+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Иерей Александр Литвиненко: «Культура не может существовать вне традиций»

 

  • ФИО: Литвиненко Александр Николаевич
  • Должность, регалии: иерей, настоятель храма в честь прп. Сергия Радонежского г. Ростова-на-Дону; благочинный Западного округа Ростовской-на-Дону епархии; руководитель иконописного отделения Донской духовной семинарии
  • Специализация: священнослужитель, иконописец
  • Жизненное кредо: «Никогда не сдаваться».

 

О. Александр Литвиненко пишет иконы с юности. Много лет он совмещал служение иконописца с пением в церковном хоре. В настоящий момент о. Александр руководит иконописным отделением Донской духовной семинарии и настоятельствует в храме в честь прп. Сергия Радонежского г. Ростова-на-Дону. 

По словам о. Александра, всё яркое, громкое и кричащее накладывает сильный отпечаток на душу ребёнка - разрушительные образы способны глубоко впечатлять, входить в сознание. Если взять фотографию прекрасной бабочки и огромное изображение Мефистофеля, то, конечно, второе отобразится в сознании ребёнка ярче. Но ведь можно же и поменять эти образы местами: позитивное сделать ярким, привлекательным, интересным и впечатляющим. Очень многое зависит от родителей: насколько они умеют расположить ребёнка к восприятию чего-то спокойного, тихого, но прекрасного…

 

 

Черты современной культуры

 

- Понятие «культура» слишком широкое, важно определиться, что в него включать: если рассматривать культуру как совокупность форм деятельности, связанных со сферой духа, то можно сказать, что здесь столько всего намешано, настолько всё эклектично, разрозненно и даже расколото, что в итоге, по моему мнению, нет единства, цельности. На мой взгляд, культуру, как нечто цельное в современной России невозможно определить.

Я считаю, что эта разрозненность и разноплановость современной культуры, возможно, и является её главной негативной чертой. Всё, что угодно может стать элементом современной культуры.

Но, с другой стороны, возможно, в этом «бурлении», «кипении» и заключается положительный аспект, потому что это даёт человеку возможность выбора. Но, опять же, всегда ли это хорошо?

Когда в культуре существует господствующая идеология или направление, то человек либо встраивается в это, либо он должен отстраниться. Но на самом же деле, на мой взгляд, человеку не нужно ни то, ни другое.

К сожалению, в современной культуре, по моему мнению, очень много пошлости в самом широком смысле этого слова. И это так или иначе входит в душу и сознание человека, является фоном его жизни. Очень сложно на таком фоне говорить о высоком, ты заведомо будешь обречён на непонимание, как минимум, многих.

Положительные тенденции, на мой взгляд, сейчас чаще проявляются в узких сферах культуры, в отдельных её направлениях, а в широте, в массах, наверное, с этим пока сложнее. Хотя жажда настоящего, подлинного проявляется даже в массовой культуре, но в узких сферах, этого, всё же, больше – это проявляется в интересе к шедеврам искусства, к традициям, к классике.

 

 

 

Критерии оценки продуктов современной культуры: как отделить зерна от плевел

 

- Если искать универсальные критерии, то они, по моему мнению, должны быть основаны, прежде всего, на традициях. Культура не может существовать вне традиций. Хотя, традиции появляются самые разные, но, всё же, должна быть преемственность. И речь идёт вовсе не о копировании чего-то одинакового, но о связи поколений – это, на мой взгляд, центральный нерв в любой сфере культуры и искусства.

Огромную роль в этом играет классика. Другой вопрос – что причислять к классике, а что – нет. Но очень важно, что понятие «классика» никогда не несёт негативного оттенка - это очевидно, её влияние на сознание людей апробировано, и оно неоспоримо положительное, а раз так, то классику в любой сфере можно считать увесистым и серьёзным эталоном, непререкаемым авторитетом.

 

 

Опасно для детства

 

- Всё яркое, громкое и кричащее накладывает сильный отпечаток на душу ребёнка. Разрушительные образы способны глубоко впечатлять, входить в сознание.

Если взять фотографию прекрасной бабочки и огромное изображение Мефистофеля, то, конечно, второе отобразится в сознании ребёнка ярче. Но ведь можно же и поменять эти образы местами: позитивное сделать ярким, привлекательным, интересным и впечатляющим. В этом смысле, на мой взгляд, очень многое зависит от родителей: насколько они умеют расположить ребёнка к восприятию чего-то спокойного, тихого, но прекрасного. И это вовсе не зависит от темперамента, но, прежде всего, от способности и желания родителей обратить внимание ребёнка на что-то позитивное.

Детское сознание не способно оценить значимость и полноту глубины произведения в любой сфере, у детей гораздо проще механизм восприятия: что громче, что ярче, то больше запечатлевается.

Среди продуктов современной культуры существует множество предметов и изображений, которые под определённой внешней эстетикой скрывают разрушительный подтекст. Например, куклы «Монстер Хай»: детей привлекает, прежде всего, некая утончённость, эстетика, но они не способны различить в этом опасность. На мой взгляд, это задача родителей: объяснить ребёнку, что хорошо, что красиво, а что – нет. Дети вполне способны это воспринять. Говоришь ребёнку: «Вот посмотри: это - некрасиво», и он воспринимает эти слова, проверенные опытом, как истину.

 

 

 

Созидаем личность

 

 – Это сейчас мы зачастую противопоставляем веру светскому обществу, вносим веру, как некое дополнительное и узкое понятие, а ведь 1,5 столетия назад было абсолютно наоборот.

Принципы русской педагогики издревле коренятся в православной вере, они ею буквально пропитаны.

Читаешь труды по педагогике XIX в. и понимаешь, что там речь идёт, прежде всего, о гармонии развития личности. А гармоничной личность может стать только при условии правильного соотношения и развития духовной, душевной и физической культуры. Духовный и душевный аспект – прежде, и лишь затем – физический, а не наоборот – воспитание тела в противовес воспитанию духа.

 

 

В мире искусства

 

- Для меня классики русской литературы, например, Достоевский – это недостижимая величина. У любого культурного человека возникает желание читать и перечитывать его произведения.

Из современной кинематографии могу выделить, например, фильм Дэмьена Шазелла «Одержимость» - о музыканте-барабанщике, который мечтает стать великим, и под руководством дирижёра лучшего в стране оркестра юноша продвигается всё дальше и дальше — за пределы человеческих возможностей. Фильм, возможно, будет интересен для узкого круга зрителей – особенно, для музыкантов, но мне он очень понравился.

Ещё мне нравятся старые грузинские фильмы, а также фильмы шведского режиссёра, сценариста и писателя Ингмара Бергмана.

 

 

 

О сокровенном

 

- Когда речь идёт о духовной жизни, когда я, как священник, говорю что-то перед паствой, то существуют центральные вещи, к которым я, так или иначе, всё время возвращаюсь. В проповедях я часто говорю пастве различные Евангельские слова, но важно понимать, что эти слова - определённая высота. Я не дерзну сказать, что в полноте воплощаю её в своей жизни.

Жизнь каждого человека очень многогранна и наполнена множеством различных направлений. В разные моменты жизни человека могут впечатлять разные мысли, в зависимости от душевного и духовного состояния, от сложившихся обстоятельств, от направлений деятельности и пр., поэтому мне сложно выделить какие-то конкретные цитаты, изречения, которые помогают мне в жизни.

В своё время на меня произвели глубокое впечатление слова, пришедшие от Бога прп. Силуану Афонскому, отчаявшемуся обрести спасение души: «Держи ум свой во аде, и не отчаивайся». Я часто мысленно возвращаюсь к этим словам.

 

 

Пожелание

 

- Цените друг друга!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

 

Система комментирования SigComments