+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Надежда Светличная: «Единственное, что не умеет мозг – это не учиться»

 

  • ФИО: Светличная Надежда Евгеньевна
  • Должность, регалии: организатор и ведущая студии-проекта «Музыка и движение», региональный представитель Орф-общества в России
  • Специализация: музыкант-педагог (орф-подход)
  • Жизненное кредо: «Если ты не движешься вперёд, ты непременно движешься назад».

 

 

Почему же сегодня так популярна низкопробная музыка? Как это возможно? Да потому, что часто искусство проходит мимо детей: дети оказываются пассивными по отношению к культуре, она для них – иное измерение, которое где-то там, за стеклом. Если же детей воспитывать через искусство и творчество, ребенок обязательно научится отличать плохое от хорошего: плохое редуцируется, просто само собой «свернется». О сути пока малоизвестного в России орф-подхода, разработанного более 50 лет назад немецким композитором и педагогом Карлом Орфом; о своей педагогической деятельности, о пути в профессию, о детстве, о важности «заныривать» в Чехова, Достоевского, Толстого; о достоинствах «Властелина колец», «Парка Юрского периода» и «Ла-Ла Ленда», о лучших упражнениях для мозга мы побеседовали с профессиональным музыкантом-академистом Надеждой Евгеньевной Светличной, организатором и ведущей студии-проекта «Музыка и движение», региональным представителем Орф-общества в России.

 

 

 

Папа был вектором, а мама – пространством

 

- В детстве я была очень спокойным, наблюдательным, достаточно мягким и сговорчивым ребёнком. Но в ситуациях, когда нужно было проявить спонтанное лидерство, а возникали эти ситуации, начиная с периода начальной школы, я была тем самым человеком, который мог взять инициативу на себя и повести за собой людей. В последствии такие ситуации в моей жизни повторялись. Анализируя свою жизнь и нынешнюю деятельность, я могу сказать, что именно это моё свойство является одним из стержневых: делать что-либо, что я считаю важным – вне зависимости от того, поддерживается это большинством или нет, терпеливо идти с небольшим количеством сторонников, со временем их прибавляя – это то, что сформировалось во мне в детстве.

С детства мне прививали любовь к искусству, к истории искусства, к музыке. То, что я занимаюсь музыкой и преподавательской деятельностью - это определённо воздействие моей семьи.

Родители не были ни музыкантами, ни педагогами, но по сути своей были очень творческими людьми. Например, у нас существовала традиция вечеров поэзии, музыки, театра. Иногда мы собирались в тесном семейном кругу, порой к нам приходили гости. Запомнилось, как однажды мы ставили «Зайкину избушку» с декорациями – было очень интересно.

Главным организатором семейных творческих вечеров был мой папа, но мама была той атмосферой, в которой всё совершалось. Я не сразу поняла распределение их ролей: папа был вектором, а мама – пространством, позволявшим реализоваться папиным идеям.

Встречи нашей творческой компании были очень живыми, наполненными песнями. Эта компания, кроме всего прочего, была ещё связана с туристско-альпинистской темой. Несмотря на то, что друзья родителей были людьми городскими, они ощутили воздух горной среды и определённый авантюристский, вольный дух. Мой папа тоже одно время серьёзно занимался альпинизмом. Напрямую эту тему я не подхватила, но она – в моей крови, меня очень тянет в горы, я хорошо себя там ощущаю.

В нашей семье обязательно выделялись дни для выхода на природу. А первый наш совместный семейный поход в горы я не забуду никогда! Было это, когда мне исполнилось 5 лет: мы пересекли перевал - это был длительный и рисковый пеший переход, который папа организовал специально для нашей семьи. На пути нас встречали трудности, которые приходилось преодолевать. Тогда мне впервые пришлось столкнуться с реальными препятствиями, с которыми нужно было справиться. Были и достаточно жёсткие моменты определённых условий, впечатления от которых до сих пор живут у меня в душе. Теперь в своей взрослой жизни мне есть на что опереться, есть что вспомнить, есть опыт преодоления.

 

 

Приходится быть первопроходцем

 

- Я не помню, чтобы в детстве мечтала о какой-то профессии, но помню, что я играла в них. В своих играх я была педагогом – до сих пор помню удовольствие от этих игр. Помню, у меня был свой виртуальный класс, я была преподавателем сольфеджио. И, кстати, это очень близко к тому, чем я сейчас занимаюсь. Правда, я преподаю немного иное: если искать аналогии с системой академического музыкального обучения, то можно сказать, что я не инструменталист (не занимаюсь на каком-то одном инструменте), мой охват значительно шире - освоение всех сторон музыкального языка через определённый подход, методику.

А ещё я в детстве очень любила танцевать. Если мне нравилась музыка, то я сразу начинала придумывать под неё танцы. В результате это привело меня к креативному танцу. Но произошло это не сразу. Путь был долгим.

У меня академическое музыкальное образование: музыкальная школа по классу скрипки, музучилище и консерватория по специальности «Теория музыки и композиции». После окончания училища я оказалась у развилки: были разные мысли, вплоть до ухода из музыки в другие области. Это был очередной этап самоопределения, достаточно болезненный. Когда я наткнулась на мысль о кардинальной смене сферы деятельности, то поняла, что без музыки я не могу, что обязательно должна существовать в ней. Этому глобальному интересу я нашла точку применения – стала заниматься теорией музыки, изучать её историю, очень плотно осваивать другой музыкальный инструмент – фортепиано (до этого я всю жизнь была скрипачкой). В конечном итоге, благодаря этой специализации стало возможным новое направление моей деятельности – орф-подход, который я начала изучать по окончании консерватории.

Это достаточно новое направление. В мире оно существует уже более полувека, имеет свою историю и богатый опыт, но в нашем регионе оно почти неизвестно, с ним связывают разнообразные формулировки, которые, мягко говоря, не точны. А ведь если мы говорим о всестороннем развитии ребёнка, то орф-подход – неотъемлемая его часть. В этом смысле мне приходится быть первопроходцем, и это достаточно трудно. Орф-подход - это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи. Автор подхода - немецкий композитор и педагог Карл Орф, наиболее известный по сценической кантате «Carmina Burana» (1937).

 

 

Заложить в детях высокий эстетический вкус - наша самая главная задача

 

 - Я убеждена, что всё, что существует, имеет свои причины. Я не критикан, но понимаю, что в нашей музыкальной культуре многие направления, например, так называемая популярная музыка существует только потому, что её поддерживает общество. Я задаю себе вопрос: почему наш слушатель поддерживает поп-музыку, производимую на откровенно низком уровне? Потому что наш слушатель определённым образом воспитан.

Я не поддерживаю тенденцию пассивности в культуре, когда человек, подрастая, не становится по отношению к ней активен. В большинстве случаев это человек, который, например, просто слушает музыку, живёт в каком-то звуковом поле, но сам не пробует играть на музыкальных инструментах или заниматься хореографией. Искусство не сопровождает его взросление, поэтому, подрастая, человек позволяет быть рядом с собой низкокачественной музыке.

Изменить это можно, на мой взгляд, только путём вовлечения подрастающего поколения в культурные процессы, например, в процесс создания музыки. Тогда со временем человек научится отличать плохое от хорошего. Плохое редуцируется, само собой «свернётся» – ему просто не на чем будет существовать. Заложить в детях высокий эстетический вкус с ранних лет – это наша самая главная задача, приоритет.

 

 

 

О воспитании детей

 

- В воспитании детей, по моему мнению, самое главное – это наблюдение, поддержка (нужно идти за человеком, а не впереди него, начиная с самого раннего детства) и собственная интересная и наполненная жизнь, потому что мы сообщаем детям больше всего, когда мы что-либо делаем, когда мы действуем.

И ещё – нужно вовремя почувствовать момент и отпустить ребёнка от себя, в собственное плавание, но при этом быть ему всегда советчиком.

На мой взгляд из семьи ребёнок должен вынести стопроцентную уверенность, что его любят и принимают. Потому что именно через семью ребёнок чувствует поддержку окружающего его мира, а это то, на что ты в жизни всегда опираешься.

 

 

 

Искусство должно подвигать к жизни

 

- Литература и кинематограф – это океан, вселенная. Как не заблудиться? Для меня очень важным критерием качества продукта культуры является сердечное желание к нему возвращаться – когда он не одноразовый, когда «цепляет» за душу, вдохновляет. Бывает, музыка уже не звучит, а ты к ней мысленно возвращаешься, думаешь о ней. Искусство должно подвигать к жизни.

Я, как академический музыкант, особым образом понимаю и ценю классику. Сейчас постепенно происходит моё сближение с джазом.

Пытаюсь открывать для себя зарубежную поп-музыку – стараюсь понять, как она сделана, и почему сделана качественно. Я понимаю, что это тоже временный продукт, но в то же время – хороший. Я даю себе возможность забыть о своём образовании и представить, что я просто человек, который любит музыку. Стараюсь расширять свой музыкальный вкус, потому что хочу представить, как это происходит у человека, которого я стремлюсь вырастить. А стремлюсь вырастить я меломана с большой буквы – человека, который очень-очень любит музыку, который в этом океане чувствует себя хорошо, знает, что ему надо и что не надо, может при желании освоить музыкальный инструмент.

Убеждена, что обязательно нужно читать русскую классику - занырнуть в Чехова, Достоевского, Толстого. Но школьная программа – это, скорее, первое приближение. Кстати, те жёсткие условия, которые ставит школа по поводу прочтения определённого списка книг, не столь плохи – это возможность стремительно расширить кругозор, а потом, через время, вернуться и погрузиться в это с опытом – это основополагающее.

Я очень рада, что моя подрастающая дочка уже сейчас любит кино и имеет хороший вкус. Недавно мы с ней посмотрели фильм-мюзикл «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла – очень рекомендую. Там хорошо всё – музыка, постановка движений. Через время я возвращаюсь к сюжету, понимаю, что он резонирует со мной, вдохновляет.

Пересмотрели вновь «Властелина колец» и снова восхитились режиссёрской работой Питера Джексона. А недавно познакомились с «Парком Юрского периода» Стивена Спилберга – потрясающая режиссёрская работа! Для меня сюжет и игра актёров – это лишь часть процесса, я внимательно наблюдаю за режиссёрской работой, за идеями, за динамикой, переключениями.

 

 

О сокровенном

 

- Как человек, который занимается обучением, я всегда помню сократовское: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Это меня всегда возвращает к мысли, что учиться – это необходимо и прекрасно!

Меня зацепили слова доктора филологических и биологических наук, профессора Татьяны Черниговской, которая в одном из интервью сказала, что единственное, что не умеет мозг – это не учиться. Когда её спросили о лучших упражнениях для мозга, она порекомендовала делать сложные вещи. От нас зависит, что именно мы подбросим своему мозгу. Вынужденное предназначение человека – осваивать то, чего он раньше не мог.

Недавно меня тронули слова из песни Гребенщикова: «Кто любит, тот любим». Это то, что может выбросить меня из реальности.

Наша жизнь существует лишь тогда, когда есть развитие. А развитие – это всегда усилие, становление того, чего раньше не было, превращение недостатков в достоинства. Но даже в сложном процессе преодоления нужно находить радость!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments