+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Галина Даниловна Астапенко: «Мне всегда были интересны традиции казачьих семей»

 

  • ФИО: Астапенко Галина Даниловна
  • Должность, регалии: краевед, экскурсовод; член Союза журналистов России; автор более 70 статей об истории Дона и донского казачества; руководитель фольклорно-этнографического хора Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника
  • Специализация: донское краеведение
  • Жизненное кредо: «Жить по совести и быть порядочным человеком».

 

Галина Даниловна Астапенко 37 лет проработала научным сотрудником Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. За эти годы она провела более 20 тысяч экскурсий на русском языке и более 2 тысяч экскурсий на английском и испанском языках для туристов из десятков стран мира.

Галина Даниловна сердечно любит донскую землю. Обычаи и традиции казачества она изучает уже почти 40 лет, награждена знаком «За заслуги перед Аксайским районом», который вручил ей глава Аксайского района В.И. Борзенко.

Среди наград Галины Даниловны – грамоты Министерства культуры Ростовской области, Почётная грамота Министерства культуры Российской Федерации, юбилейная памятная медаль «250 лет атаману М.И. Платову».

За книгу «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков ХVII – ХХ веков» Галина Даниловна удостоена премии южно-российского литературно-художественного конкурса «Великий вёшенец» и национальной памятной медали М.А. Шолохова.

Галина Даниловна руководит фольклорно-этнографическим хором Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника, который существует уже более 30 лет. За эти годы творческий коллектив дал более 500 концертов в Ростовской области, в Москве, в Санкт-Петербурге, а также за рубежом, в частности, в Венгрии.

Галина Даниловна – удивительно обаятельная женщина и интереснейший собеседник.

 

 

Черты современной культуры

 

- Современная российская культура, как и любая другая культура, не возникла на пустом месте – она опирается на традиции предков. В этом смысле современной России очень повезло – она является наследницей богатейшей культуры русского государства, Российской империи, Советского государства.

Позитивным моментом в современной культуре я считаю свободу для творческого полёта: творческие люди могут создавать всё, что они считают нужным. Но просматривается определённая тенденция: в советское время была очень строгая цензура, но от этого культура не становилась хуже, но даже наоборот. Наверное, это было связано с тем, что существовали высокие критерии, по которым оценивалось то или иное произведение. А сейчас можно творить всё, что душе угодно, но что-то шедевров не наблюдается. И в литературе весьма скудно, и в других сферах.

Говорят, что творческие люди должны иметь самоконтроль, самокритику, знать, через какую черту переступать нельзя, где грань добра и зла. Но что-то у современных творческих людей это не всегда получается.

Оскудела драматургия. Я всё чаще замечаю, что режиссёры берут классику и делают ремейки, причём, привнося в них не самые лучшие оттенки – получается что-то не очень достойное, на мой взгляд.

Я больше люблю классические произведения и классические постановки этих произведений, без модернистских вкраплений.

Достижением культуры, наверное, можно назвать тот факт, что сейчас появилось много театров, не только государственных, но и частных. Существует, например, прекрасный «Театр наций» Евгения Миронова - он стал более доступным для зрителей, совершает гастроли, показывает свои спектакли россиянам в различных городах. Частным театрам, конечно, труднее выжить, потому что они не получают государственного финансирования, но зато и репертуар они вправе регулировать самостоятельно, хотя это не всегда позволяет им оказаться в нужном русле.

К сожалению, в современном театральном искусстве подчас для привлечения большего количества зрителей в постановки вкрапляют «клубничку». Интересно высказывание Бунина по этому поводу: «Ново только то, что талантливо, а что талантливо, то и ново». Режиссёры гоняются за какими-то новыми приёмами в спектаклях, а оказывается, что всё очень просто: нужно, чтобы было просто талантливо, тогда без всякой «клубнички» люди придут.

 

 

Критерии оценки продуктов современной культуры: как отделить зерна от плевел

 

- Прежде всего, основными критериями, на мой взгляд, являются те факторы, которые способны сделать человека чуточку лучше, добрее, светлее; которые способны помочь разглядеть грань между добром и злом. Любое произведение искусства должно воздействовать на человека именно так, но ни в коем случае не подвигать к агрессии, к разрушению, к депрессии, к суицидам и пр.

Эти критерии стары, как мир, но и не надо снова изобретать велосипед, потому что человек живёт теми традициями, которые передаются из поколения в поколение.  Всегда в цене были люди умные, добрые, талантливые, порядочные. И всегда добро побеждало зло.

 

 

Опасно для детства

 

- У детей психика ещё неокрепшая, поэтому разрушительные образы оказывают на неё мощное негативное воздействие.

Когда с экранов телевизоров, компьютеров, телефонов или из книг на детей обрушиваются агрессивные образы, то и ребёнок тоже начинает излучать агрессию.

До того уже дошло, что через Интернет доводят детей до самоубийства! Это просто ужас! Это невероятно – как можно толкать детей на такой шаг?!

Понятно, что без Интернета, телевизора, телефонов уже нельзя обойтись в современном мире, но нужно дозировать контакт ребёнка с ними.

Особенно нужно остерегаться компьютерных игр. Если ребёнок ими увлечётся, то потом его уже очень сложно будет вытащить оттуда. Все увещевания по поводу того, что нужно учиться и читать, будут бессмысленны. Поэтому эти процессы нужно регулировать с самого раннего детства, нужно, чтобы ребёнок был заинтересован чем-то, нужно развивать в нём таланты и лучшие качества.

 

 

Созидаем личность

 

- Обязательно нужно уделять детям время. Нужно вместе читать, совершать прогулки, беседовать.

А ещё необходимо водить детей в музеи, театры, филармонии. Неверно рассуждают родители, говоря, что их ребёнок ещё слишком мал, и что они сводят его в музей попозже. Лучше начинать с самого раннего детства. Да, пусть маленький ребёнок ещё в полной мере не понимает искусство, но сама атмосфера будет воздействовать на него благотворно, воспитывая и развивая его.

Мне всегда были интересны традиции казачьих семей. Как воспитывали детей казаки? Прежде всего, старались детей не бить, потому что считалось, что из ребёнка, которого бьют, вырастет трус, а казак должен быть храбрым воином.

Кроме того, были очень сильны семейные традиции: отцы всегда рассказывали детям о своих военных походах, о том, как дед защищал Родину. Этим гордились, передавали оружие из поколения в поколение. Это западало в душу ребёнка.

Когда ребёнку исполнялось 3 года, мать выводила его ночью в степь, показывала звёзды и говорила: «Это глаза твоих дедов и прадедов, они неустанно следят за тобой – как ты будешь защищать свой род, свой дом». И ребёнок, возрастая, знал, что за ним следят глаза его предков, он уже был бесстрашным – ему было не страшно умереть за свою Родину.

Очень ценилось у казаков образование: тех, кто обучался в гимназии или в кадетском корпусе, уважали, и даже пожилые люди обращались к ним только на «Вы». Образованному человеку был большой почёт.

Были совместные праздники и мероприятия. Например, на монастырском урочище служили панихиду по погибшим казакам, и обязательно присутствовали дети. Их охватывала гордость за своих предков, они осознавали, что являются частицей своего народа.

Таким образом, казаки воспитывали, прежде всего, собственным примером. На словах – это одно, но главное, чтобы ваш личный пример не расходился с тем, что вы говорите. Когда это органично существует в семье, то и ребёнок вырастет хорошим человеком с нормальными крепкими ориентирами и здоровой психикой.

 

 

В мире искусства

 

- Я очень люблю фильмы советского периода: фильмы Михалкова, Гайдая, Данелии. Очень нравятся фильмы Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце».

Из современных фильмов мне нравится «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина и «Приходи на меня посмотреть» Олега Янковского и Михаила Аграновича – действие происходит в одной квартире, играют всего 4 актёра, но оторваться от фильма невозможно, настолько интересная драматургия и великолепная игра актёров.

Из современных поэтов мне нравится творчество нашего земляка Николая Николаевича Туроверова – поэта казачьего зарубежья, который являлся приписным казаком ст. Старочеркасской. Он участвовал в Гражданской революции на стороне «белых» и вынужден был покинуть Дон и Россию. Страшный исход из России Туроверов запечатлел в своём замечательном стихотворении «Крым». После отплытия из Крыма поэт остановился на греческом острове, затем перебрался в Сербию, но окончательно осел в Париже. Там он окончил Сорбонский университет, получил место в Париже - работал директором казачьего музея. Начал писать стихи. Единственной мечтой его было возвращение на Родину.

Примечательно, что в годы «перестройки» Евгений Евтушенко, составляя антологию лучших поэтов XX века, включил в список и Николая Туроверова.

В своём стихотворении «Завещание» поэт просил похоронить его на Родине, но похоронен он был под Парижем, в одной могиле со своей женой, где затем была похоронена и его дочь.

В нынешнем году, благодаря стараниям журналистки Инги Абгаровой, предприниматель Иван Саввиди выделил деньги на перезахоронение Николая Туроверова. В мае 2017 года Туроверов вместе со своей семьёй будет перезахоронен на атаманском подворье ст. Старочеркасской.

 

 

О сокровенном

 

- Мне очень нравится отрывок о любви из Первого послания апостола Павла к коринфянам. Какие замечательные там слова! Поистине: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор 13: 4-7).

Очень точно сказано: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13: 13).

 

 

Пожелание

 

- Пожелать хочу словами прп. Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», - в нашем буйном мире это очень актуально.

Ну, и, конечно, желаю всем здоровья, благополучия, любви и радости в жизни. Всё-таки жизнь, несмотря на все невзгоды и потери, нужно проживать с радостью. Слава Богу, что мы родились на земле и можем жить!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Похожие статьи

Мария Александровна Романюк:  «Человек видит то, что находится у него внутри»

Мария Александровна Романюк: «Человек видит то, что находится у него внутри»

Мария Александровна Романюк - необычайно талантливая молодая артистка, которую коллеги по симфоническому оркестру Ростовской филармонии называют «настоящим и будущим в группе первых скрипок». Мария чрезвычайно жизнерадостный, искренний и открытый человек, который щедро делится с людьми не только своим музыкальным талантом, но и сердечным светом и теплом.


Геннадий Николаевич Остриков: «Если мы упустим детей - мы упустим Россию»

Геннадий Николаевич Остриков: «Если мы упустим детей - мы упустим Россию»

Геннадий Николаевич Остриков – художник, который охотно делится своим даром не только через картины, но и посредством живого общения с любителями высокого искусства. Геннадий Николаевич с радостью передаёт свои знания и навыки всем желающим обучиться рисованию: в храме Всех Русских Святых он руководит художественным классом, в котором обучаются как дети, так и взрослые. Кроме того, Геннадий Николаевич сердечно откликается на приглашения провести мастер-класс по живописи в детских православных лагерях и на фестивалях, помогая юным дарованиям развивать свой талант.


Наталья Ильинична Короткевич: «Родителям важно уметь «включить» в себе ребёнка, встать на его место»

Наталья Ильинична Короткевич: «Родителям важно уметь «включить» в себе ребёнка, встать на его место»

Наталья Ильинична Короткевич – необычайно лучезарный человек, талантливый хореограф-балетмейстер, специалист в области классического, народного и эстрадного танца. По словам Натальи Ильиничны, для детей реально опасны любые образы зла и насилия, но еще более опасна привычка видеть зло и воспринимать его как норму. Взрослые должны стараться всегда быть рядом и объяснять ребёнку смысл происходящего, направлять его в нужное русло.

Наталья Ильинична отмечает, что сегодня в сфере культуры, наконец-то, стали прорастать добрые ростки – люди постепенно возвращаются к классике, наши соотечественники возвращаются к родным истокам – к жемчужинам русской культуры.


Теги: казачество, воспитание детей, опасные игрушки, современная культура, театр, литература, критерии оценки продуктов современной культуры, опасно для детства, искусство, православие

Система комментирования SigComments