+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Ангелина Трапезникова: «Нежелание маленького ребёнка заниматься музыкой – это не его решение»

 

  • ФИО: Трапезникова Ангелина Витальевна
  • Должность, регалии: артистка оркестра русских народных инструментов «Дон» Ростовской областной филармонии, преподаватель детской музыкальной школы им. Ипполитова-Иванова
  • Специализация: музыка
  • Жизненное кредо: «Семья. Дети. Творчество».

 

 

«Самое главное – не отбить у ребёнка желание заниматься музыкой. Важно, чтобы ребёнку на уроках было интересно и комфортно. И вовсе не обязательно из каждого ребёнка делать музыкального гения! Дети приходят в музыкальную школу, чтобы развиваться, а музыка, как ни одно другое направление, развивает одновременно оба полушария мозга», - отмечает артистка оркестра русских народных инструментов «Дон» Ростовской областной филармонии, преподаватель детской музыкальной школы им. Ипполитова-Иванова Ангелина Витальевна Трапезникова. Нужно ли абсолютно всех деток отдавать в музыкальную школу? А если кому-то «медведь оттоптал оба ушка»? Как не стать «педагогом-бракоделом»; как воспитать в детях добро и правду; как привить детям любовь к музыке; как привести в музыкальную школу ребёнка, который не хочет заниматься музыкой? А еще – о самых вкусных в мире варениках, о бабушке и детских мечтах, о счастье заниматься любимым делом и о «царском стандарте»: «Родителям своих учеников я всегда привожу в пример Царскую семью – там все занимались музыкой, творчеством, рукоделием и языками. Не станут цари учить своих детей плохому».

 

 

 

- Какие первые ассоциации у Вас возникают при слове «детство»?

 

- Бабушка. Чаепития. Беседы.

 

 

- О чём чаще всего беседовали?

 

- Обо всём на свете! Но особое внимание бабушка уделяла темам учёбы и творчества. Именно она отвела нас с двоюродной сестрой в музыкальную школу.

 

 

- А какое место в Ваших детских воспоминаниях занимают родители?

 

- Родители много работали, папа – водителем, а мама – в бюро технического контроля на заводе «Роствертол», и в младшем возрасте они уделяли мне не очень много времени – воспитывала меня в основном бабушка. Но в более старшем возрасте родители уже гораздо больше мною занимались.

 

 

 

- Какие семейные традиции были в Вашем отчем доме? Что-то Вы перенесли уже в свою молодую семью?

 

- Вспоминается, прежде всего, Новый год – самый любимый праздник детства. И вареники на Старый Новый год. Мы с бабушкой всегда лепили много вареников, я умела это делать с 4 лет, причём несколькими способами. Самая любимая начинка - картофель с квашеной капустой. Это самые вкусные вареники на свете!

Кстати, эта добрая традиция сохранилась и в моей семье – мы с доченькой всегда лепим вареники на Старый Новый год.

 

 

- А кем Вы мечтали стать в детстве?

 

- Преподавателем. Хотела учить детей русскому языку и литературе, поскольку литература всегда была моим любимым предметом в школе. Но когда стало понятно, что я буду профессионально заниматься музыкой, то выбор уже не стоял.

 

 

- А когда стало понятно, что музыкой Вы занимаетесь уже профессионально и по собственному желанию, а не «из-под палки»?

 

- А у меня никогда не было «из-под палки». Я занималась с радостью, мне не было тяжело, у меня всё получалось. Поэтому после 9 класса я решила поступить в училище искусств, а после училища - в консерваторию.

Ещё обучаясь в консерватории, я устроилась преподавателем в музыкальную школу, а затем меня пригласили работать в филармонию. Так работаю и поныне. Мне нравится то, чем я занимаюсь, мне комфортно.

 

 

 

- Как в Вашей жизни возникла преподавательская деятельность? Ведь очень много артистов оркестра не являются педагогами…

 

- Мне так нравится общаться с детками! Причём с самого первого момента мне доставались именно малыши, начиная с 5 лет. Некоторое время я преподавала в подготовительной школе, учила дошколят музыке. Мне очень нравилось организовывать с ними праздники, я поняла, что это – моё.

 

 

- Никогда не наступал момент зашкаливающей усталости, когда хотелось сменить вид деятельности?

 

- Усталость начала появляться совсем недавно, когда нагрузки заметно возросли, а ещё так хочется уделять больше времени дочке – детство же очень быстро пролетает…

Но мыслей о смене профессии у меня никогда не возникало! Даже после встреч с одноклассниками или друзьями, которые порой советуют всё бросить и по их примеру заняться бизнесом. Конечно, каждому человеку хочется большего, но я занимаюсь любимым делом, а в наше время не все люди могут этим похвастаться.

 

 

- Как, на Ваш взгляд, не стать «педагогом-бракоделом»?

 

- Самое главное – не отбить у ребёнка желание заниматься музыкой. Важно, чтобы ребёнку на уроках было интересно и комфортно. И вовсе не обязательно из каждого ребёнка делать музыкального гения! Дети приходят в музыкальную школу, чтобы развиваться, а музыка, как ни одно другое направление, развивает одновременно оба полушария мозга.

У меня есть разные ученики, среди которых  есть и очень способные детки, и не очень способные, но все они приходят на занятия с удовольствием. Кто-то работает на конкурсном уровне, а кто-то не идёт дальше занятий в музыкальной школе, но зато все они с радостью здесь проводят время и сохраняют тёплые воспоминания о своих маленьких достижениях.

 

 

- Как Вы считаете: абсолютно всех деток нужно отдавать в музыкальную школу?

 

- Да! Абсолютно каждого.

 

 

- Даже если кому-то, как говорится, «медведь оттоптал оба уха»?

 

- А их тем более нужно привести в музыкальную школу! Во-первых, это всесторонне развивает: во время занятий у деток может развиться и слух, и координация движений, и уверенность в себе. А, во-вторых, дети хотя бы на время музыкальных уроков оторваны от улицы, от компьютера и занимаются полезным делом.

Родителям своих учеников я всегда привожу в пример Царскую семью – там все занимались музыкой, творчеством, рукоделием и языками. Не станут цари учить своих детей плохому.

 

 

 

- Педагог не только в общеобразовательной школе, но и в музыкальной – это ведь, прежде всего, воспитатель, наполняющий детей нравственными ценностями, расширяющий их кругозор…

 

- Безусловно! В музыкальной школе это именно так. В колледже, в консерватории педагоги уже в большей степени - наставники в профессиональном плане, а на начальном этапе мы говорим с детьми не только о музыке, но и о литературе, о живописи.

Например, когда мы готовим какое-то произведение, мы не просто учимся правильно набирать ноты, но передаём образ. А для этого нужно иметь представление о нём – что-то прочитать, какую-то картину увидеть.

И фантазия развивается на наших занятиях, и внутренняя организованность – это тоже важный воспитательный момент. Я и родителей своих учеников приучаю к уважительному отношению: никогда не было такого, чтобы кто-то не пришёл на занятие и не предупредил меня об этом. Нужно уважать и ценить время друг друга.

Мои дети посещают концерты, приходят всем классом! А когда они видят на сцене своего педагога – это вообще полный восторг! Мы же не просто кабинетные музыканты, которые поиграли в классе 45 минут и разошлись. Отсюда и у детей стимул - выйти на сцену, что они с радостью и делают, наперебой выбирая себе номера.

 

 

 

- Но существует же и обратная сторона «медали» выхода на сцену – тщеславие. Не всегда ведь рвение ребёнка на сцену – это хорошо…

 

- Согласна. Я и внутри себя всегда стараюсь отрегулировать чувства, чтобы развивалось не тщеславие, а целеустремлённость. Они очень схожи, но одно имеет отрицательный заряд, а другое – положительный.

 

 

 

- Как воспитать в детях добро и правду?

 

- Это, конечно, очень сложный вопрос. На мой взгляд, педагог может задействовать только то, что заложено в ребёнка семьёй.

Мне очень повезло – у всех моих деток очень крепкие и цельные семьи. И дети мои очень добрые. Хотя приходится слышать о том, что современные дети жестоки. Не знаю таких.

 

 

 

- Как привить детям любовь к музыке? Как привести в музыкальную школу ребёнка, который не хочет заниматься музыкой?

 

- Я убеждена, что нежелание маленького ребёнка заниматься музыкой – это не его решение, это он услышал в семье. Когда родители говорят, что учиться музыке – это хорошо, то ребёнок именно так и воспринимает.

Был у меня один ученик, у которого обнаружились весьма хорошие задатки, талант, но он совсем не занимался музыкой. А, как известно, без усилий мало чего можно добиться. Но перед каждым учебным годом мы с этим ребёнком и его родителями заключали «договор» - закончить начатое дело. И действовало! Это тоже важный воспитательный момент. А иначе ребёнок и в общеобразовательной школе может сказать, что не хочет учиться…

Тем, у кого более технический склад ума, можно попытаться преподнести музыку с математической стороны. Когда чуть глубже посмотришь на музыку, то понимаешь, что музыкальные науки – это чистейшая математика.

Был у меня один ученик, с которым мы занимались с 5 лет, он поступил в лицей при консерватории, куда принимают только весьма одарённых детей. До определённой поры у него всё очень хорошо получалось, а потом что-то не заладилось. То ли заниматься расхотел, то ли с педагогом разошёлся во взглядах. Сменил педагога, но в итоге перешёл из лицея в обычную общеобразовательную школу. Мы до сих пор общаемся и с ним, и с его родителями. Они ни разу не сказали, что в лицее зря потратили время! Сейчас парень серьёзно занимается компьютерами, уже стал лауреатом различных конкурсов по программированию. Но я не могу точно сказать, что было бы, если бы он в своё время не занимался музыкой. Вполне возможно, что талант программиста и не раскрылся бы. Хотя, безусловно, очень важно и то, к какому педагогу попадёшь…

 

 

- А каким, по Вашему мнению, должен быть хороший педагог?

 

- Человечным, порядочным, целеустремлённым. Не в том смысле, чтобы во что бы то ни стало выпустить программу. Хотя нас и ставят в такие рамки условия работы – показывать результат. Но важнее всего развитие конкретного ребёнка, его личная динамика.

Кроме того, сам педагог тоже должен непрерывно развиваться. Кто-то из мудрых людей сказал, что для полноценного творческого развития у педагога должно быть много свободного времени. Читать, смотреть, искать – на всё это ведь нужно время…

Наша работа – это же не просто 45 минут урока. Это ещё и подготовка к нему, постоянный круговорот большого объёма информации…

 

 

- Что дают Вам ученики?

 

- Порой они мне дают заряд жизненных сил, а порой – они у меня эти силы наоборот забирают. Бывает, выходишь с занятий, как выжатый лимон...

 

 

- И в чём Вы черпаете вдохновение?

 

- Мне очень помогает кратковременная прогулка в тишине, желательно на природе. Даже пока доезжаю до дома, пройдусь спокойно – уже восстанавливаюсь, перестраиваюсь на другой лад.

 

 

- Что для Вас профессия?

 

- Это то, чем я живу; то, что мне нравится. Многие удивляются, как от этого ещё можно получать удовольствие, но для меня это так.

 

 

- В чём для Вас радости и сложности профессии?

 

- Радость – когда у моих учеников что-то получается, когда я вижу, что дело пошло, когда есть результат.

А сложность – всё это организовать. Важно, чтобы тебе помогали, а не мешали.

 

 

 

- О чём Вы мечтаете?

 

- Как человек я мечтаю, чтобы близкие люди были здоровы и живы. Хочется крепкой и большой семьи.

А в профессиональном смысле – мечтаю открыть свой детский центр.

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments