+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Иерей Иоанн Золотавин: «Культура и искусство должны ранить человека»

 

  • ФИО: Золотавин Ян Алексеевич
  • Должность, регалии: священнослужитель, штатный клирик кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону; руководитель Социального отдела и Сестричества кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону
  • Специализация: теолог-педагог
  • Жизненное кредо: «Будем жить!»

 

 

Культура и искусство должны ранить человека. Они должны зацепить, задеть за живое, затронуть душу и сердце. Когда мы смотрим на красоту Ростовского Кремля или Псково-Печерского монастыря – «рана» после увиденного живёт очень долго, ты вновь и вновь мысленно возвращаешься в эту святую красоту - это, по словам руководителя Социального отдела и Сестричества кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, иерея Иоанна Золотавина, очень важно. Вот такая подлинная красота - вне времени, она сущностна, как звёзды, которые никогда не меняют своего сияния – они всегда остаются на высоте, вне зависимости от того, как бы человек к ним ни относился. Как же воспитать хорошего, достойного и порядочного человека; какая методика в воспитании - самая неоспоримая; как прививать детям культурный вкус, и ещё о многом: о школах, о православных гимназиях и о домашнем обучении; о «Котофее» и Честертоне, об «Обыкновенном чуде» и о радости – в нашем интервью с иереем Иоанном Золотавиным.

 

 

Черты современной культуры

 

- Честно говоря, мне сложно сказать, что положительного происходит в современной культуре. Может, я ошибаюсь, но у меня такое чувство, что культура сейчас переживает некий переходный период.

Признаюсь, в силу своей загруженности, я мало посещаю выставки, театры, не очень хорошо знаком с современной литературой, но, мне кажется, что мы от чего-то ушли, но ещё пока никуда не пришли: ушли от советского времени, вышли в постсоветское пространство, но российской культуры, как таковой, пока не создали. Это касается абсолютно всех областей культуры. Например, кинематограф: ну, что такое «российское кино»? Лично я его не вижу. Если мы обращаемся к шедеврам, то это, как правило, советское кино. То же происходит и с театром, и с музыкой, и с литературой, и с живописью. Когда приходишь в Третьяковскую галерею, то, в основном, смотришь и восхищаешься шедеврами прошлого. Современные работы лично меня не «захватывают», не заинтересовывают. Поэтому у меня складывается такое ощущение, будто мы ещё не сформировали какого-то культурного кода.

Но я вполне допускаю, что и в современном мире существуют очень талантливые люди, которые творят. Безусловно, существуют интересные решения, попытки. Есть некоторые очень талантливые, по моему мнению, современные актёры, например, Константин Хабенский, Владимир Машков, но ведь они тоже росли и воспитывались ещё в советском обществе.

Честно говоря, особых перспектив я пока не вижу. Мне кажется, это происходит потому, что отсутствует единая идея.

 

 

Критерии оценки продуктов современной культуры: как отделить зерна от плевел

 

- Я думаю, что хорошая качественная музыка, кино, спектакль, картина должны говорить людям о духовном, о высшем, о нематериальном и о нетривиальном. Но сейчас на телеэкранах сплошь передачи, предлагающие дешёвую, лёгкую пищу. Например, современное телевидение пестрит различными низкопробными юмористическими передачами, предлагающими зрителям отвлечься, уйти от проблем, облегчить себе жизнь. Думать, рассуждать, сомневаться, искать – нынче не востребовано.

Я считаю, что культура и искусство должны ранить человека - в хорошем смысле этого слова. Они должны зацепить, задеть за живое, затронуть душу и сердце. В паломнических поездках видишь красоту, например, Ростовского Кремля или Псково-Печерского монастыря – «рана» после увиденного живёт очень долго, ты мысленно возвращаешься в эту святую красоту, оцениваешь монументальность. Это определённый культурный код, который оставили наши предки. В современном же мире зачастую делается простой, дешёвый, доступный продукт, чтобы человек мог легко его принять. Не очень радужно.

Хотя сейчас иногда встречаются театральные постановки и фильмы, в которых виден поиск духовных смыслов, но, опять же, на мой взгляд, они ориентируются как раз на классиков, а не на современность.

Классика – это, по моему мнению, как звёзды, которые никогда не меняют своего сияния, всегда остаются на высоте, вне зависимости от того, как бы человек к ним ни относился. Классика – это ведь не просто отражение какого-то периода культуры, она созидалась на протяжении многих веков. Это многовековой культурный слой. Любой образованный человек понимает, что классика является образцом, на который нужно ориентироваться.

 

 

Опасно для детства

 

- Образы очень сильно влияют на сознание и душу ребёнка. В современном мире даже четырехлетние дети используют в своей жизни смартфоны, планшеты, гаджеты – смотрят передачи, мультфильмы, играют в компьютерные игры. Это, на мой взгляд, некий упадок, нельзя эту тенденцию оценивать положительно.

Разрушительные образы проще принимаются ребёнком, а всё хорошее, светлое, созидательное требует определённого труда души. Это как образование: ребёнку приходится прикладывать усилия, чтобы обрести новые знания. То, к чему не приходится прилагать усилия; то, что даётся легче, то и проще принимается, потому что человек по своей природе интуитивно тянется к более простому варианту. А дети копируют взрослых.

СМИ, телевидение, Интернет, компьютерные игры – в совокупности создают 95 % негативной информации, окружающей современного человека.

Порой даже в детских мультфильмах обыгрываются отрицательные моменты, которые на уровне подсознания ребёнка действуют разрушительно, но внешне они замаскированы интересно, весело. А глубинного смысла в таких мультиках и передачах нет – они пустые.

Если ребёнку не прививать с малолетства культурный вкус – к хорошим книгам, к фильмам, к передачам, то ребёнок всегда будет смотреть низкосортные передачи, радоваться им и насыщаться этой пищей, ему будет казаться, что так и должно быть. Он будет оценивать уровень своей жизни на основании этого низкого культурного уровня.

Важно помнить, что любой предмет, объект или явление могут быть опасны, если ими неправильно владеть. Например, нож. Можно сказать, что он опасен для ребёнка? Да. Но, если ребёнку объяснить, как правильно им пользоваться, то этот нож станет для него не опасным, а полезным. Так и в вопросе телевидения, искусства, Интернета и пр. – дело в тех людях, которые нам и нашим детям навязывают своё мнение и своё видение. Ныне формируется общество потребления.

А ещё меня ужасает, что всё чаще сейчас устраиваются конкурсы красоты для маленьких девочек, а ночные клубы открыто себя рекламируют на больших телевизионных экранах – всё это в совокупности влияет на формирование личности.

И компьютерные игры я считаю очень опасными. Не только те, где есть насилие, но, в принципе, все, ведь они вырабатывают зависимость. А потом мы удивляемся, почему дети употребляют алкоголь, наркотики.

Сейчас, в связи с кризисом, происходит послабление закона об алкоголе: возвращают продажу алкоголя вблизи школ, а в ближайшем будущем хотят создать напиток «Народная водка» по 99 рублей за 0,7 литра, чтобы наше население могло себе позволить расслабиться. Ужасно! Это, на мой взгляд, путь к спаиванию нации. А ведь, когда спаивается взрослое население – спаиваются и дети.

Если говорить об опасностях для детства, то могу сказать, что даже само современное общество, с его многочисленными негативными тенденциями, ничего хорошего детям не несёт. Ребёнок выходит из семьи и куда попадает? В современную школу, в которой не всё благополучно.

Даже если родители не разрешают ребёнку дома смотреть телевизор, ограждая его от негатива, ребёнок свободно может насмотреться всякой всячины через планшет или смартфон друзей в школе. Поэтому сейчас появляется всё больше сторонников домашнего обучения. Конечно, в силу разнообразных причин, немногие себе могут это позволить. Но, например, известный миссионер и общественный деятель, протоиерей Димитрий Смирнов всё чаще говорит о важности домашнего образования. Он говорит, что, когда ребёнок учится дома, он не знает, что такое мат, разврат, порнография – он с этим просто не сталкивается. И это благо. Имеет смысл, на мой взгляд, к этому стремиться.

Даже о православных учебных заведениях моё мнение не очень позитивное. Там происходит почти то же самое, что и в обычных школах. Дело в том, что даже многие педагоги в таких учреждениях - не православные, живут не по-христиански. У нас, к сожалению, пока нет ресурсов создать настоящую православную школу, в том понимании, какой она была при Царе-батюшке. А сейчас получается вот что: ребёнок себя плохо ведёт, разгильдяйничает, и мама думает, что, если отдаст его в православную школу, там его перевоспитают. Так перекладывается ответственность с родителя на школу. И в православной школе получается скопление таких вот шалопаев, которых отдали на перевоспитание. И педагоги страдают, и остальные дети.

Что делать, как спасать ситуацию? Никто пока не знает. Россия «проседает» по всем статьям – по образованию, по медицине и пр. Убеждён, что мы до сих пор живём лишь по Божьей благодати и милости.

 

 

Созидаем личность

 

- Как воспитать хорошего, достойного и порядочного человека – это, на мой взгляд, самый сложный вопрос, потому что он касается тайны личности человека.

Методик существует великое множество, и каждый думает о своём правильно выбранном пути, но самое главное в любом случае - это любовь. Это неоспоримо. Любовь должна быть в семье, в ближайшем окружении ребёнка, в школе – среди одноклассников и педагогов, в вузе.

В советских школах классный руководитель закладывал очень важные основы жизни. Дети любили своих педагогов. Я тоже помню своего первого учителя.

Очень важный момент для становления личности – это любовь.

Ещё очень важным элементом воспитания, по моему мнению, является знакомство со своей родной культурой. Не с мировой, не со всеобщей, но, прежде всего, с родной - это закладка внутреннего культурного кода. Мне кажется, что человек, который не познал свою культуру, не раскрыл её для себя, никогда в жизни не сможет понять культуру другого народа. Родной культурой нужно глубоко проникнуться, во всех её аспектах. Это сыграет огромную роль в становлении личности.

Колоссальное значение, на мой взгляд, имеет совместное с ребёнком чтение книг. Знаю это и по своей семье, и по многим другим примерам. Обязательно нужно подружить ребёнка с книгой! Книга – это особый мир, в который нужно ребёнка ввести.

Есть хорошие книги и отечественных, и зарубежных авторов. И классиков, и современных авторов. Но важно помнить, что книга - это же не только текст, но ещё и оформление. Очень важную роль играют иллюстрации. Наверное, каждый взрослый сможет вспомнить несколько любимых книг из детства. У меня тоже было несколько таких книг, и я до сих пор помню их иллюстрации. Они формируют многое в нашей жизни. Сейчас, к сожалению, существует множество книг, которые издаются дешёвыми издательствами и изобилуют мерзкими иллюстрациями. Это неприемлемо!

Хорошо читать детям сказки разных народов мира – у ребёнка формируется широкий кругозор, он чувствует некую общность нашего многонационального государства. Но прежде всего, должно быть знакомство с историей родного края, своей Родины. К сожалению, не так много существует подобной литературы, адаптированной для детей, но всё же она есть.

 

 

Из жизни

 

- Когда ребёнок окружён телевизорами, компьютерами, смартфонами, ему ничего становится не нужно, потому что он просыпается и скорее бежит к компьютеру – проходить очередной уровень игры.

А вот когда дети радуются новой книге, как велосипеду, это такая радость! Я не раз видел это у своих детей, когда, например, сын кричал, прыгая от радости: «Ура! У меня теперь есть вторая часть «Котофея»!».

Мои дети взапой читают книги, прямо с утра встают и садятся читать, потому что им это интересно. Как приятно это наблюдать! И так, на самом деле, и должно быть! Это, на мой взгляд, норма. Прививать любовь к книгам - это важная часть формирования культуры.

 

 

В мире искусства

 

- Я не могу воспринимать культуру, как нечто массовое, общее, для меня это понятие – более личное, индивидуальное. Я против понятий «общее кино», «общие книги» – думаю, в разном состоянии, в разных ситуациях человек смотрит разные фильмы, читает разные книги.

Мне нравятся различные фильмы, например, фильм Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Этот фильм - не попытка развлечься и отдохнуть, но попытка осмыслить очень важные вещи. Виден поиск веры.

Люблю фильм Роберта Земекиса «Форрэст Гамп» - на мой взгляд, это классика американского кино.

Из литературы я очень люблю книги околохристианского толка – например, произведения Лескова, Шмелёва, которые говорят о вечном, о смысле жизни. Очень интересно о вере пишет Честертон. Сейчас я для себя заново открываю, переосмысливаю Солженицына.

Если говорить о христианских авторах, то, для меня сейчас на первом месте стоит митрополит Антоний Сурожский (Блум) – мне кажется, его творчество до конца ещё не переосмыслено.

 

 

О сокровенном

 

- В трудную минуту в голове и в сердце всплывают различные цитаты и изречения – в зависимости от конкретной ситуации. Чаще всего это Евангельские слова или слова из святоотеческой литературы.

Например, слова Господа, сказанные апостолу Павлу: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор.12:9). Этими словами я утешаю и себя в определённые минуты жизни, и других людей.

Как священник, я очень часто общаюсь с людьми, находящимися с непростой жизненной ситуации, когда теряется надежда на милость Божию, на возможность общения с Ним, поэтому мне многажды приходится напоминать и себе, и пастве слова Господа о немощи человеческих сил и о могуществе Божием: «Без Мене не можете творити ничесоже» («Без Меня не можете делать ничего») (Ин. 15:5). Или Его слова, сказанные в утешение Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему… Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 9–10).

 

 

Пожелание

 

- Однажды, по окончании симпозиума в Польше, православного психолога, протоиерея Андрея Лоргуса провожали в аэропорт. Его коллега-психолог, полячка, пожелала батюшке на прощание чаще улыбаться. Он сначала удивился, но затем стал анализировать, наблюдать и обратил внимание, что большинство людей на улицах – понурые. Не хватает в нашей жизни радости, улыбок искренних не хватает!

Когда я прочитал об этом случае, то сразу вспомнил слова православных акафистов: «Радуйся…. Радуйся…». Бог нас призывает радоваться, но мы об этом, к сожалению, очень часто забываем.

Русские люди – очень добрые, хорошие, отзывчивые. Но жизнь у нас порой бывает очень сложная, и нам становится трудно радоваться. Дай Бог, чтобы радость нас не покидала!

Пусть эта радость придёт через хорошую книгу, через хороший фильм, через общение с дорогими сердцу, добрыми людьми, для верующих – через Бога. Но, на самом деле, Бог с нами говорит через всё. Лишь бы сердце человека было открыто.

Поэтому очень хочется пожелать людям внутренней глубокой искренней радости, мира и покоя в сердце, который позволит нам чаще улыбаться!

 

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments