+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Яков Асланов: «Мне довелось стать одним из самых молодых проректоров в стране, но возраст мне не мешает»

 

  • ФИО: Асланов Яков Андреевич
  • Должность, регалии: проректор по воспитательной работе и реализации молодёжных программ Южного федерального университета, кандидат социологических наук; кандидат в мастера спорта по греко-римской борьбе
  • Специализация: общественная деятельность, молодёжная политика
  • Жизненное кредо: «Терпение и труд всё перетрут».

 

 

«Главное – заниматься в жизни тем, что дарит радость. Самое большое (после семьи, конечно же) счастье в жизни человека – заниматься любимым делом и получать за это зарплату», - отмечает проректор по воспитательной работе и реализации молодёжных программ Южного федерального университета, кандидат социологических наук Яков Андреевич Асланов. О том, как кандидат в мастера спорта по греко-римской борьбе, чемпион России стал самым молодым проректором в истории Южного федерального университета и одним из самых молодых проректоров в стране; о стереотипах, связанных с возрастом, и о удвоенной ответственности; о современной молодежи и о студентах ЮФУ; об индивидуализации и коллективизме; о школьниках и выборе профессии; о гражданском патриотизме и любви к семье - об этом и многом другом – в нашем материале.

 

 

- Расскажите о своём детстве.

 

- Детство моё было замечательным, вспоминаю о нём с улыбкой: футбол, прятки, казаки-разбойники.

В школе я учился на «4» и «5». Параллельно занимался спортом, стал кандидатом в мастера спорта по греко-римской борьбе и даже был чемпионом России в этом виде спорта. Одно время я мечтал о профессиональной спортивной карьере.

 

 

- А в самом раннем детстве о какой профессии Вы мечтали?

 

- Хотел чего-то нереального: стать космонавтом, например, или автогонщиком… А уже лет с 10 я хотел стать профессиональным спортсменом, Олимпийским чемпионом.

Но к моменту, когда нужно было определяться с профессией, я всё-таки выбрал университет – поступил на факультет «Регионоведение» (сегодня это Институт социологии и регионоведения) Южного федерального университета. И ни капельки не жалею о совершённом выборе. Но спорт сформировал во мне характер, желание бороться, добиваться, выигрывать. Это очень помогло мне и в жизни, и в карьере.

 

 

- Как Вам удалось совместить в себе спортивную и интеллектуальную составляющие? Ведь существует стереотипное представление о том, что это совместить крайне сложно…

 

- Это всего лишь стереотип. В истории спорта - немало высокоинтеллектуальных и образованных людей.

Просто нужно понимать, что, выбирая спорт профессией, человек абсолютно всё своё свободное время должен посвящать исключительно спорту: тренировки шесть раз в неделю дважды в день. Так же, как моя нынешняя профессия занимает всё моё свободное время. Я никогда не жалуюсь на это, потому что понимаю, что профессионал должен полностью отдаваться своему делу.

Так сложилось, что в школе мне нравились общественные науки: история, обществознание, поэтому выбрать факультет для дальнейшего обучения мне было несложно.

 

 

- Родителям не сожалели о том, что Вы попрощались со спортом, хотя подавали там большие надежды?

 

- Родители всегда давали мне право выбора, за что им большое спасибо.

К сожалению, мне часто приходится наблюдать за тем, как родители ориентируют ребёнка по своему усмотрению, и не всегда это приводит к профессиональному становлению.

В моём случае и переход от спорта к университету, и выбор факультета – это полностью моё решение. Конечно, родители радовались за меня, когда я был успевающим спортсменом. Мой дедушка тоже всегда «болел» за меня, ведь спортивную составляющую моей жизни развил именно он, именно он проводил много времени со мной на тренировках и выступлениях. Но выбор мой все приняли благосклонно.

 

 

- Каким был Ваш путь в профессию?

- Как только я поступил в университет, сразу занялся общественной деятельностью: мы с единомышленниками создали первый Студенческий совет, через 4 года я возглавил Большой студенческий совет университета (Совет обучающихся Южного федерального университета), затем устроился в университет работать, где и продолжаю служить на протяжении почти семи лет.

В 2014 году я стал руководителем Управления социальной и молодёжной политики ЮФУ, в 2017 году наше Управление переросло в Департамент, меня назначили на должность проректора по воспитательной работе и реализации молодёжных программ Южного федерального университета.

 

 

- Вам всего 28 лет, но Вы уже успели достичь таких высот. Каково это? В Вашем деле 28 лет – это дополнительный бонус или препятствие?

 

- Это, прежде всего, удвоенная ответственность. Кто-то ведь мыслит в стереотипных категориях: слишком молодой, «зелёный»… Главное - показать на деле, что ты – профессионал. Для этого порой приходится работать в два раза больше, чем остальные, постоянно подтверждать свой профессионализм. Но это и большой стимул для развития.

Когда я общаюсь со студенческой молодёжью, то мой возраст – это, скорее, дополнительный бонус: я участвую наравне со студентами во всех спортивных и культурно-творческих мероприятиях. Дистанция между нами, безусловно, существует, но студентам легче со мной общаться, потому что мы одного с ними поколения.

На сегодняшний день я – самый молодой проректор в истории ЮФУ и один из самых молодых проректоров в стране, но возраст мне не мешает.

 

 

- На какие принципы в работе с молодёжью Вы опираетесь?

 

- Открытость, потому что молодёжь сразу чувствует и распознаёт фальшь. И второй принцип – партнёрство: студенты должны ощущать, что ты не просто вышестоящий человек, ты именно партнёр. Благодаря этим двум принципам комфортно и мне, и студентам.

Студенты – это самая активная часть населения; это люди, которые много чего хотят от жизни и от самих себя. Главное – верно подобрать методы работы с ними, чтобы направить молодые стремления в доброе русло.

Надо сказать, современные студенты воспринимают информацию практически мгновенно, они быстро идут вперёд, развиваются, получают все информационные сводки нажатием одной кнопки на телефоне. Это определённый вызов, и в работе с молодёжью его необходимо учитывать.

 

 

- Бытует мнение, что современная молодёжь деградирует. Согласны ли Вы с этим утверждением? С какой молодёжью имеете дело Вы?

 

- Я – счастливый человек, потому что работаю с одними из самых лучших представителей молодёжи региона и страны в целом – студентами Южного федерального университета. У нас очень высокий проходной балл, поступить очень непросто. Так что мы работаем с лучшими из лучших.

Повторюсь, в работе очень важно учитывать специфику современности и грамотно подбирать методы работы со студентами. Сейчас иные формы восприятия информации. Раньше преподаватель был для аудитории центром знаний и получения информации, а сегодня через мобильный телефон любой человек может получить всю полноту информации. Для высшей школы это стимул к развитию, потому что преподаватель теперь должен быть ещё более подкован, он должен понимать, что в любую минуту студенты могут его проверить, поправить.

Современные ребята - индивидуалы, для них очень важна индивидуализация образования и профессиональной деятельности. Коллективизм сегодня не актуален. Всех больше волнуют именно индивидуальные стратегии развития жизни.

 

 

- Как Вы думаете, почему? Что привело к индивидуализации?

 

- Да сегодня в молодёжной политике не особенно и культивируется коллективизм… Почему? Как вариант: возможно, люди увидели, что коллективизация во времена Советского Союза не привела к ожидаемым итогам, поэтому сейчас этот путь не востребован.

 

 

- Как, по Вашему мнению, воспитать в молодом поколении добро и правду?

 

- Я считаю, что нужно, прежде всего, воспитать профессионализм и гражданский патриотизм, а добро и правда из них вытекают естественным образом.

Что такое гражданский патриотизм? Это когда ты проводишь субботник у себя перед домом и/или на территории университета, когда ты с уважением относишься к окружающим людям, бережно относишься к имуществу университета и к собственному, когда ведёшь здоровый образ жизни. Не всегда размахивание флагами – свидетельство патриотизма.

 

 

Некоторые пытаются рассматривать патриотизм с точки зрения милитаризации. Я не считаю, что патриотизм должен непременно иметь «военный окрас». Для меня важнее именно гражданский патриотизм.

Ну, и конечно, университет должен воспитывать профессионалов, при этом людей, которые любят свою семью.

 

 

 

- Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях своей деятельности.

 

- Молодёжная политика (реализация волонтёрского направления, спортивной, культурно-массовой и общественной деятельности), социальная политика и стипендиальное обеспечение, студенческий отдых (ребята выезжают на две базы практики, где не просто отдыхают в каникулярное время, но проходят образовательные программы), профориентация школьников и студентов (проведение конкурсов, олимпиад), организация работы в студенческих общежитиях.

 

 

- Каким Вы мечтаете увидеть результат своей деятельности спустя 15-20 лет?

 

- В профессиональном смысле я мечтаю воспитать университетских патриотов – людей, которые после выпуска из университета никогда бы о нём не забывали: посещали свою Аlma mater и приводили бы в стены родного вуза своих детей-абитуриентов.

Мне очень важно, чтобы нынешние студенты всегда поддерживали связь с родным университетом. К моей большой радости, это получается: с выпускниками ведётся активная деятельность, они каждый год встречаются, общаются.

 

 

А в личном смысле: через 15-20 лет я мечтаю увидеть свою семью большой и дружной. Сейчас у меня подрастает первенец – четырёхлетний сынок. Хочется преумножения семьи.

 

 

- Что Вас радует в Вашей профессии? С какими сложностями приходится сталкиваться?

 

- Я стараюсь никогда не жаловаться на профессию, потому что люблю её и дорожу ею. Но если говорить объективно, то сложности связаны с тем, что свободного времени просто нет.

Чтобы не мешать учебному процессу, большинство масштабных студенческих мероприятий мы проводим в выходные и праздничные дни. Классической стала ситуация, когда, например, майские праздники для всех - выходные дни, а для меня – рабочие. Но это всего лишь издержки профессии, я бы не сказал, что это - сложности. В каждой профессии есть свои плюсы и минусы.

 

 

А радости – это возможность всестороннего развития. Например, на прошлой неделе я по работе побывал и на спортивном мероприятии, и в театре, и на конференции. Университет – это универсальная система воспитания человека, в которой есть всё необходимое. Принимать активное участие в этом маленьком мире – счастье! Для меня университет – это работа мечты!

Многие коллеги, которые ранее работали в университете, а затем перешли в другие сферы, с тоской вспоминают вузовскую должность. Взаимодействие с самой лучшей частью интеллигенции, воспитанными, образованными людьми! Это громадный социальный опыт, который возможен именно благодаря университету.

 

 

- В чём Вы черпаете вдохновение к новым свершениям?

 

- В семье!

 

 

- Что Вы бы могли пожелать молодому человеку, который не может найти своё призвание в жизни?

 

- Поступать так, как велит ему сердце. Нужно делать то, что ты любишь.

Порой ко мне приходят школьники и спрашивают, на какой же факультет им поступить? Я, прежде всего, в ответ спрашиваю их о том, какие предметы они любят в школе. Я в своё время сделал выбор именно таким образом, и никогда об этом не жалел.

 

 

- А если в школе нет особых предпочтений?

 

- Тогда нужно обратить внимание на то, чем ты любишь заниматься вне школьных стен, к чему больше тянется душа. Главное – заниматься в жизни тем, что дарит радость. Самое большое (после семьи, конечно же) счастье в жизни человека – заниматься любимым делом и получать за это зарплату.

 

Система комментирования SigComments