+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Дарья Чубатова: «Как понять, что у ребенка есть задержка речевого развития?»

 

Как понять, что у ребенка речь задерживается в развитии; на что обратить внимание в речи ребенка; с детьми какого возраста работает логопед; а разве ребенок сам не выговорится – на эти и прочие вопросы в нашей новой рубрике «Записки логопеда» отвечает логопед-дефектолог, директор Воскресной школы кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, руководитель благотворительного проекта «Благовест» - родительского клуба для семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна Дарья Андреевна Чубатова.

 

 

- Дарья Андреевна, многих родителей малышей волнует вопрос, когда следует озадачиться проблемой стимуляции речи? Когда реально пора бежать к логопеду?

- К логопеду бежать пора, если у ребенка до года нет гуления и лепета. Таких простых звуковых сочетаний типа «гыыы». «пффф», «агу», «бу-бу-бу» и т.п. Вот в этом случае я бы рекомендовала не  медлить и обратиться сначала к неврологу и неонатологу, а затем к логопеду за разъяснениями и рекомендациями по стимуляции речи.

 

 

А в возрасте от года до трех лет, на что стоит родителям обратить внимание?

- В первую очередь нужно обратить внимание на словарь ребенка, вернее, на объем словаря. Если у ребенка двух лет слишком мало слов в активной речи и отсутствуют предложения типа: «Мама дай», «Папа иди»; если нет глаголов или ребенок совсем не говорит, то это сигнал о том, что откладывать визит к логопеду не стоит. И, опять же, рекомендую предварительно получить консультацию невролога.

Из профессионального опыта: с детьми в возрасте от 1 года до 3,5 лет перед тем как идти на прием к логопеду, лучше получить консультацию невролога. Поскольку у детей раннего возраста (до 3 лет) задержка речи часто носит неврологический, а не социальных характер. Точность логопедического заключения и качество логопедического воздействия напрямую будут зависеть от состояния нервной системы малыша.

У детей среднего и старшего дошкольного возраста нарушения речи могут носить и социальный характер (педагогическая запущенность, речевая или психическая депривация, билингвизм и пр.).

В среднем объем активного словаря (тех слов, которые говорит ребенок) ребенка 1 года составляет 5-9 слов; в 1,5 года - от 20 до 40 слов; в 2 года - от 50 до 200 слов; в 3 года - от 800 до 1000 слов; в 3,5 года - 1100 слов, в 4 года - 1600-1900 слов, в 5 лет - 1900-2200 слов.

 

 

- С объемом словаря понятно. А если словарь малыша достаточный, но качество речи низкое, как понять, что это не возрастные изменения речи, а нарушения?

- Если ребенку 3 года, а он все еще общается на «своем» языке, как часто говорят родители: «Он у нас болтливый, только ничего не разберешь». А еще, если родителям кажется, что ребенок «упрямый», что он все понимает, но говорить не хочет. Также стоит обратить внимание на частоту речи, если у трехлетки самые первые и простые звуки заменяются или отсутствуют, например вместо звука «к» ребенок произносит «т» и слово «картошка» звучит как «таутошта», «таутоста» и прочие вариации. То несомненно, что есть основания для получения консультации логопеда, а возможно и логопедической помощи (коррекции).

 

- Логопеды часто упоминают о сензитивном периоде развития речи. Не могли бы Вы нам пояснить, что это?

- Сензитивный период развитяи речи – период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики, но это также и самый чувствительный период, неблагоприятные воздействия в данном периоде оборачиваются серьезными нарушениями или отклонениями развития психической функции. Для развития речевой функции самым важным считается период от 0 до 4 лет (Л.С. Выготский), в это время у ребенка активно развивается словарь, а к 4 годам вся система речи, он воспринимает себя как личность, появляется «Я», ребенок уже может сформулировать свои мысли, но это возможно только при условии нормативного развития речи.

У детей с задержкой речевого развития может возникнуть вторичная темповая задержка психического развития, задержка появления «Я» (так называемый кризис 3 лет), поэтому так важно своевременно обратиться за помощью к специалистам: неврологу и логопеду, ведь позднее пластичность и восприимчивость психики и нервной системы снизится и «нагонять» развитие будет сложнее».

 

 

- С детьми до трех лет немного прояснили, а что касается детей от 4 лет и старше, какие особенности речи могут возникнуть?

- У детей от 4 лет маркером формирующегося нарушения речи является общая смазанность и нечеткость речи, нарушения звукопроизношения, запинки в речи или же заикание, так называемая «детская» речь, проявляющаяся в смягчении согласных звуков, когда вместо «шапка» мы слышим «щапка», вместо «лампочки» «лямпотька» и прочее.

У «детской» инфантильной речи может быть несколько причин: первая – это истинное речевое нарушение -  дизартрия, его диагностирует невролог и корригирует логопед, а вторая – психологическая особенность, говоря «по-детски» ребенок может привлекать к себе внимания, делая себя «малышом», преодолеть подобное поведение можно с участием детского психолога, в противном случае привычка может зафиксироваться - может сформируется такая личностная черта, как инфантильность.

Еще у старших дошкольников, к 6 годам, речь должна быть фонетически чистой, т.е. все звуки родной речи ребенок говорит правильно. Также к 6 годам дети уже довольно хорошо и развернуто отвечают на вопросы, сами задают вопросы; шестилетки любознательны, активны, они могут составить небольшой описательный рассказ, пересказать несложный текст. К этому возрасту речь становится грамотной, без грубых аграмматизмов типа: «четыре котов», «моя папа» и подобных. Если же вы замечаете ошибки грамматического характера, трудности запоминания текста, бедность речи и ее косность, то не откладываете поход к специалисту, подобные трудности лучше преодолеть до школы, поскольку они неминуемо отразятся на качестве школьного обучения.

 

- А что можно сказать о школьниках с точки зрения речевого развития?

- Основные нарушения речевого развития у школьников проявляются в форме нарушения процессов письма и чтения, реже встречаются нарушения звукопроизношения. Понятно, что если школьник не произносит звук «Р» или группу шипящих звуков, то чуда ждать не приходится и, конечно, необходимо звуки «ставить», без специалиста не обойтись.

Что же касается нарушения процессов письма и чтения, то это отдельная тема и о ней я бы хотела поговорить отдельно.

 

 

- Отлично! Давайте этой теме посвятим нашу следующую беседу!

- Хорошо, конечно! Сейчас отмечу, что специфические нарушения письма называются «дисграфия», а нарушения чтения «дислексия», в европейской дефектологической литературе оба нарушения носят название «дислексия», в российской дефектологической науке понятия разводят, думаю, это правильно, хотя в основе этих нарушений лежит общий механизм – общее нарушения формирования речевой системы или отдельных ее компонентов, но, вот, проявляются они по-разному.

Развитие каждого ребенка очень индивидуально, но неизменно проходит в несколько этапов (этапы речевого развития в пределах условно возрастной нормы), поэтому родителям важно знать особенности каждого этапа речевого развития, чтобы вовремя заметить формирующееся нарушение и своевременно его преодолеть - не допустить фиксации дефекта. Ведь, как известно, легче предупредить заболевание, чем его лечить, тоже самое применимо к речевой сфере ребенка.

 

- Дарья Андреевна, большое спасибо! С нетерпением ждем нашей следующей встречи!

- Спасибо! До встречи!

 

 

Резюме

Чубатова Дарья Андреевна

  • логопед-дефектолог,
  • директор Воскресной школы кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону,
  • руководитель благотворительного проекта «Благовест» - родительского клуба для семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна,
  • имеет 11 лет педагогического стажа в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, медицинских учреждениях, социально-реабилитационных центрах,
  • ведет частную практику, сопровождает семьи, воспитывающие детей с ОВЗ,
  • окончила Южный федеральный университет Педагогический институт по специальности логопед-дефектолог,
  • окончила магистратуру ЮФУ ПИ по направлению «Интегрированное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
  • Контакты: +7(928)188-88-21, darya.logoped.mc@bk.ru
  • Страница в Инстаграм: @dchubatova

 

Похожие статьи

Дарья Андреевна Чубатова: «Любовь к ребёнку должна быть безусловной - по факту его бытия»

Дарья Андреевна Чубатова: «Любовь к ребёнку должна быть безусловной - по факту его бытия»

Сегодня можно смело говорить о яркой тенденции психологизации образования и в целом отношения к человеку. Развиваются направления гуманистической и христианской психологии. Эти тенденции находят свое отражение в детских садах, в школах, в высших учебных заведениях. И это не может не радовать, потому что это даёт возможность глубже понять природу человека, отмечает директор воскресной школы Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, руководитель родительского клуба «Благовест» для семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, логопед-дефектолог Дарья Андреевна Моисеенко. Однако, подчеркивает наша собеседница, в современном обществе чрезвычайно много травмирующих детскую психику факторов, в их числе - нестойкость института традиционной семьи, выхолащивание традиции, размытость критериев добра и зла, и как следствие – искажение даже элементарных нравственных постулатов: если по телевидению свободно транслируются бои без правил, то как дети поймут противоестественность подобного в жизни?


Система комментирования SigComments