+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Ровшан Мамедкулиев: «Нужно твёрдо понимать, чего ты хочешь от каждого конкретного конкурса!»

 

  • ФИО: Мамедкулиев Ровшан Шахбаз оглы
  • Должность, регалии: гитарист; доцент Академии имени Маймонида «Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина»; доцент кафедры струнных народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных
  • Специализация: классическая гитара
  • Жизненное кредо: «Всегда учиться и быть в поиске».

 

- По Вашему мнению, музыкальный педагог имеет право на ошибку?

 

- Знаете, а в творческой деятельности очень сложно понять, где она – ошибка? Нет единого правильного подхода, решения и объективности. Сегодня правильным считаешь одно, а завтра - другое. Важен педагогический процесс со всеми его деталями в целом. Вообще, мне кажется, педагогическое мастерство – это определенный дар.

 

 

- Он присущ всем педагогам?

 

- Конечно, нет. О себе, безусловно, всегда сложно говорить, но лично я не ощущаю у себя великого педагогического дара. У меня пока не было неистовой внутренней силы, рвения погружаться в педагогику. Хотя я её люблю, но не ощущаю своим призванием, целью жизни.

 

- Какую главную цель Вы преследуете в своей педагогической работе? Что главное хотели бы передать ученикам?

 

- Отношение к своему делу: максимально искреннее и максимально профессиональное. Я пытаюсь передать ученикам мысль, что музыке и инструменту нужно служить, что делу нужно самозабвенно отдаваться на сто процентов.

Молодые люди зачастую не понимают взаимоотношений между профессией и самим собой. Стараюсь воспитывать это. Ну, и музыкантов стараюсь, конечно, воспитывать. Как меня в своё время педагог «заразил», так и я стараюсь – личным примером.

 

 

- Музыка сопровождала Вас с раннего детства?

 

- Музыка пришла в мою жизнь в 11 лет. И сначала весьма несерьёзно: я просто пришёл с другом за компанию под конец учебного года в кружок бардовской песни в нашей общеобразовательной школе. У меня даже гитары своей поначалу не было.

Всё происходило в классе: пришли-потринькали-ушли. Занимался я 3 месяца, и у меня почему-то сходу всё получалось, была какая-то предрасположенность, наверное: чисто физическая и творческая. После трёх месяцев учебный год закончился, и в голове промелькнула мысль: может быть, в музыкалку поступить?

 

 

- Не слишком поздно?

 

- Нет, это же гитара – специфика инструмента такова: долгое время классическую гитару считалось нормой преподавать детям с 9-11 лет, не раньше. Это сейчас появились миниатюрные инструменты для малышей, а тогда – стандарт, до большой гитары ведь ещё и дорасти нужно, чтобы держать её было удобно.

 

 

- Когда Вы поняли, что музыка станет Вашей профессией?

 

- Окончил я 9 класс. У меня уже на тот момент были за спиной различные музыкальные конкурсы и фестивали, но были успехи и по математике, о чём свидетельствовали победы на всевозможных олимпиадах. Я встал перед выбором: какой путь избрать? Музыка перевесила.

Поступить в музыкальное училище я не мог, поскольку поздно поступил в музыкальную школу и не успел ещё её окончить, поэтому пошёл учиться в 10-11 класс. Так я и нацелился – на училище, а затем и на консерваторию.

Мой путь в профессию был очень увлекательным. В нашем деле очень многое зависит от педагога и родителей. Мне повезло: родители меня только поддерживали, никогда я не слышал от них о том, что нужно получить «более надёжную профессию» или что-то подобное. Наверное, если мечтаешь выстроить финансовую успешность, то не стоит идти в музыканты. Но ведь главное – заниматься любимым делом.

Вообще, у меня уникальная ситуация: и в музыкальной школе, и в училище, и в консерватории, и в аспирантуре я учился у одного педагога – ныне профессора Нижегородской консерватории Алексея Алексеевича Петропавловского. Можно сказать, что мы с ним росли в профессии одновременно. Он «заразил» меня гитарой, раскрыл мне понимание инструмента и музыки в целом. У нас сложился уникальный личный контакт.

 

 

- Педагогом в итоге стали, идя по его стопам?

 

- Наверное, больше по накатанной. У музыканта несколько путей: играть сольно или в коллективе, участвовать в организационной работе на различных фестивалях, преподавать.

Когда я оканчивал консерваторию, меня пригласили на должность преподавателя. Так и началась моя педагогическая деятельность. Я люблю её, но всё же исполнительская деятельность у меня всегда была и будет на первом месте.

 

 

- Что было самым сложным для молодого педагога?

 

- Было сложно то, что некоторые студенты были старше меня. Кроме того, я начал преподавать в стенах, в которых сам вырос: было странно оказаться не в позиции студента и слышать обращение к себе по имени-отчеству. Необычно.

В нашей сфере занятия индивидуальные, один на один с учеником. Одно дело, когда педагог общается с группой в 30 человек, совсем другое, когда еженедельно по часу-полтора занимаешься тет-а-тет. Человеческий фактор. С кем-то было легче, с кем-то сложнее, а с кем-то мне казалось, что мы двигались к цели, а потом оказывалось, что нет…

 

 

- Если бы можно было «отмотать» назад, то какой инструмент Вы бы хотели ещё освоить? Или выбрать вместо гитары?..

 

- Я из тех людей, которые, если бы можно было вернуться назад, ничего не поменяли бы. У меня нет нотки сожаления о том, что было или чего не было. Всё, что случается – к лучшему.

Единственное, что я, возможно, откорректировал бы – немножечко раньше начал бы занятия музыкой.

 

 

- Представим: перед ребёнком широкий выбор инструментов. Почему бы Вы порекомендовали ему гитару?

 

- Во-первых, это самый популярный инструмент в мире.

Во-вторых, гитара – универсальный инструмент, который задействован во всех жанрах: и в академической музыке, и в эстрадной. У меня очень много знакомых, которые начинали именно с классической гитары, а потом занялись рок-музыкой. А другие перешли на испанскую гитару (фламенко). А третьи начинали вокальную карьеру.

С гитарой в руках в жизни открывается множество направлений для развития и творчества.

В-третьих, гитара – это очень удобный инструмент: не такой громоздкий, как фортепиано, не такой дорогой, как скрипка. Демократичный: недорогой и портативный.

Кроме того, соседи, скорее всего, не будут стучать в стенку, когда Вы будете осваивать гитару: инструмент довольно тихий – это хорошо для домашних занятий.

А ещё гитара очень легко вписывается в любой ансамбль – это тоже её громадный плюс.

 

 

- Вы больше любите выступать сольно или в дуэте, с коллективами, с оркестром?

 

- Я получаю огромное удовольствие от игры с оркестром или в ансамбле, также долгое время играл со своим педагогом в дуэте. Но больше я реализуюсь, как солист.

Просто по факту: некоторые студенты сразу определяют себя ансамблистами, говорят, что некомфортно чувствуют себя на сцене одни, без ансамбля или оркестра.

 

 

- Самое запомнившееся выступление?

 

- Думаю, Carnegie Hall, март 2012 года. Первый мой приезд в Америку, в Нью-Йорк. Это особая «магия» зала, удивительная акустика, очень хороший приём. Яркая вспышка в моей памяти.

 

 

- Вы часто участвовали в различных музыкальных конкурсах. Теперь много выступаете в роли члена жюри музыкальных конкурсов и фестивалей. Скажите: для начинающих музыкантов конкурсы - это больше добро или зло?

 

- С конкурсами нужно выстраивать взаимоотношения.

Когда в своё время к конкурсам готовился я, педагог меня всегда настраивал - и эмоционально, и профессионально: мы воспринимали конкурс, как определённую цель для профессионального роста.

Нужно твёрдо понимать: чего ты хочешь от каждого конкретного конкурса! Внешняя цель понятна – первое место, выиграть приз. Но ведь существуют ещё и иные цели: посмотреть на других мастеров, поучиться у них, окунуться в концентрированную профессиональную среду, получить опыт знакомства и общения с коллегами-музыкантами. Если бы не конкурсы, в моей жизни не повстречались бы многие мои друзья на всю жизнь.

Конкурс – это карьерный рост, маленький шажок, а также хорошая мотивация заниматься – конкурсная подготовка длится несколько месяцев, ты стараешься прыгнуть выше головы. Для юношеского возраста это очень важно.

По своему опыту могу сказать: если бы в моей жизни не было конкурсов, я бы не так увлечённо занимался, не так старался бы - играю и играю.

Бывают, конечно, примеры, когда конкурсы могут принести вред. Это происходит в том случае, когда, например, количество конкурсов зашкаливает. Я играл не больше трёх конкурсов в год, а бывало и один-два. Сейчас же встречаются и такие музыканты, которые играют по 2 конкурса в месяц, а то и чаще. Получается сплошная конкурсная беготня.

Соответственно, не обновляется программа и появляется налёт «конкурсного исполнителя». Среди музыкантов бытует такое понятие. Это когда музыкант играет чисто, без ошибок, но не очень ярко, скорее, однообразно и скучно. Средняя игра. Потому что на конкурсах ты всегда пребываешь в напряжении, а когда конкурсы происходят слишком часто, музыкант закрывается, включает эмоциональную защиту. Но на концертах, как раз наоборот, нужны эмоции, темперамент музыканта. Поэтому во время обучения в музыкальной школе, затем в училище и консерватории, я всегда больше играл концертов, чем конкурсов.

Поэтому и говорю: необходим баланс. Тогда и отношения к победам или проигрышам тоже будет правильным.

У меня были и победы, и поражения. Особенно досадны поражения после побед: наступает внутренний конфликт, ведь победа уже ожидаема, а тут – бац! – и проигрыш. Я заранее пытался предусмотреть и эмоционально подготовиться к этому.

 

 

- Детской психике возможно подготовиться к поражению?

 

- Мой первый конкурс случился в 12 лет, поэтому про более ранний возраст сказать ничего не могу. Важна реакция педагога с родителями: меня родители никогда не ругали за проигрыши. А у педагога вообще была потрясающая философия: выиграл – молодец, проиграл – молодец, мы другим делом занимаемся, а конкурсы – это нечто второстепенное, не конечная точка. Ему было важнее, как я сыграл, как решил какие-то свои профессиональные проблемы при подготовке.

Кстати, самое сложное – это именно подготовка, а не сам конкурс. Мне конкурсы помогали концентрироваться и более активно заниматься. И мне это нравилось.

 

 

- Как Вы считаете, должен существовать возрастной ценз для музыкальных конкурсов?

 

- Если говорить о детских конкурсах и о том, когда можно начинать участвовать в них - я никогда не преподавал в музыкальной школе, поэтому не могу квалифицированно заявить о конкретном возрасте. Все дети – разные. Для одних конкурс – огромный стресс, для других – важный и нужный этап развития. Разные люди чувствуют разное напряжение, испытывают разное эмоциональное ощущение во время выступления на конкурсе.

Недавно я участвовал в качестве члена жюри в одном из конкурсов, и было видно, что выступающим 6-8 летним музыкантам очень нравится конкурсный процесс.

А конкурсы ведь ещё и выбираешь: можешь поехать сразу на очень крутой, но должен верно оценить степень конкуренции, профессиональный уровень и личный шанс выглядеть достойно. Важно грамотно выбирать конкурсы, должны быть профессиональные и личные критерии отбора. Не нужно отправлять своих учеников в самое пекло, потому что для ребёнка очень важен фактор успешности.

В моей жизни был момент, когда возник конфликт с педагогом: я хотел поехать на конкурс в 2002 году в Воронеж. Мне было 16 лет, а конкурсная категория, в которую я попадал, была от 16 до 32 лет. Я оказался самым младшим в группе среди профессиональных музыкантов, к тому моменту всего 4 года играл на гитаре. Но я сам выбрал этот конкурс, пришёл на урок и поставил педагога перед фактом. Он меня отговаривал, даже говорил, что не станет меня готовить к этому конкурсу. Я в ответ сказал, что сам буду готовиться – юношеский максимализм. Педагог в итоге поступил мудро: он меня не бросил, помогал мне готовиться в течении нескольких месяцев. Поехал я туда и… с треском провалился, даже на второй тур не прошёл! Взял неподъёмную планку. Такого у меня никогда не было. Это стало для меня уроком: педагогу надо доверять. Не проверяй, а просто доверяй! Это должны быть особые взаимоотношения с педагогом. И конкурсы должны быть «по плечу».

 

 

- Как научиться проигрывать? Ваш совет начинающим музыкантам.

 

- Нужно знать: ты в любом случае в выигрыше. Если не взял первое место, это не значит, что проиграл.

Выигрыш, в первую очередь, - в подготовке. Ты вырос, сделал сверхусилия над собой. Конкурс – это общение, друзья на всю жизнь – что уже огромный выигрыш!

Надо ценить и находить плюсы в любой ситуации, тогда ты всегда будешь в выигрыше, при любом раскладе.

 

 

Страница Ровшана Мамедкулиева в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/rovshanmamedkuliev

Официальный сайт артиста: http://www.mamedkuliev.ru/

Страница Ровшана в соцсети «Facebook»: https://www.facebook.com/mamedkuliev.rovshan

Страница артиста в соцсети «Instagram»:  https://www.instagram.com/rovshanmamedkuliev/

Канал Ровшана в YouTube: https://www.youtube.com/RovshanMamedkuliev

 

Беседовала Юлия Гащенко

 

Система комментирования SigComments