+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Валентина Феденёва: «Оперу не нужно любить каждому. Это – как любовь с первого взгляда…»

 

  • ФИО: Феденёва Валентина Владимировна
  • Должность, регалии: оперная певица, солистка государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», приглашённая солистка Большого и Михайловского театров, лауреат международных конкурсов
  • Специализация: опера, театр
  • Жизненное кредо: «Верить, любить и быть честным».

 

 

«Если вы хотите всю жизнь сидеть на диване, есть чипсы и запивать их газировкой, глядя в телевизор – это путь деградации. Человек может закончиться, как личность. Движение – жизнь. Это утверждение касается не только физического развития, но и интеллектуального. Если мы развиваемся и обогащаем свой внутренний мир, мы никогда не будем пустыми», - отмечает оперная певица Валентина Феденёва. Нужно ли любить оперу всем без исключения, зачем прививать любовь к высокой культуре, почему музыкальное образование так полезно для детей, что выбрать: призвание или практицизм, как победить возраст – об этом и многом другом – в нашем материале.

 

 

- Валентина, приходилось ли Вам выходить на сцену в плохом настроении или при плохом самочувствии?

 

- Бывает. Очень часто мы, выходим на сцену, когда, кажется, что голос звучит меньше всего, когда болеем или состояние не самое лучшее. Порой кажется, что и звука не издашь, но выходишь на сцену и происходит чудо, всё звучит, всё хорошо, адреналин в крови, и ты побеждаешь себя, преодолеваешь волнение.

 

 

Помню, однажды был детский новогодний спектакль «12 месяцев», а я сильно разболелась. У меня была высокая температура и практически пропал голос, но я не могла подвести ни коллег, ни юных зрителей, которые ждали праздника.

 

 

Профессионал всегда должен находить внутри себя скрытые резервы и дарить зрителям радость.

 

 

- Меняется ли звучание Вашего голоса в зависимости от того, нравится Вам роль или нет, близка по духу или нет?

 

- А у меня нет нелюбимых ролей или тех, которые не соответствуют моему голосу. Просто есть партии, которые даются мне довольно легко и не требуют большой технической или моральной подготовки; а есть такие, где эмоционально сложно, нужно репетировать, мне надо «настроить» свой голос. Например: ария Виолетты из оперы «Травиата» Дж. Верди, написана технически сложно и высоко, потому мой голос должен подготовиться к ней, как и партия Маргариты из оперы «Фауст» Гуно - она более «крепкая», психологически сложная. Обожаю петь партию Татьяны «Евгений Онегин» Чайковского.

 

 

Знаете, я заметила, когда ты в хорошей вокальной форме, когда поёшь каждый день, то достаточно просто заглянуть в материал, вспомнить текст, и всё: идёшь на сцену! Нет необходимости долго репетировать. Бывает, что времени нет на повторение. Поёшь даже ярче, чем, когда репетируешь каждый день! Репетировать каждый день стоит, когда действительно давно не касался конкретного материала, давно не пел (из-за болезни, например) или, когда сложный спектакль.

 

 

- Что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы опера была понятна всем?

 

- На самом деле, все её понять не смогут, этот жанр слишком сложен. Это, как любовь с первого взгляда – либо ты полюбишь оперу, либо нет. Если на второй-третий раз ты не понимаешь оперу, она не «трогает» твоё сердце, значит, не судьба. бывает, что нравится исполнение арии или чей-то голос.

 

 

Оперу не нужно любить каждому. Другое дело - прививать вкус к опере нужно, но естественно, не насильно. Для этого существуют театры, записи, СМИ, телепроекты, например, «Большая опера» на телеканале «Культура», который как раз направлен на популяризацию оперы.

 

 

Нужно прививать любовь не только к опере, но и вообще к высокой культуре – живописи, балету, литературе. Это нас развивает. Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Владимировна Черниговская, которая занимается изучением мозга человека, утверждает, что для развития мышления и борьбы с возрастными изменениями необходимо выполнять несвойственные для себя функции: читать сложные для восприятия книги, смотреть непростые фильмы, слушать непростую музыку, в частности, оперу. Это побуждает человека думать.

 

 

Почему игра на фортепиано так полезна для детей? Когда мы развиваем мелкую моторику, мы развиваем мышление. Погружаясь в мир музыки, мы знакомимся с образами, гармониями, сочетаниями. Опера обогащает.

 

 

Если вы хотите всю жизнь сидеть на диване, есть чипсы и запивать их газировкой, глядя в телевизор – это путь деградации. Человек может закончиться, как личность. Движение – жизнь. Это утверждение касается не только физического развития, но и интеллектуального. Если мы развиваемся и обогащаем свой внутренний мир, мы никогда не будем пустыми.

 

 

- Когда Вы полюбили оперу?

 

- Я училась в музыкальном училище по классу кларнета, и по теории музыки мы проходили творчество Верди. Когда я услышала его оперы: «Травиата», «Риголетто», «Аида», я влюбилась – в оперу, в сюжетную линию, в гармонию, в драматизм. Я стала сопереживать героям и осознавать, насколько глубоко эта музыка в меня проникает.

 

 

Никогда до этого времени я не слышала оперу вживую, поэтому сразу же купила билеты в оперный театр и пошла слушать свою «Травиату». Правда, была немного разочарована, потому как Травиата и Альфред были уже не очень молоды… Но тем не менее, живой оркестр, живое исполнение меня тронули. Я слушала и плакала.

 

 

Потом я открывала мир русской оперы, голоса Образцовой, Атлантова. Слушая пластинки, я влюблялась всё сильнее. Помню, я разыскала ноты любимых опер и отксерокопировала их себе. Просто так. Они должны были лежать в моей коллекции. «Может быть, вырасту и когда-нибудь исполню их», - думала я. Настолько они меня впечатлили.

 

 

- И когда настало это «когда-нибудь»?

 

- Когда я уже заканчивала музыкальное училище. Я поняла, что не могу полноценно выразить себя через музыкальный инструмент. Параллельно я занималась вокалом, но считала это несерьёзной профессией.

 

 

- А как считали родители? Как относились к Вашим занятиям?

 

- Родители смотрели на меня, как на «белую ворону», для них моё музыкальное увлечение было диким, они ничего в этом не смыслили. Мама сопровождала меня на занятия, по необходимости, или помогала в выборе педагогов. Остальное -– моё желание и стремление. Я каждый день занималась музыкой.

 

 

Когда спрашивают, почему я стала певицей, я не могу ответить. Просто желание петь, выступать родилось раньше меня. Кстати, в моей семье никогда не было музыкантов, поэтому классическую музыку я могла слышать разве что по радио. Уже с трёх лет я мечтала играть на пианино, просила купить его. Но в 80-е годы было сложно приобрести инструмент, да и всерьёз мою просьбу не восприняли.

Сбылась моя мечта, когда мне было пять лет.

 

 

На первом этаже нашего дома был организован «Союз школьников», и однажды я услышала, как кто-то из детей играл там на фортепиано. Я стала посещать уроки по фортепиано в этом клубе. Но пианино у меня ещё не было. Помню, дома рисовала на доске клавиши, пыталась так заниматься, пока не купили, наконец, инструмент. В «Союзе школьников» проходило почти всё моё детство: пианино, шахматы, шашки, конкурсы.

 

 

 

- «Крылья» не опустились при столкновении с многочасовыми гаммами и изучением сольфеджио?

 

- Признаю: каждый день играть на фортепиано – это сложно. Как и у любого ребёнка, у меня присутствовала ленца, но я себя перебарывала.

Мой путь, как музыканта складывался не просто. Я занималась на фортепиано три года, когда педагог перестала работать в клубе. Моя мама попробовала записать меня в музыкальную школу, но я не хотела менять преподавателя и на прослушивании перед директором сыграла специально плохо, чтобы меня не приняли. Мама чуть не провалилась сквозь землю от стыда. Такая я была упёртая, не соглашалась заниматься ни на каком другом инструменте. Пошла на танцы.

 

 

Спустя какое-то время я посетила центр внешкольных работ («Дом пионеров»), там уже год занимался в духовом оркестре мой брат на трубе. Это был отчётный концерт разных коллективов. Там я впервые услышала «живьём» духовой оркестр, моё сердце растаяло.

 

 

Я выбрала флейту – мне казалось, что это инструмент для девочек. Но не получилось: возникли трудности со звукоизвлечением, руководитель оркестра предложил кларнет. Всё сложилось, я даже поступила в музыкальное училище по классу кларнета.

 

 

Усилий нужно было прилагать немало. Но, честно говоря, мне был интересен этот мир, и я даже не задумывалась о сложностях.

 

 

- Не скучали по фортепиано?

 

- Я продолжала занятия по фортепиано, в параллель с кларнетом, как дополнительный предмет в музыкальной школе. Кстати, именно там учитель по сольфеджио выделила мой голос и чистое пение, меня взяли в школьный хор, в вокальный ансамбль, фольклор. Мы участвовали в конкурсах, даже стали лауреатами Областного конкурса.

 

 

- Никогда не жалели о том, что не стали пианисткой?

 

- Я никогда не жалею ни о чём. Хотя при поступлении в училище передо мной стоял выбор: кларнет или вокал, я подумала, что кларнет - это более надёжно, если вокал во мне не «перегорит», то я всегда смогу к нему вернуться. А на фортепиано я занималась параллельно.

В консерваторию я поступила на академический вокал. Желание познавать мир оперы и любовь к этому виду искусства доминировали.

Однозначно я видела себя только в музыке.

 

 

- Не было ощущения: «Эх, прогадала!»

 

- Нет! В училище вокалом занималась для души, для развития. И, погружаясь в вокал, я поняла, что «пропадаю».

В консерваторию я поступила не сразу, готовилась к этому целый год, дополнительно устроилась работать в музыкальную школу педагогом. Была очень насыщенная деятельность и параллельная подготовка к поступлению в консерваторию, регулярные занятия.

 

 

- Мечта совпала с реальностью? Не было разочарования?

 

- Разочарования не было, но я поняла, что не всё так просто в этом мире.

Путь к успеху сложный. Это постоянная работа над собой. Нужны не только блестящие вокальные и актёрские данные, должна быть крепкая нервная система, физическая и эмоциональная отдача, уверенность в себе. Кроме того, существует куча нюансов и в питании, образе жизни (я перед пением не ем орехи, ничего из острого; не выхожу на улицу легко одетой) и так вплоть до личной жизни (гастроли на несколько недель или месяцев) Ты подчинён своей профессии. Не каждый может это выдержать.

 

 

- Что для Вас самое радостное и самое сложное в Вашей профессии?

 

- Сложное – оставаться верной самой себе, не свернуть с пути, не смотря на все трудности данной профессии.

Я люблю оперу, я поняла, что мой голос уникален и дан Свыше, и я хочу поделиться тем, что у меня есть, хочу «достучаться» до людей. Когда ощущаешь, что во время спектакля зарождается нечто большее, чем просто музыка; когда мурашки по коже, когда находишь контакт с публикой, удаётся «зацепить» зрителя за душу – это невероятно! Это настоящее волшебство! Это и есть счастье!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко.

Система комментирования SigComments