+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Иерей Михаил Гапоненко: «Убежать от современного общества - в лес?»

 

  • ФИО: Гапоненко Михаил Владимирович
  • Должность, регалии: руководитель Отдела по делам молодёжи и миссионерскому служению Ростовской-на-Дону епархии; настоятель Татианинского храма г. Ростова-на-Дону при Донском государственном техническом университете; преподаватель Донской духовной семинарии; помощник ректора Донского государственного технического университета
  • Специализация: священнослужение, миссия и духовное просвещение
  • Жизненное кредо: «Если Бог за нас, кто против нас?»

 

 

«Кощей Бессмертный в наших старых добрых мультфильмах – злой, но он - не маньяк. Он злой, но кажется, что ещё немножечко, и он покается и станет добрым. По крайней мере, у него есть какая-то перспектива к добру. А вот современных мультипликационных злодеев стремятся создать симпатичными: ну, мол, я такой злой, и принимайте меня таким, какой я есть. Нет никакого движения к исправлению, даже к потенциальному», - об отличиях большинства современных мультфильмов от мультфильмов советского времени; о компьютерной «игле»; о виртуальной дружбе; о культуре и псевдокультуре; о парадоксах современности; о том, чем восхищает грузинская танцевальная культура и чем порой огорчают русские народные коллективы; о том, что нужно знать о «Синем ките»; о природе «улавливания» внимания ребенка и еще о многом – в нашем Сретенском интервью с руководителем Отдела по делам молодёжи и миссионерскому служению Ростовской-на-Дону епархии - иереем Михаилом Гапоненко. Сердечно поздравляем наших читателей с Праздником Сретения и с Днем православной молодежи!

 

 

Черты современной культуры

 

- На мой взгляд, культура всегда отражает духовно-нравственное и интеллектуальное состояние общества, она его даже обнажает. Например, можно сколько угодно прикидываться человеком определённого склада характера или интеллектуального уровня, но культурные интересы и увлечения покажут истинную сущность человека. Тот же механизм применим и к обществу: по тому, как развивается культура, можно увидеть тенденции развития общества. Или даже не развития, а деградации, потому что то, что мы сейчас подразумеваем под словом «культура», лет сто назад, возможно, культурой бы вовсе не называлось.

Современная культура очень-очень разнообразна, она, по моему мнению, отражает весь спектр возможных вариантов отпадения человека от Бога. Есть культура настоящая – основанная на истинных христианских ценностях, способная укрепить человека в вере, дать ему возможность осознанно исповедовать свою веру в делах.  Но есть и псевдокультура, которая становится разнообразнее за счёт того, что обретает всё больший и больший спектр направлений, уводящих человека от Бога.

Но вместе с этим, благодаря современным средствам коммуникации и новым достижениям, культура развивается в плане технологичном. Хорошо это или плохо – спорный вопрос: одним людям современные технологии безразличны, но другим они дают возможность, например, заявить о своём таланте. Так, российский автор и исполнитель песен Игорь Растеряев стал известен широкой аудитории зрителей благодаря возможности видеосъёмки роликов через сотовый телефон и возможности выкладывать эти ролики в Ютубе. Без этих технологических возможностей Игорь так и играл бы только для своих друзей, и никто бы о нём не знал.

Я заметил интересное движение: культура отражает духовное состояние того или иного народа, но и наоборот -  культура как таковая способна восстановить повреждённый духовный стержень народа. Например, люди, исполняющие целомудренные народные танцы, возможно, уже и забыли о происхождении и значении этих танцев, но танцуя, они имеют возможность приобщиться к этой забытой культуре и вспомнить её. И тогда они узнают, как проявлять эту культуру не наигранно, а естественно. Ведь можно казаться целомудренным, но на самом деле таковым не являться.

К сожалению, мне доводилось видеть коллективы, называющие себя русскими народными, но при этом таковыми не являющимися. Смотришь на творчество такого коллектива и думаешь: вроде бы коллектив - русский народный, он должен сохранять определённую традиционную форму, и эта форма должна свидетельствовать о внутреннем устроении, но, к прискорбию, внутреннее устроение разрушено, и форма тоже разрушилась. Когда люди без определённого внутреннего стержня пытаются воспроизвести лишь культурную форму, в этой форме начинают проскакивать страсти - страсти человека, который живёт без Бога. В этом случае люди портят даже внешнюю форму. Когда ведро наполнено водой, оно содержит воду и всё нормально, но, когда воду из него выльют и оставят пустым, ведро потихоньку начинает ржаветь. Какое-то время оно ещё может послужить, но совсем скоро оно окончательно сгниёт и станет непригодным.

Меня восхищает, например, грузинская танцевальная культура, с которой я недавно познакомился: парни и девушки танцуют хоть и очень динамично, эмоционально, порой даже огненно, но в танце есть принципиальный момент - парень не может прикоснуться к девушке. Как только они в танце не выкруживают, но всё очень целомудренно. А ведь в танце отражаются принципы духовно-нравственного устроения человека. В грузинском народном танце нет категоричности, при которой девушки танцуют в одном углу, а парни – в другом. Вовсе нет! Они общаются, пытаются друг перед другом показать себя, свою удаль, силу, красоту, обаяние, но при этом есть некая грань. Это вызывает чувство уважения.

 

 

Критерии оценки продуктов современной культуры: как отделить зерна от плевел

 

- Самым главным критерием оценки продуктов культуры, как и критерием оценки поступков в нашей жизни, по моему мнению, является Евангелие.

Вся та культура, которая в своей основе противоречит Слову Божию, вредна, бесполезна, опасна, и никакого отношения к культуре как таковой не имеет. Потому что Слово Божие – это единый закон. Если мы не руководствуемся этим законом, тогда мы начинаем применять любые другие многочисленные критерии, и тогда исчезает единая оценка.

Если критерии оценки привязаны не к Слову Божию, но к какому-то человеку или какому-либо обществу, тогда можно сказать, что, в принципе, смысл оценки отсутствует.

 

 

Опасно для детства

 

- Для ребёнка важно то, как тот или иной образ будет ему представлен, и от качества представления этого образа будет зависеть, что ребёнок лучше воспримет – разрушительное или созидательное.

От привлекательности образа зависит очень многое. В этом смысле ответственность ложится на тех, кто предлагает ребёнку образ: если взрослый заинтересован в том, чтобы ребёнок воспринял отрицательный образ, он сделает его привлекательным, «упакует» его в красивую «обёртку» - яркую, уже практически положительную, внушит ребёнку, что прекрасно быть тем героем, который «сносит» всем головы. А если взрослый заинтересован в том, чтобы донести до ребёнка положительный образ, то приложит к этому все свои усилия.

Если мы сравним мультипликацию советского времени и современную, то увидим, что везде есть добро и зло, но даже зло – разное, отображается по-разному: в обоих случаях понятно, что это – зло, но в советских мультиках зло очень чёткое и понятное, но оно такое, что, в принципе, можно к нему снизойти и простить его. Например, Кощей Бессмертный: он - не маньяк. Он злой, но кажется, что ещё немножечко, и он покается и станет добрым. По крайней мере, у него есть какая-то перспектива к добру. А вот современных мультипликационных злодеев стремятся создать симпатичными: ну, мол, я такой злой, и принимайте меня таким, какой я есть. Нет никакого движения к исправлению, даже к потенциальному.

Опасность современных образов заключается ещё и в том, что они ярче, они быстро улавливают внимание ребёнка. По своему опыту знаю, что советские мультики детки, конечно, ещё смотрят, но, когда врывается что-то современное, то внимание сразу переключается. Со старыми мультиками родителям нужно потрудиться: их нужно пояснять, объяснять, анализировать, помогать понять смысл, а это - труд, усилие. А современные мультики объяснять не надо, там просто нечего объяснять – всё примитивно, понятно. Я заметил, что в современных мультфильмах все персонажи общаются с каким-то раздражением, с надрывом, нет спокойного нормального голоса, нет спокойных рассуждений. Даже дедушка с внуком в современной интерпретации беседует с каким-то надрывом, повышенным тоном. Сплошная страсть, недовольство, вызов – и это привлекает внимание. Так устроен человек: когда идёшь по улице и видишь, что стоят двое людей и спокойно разговаривают, ты проходишь мимо, но когда видишь, что кто-то с кем-то ссорится, кричит, то сразу поворачиваешь голову, ведь это привлекает внимание. А одна из задач современного телевидения – привлечь внимание. Поэтому в настоящее время перед телевидением, к сожалению, больше стоит не воспитательная задача, а коммерческая.

То же касается и компьютерных игр. С одной стороны, они слишком реалистичны, но с другой стороны - слишком оторваны от жизни. Когда ребёночек строит домик из кубиков, то если он плохо построит, домик упадёт и сломается - ребёнок видит реальность жизни: если будешь строить настоящий дом и неправильно сложишь кирпичи, дом развалится. А в современных виртуальных играх что? Врезался на машине, нажал на кнопку перезагрузки и дальше поехал - ничего страшного. Я вижу в этом достаточно серьёзную опасность.

Кроме того, образно говоря, кубики и другие простые игрушки не занимают столько внимания ребёнка. Я не могу представить себе ситуацию, что ребёнку купили настольную игру и он бы играл в неё, не отрываясь, с утра до поздней ночи. А вот яркость и привлекательность современных игр приводит к тому, чего не было за всю историю существования человечества: не только дети, но и взрослые люди играют в компьютерные игры. Приходит ко мне женщина и говорит, что её муж играет. Понятно, когда говорят, что ребёночек играет, но взрослый человек играет с утра до ночи – разве это не опасность? Хочется таким людям посоветовать начать, наконец, играть в жизнь. И нельзя эту страсть прикрывать рассказами о том, что эти взрослые будто бы «не наигрались в детстве». Те, кто сейчас увлечены компьютерными играми – у них разве было тяжёлое военное детство? Нет, и игрушки у всех были!

Ещё одна большая опасность - подмена культуры живого общения виртуальным обменом информацией. Об этом сейчас многие говорят, но не знают, что с этим делать, как на это правильно реагировать. Есть родители, которые, когда видят, что их ребёнок «зависает» в виртуальном общении, например, «ВКонтакте», начинают радикально решать этот вопрос: забирать телефон, отключать Интернет и пр. Но это, на мой взгляд, не выход из ситуации, потому что важно понимать, что мы уже живём в другом мире – мире технологий.

Помню, мне в школе однажды подарили одну из первых российских электронных игр - «Ну, погоди!», в которой курицы несли яйца, а Волк должен был их ловить. Мы с друзьями с увлечением играли в неё, но, если бы у нас её отобрали, то мы бы точно не сошли с ума, но нашли бы множество других игр. А сейчас виртуальные игры, виртуальное общение настолько вошли в жизнь современных людей, что, когда школьника лишают доступа в социальную сеть, это приравнивается к жестокости, к запиранию в чулан, как это делали 100 лет назад. Но самое главное, что это уже ничего не исправит: даже в чулане пьяница не станет трезвенником, потому что губительная страсть живёт в нём самом.

Самое страшное в том, что мы понимаем это, но не знаем, что делать. Уйти всем в лес, убежать от современного общества? Понятно, что какая-то благочестивая семья может построить в заброшенной деревне дом или занять освободившийся и жить, потихоньку спасаться, но речь в данном случае идёт только об одной благочестивой семье, потому что всем уехать нереально. Всё общество уже такое, и, если какие-то единицы спасутся бегством, то всё остальное население всё равно будет находиться в современном мире. И это уже просто факт.

Патриарх Кирилл не раз затрагивал тему опасности виртуального общения молодёжи, подчёркивал, что такое «общение» лишает людей опыта личного узнавания друг друга. Когда парень и девушка общаются при личных встречах, они могут даже в разговоре о погоде многое узнать друг о друге: по интонациям, по жестам, по голосу, по манере общения.

Так, общаясь со своим будущим супругом, можно понять: сможешь ты с этим человеком жизнь построить или нет. Для этого вовсе не обязательно съехаться с ним в одну квартиру и попробовать пожить. А вот контактируя только через Интернет, мы лишаемся нескольких пластов информации, оставляя только несущую часть сообщения. Поэтому современные молодые люди лишь обмениваются информацией, но не могут узнать друг друга окончательно. По словам, вроде бы, люди подходят друг другу, но, когда начинают создавать семью, ничего не складывается. Люди уже боятся личного общения. Это тоже страшно.

Многие сейчас настолько погружены в виртуальный мир, что он является центром их жизни. Мне кажется, что если случится кардинальный сбой в работе серверов хотя бы одной из популярных соцсетей, например, если серверы вдруг уничтожатся, то огромная часть населения земного шара просто вымрет от инфаркта. У многих людей вся важная информация находится именно на их виртуальной странице: там их личная фотолетопись (сейчас же почти ни у кого нет домашних бумажных фотоальбомов!), там любимая музыка и любимые фильмы, там секретная переписка с друзьями. Поэтому представить себе ситуацию, при которой социальная сеть в одно мгновение исчезла бы навсегда, равносильно катастрофе.

Вот он - результат явления массовой коммуникации. Многие даже не понимают, что всё это создано и контролируется определёнными людьми. Например, существует выражение: «Я напишу тебе в «личку». Люди не понимают, что никакой «лички», в принципе, не существует. Соцсеть – это база данных, таблица, в которой есть столбики: от кого, кому, текст сообщения, общедоступное или личное сообщение. Но ведь всё это отслеживают администраторы, которые определяют, что - личное, а что – нет. Администратор видит всё. А раз видит один посторонний человек, значит, видят все. То, что мы из своей виртуальной страницы удалили «навсегда», в принципе можно восстановить. В этом могут убедиться разочарованные пользователи соцсети, которые в порыве отчаяния или других личных переживаний, удаляют свою учётную запись, но через время решают восстановить её и с удивлением обнаруживают, что восстанавливается даже та информация, которую они давным-давно «навсегда» удалили со своей страницы. Всё «лежит» в базе данных.

Ну, и, конечно же, страшна и опасна новая тенденция – погружение детей и подростков в виртуальные суицидальные группы, например, «Синий кит». Жутко представить, но это ведь в какой-то одной голове зарождается желание поиздеваться и довести другого человека до отчаяния, но подобно атомному взрыву это распространяется по всему миру!

Мы до конца не осознаём всей опасности влияния массовой коммуникации на культуру общения. Сейчас люди лишь начинают это чувствовать - в каждой школе проходят собрания по поводу опасных виртуальных групп. Директора и учителя в панике, не знают, что делать – все дети «сидят» в «Синем ките». А ведь там с детьми проводят жуткую работу!

Казалось бы, купили родители ребёнку телефон, но это теперь означает, что к ребёнку будет иметь доступ любой псих, любой маньяк. Причём они очень убедительны, изощрённо угрожают детям, говоря, например, что если ребёнок сейчас не бросится под машину, то они убьют его родителей. Сообщают ребёнку его адрес. Ребёнок сразу теряется: откуда они знают мой адрес? А на самом деле всё просто: любой компьютер или сотовый телефон, который выходит в Интернет, имеет определённый доступ через IP-адрес, который в свою очередь всегда привязан либо к паспорту, либо к адресу прописки. Так что, вся информация о нас есть, никакой анонимности в Интернете нет и быть не может.

 

 

Созидаем личность

 

- На мой взгляд, самое главное в воспитании ребёнка – это воспитание христианина. А христианин – это человек, который не сам себе закон, но который подчиняется Закону Господа Бога. В этом смысле задача для христиан и их ответственность очень велики.

Парадокс современности заключается в том, что, с одной стороны, говорят, что повысился уровень самоубийств среди школьников, но, с другой стороны, предмет «Основы православной культуры» в классе моего сына выбрали только двое учеников: мой сын и его друг. Люди не видят связи. Честно говоря, я не знаю, спасёт ли нас православная культура, потому что предмет «Основы православной культуры» изначально введён в школьную программу с той точки зрения, что нам Православие нужно будто бы для того, чтобы объяснить культуру. Поэтому рассчитывать на то, что все дети, изучившие православную культуру, гарантированно станут православными христианами - трудно.

Мне кажется, что нашему обществу нужно выходить на качественно другой уровень, нужно бороться с толерантностью, перестать проповедовать всё хорошее против всего плохого, но говорить о Христе, о спасении. Я не вижу другого выхода. Конечно, чтобы остановить общество от деградации, можно отключить все спутники, отключить Интернет, но возможно ли это? Думаю, что нет. Такие вещи делает Господь. А Господь это делает с помощью тех катаклизмов, которые случаются в жизни людей. Когда Господь увидит, что мы слишком далеко зашли, в нашей жизни случится что-либо, что остановит это падение.

Роль семьи в современном обществе бесценна. Ребёнок в семье должен обрести тот фундамент, на котором он сможет твёрдо стоять, несмотря ни на какие волнения и соблазны. А это трудно, потому что большую часть времени ребёнок, как правило, проводит вне семьи – в детском саду и в школе, а это значит, что в семье нужно учить ребёнка не словами, а, прежде всего, личным примером. Это колоссальный труд, но мы должны приложить все усилия.

Я считаю, что нам, православным людям, уже пора перестать быть немножко православными, всё отговариваясь тем, что мы воспитывались в советское время, поэтому мы не «фанатики». Если под «фанатиком» понимают человека, который молится каждый день, читает Священное Писание и старается ему следовать, ходит в храм по воскресеньям, то мы должны быть именно «фанатиками» - настоящими верующими православными христианами.

 

 

Из жизни

 

- Повторюсь, что культура, с моей точки зрения, это внешнее выражение духовного состояния, духовной работы, духовной жизни человека. Помню, однажды на одном из форумов мне пришлось спорить на эту тему. Дело в том, что я выразил желание создать там раздел под названием «Религия». Но мне не разрешили этого сделать, сказали, что раздел «Религия» нужно сделать лишь подразделом «Культуры». Я предложил сделать наоборот: «Культуру» подразделом «Религии». На эту тему завязалась дискуссия, в которой приняли участие многие люди.

Оказывается, в этом вопросе люди по-разному мыслят и поэтому мнения разделяются. Ведь если считать, что религия – это всего лишь часть культуры, то получается вот что: существует человек, который ест, пьёт воду, спит, отдыхает, и у него есть ещё и некие душевные потребности – например, он любит танцевать, петь, ходить по музеям, а ещё и в храм ходит, свечки ставит. Этот вариант отражает мнение, что религия – это лишь одна из сторон жизни человека. Но Православие понимает это по-другому: связь человека с Богом - реализация самого главного предназначения человека, качество этой связи выражается в виде проявлений человека, в том числе и культурных: то, как человек танцует, как поёт, какие читает или сочиняет стихи – всё это отражает его внутренний духовный стержень.

 

 

В мире искусства

 

- Однажды меня пригласили на фестиваль семейного кино «Вверх», на просмотр и обсуждение фильма Алёны Семёновой и Александра Смирнова «Рябиновый вальс», и я с большой радостью посмотрел его. Замечательный военный фильм о подвиге юных сапёров, которые ценой своей жизни обезвреживали минные поля и дороги.

Большая благодарность организаторам кинофестиваля «Вверх» за то, что они предлагают к просмотру именно фильмы для всей семьи. «Рябиновый вальс» - один из них. Фильм, который даёт почву для дальнейшего разговора взрослых со своими детьми.

Из мира литературы всем рекомендую прочитать замечательную книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Для тех, кто задумывается, как воспитать деток в вере, советую прочитать книгу Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего». Ещё одна прекрасная книга - «Отец Арсений» прот. Владимира Воробьёва – сборник литературно обработанных свидетельств очевидцев о жизни современного исповедника – их духовного отца. Аудиоформат этой книги тоже потрясающий!

Ещё могу порекомендовать замечательную аудиокнигу – «В ожидании Бога. Воспоминания и рассказы старца архимандрита Павла (Груздева)» - рассказы праведника, прожившего долгую и тяжелую жизнь и разделившего испытания, выпавшие на долю России в XX веке.

Всем православным для укрепления веры рекомендую книгу иеромонаха Тихона (Барсукова) «Архиерей» и книгу монахини Нектарии (Мак Лиз) «Дивный свет. Жизнь Александры Фёдоровны Романовой, последней Всероссийской Императрицы» - дневниковые записи, жизнеописание и переписка семьи Царственных Страстотерпцев.

 

 

О сокровенном

 

- Меня очень трогает отрывок из Евангелия – последнее зачало Евангелия от Иоанна, когда Христос спрашивает Апостола Петра: «Любиши ли Мя?». Эти слова для меня всегда звучат как-то по-особенному, очень лично, и вызывают необычный трепет в душе.

Я хотел бы, чтобы все ещё раз прочитали этот отрывок и поставили себя на место Апостола Петра, потому что этот вопрос Христа относится не только к Апостолу, но к каждому из нас.

 

 

Пожелание

 

- Я очень часто вспоминаю слова преподобного Амвросия Оптинского, у которого однажды спросили, как надо жить, и он ответил: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение».

Об этой фразе можно целые лекции читать, потому что в ней заключены не просто шутливые слова, но закон жизни для каждого православного человека. В ней заключено буквально всё: не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, всем почтение. Всем этого искренне желаю!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments