+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Михаил Маринов: «Мне хотелось увидеть реальный Китай»

 

  • ФИО: Маринов Михаил Будимирович
  • Должность, регалии: историк, философ, доктор философских наук; путешественник
  • Специализация: китаеведение
  • Жизненное кредо: «Жить так, чтобы каждый новый день не был похож на предыдущий».

 

 

«Был такой случай: в Китае построили новое студенческое общежитие, вокруг которого скопилось много строительного мусора. Нам надоело спотыкаться о мусор, и мы пришли к руководству института с просьбой убрать мусор. Руководство сказало о том, что на это нужны деньги. Мы предложили организовать студенческий субботник. Вы бы только видели их наполненные ужасом глаза! «Как это – субботник?! Да это же единственные дети своих родителей, как мы можем заставить их работать?!» - вспоминает доктор исторических наук Михаил Будимирович Маринов о своем семилетнем пребывании в Китае, где он работал в профессорской должности в Институте иностранных языков Уханьского университета: преподавал блок лингвокультурологических наук, обучал китайских студентов русскому языку, знакомил их с культурой России. «Между Россией и Китаем, конечно, есть и большие, и малые отличия, но хочется отметить, что между русскими и европейцами различий, на мой взгляд, гораздо больше, чем между русскими и китайцами», - о том, почему вдруг Китай; о разности русской и китайской культур; о китайских традициях, о металитете; об осуществлении мечты, которая казалась полной нереальностью: «Представьте себе картину: человек приехал из деревни в город с одним чемоданчиком. Да ещё и выпало это на лихие 90-е годы…»

 

 

В школу я пошёл в 2-3 года от роду

 

- Моё детство прошло в деревне, я родился в Верхнедонском районе в семье учителей.

Родители работали в школе, многие наши праздники были связаны с какими-то школьными мероприятиями. В школе я проводил довольно много времени, поэтому, можно сказать, что в школу я пошёл в 2-3 года от роду. Школа, безусловно, помогла в формировании моего мировоззрения – заложила в меня тягу к знаниям, стремление получать образование. Видимо, это и привело в конечном итоге к докторской степени.

Очень большое влияние на формирование моей личности оказал мой дедушка. Благодаря ему и родителям, я полюбил чтение, полюбил книги, природу, полюбил бродить по лесам, играть в индейцев – у меня всегда были мечты о путешествиях, меня манили далёкие страны, тропические острова в Тихом океане.

Наши детские игры были интересны и разнообразны: мы с ребятами ходили в походы, устраивали «гнёзда», где проводили свободное время. Возможно, эти детские игры в индейцев и внесли в мою жизнь романтику, стремление побывать в неизведанных местах, что в конце концов и осуществилось.

 

 

 

Меня тянуло к чему-то неизведанному

 

- В детстве я мечтал стать авиаконструктором, увлекался моделированием самолётов – сам строил модели, причём некоторые из них даже летали.

Ещё у меня была давняя мечта: стать историком-археологом. Я поступил на исторический факультет в пединститут. Так я стал историком.

Сначала я работал в сельской школе. Мы с учениками проводили какие-то раскопки, у нас даже был свой исторический музей. Жаль, что в 90-е годы, когда я уже там не работал, от музея мало что осталось: старая сельская школа сгорела.

Судьба сложилась так, что я переехал в г. Ростов-на-Дону и начал преподавать историю партии в строительном институте. Но вскоре партию отменили, её историю тоже, и я остался безработным. Но перед этим я получил удостоверение социолога. А тогда эта наука была модной. Меня тянуло к чему-то неизведанному. Так я попал в Социологическую лабораторию ИПК РГУ. Начинал там работать с лаборанта, затем дослужился до доктора наук. Но путь к этому был очень нелёгким, ведь докторскую диссертацию я защитил только в 2008 году, спустя 20 лет после приезда в Ростов.

Представьте себе картину: человек приехал из деревни в город с одним чемоданчиком. Да ещё и выпало это на лихие 90-е годы. Во-первых, мне нужно было адаптироваться в городе, во-вторых, нужно было элементарно себя чем-то кормить, как-то выживать. На тот момент главные проблемы мои были связаны, прежде всего, с нестабильной ситуацией и с проблемой поиска насущного хлеба. Но, несмотря на сложности, я всегда искал чего-то необычного, нового. Поиск нового привёл меня в спортивную секцию по занятиям ушу, я увлёкся, но увлёкся не просто изощрённым мордобоем, а культурой Востока, Китая.

Когда я уже работал в Южном федеральном университете, там на регионоведении я организовал «Экспериментальный центр китаеведения». Мы со студентами начали изучать китайский язык, культуру, чайную церемонию, приглашали на встречи интересных людей. Собирать информацию тогда приходилось по крохам, потому что в начале 2000 годов в Ростове найти человека, знающего китайский язык, было крайне сложно. Мы стали привлекать китайских студентов – это было очень увлекательно.

 

 

 

Я думал, что уезжаю на год, но остался в Китае на долгих 7 лет

 

- Изучая китайскую культуру, я всё глубже погружался в неё, и мне хотелось большего - увидеть реальный Китай, изучать китайский язык в самом Китае.

В 2004 году я побывал на Социологическом конгрессе в Пекине, познакомился с некоторыми китайцами, у нас завязались контакты: сначала они приехали к нам в гости, потом мы к ним. В итоге китайцы пригласили меня на работу, и я воспользовался этим случаем.

Сначала я думал, что уезжаем мы с супругой (она тоже преподаватель, и я попросил, чтобы китайцы устроили место работы и для неё) на год, но получилось, что остались мы там на долгих 7 лет.

У меня удивительная жена, настоящая «декабристка», моя соратница, мой помощник: многие проекты мы делаем с ней вместе – у нас великолепный жизненный и творческий тандем. Хотя сначала жене было очень тяжело в Китае, она никак не могла к нему привыкнуть. Я-то уже и до этого ездил туда много раз, и был одержим этой мечтой. А жена очень мало реально знала о Китае, поэтому, когда попала туда, у неё был культурный шок. Но со временем она адаптировалась и даже стала бывалой китаисткой.

 

 

 

Между русскими и европейцами различий гораздо больше, чем между русскими и китайцами

 

- Когда я впервые попал в Китай, меня поразило огромное количество людей. Это просто море из людей. Об их культуре я очень много читал, смотрел фильмов, поэтому был подготовлен.

Кстати, могу сказать, что между Россией и Китаем, конечно, есть и большие, и малые отличия, но хочется отметить, что между русскими и европейцами различий, на мой взгляд, гораздо больше, чем между русскими и китайцами. Китайцы такие же коллективисты, как и мы. Думаю, что самое главное наше отличие – это приоритет материальной жизни китайцев: у них духовная составляющая отодвинута далеко на задний план.

В основной массе жизнь китайцев посвящена зарабатыванию денег. Хотя следует отметить, что их уровень жизни и доходов выше, чем в России. Думаю, эта материальная гонка обусловлена главным образом расстановкой ценностей. Деньги помогают им утвердить положение в обществе, сохранять лицо – а это для китайцев очень важно. Вся жизнь китайцев посвящена тому, чтобы вырастить детей, выучить их, купить им квартиру, машину, дождаться и вынянчить внуков. Но каких-то романтических чувств, любви я не заметил. Даже дружба у китайцев подчинена корыстным интересам. В нашем понимании китайская дружба – достаточно жёсткая.

 

 

 

О воспитании «маленьких императоров»

 

- Сейчас китайские семьи в основном воспитывают «маленьких императоров». Дело в том, что в последние 30 лет в Китае реализовывалась государственная политика: «Одна семья – один ребёнок», поэтому родители и все родственники направляли свои усилия на своего единственного ребёнка. В результате выросло поколение не приспособленных к жизни «маленьких императоров», которые не могут порой обслуживать самих себя. Физический и грязный труд в Китае выполняют сейчас только пожилые люди.

Был такой случай: в Китае построили новое студенческое общежитие, вокруг которого скопилось много строительного мусора. Нам надоело спотыкаться о мусор, и мы пришли к руководству института с просьбой убрать мусор. Руководство сказало о том, что на это нужны деньги. Мы предложили организовать студенческий субботник. Вы бы только видели их наполненные ужасом глаза! «Как это – субботник?! Да это же единственные дети своих родителей, как мы можем заставить их работать?!»

 

 

 

Как правило, все браки в Китае заключаются родителями

 

- В Китае запрещена дружба между мальчиками и девочками, между юношами и девушками. Когда мы спрашивали у своих студентов, есть ли у них парень или девушка, они отвечали, что они – ещё маленькие. И так лет до 20. Не существует в Китае студенческих браков.

Общежития - только раздельные, ходить друг к другу лицам противоположного пола строго запрещено. Причём, существует интересный нюанс: абсолютно все студенты обязаны проживать в общежитии, даже если родители некоторых из них живут через дорогу от учреждения. Культивируется коллективное воспитание, пропагандируется идея о том, что студенческий коллектив – это вторая семья.

Как правило, все браки в Китае заключаются родителями. Семьи формируются не раньше 26-27 лет, а иногда и после 30 лет. К сожалению, количество разводов китайских семей год от года растёт. В современном Китае, как и в России, развод – нормальная вещь.

Инициаторами разводов в Китае зачастую становятся женщины. Идёт борьба за более толстый кошелёк. Причём, общих детей, как правило, женщины оставляют отцам, объясняя это тем, что матери нужно создать новую семью, а как она с ребёнком снова выйдет замуж?

В Китае все семейные пары стремятся родить мальчика, а не девочку. Так, молодых мужчин сейчас примерно на 40 млн больше, чем девушек. Поэтому даже самые непрезентабельные девушки-китаянки легко находят себе хороших мужей. Многие девушки, как только выходят замуж, оседают дома и занимаются лишь покупками по Интернету.

Дети китайцев в большинстве своём не интересуются поиском знаний – их обучение, скорее, напоминает механическое зазубривание материала. Когда спрашиваешь студентов, читали ли они что-нибудь дома, они отвечают, что читали учебник. Дома же они смотрят много сериалов и играют в компьютерные игры, за что их, надо отметить, родители ругают. И на деньги дети играют. Был случай, когда младший брат одной нашей студентки проиграл 40 тысяч юаней.

Для меня принципиальное отличие китайской молодёжи от нашей заключается в том, что китайская – легко управляема, молодые люди исполнительны, законопослушны, привыкли жить и работать только в коллективе. Они довольно легко находят своё место в жизни, при этом они не склонны к творчеству, в них нет креативности.

 

 

 

Культура должна воспитывать, а искусство должно быть добрым

 

- С момента моего отъезда из России почти никак не изменились мои взгляды на культуру и предпочтения в искусстве. По моему глубокому убеждению, культура должна воспитывать, а искусство должно быть добрым, позитивным, должно чему-то людей учить. Если это просто времяпрепровождение, тогда это бесполезная трата времени, а не искусство.

Я люблю читать русскую и зарубежную классику, люблю смотреть умные фильмы, причём для меня неважно, чей это фильм, важно, чтобы он был умный и интересный.

Желаю всем быть любознательными! Интересуйтесь, стремитесь к чему-то новому и добивайтесь своих целей!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments