-то оброненная фраза, и прочитанный где-то в ленте социальных сетей сюжет… Всё, что угодно. Но главное – «зацепиться». И тогда уже, как снежный ком, песня обрастает словами и мелодиями…
- Какой, по Вашему мнению, должна быть настоящая поэзия?
- Для меня самый важный критерий творчества - пробуждение души. Если твоя душа заплакала или возрадовалась, если её коснулось сострадание или пришло время задуматься о чём-то очень важном, то миссия поэта выполнена.
Конечно, мне нравится и форма: яркие необычные образы и рифмы, но если за этим ничего больше не стоит, то такая поэзия хоть и красива внешне, но ничего не даёт ни уму, ни сердцу, и её быстро забываешь. Это как красивая, но пустая ваза.
Но если какие-то строки «пробрали» тебя до глубины души, их не так просто стереть из памяти. Поэзия, как и любое творчество, обязательно должно пробуждать в человеке добрые чувства.
- Кто из поэтов-классиков Вам наиболее близок? Почему именно его слова отзываются в Вашем сердце особым образом?
- Есенин. Под него хорошо плачется.
- В чём для Вас заключаются радости, а в чём – сложности Вашей профессии?
- Радость - это встреча со зрителем, общение, как на концерте, так и после, когда ты понимаешь, что не зря живёшь на этом свете.
Ну, а сложности - в техническом. Это и организация концертов, и даже настройка звука. У меня, например, от звука зависит 95 процентов успеха.
Слава Богу, что Он даёт мне здоровье и силы ездить с концертами и делиться с людьми своим творчеством.
- Есть ли у Вас мечты, которые до сего дня ещё не удалось воплотить в жизнь? Если да, то какие?
- Мне хотелось бы, чтобы как можно большее количество людей имело возможность услышать мои песни. Всё же их знает лишь определенная аудитория, а у других нет права выбора. Несмотря на возможности Интернета, мне никак не удаётся ещё больше расширить свою аудиторию.
Одно дело, когда перед зрителями стоит выбор: идти на мой концерт или нет, и они решают по своему усмотрению. Но совсем другое дело, если большинство людей даже не подозревают о существовании песен-притч.
- В чём Вы черпаете вдохновение?
- Вдохновение обычно приходит вслед за интересным сюжетом. Но бывает и так, что, вроде бы, и вдохновлена, и готова взять перо и бумагу и написать что-нибудь эдакое - весна вот на пороге, солнышко, Господь нас любит… Ан нет - ничего не идёт. И как поймать эту Музу, чем заманить - никто не знает!