+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Сербская баллада о любви

 

27 января сербы отмечали День памяти самого почитаемого в Сербии святого – святителя Саввы Сербского, основателя Сербской православной церкви и её первого архиепископа с 1219 года. 27 января 2021 года вышла в свет поэма «Сербская баллада о любви» - баллада о вере, надежде и любви сербского народа, пережившего, как и наш народ, ужасы Второй мировой войны. Апрель 41 года. Начало захвата Югославии - военная операция стран "оси" (Германии, Италии, Венгрии) и объявившей независимость Хорватии. Бомбардировка Белграда. В основе сюжета – судьба горячо любящих друг друга Бояна и Златы. В канун свадьбы влюбленных разлучает война.

Вторжение нацистской Германии на территорию Югославии началось с ковровой бомбардировки Белграда. Вместе с немцами на югославскую землю пришли их союзники — итальянцы, болгары и венгры. В отличие от хорватов и боснийцев, встречавших оккупантов цветами, сербы оказали нацистам ожесточенное сопротивление. Силы были неравны - немцы смогли оккупировать Белград, но в стране тут же развернулось массовое партизанское движение, его численность к концу войны составляла до 300 тыс. человек. 

Нацисты устроили массовый геноцид сербского народа, были даже созданы концлагеря для сербских детей. 

20 октября 1944 года бойцы Красной армии взяли штурмом сербскую столицу, окружили и уничтожили мощную немецкую группировку. Так сербский народ был спасен. 

 

 

Сербская баллада о любви*

*написана от лица младших братьев героя баллады

С братской любовью к сербскому народу, пережившему ужасы Второй Мировой войны

 

Снова льёт с небесных сводов летописных

Грозовой холодный ливень терпких строф.

Брат, возьми перо, помянем наших присных

Новострочьями на музыку ветров.

 

Воспари по-над Белградскою долиной,

Полети над Свято-Савскою землёй –

Через века доныне Господом хранимой –

Песнь о смертью в жизнь отправленных войной.

 

Песнь о Бо́яне1, о старшем нашем брате,

За священный отчий край пролившем кровь,

О его невесте верной – доброй Злате2,

Песнь о вере в бесконечную любовь.

 

 

1.

Ночь святая. Воскресение Христово.

Эта ночь предивней всех в году ночей.

Златоуста Огласительное слово3.

Блики Неба в свете плачущих свечей.

 

Ночь святая... Божьи люди славят Бога.

И никто ещё не ведает о том,

Что разбудит земли сербские тревога.

В небе чисто. Но откуда слышен гром?

 

Литургия… Горний свет Христовой Пасхи…

Евхаристия… Божественный потир…

А поодаль, у границ, в железной каске

Преисподний мрак войной ползёт на мир.

 

И гудят органы Хенкель, Юнкерс, Мессер

Мерным гулом мессы адовой «оси».

Не слыхать поющим днесь «Христос Воскресе»

Жнице отданный приказ: «Белград. Коси!»

 

Не видать во мгле ползущей вражьей рати.

Невдомёк ещё крестящимся на храм,

По отпусте – свет Господней благодати

В душах с трепетом несущим по домам,

 

Что сегодня Торжество торжеств ночное

Не продолжится за праздничным столом.

Гаснут свечи. Пусто в храме. Только двое

Всё стоят в тиши, в безмолвии святом.

 

В дымке лёгкого предутреннего пара

В тёплом сумраке, под дремлющей луной,

Одинокая возлюбленная пара

В путь всея́ земли дорогой роковой,

 

Благодатную неся в сердцах отраду,

Тихой поступью – от храмовых ворот –

По ночному, мирно спящему Белграду

Встречь* разлуке, взявшись за руки, идёт.

 

*навстречу - старосл.

 

2.

На восходе эхом древней ратной славы

Сербских витязей пропеты имена.

Рваным звоном над землёй святого Саввы4

Медный колокол Дунай пронзил до дна.

 

А под клёнами у стен Калемегда́на5,

Глядя тихо то в задымленную высь,

То в глаза друг другу, в вихре урагана,

В первый раз жених с невестой обнялись.

 

Добрый Бо́ян, храбрых воинов потомок,

Как отец, и дед, и прадед – офицер.

В вере, в верности воспитанный с пелёнок,

Молодой, красивый, статный кавалер.

 

И Господень дар из Косовского края –

Злата, юная, с рожденья сирота,

Нравом пламенная, сердцем золотая,

А душой – как белоснежная фата,

 

Обнялись, ещё не веря в расставанье,

И не видя в кровью рдеющей заре

Знаки с неба о последнем их свиданье,

Не помеченном в земном календаре.

 

В страшный час, когда Белград враги крушили6,

И войны пожар горел уже кругом,

Свадьбу громкую сыграть они решили

После будущей победы над врагом.

 

Он, склонившись к ней, прощаясь на рассвете,

Прошептал, поцеловав её в чело:

«Сгинет зло. Сильней любви на этом свете

Нет и не было вовеки ничего!»

 

И Небесная невидимая сила

Под набаты, под сирен свирепый вой,

Обняла их пред разлукой, осветила,

Одарив навек любовью неземной.

 

И, сверкая солью слёз в волнах дунайских,

Принимая разрывной железный град,

Долгим гулом древних стен калемегданских

Проводил на бой сынов своих Белград.

 

3.

Наших присных, их геройских горьких судеб,

Отзвеневших под войны кровавый смех,

Пусть никто из нас вовек не позабудет. 

Не дай, Бог! Да не впадём в забвенья грех!

 

Помним Пасху, первый май послевоенный,

Долгожданный день в объятиях гостей,

Крестной Славы7 нашей Джурджевдан8 священный,

Брата – чудом Божьим выживших – друзей…

 

Те, кто рядом были с Бояном и Златой,

Кто в окопах, кто в концлагерных цепях,

Те, кто в споре яром с тьмою распроклятой

Не легли геройским пеплом на полях,

 

Нам о многом в отвоёванном Белграде

Рассказали со слезами на глазах,

Веря свято, что представили к награде

Злату с Бояном – посмертно – в Небесах.

 

4.

Канонадой, громовым – до звёзд – раскатом

Снова поднятый на бой в рассветный час,

Безвозвратно, вслед за тлеющим закатом,

В сорок первом Боян так ушёл от нас.

 

Обездвиженный – контуженный в атаке –

Взятый в плен, под тенью вражеских знамён,

Он в Дахаусские адовы бараки9

В гитлерячьи блоки смерти – был свезён.

 

Не дай Бог кому познать капкан неволи

В стане падших, впавших в демонскую страсть

Обращать людские жизни в сгустки боли;

В стане нелюдей, судить имущих власть.

 

По пути в тот стан враги с ухмылкой дерзкой,

Всё сорвав с него безжалостной рукой –

Крест нательный вместе с формой офицерской,

В грудь штыком давя, глумились: «Ты живой?»

 

Сколько жизней через жертвенник «науки»10

Было в стане том отправлено на смерть!

Сколько тысяч в тех стенах, принявших муки,

Разметала в прах чумная круговерть!

 

Там, в Дахау, став одним из «пациентов»

Адской клиники садистов-кровопийц,

В бесконечной череде экспериментов

Он, истерзанный, не пал пред адом ниц.

 

В душу мрак не подпускал, не верил слухам

О разгроме Третьим рейхом всех и вся.

Полумёртвого, не сломленного духом,

В «бой» вела его последняя стезя.

 

В ночь на Видовдан11 навек с палатой-клеткой

Он, простившись, был в иной ведом удел.

В чёрном списке обозначенный пометкой:

«Отработан. Выжат. Выписан. Расстрел».

 

Средь таких же – тьмой изжёванных, «расходных» –

Грозным росчерком отправленных в утиль,

Для науки рейха боле не пригодных,

Шёл на смерть, вдыхая пепельную пыль.

 

И в кровавом с головы до ног багрянце

В «тире» лагерном поставленный к стене,

Став мишенью для германских новобранцев,12

Он промолвил в предрасстрельной тишине:

 

«Горе, горе вам, поправшим волю Божью!

Всё – как есть – чему вы ныне так верны,

Возвернётся к вам, вползёт подкожной дрожью.

Рейха дни земные, верьте, сочтены!»

 

Он умолк, пронзённый болью, в вихре ветра

Чуя смерть свою, грядущую в дыму.

Вдруг лучом, на миг в души пробравшись недра,

Память сердца вновь напомнила ему,

 

Как Небесная невидимая сила

В день апрельский, под сирен свирепый вой,

Обняла его с любимой, осветила,

Одарив навек любовью неземной.

 

И душой увидев праведных на Небе

В славе Божией, в сиянии свечей,

Он своих теперь, беснующихся в гневе,

Аду подданных, не слышал палачей.

 

Боли новых ран от пуль, пронзивших тело,

Ноя прежних ран не чувствуя, вдали

Видел жизнь свою, что птицею летела

От рожденья… до команды: «Целься! Пли!»

 

Надсмехаясь над неметкими стрелками,

С пьяной бранью, на носилки палачи

Затолкав его ногами да штыками,           

В дом огня снесли – к дахаусской печи.

 

Он лежал, вдыхая смерть, молчал, молился.

Палачей своих простив, под пламя гул,

Глядя кротко в небеса, с землёй простился

И в бессмертие душой навек шагнул.

 

Так, свершив из тлена к Небу восхожденье,

Он нетленного сподобился венца.

Путь земной прошёл он Бо́яном с рожденья,

Божьим Бо́яном – по жизни – до конца.

 

5.

Минет время, и застенчивая Злата,

Злато верности в душе своей храня –

В славный Баднидан13 – шагнёт в лучах заката,

Прошептав нам: «Помолитесь за меня»,

 

В строй солдатский. Зная твёрдо цену риска,

«Вместо Бояна!» - шагнёт. А через год

Злата – ратница – разведчица-радистка

В свой последний боевой уйдёт поход.

 

В полночь, в Савиндан14, в последней шифрограмме,

Стуком сердца из-под логова врага –

Между точек и тире – простится с нами,

Отстучав: «Цена победы велика!»

 

То набата долгий стон, то благовеста

Сердцем с Неба слыша с раннего утра,

В полдень в плен попала вдовая невеста,

Прошептав на Небо: «Вот, и мне пора!»

 

В пасти смерти – полумёртвая, седая –

Будто слыша глас с Небес: «Держись! Держись!» -

Променять девичьей чести не желая

На постыдную привременную жизнь,

 

Приготовилась проститься с бренным телом,

Страха смертного не чувствуя уже.

Вдруг свечи огнём в ночи перед расстрелом

Вновь затеплилось на миг в её душе,

 

Как Небесная невидимая сила

В день апрельский, под сирен свирепый вой,

Обняла её с любимым, осветила,

Одарив навек любовью неземной.

 

И заплакав, поднимая к Небу очи,

Прошептала Злата кроткою душой:

«Я иду… иду в Твои объятья, Отче!

Только… шаг, и я не буду сиротой.

 

Вся земля для верных – общая могила!

В пепел…

с Бояном…

единая судьба…»

На рассвете ей бессмертье вострубила

Равенсбрюка15 смерти чёрная труба.

 

6.

Наших присных, их геройских страшных судеб,

Отзвеневших под войны кровавый смех,

Пусть никто из нас вовек не позабудет,

Не дай, Бог! Да не впадём в забвенья грех!

 

В нашей памяти живут они как прежде.

Наши присные – невеста и жених.

О любви их, вере, верности, надежде

Песнь допели мы, но слышите?.. Для них

 

Медным звоном – эхом новой ратной славы –

В память всех, за отчий край проливших кровь,

Вновь поёт соборный храм святого Саввы

Про священную нетленную любовь.

 

 

26.01.2020 г. – 31.03.2021 г.

 

 

1 Бо́ян – воин (серб.)

2 Зла́та – золотая (слав.)

3 Торжественная проповедь святителя Иоанна Златоу́ста, архиепископа Константинопольского (святой V века). Читается во время Пасхального богослужения во всех храм Православной Церкви.

4 Святой Савва Сербский (1169 – 1236 гг.) – самый почитаемый святой в национальной истории сербов. Традиционно сербы называют свою страну землёй святого Саввы.

5Калемегда́н – средневековая белокаменная крепость, важнейший исторический памятник, расположенный в старой части Белграда.

66 апреля 1941 года (в день Православной Пасхи) в 6 ч. 45 мин. в ходе вторжения стран «оси» в Югославию, началась серия массированных авианалётов немецкой авиации на Белград.

7Крестная Слава – в сербской традиции празднование дня святого покровителя семьи.

8Джу́рджевдан (серб.) – день памяти святого Георгия Победоносца (6 мая по н. ст.).

9Даха́у – первый фашистский концентрационный лагерь на территории Германии. Начал действовать 22 марта 1933 г. (занимал территорию более 230 гектаров).

10В концлагере Дахау над узниками в течение 12 лет садистами-врачами проводились страшные медицинские эксперименты, целью которых было выявить возможности человеческого организма выживать в различных невыносимых искусственно создаваемых условиях, исследовать состояние человеческого организма под воздействием различных факторов окружающей среды.

11Ви́довдан (28 июня по н. ст.) – национальный праздник Сербии, а также день памяти и скорби – воспоминание великой Косовской Битвы (1389 г.), в ходе которой почти всё сербское войско под предводительством князя Лазаря  пало на поле брани, отчаянно сражаясь с захватчиками, турками-османами, под командованием султана Мурада I. Превосходившая по численности турецкая армия, понеся чудовищные потери, после сражения отступила с поля боя и покинула Сербию. Это дало право историкам объявить сербов победителями.

12В концлагере Даха́у узников, помимо прочего, использовали в качестве живых мишеней для эсэсовцев-новобранцев.

13Ба́днидан (6 января по н. ст.) – Рождественский сочельник.

14Са́виндан (27 января по н. ст.) – день памяти святого Саввы Сербского. В русском церковном календаре его память совершается 25 января по н. ст.

15Ра́венсбрюк – самый крупный и самый жестокий женский концентрационный лагерь Третьего рейха (существовал с мая 1939 г. до конца апреля 1945 г.). С 1942 года лагерь стал поставщиком женщин для системы борделей в концлагерях СС.

 

Система комментирования SigComments