+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Руфат Низамов: «Музыка структурирует мысли человека»

 

  • ФИО: Низамов Руфат Кавирович
  • Должность, регалии: вокалист (бас), художественный руководитель и режиссёр Музыкально-драматического театра г. Москвы
  • Специализация: музыка, вокал
  • Жизненное кредо: «Не опускать руки и не сворачивать с пути обретенного призвания».

 

 

«Представляете, каково это – в 30 лет снова стать студентом и постоянно находиться в окружении людей, которые считают тебя великовозрастным недоучкой? - вспоминает о начале своего музыкального пути талантливый бас, художественный руководитель и режиссёр Музыкально-драматического театра г. Москвы Руфат Кавирович Низамов. - Вся моя жизнь после окончания школы никак не была связана с творчеством – я пошёл по бизнес-тропе, развивался в этом направлении и добился неплохих результатов. Но однажды по долгу службы я попал в Москву...». Как удалось найти свое призвание; как созрело решение кардинально изменить свой путь; как приходилось преодолевать «косые взгляды»; как родилась и воплощалась идея создания собственного Музыкально-драматического театра?  Какой должна быть настоящая музыка? Каково педагогическое значение музыки? Что делать, если у вашего ребёнка вдруг появилось нежелание учиться музыке, если ребёнок наотрез отказывается заниматься и хочет бросить музыкальную школу – об этом и о многом другом – в нашем материале.

 

 

- Каким был Ваш путь в профессию?

 

- Мой путь в профессию не совсем стандартный, потому что я стал вокалистом после 30 лет. До этого я в детстве 5 лет занимался в музыкальной школе по классу аккордеона, но в определённый момент бросил учёбу. Больше пересечений с музыкой не было. Если не считать школьных концертов, на которых мне, как и многим другим детям, порой приходилось выступать в качестве певца или актёра во всевозможных театрализованных постановках.

Вся моя жизнь после окончания школы тоже никак не была связана с творчеством – я пошёл по бизнес-тропе, развивался в этом направлении и добился неплохих результатов. Однажды по долгу службы я попал в Москву, где встретил своего давнего школьного друга. Он предложил мне участие в театральной постановке, и я согласился. С этого всё и началось – мне захотелось учиться и развиваться в области театрального искусства.

Сначала я занимался у частного педагога, затем поступил в театральную школу «Актэм» под руководством А. Н. Дрознина. На одном из занятий меня, как и всех учащихся, попросили что-либо спеть. После моего исполнения педагоги посоветовали мне серьёзно заняться вокалом, что я и сделал, и через некоторое время поступил на вокальный факультет по специальности «Академическое пение» Института современного кино и телевидения.

 

- Легко ли было изменить свою жизнь, перестроить её на новые «рельсы»?

 

- Учитывая тот факт, что я работал и был успешен совершенно в другой области, далёкой от творческой среды, мне было нелегко, но это того стоило.

 

 

- С какими сложностями Вам пришлось столкнуться?

 

- Одной из сложностей было преодоление внутреннего дискомфорта от постоянного ощущения на себе «косых» взглядов окружающих. Представляете, каково это – в 30 лет снова стать студентом и постоянно находиться в окружении людей, которые считают тебя великовозрастным недоучкой?

Приходилось внутренне настраивать себя на позитив, чтобы не опустить руки и не свернуть с пути. Со временем пришло понимание, что всем невозможно угодить, появилось осознание того, ЧТО я делаю, зачем, с какой целью, всё это породило сосредоточенное движение вперёд и равнодушие к тому, что говорят за спиной.

Кроме того, я видел и немалые плюсы в своём положении: у меня за спиной был неплохой багаж жизненного опыта, которого были лишены мои однокурсники в силу более оранжерейных условий их жизни.

Никого не хочу обидеть, но факт остаётся фактом: мои одногруппники видели лишь музыкальную школу, училище и консерваторию. У них была довольно ограниченная сфера интересов и жизненного опыта. В то время как у меня уже был опыт общения с самыми разными людьми, опыт построения деловых отношений, опыт ведения бизнеса, опыт побед и поражений…

Я осознаю, что мои коллеги по театру в каком-то смысле более профессиональные музыканты – они посвятили этому всю свою жизнь, но я также осознаю, что никогда не сможет по-настоящему сыграть сапожника или простого крестьянина человек, который никогда даже в глаза их не видел и не знает их проблем и жизни. Поэтому я благодарен судьбе за то, что у меня сложился такой непростой, но интересный путь к профессии.

 

- А как пришла идея создания собственного театра?

 

- Идея создания театра пришла от избытка желания творческой реализации. Но мне было не всё равно чем заниматься. Хотелось петь, но петь качественно. Так постепенно сложился наш творческий коллектив – из профессионалов-энтузиастов.

 

 

- В чём сложности и радости Вашей молодой труппы?

 

- Сложности, прежде всего, заключаются в материальном обеспечении театра. У нас нет собственного помещения, поэтому мы выступаем на различных площадках. Безусловно, нам хочется обрести собственный зал, возможность украсить каждую постановку декорациями и костюмами. Но, на мой взгляд, в оперном театре не это главное. Самая главная задача – донести до зрителей каждое слово, помочь услышать и понять историю.

Очень приятно, что после каждого нашего спектакля зрители подходят и благодарят за то, что мы своим внятным исполнением разъяснили им суть происходящего на сцене. Как часто люди признаются: «А раньше я и не знал, о чём этот спектакль…»

Мы хоть и являемся достаточно молодым театром, но у нас уже есть свои зрители, которые следят за нашими афишами и стремятся не пропускать спектакли. Это очень приятно и даёт стимул развиваться дальше.

 

 

- Чем, на Ваш взгляд, музыкальный театр в корне отличается от драматического?

 

- Артисты музыкального театра имеют возможность воздействовать на чувства зрителей посредством музыки. Это колоссальная помощь и уникальный инструмент. Артисты драматического театра такого инструмента не имеют, поэтому им, на мой взгляд, гораздо сложнее «добраться» до сердца зрителя. Необходимо не только актёрское мастерство, но и мастерское владение словом. Впрочем, в музыкальном театре это тоже важнейшая составляющая. Слово позволяет хранить и передавать историю народов.

Очень печально наблюдать, как во многих оперных театрах пренебрегают внятностью произношения текстов, отчего зрителям почти невозможно уловить текст, а в связи с этим, порой и весь смысл происходящего.

Именно поэтому наш театр делает основной упор на текст. Опера должна быть понятной каждому зрителю и слушателю. Обманчиво мнение о том, что опера – это элитарный вид искусства. Опыт советского оперного театра говорит о том, что опера востребована и понятна самым широким слоям населения: Шаляпин, Нежданова, Рихтер и Ойстрах выступали перед рабочими с огромным успехом!

 

 

- В репертуаре Вашего театра только взрослые спектакли или есть и постановки для детей?

 

- Мы с радостью исполняем не только взрослые, но и детские спектакли. Например, «Снегурочку» Николая Римского-Корсакова. Отрадно видеть 8-12-летних зрителей, которые внимательно слушают весь спектакль.

А спектакль-то этот вовсе не лёгкий! Жаль, что большинству непросвещённых людей кажется, будто «Снегурочка» - это светлая история о зиме и Новом годе. Вовсе нет! Это довольно сложное драматическое произведение в 4 действиях, которое по сюжету завершается, между прочим, вовсе не зимой, а летом.

 

 

- Какой, на Ваш взгляд, должна быть настоящая музыка? Как отделить «зёрна» от «плевел»?

 

- Я заметил, что чем больше слушаешь сложную музыку, тем больше в неё погружаешься и начинаешь больше разбираться в ней, растёт «квалификация» слушателя.

Наверняка, у каждого был в жизни такой опыт, когда слышишь песню и понимаешь, что она какая-то странная и, возможно, не до конца понятная, но она чем-то «цепляет». Слушаешь её ещё раз и ещё, и она тебе всё больше и больше нравится. Порой надо вслушаться, и тебя «зацепит».

Принято считать, что великие композиторы – Моцарт, Бетховен, Глинка, Мусоргский и пр. – не для всех, их музыка для многих кажется скучной. Но это не так. Просто требуется некоторый опыт прослушивания.

Как ни странно, уху нужно просто привыкнуть. Например, Каватина Фигаро из оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» звучит сейчас из каждой третьей телерекламы, даже в мультипликации часто используется, и люди непроизвольно это произведение запоминают и, с удовольствием, потом слушают. А какая-то другая музыка, которая не так популярна, сначала может нам показаться скучной, но на самом деле она таковой не является. Все знают мелодию «Лунной сонаты» Бетховена, но мало кто знает, что она содержит несколько частей… Если прослушать её полностью, она «затягивает».

Человеческий слух тренируется: чем более сложную музыку мы слушаем, тем более изощрённым становится наш слух, он учится открывать для себя все более и более  сложные гармонии, богатство оркестрового исполнения.

Для меня главное в музыке – это мелодия. В современном мире существует мода на «музыку», которая больше похожа на шум – это, скорее, просто звуковые эффекты, а настоящая музыка – это мелодия. Сейчас, наверное, основной спрос на сложную музыку – это кинематограф, потому что серьёзные фильмы требуют серьёзной музыки.

 

 

- Каково, по Вашему мнению, педагогическое значение музыки?

 

- Помимо эстетического воспитания и развития хорошего вкуса музыка структурирует мысли человека. Изучая музыку, легко увидеть, что это в чистом виде математика.

Если дети будут учиться музыке хотя бы на уровне школы, то у них постепенно будет развиваться аналитическое мышление, умение строить логические цепочки, находить связи и новые нестандартные решения – ценные качества для любого человека.

Уверяю вас, музыканту гораздо проще понять механизмы работы, например, с электрическим током, чем человеку, никогда не изучавшему музыку, потому что и электрический ток, и музыкальные волны – из области невидимого, абстрактного.

 

 

- Ваш совет начинающим музыкантам.

 

- Мой совет будет относиться, скорее, к родителям юных музыкантов: если у вашего ребёнка вдруг появилось нежелание учиться, если ребёнок наотрез отказывается заниматься, разочаровался в музыке и захотел бросить музыкальную школу, просто смените педагога. По личному опыту знаю, насколько важно найти СВОЕГО педагога, который «заразит» любовью к музыке и поможет пронести её через все сложности!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments