+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Римма Скороходова: «Когда у человека есть призвание, ему намного легче жить»

 

  • ФИО: Скороходова Римма Григорьевна
  • Должность, регалии: пианистка, заслуженная артистка России, профессор кафедры Специального фортепиано Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова
  • Специализация: музыкант, педагог
  • Жизненное кредо: «Музыка – это моя жизнь».

 

 

«Музыка – моя любовь с детства. Я не знаю, что бы я делала без музыки. Кто является музыкантом или хотя бы приобщался к этому миру, тот, наверное, поймёт меня. Музыка – не просто моя любимая профессия, это призвание», - о своем пути в музыку; о судьбоносной встрече; о консерваторских буднях; о педагогических коллизиях; о коллекции оперных пластинок и о вечерах их прослушивания вместе со студентами дома, за чашкой чая; о любимых книгах и фильмах; об истории исцеления любовью: «больное сердце лечится сердцем любящим»; о трудных временах и о педагогах-энтузиастах – в нашем интервью с Заслуженной артисткой России, профессором кафедры Специального фортепиано Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова Риммой Григорьевной Скороходовой. Общий педагогический стаж Риммы Григорьевны - 59 лет! По признанию учеников и коллег, Римма Григорьевна – неустанная «пчёлка», которая трудится без устали, не теряя музыкального азарта и любви к окружающим её людям.

 

 

 

Музыка – не просто моя любимая профессия, это призвание

 

- Музыка – моя любовь с детства. Я не знаю, что бы я делала без музыки. Кто является музыкантом или хотя бы приобщался к этому миру, тот, наверное, поймёт меня. Музыка – не просто моя любимая профессия, это призвание. Мне кажется, когда у человека есть призвание, ему намного легче жить.

Музыкальные корни мне передали родители. Мама моя была пианисткой, папа – певцом. Не помню, чтобы я в детстве просто бегала во дворе. Я всё время занималась музыкой, хотелось учить и играть что-то новое. Конечно, у меня были подружки, но я очень мало времени проводила вне инструмента, у меня всё было связано с ним. И круг друзей формировался соответственно этому.

 

 

 

Главной традицией семьи всегда была музыка

 

- Родилась я в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Я себя помню примерно с возраста четырех лет. Не могу сказать, что в детстве я была как-то особенно счастлива, всегда были какие-то заботы, переживания. Дома была обстановка типичная для послевоенного – трудного времени. Но и интересного было много.

Папа у меня был очень незаурядным человеком, очень много читал, собрал хорошую домашнюю библиотеку, знал несколько языков. Мама была замечательным детским музыкальным педагогом, довольно известным в городе.

Не помню, чтобы мы особенно увлекались спортом или походами. Главной традицией семьи всегда была музыка.

Мои музыкальные способности проявились очень рано. Мама рассказывала, что, когда я была совсем маленькой, то всегда внимательно слушала, как репетируют ученики-вокалисты, которые приходили к нам домой. Я запоминала какие-то арии, а затем ходила по дому и распевала их.

Помню, что сначала у нас в доме было пианино, но затем родители, разглядев во мне музыкальные способности, купили хороший немецкий рояль, который, кстати, находится в моём доме и по сию пору. Мне тогда было лет 5-6, с того момента музыка меня поглотила навсегда.

 

 

 

Выбор профессии передо мной никогда не стоял

 

- Выбор профессии передо мной никогда не стоял. Я буквально жила музыкой и всегда хотела быть музыкантом.

В 7 классе я уже давала сольные концерты, мне позволяли играть свои композиции различные горьковские композиторы. После школы я поступила в музыкальное училище, затем - в Горьковскую консерваторию, а затем - в ассистентуру Академии им. Гнесиных в Москве.

Я всегда понимала, что только единицы могут стать концертирующими артистами, ездить по миру с гастролями, большинство же музыкантов идут в педагоги.

Преподавать я начала очень рано. Мне было всего 15-16 лет, когда моя мама, видя мои способности, стала давать мне своих учеников, чтобы я их немножечко подрепетировала. Затем мама увидела, как толково у меня получается, и после моего совершеннолетия отдала мне парочку своих учеников.

Во время обучения в консерватории мы проходили педпрактику, это закрепило мои умения. А в Горьком тогда к этому очень серьёзно относились. Нас – студентов консерватории – прикрепляли к какому-то очень авторитетному педагогу музыкальной школы, и вместе мы разучивали с учениками какие-то произведения. У меня этот процесс пошёл очень успешно, я очень полюбила профессию педагога, это очень помогло мне с самоопределением. Окончив консерваторию, я стала преподавать.

 

 

 

Со своим мужем я познакомилась в консерватории

 

- Со своим мужем я познакомилась в консерватории. Он тоже был музыкантом (я уже 7 лет вдова).  У моего мужа тоже никогда не стоял выбор – быть музыкантом или нет. У него была очень известная в музыкальных кругах семья, о его родителях даже выпустили книгу. Мама – Берта Соломоновна Маранц была заслуженным деятелем искусств РСФСР, профессором Горьковской консерватории, я у неё училась. А папа -  Семён Соломонович Бендицкий был выдающимся советским пианистом, известным в России педагогом, профессором Саратовской консерватории, создателем крупной пианистической школы.

Поженились мы ещё будучи студентами консерватории. Затем вместе поступили в аспирантуру. По ряду причин мы не смогли остаться жить в Горьком, поэтому, когда нас пригласили в Ростов-на-Дону, мы с мужем и с маленькой дочкой сразу переехали.

Это было время, когда только открылась Ростовская консерватория, куда нас пригласили работать. Попасть сразу на кафедру Специального фортепиано в консерваторию – об этом можно было только мечтать! Нам с мужем очень повезло. Так мы начали свой путь в Ростове-на-Дону.

 

 

 

С течением времени очень изменился уровень культуры

 

- В те годы в консерватории у всех педагогов были большие по количеству учеников классы. Сейчас, к сожалению, всё меняется, нагрузки уменьшаются, идут сокращения. Тогда мы всего этого не знали.

С течением времени очень изменился уровень культуры. Наверное, повлияли провальные девяностые, когда людям было тяжело во всех смыслах: все думали только о том, как выжить, как заработать деньги. Это было ужасно. Я называю это безвременьем, потерянным поколением, провальными годами, которые, безусловно, сыграли печальную роль и в культурном развитии общества.

 

 

 

В консерватории совсем другая мера ценностей: выше всего ценится талант

 

- Очень важны музыкальные данные человека. Но не только это играет определяющую роль в формировании личности ребёнка. Например, у моей дочери замечательные музыкальные данные, но профессиональным музыкантом она так и не стала.

К нам приходят самые разные дети, но я заметила, что у них существует нечто общее. Все они – дети, которые занимаются музыкой, и в жизни которых участвуют родители.

Некоторых детей отличает высокий интеллект, начитанность, познавательная активность. Но есть и совсем другие, которые не имеют представления даже об элементарных вещах. В этом году ко мне пришла первокурсница, у которой я хотела поинтересоваться об ассоциациях моцартовской музыки и спросила: «Кто такой Дон Жуан?». Она ничего не ответила, полный тупик. Я считаю, что, если ты идёшь в профессиональное учреждение, то необходимы знания хотя бы на самом элементарном уровне.

К сожалению, я наблюдаю культурную и интеллектуальную деградацию молодёжи от года к году. Даже читающие студенты порой перестают читать книги, потому что сейчас всё большую власть обретает Интернет и электронные носители.

Но, всё же, в основном, у нас хорошие студенты, кто-то из них уже стал лауреатом международных конкурсов. Убеждена, что в музыку люди приходят не просто так, но по призванию. Нужно быть действительно одарённым человеком даже для того, чтобы тебя приняли в консерваторию – ведь здесь другая мера ценностей: выше всего ценится талант.

И, конечно же, нашу студенческую молодёжь обязательно нужно просвещать. Помню, мы с мужем дома собирали студентов, вместе пили чай, прослушивали оперы (у нас потрясающая коллекция пластинок в доме!), муж рассказывал в лицах все сценарии. Было очень интересно и познавательно, все очень любили эти вечера.

Знаю, что педагоги-энтузиасты трудятся на ниве культурного просвещения студентов и сейчас. Например, один педагог - моя бывшая ученица, а ныне – доцент консерватории недавно организовала студентов, и они вместе поехали в Москву послушать игру знаменитого пианиста. Это замечательно!

 

 

 

Порой даже очень талантливый ребёнок может погибнуть без родительской заботы и надзора

 

- Сейчас нередко в семьях - такая картина: папа целый день на работе, мама целый день на работе, а ребёнок или в детском саду, или в школе. Родители порой видятся с ребёнком только перед сном, они не знают, чем дышит и живёт их чадо. Очень бы хотелось, чтобы родители как можно больше внимания уделяли своим детям. Ребёнку, прежде всего, нужны родительская любовь и внимание. Порой даже очень талантливый ребёнок может погибнуть без родительской заботы и надзора.

Например, у меня была одна ученица, которая приехала из Таганрога. Она очень одарена музыкально, но мама никогда не интересовалась успехами дочери, я за всё время обучения ни разу не видела родителей девочки. В итоге, девочка загуляла и была отчислена. Это очень печально наблюдать. Я пыталась сделать всё от меня зависящее, чтобы эта девочка не свернула с музыкального пути, нашла ей хорошего педагога, но что будет с этой девочкой без внимания родителей дальше по жизни – большой вопрос.

 

 

 

Больное сердце лечится сердцем любящим

 

- Мне очень нравятся наши русские классики. Сейчас, например, у меня в руках проза Ахматовой, а недавно я снова возвращалась к Пушкину, который периодически меня притягивает.

Люблю советский кинематограф. Нравятся как комедии Гайдая, Рязанова, так и серьёзные кинокартины, например, фильмы Григория Козинцева «Гамлет» и «Король Лир».

Недавно я прочла историю, которая меня очень тронула. История о больной девушке, которая в начале 50-х годов попала в клинику Первого медицинского института с неизлечимым заболеванием сердца - подострым септическим эндокардитом. Её считали безнадёжной. У девушки держалась температура под сорок, сердце отказывало. Её без особых результатов осматривали ведущие профессора и, как водится, вереница интернов. В числе практикантов был один - талантливый и внимательный юноша. Безусловно, он не предложил революционного метода лечения эндокардита, он просто влюбился - девушка была очень симпатичной. Стал каждый день наведываться в палату, носить цветы. Умирающая девушка тоже его полюбила. И – о, чудо! - стала потихоньку выздоравливать. Они поженились, родили детей, на свою серебряную свадьбу пригласили лечивших её врачей. А когда через много лет она умирала, то своё сердце завещала Первому медицинскому институту: чтобы помнили - больное сердце лечится сердцем любящим.

Хочу пожелать всем людям любить – окружающих, животных, растения, природу. Тогда мир станет светлее и чище!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

 

Система комментирования SigComments