+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Оксана Литвиненко: «Профессия у нас штучная, и при этом нерентабельная»

 

  • ФИО: Литвиненко Оксана Львовна
  • Должность, регалии: пианистка, концертмейстер, доцент кафедры Специального фортепиано Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова
  • Специализация: музыкант, педагог
  • Жизненное кредо: «Снисходительнее к другим, требовательнее к себе».

 

 

«Профессия у нас трудная, штучная, и при этом нерентабельная, непрестижная с той точки зрения, что приходится просто выживать. Музыкантам приходится реально трудно. И вот, когда ты понимаешь это, когда ты на это согласен, когда для тебя перестают существовать вопросы обустроенного быта, комфорта, тогда всё становится на свои места», - о счастливом детстве, о ночных трансляциях конкурсов Чайковского, о пути в профессию, о консерваторских буднях делится с нами пианистка, концертмейстер, доцент кафедры Специального фортепиано Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова Оксана Львовна Литвиненко. По словам старших коллег, Оксана Львовна – пример неисправимого энтузиаста, который способен заразить интересом всех окружающих. Музыка, по ее словам, это тот язык, который лучше всех способен рассказать о человеческих чувствах.

 

 

 

Моё детство было очень счастливым

 

- Моё детство было очень счастливым. Конечно, это всё благодаря моей семье, моим родителям. Хотя в советские время и дефицит был, и сложности были, и у всех были одинаковые зарплаты, но я время своего советского детства помню, как время наполненное. Даже мультфильмы советские делали высочайшие профессионалы. Уже став взрослым человеком, я увидела в титрах мультфильма «Маугли», что музыку к нему написала София Губайдулина. А сам мультфильм был создан совместно с Пушкинским музеем! Это говорит о том, что мы в детстве получали информацию на очень высоком уровне. Детям доверяли, верили, что они смогут это осознать. Ничего не упрощали, не пытались сделать лёгким. Я этому времени очень благодарна.

 

 

 

Родители научили меня любить музыку, и не только любить, но понимать её и чувствовать

 

Родители научили меня любить музыку, и не только любить, но понимать её и чувствовать. Прежде всего, это заслуга моего отца, чрезвычайно одарённого человека. Он очень рано остался сиротой, а потому у него не было возможности профессионально заниматься музыкой, но, несмотря ни на что, он самостоятельно научился играть на всех возможных инструментах, и даже был когда-то исключён из партии за игру в джазовом биг-бенде. Он так и остался самоучкой, жизнь не дала ему возможности выучиться. Я думаю, что и поэтому тоже он сделал всё возможное, чтобы музыке училась я.

Сначала родители просто беседовали со мной о музыке, устраивали совместные прослушивания, походы на концерты классики и джаза. Повторюсь, меня учили не просто сидеть и слушать, но, главное – учили понимать и чувствовать. Это очень важно. Родители обращали моё внимание на вещи, которые могли бы ускользнуть от меня.

Моя мама была учительницей. Не могу сказать, что она когда-то заставляла меня читать, но она мне помогала: какую-то литературу мне рекомендовала, а где-то и настаивала, чтобы я прочла и подумала.

Просто наше поколение по умолчанию было читающим: мы добывали информацию, потому что были в этом смысле бедны, но это побуждало нас к саморазвитию. Мы не просто читали книги, но обменивались мнениями, обсуждали, спорили, вместе проживали эти книги со сверстниками.

 

 

Когда мы были студентами, как же мы ждали трансляции конкурсов Чайковского!

 

- Помню, как, будучи студентами, мы ждали трансляции конкурсов Чайковского! Мы знали всех участников, мы не спали ночью, чтобы хоть что-то увидеть, составить своё представление.

Сейчас все большие серьёзные международные конкурсы имеют прямые трансляции. Более того, если ты не смог посмотреть онлайн, то можешь воспользоваться архивами. Но я заметила, что некоторые студенты консерватории при такой доступности не имеют до этой информации никакой жадности, они не смотрят, им это не нужно. Мне кажется, это как раз потому, что вся информация предоставлена в широкое пользование, всё преподносится современной молодёжи «на блюдечке с голубой каёмочкой»: захочу возьму, а не захочу – не воспользуюсь. Печально...

 

 

Профессия у нас трудная, штучная, и при этом нерентабельная

 

- Моя педагогическая тропа – это, скорее всего, неожиданный поворот в жизни. Ведь все музыканты в детстве мечтают о большой сцене, и я мечтала об этом. Но обстоятельства складываются по-разному, и способности у всех разные. Концертирующие артисты – это люди особенные, и у них должно сложиться всё по-особенному, чтобы заниматься только музыкой, отдавая ей полностью всю свою жизнь. В какой-то момент жизни приходит понимание того, что конкретно ты можешь. Момент, когда ты адекватно осознаёшь своё место: спокойно, без лишних амбиций и самообмана. Наступает настоящая свобода.

Мы, будучи студентами консерватории, не ожидали, что некоторым из нас представится возможность работать на кафедре. После окончания консерватории я поступили в аспирантуру, и мне предложили остаться работать на кафедре Специального фортепиано. Это ли не чудо? Педагогика – это совершенно другой мир, который меня поглотил, увлёк и год за годом меня развивает.

Я осознаю, что я в ответе за то, насколько щедро делюсь своими знаниями, умениями со студентами; понимаю, что их профессиональная творческая жизнь может сложиться или не сложиться в зависимости от моего мастерства. Эта ответственность громадна! В начале педагогического пути она вызывала у меня страх. Страх ошибиться, не помочь человеку, не прочувствовать его, не научить быть самостоятельным в профессии.

Профессия у нас трудная, штучная, и при этом нерентабельная, непрестижная с той точки зрения, что приходится просто выживать. Музыкантам приходится реально трудно. И вот, когда ты понимаешь это, когда ты на это согласен, когда для тебя перестают существовать вопросы обустроенного быта, комфорта, тогда всё становится на свои места.

Однажды сыну моей коллеги школьная учительница задала вопрос: «Кем ты хочешь стать?». Он ей ответил: «Я хочу стать музыкантом». На это учительница (преподаватель русского языка и литературы!) ребёнку сказала: «Я не о хобби! Я спрашиваю тебя о том, кем ты хочешь быть?!». В итоге маму этого мальчика даже вызвали в школу и сделали выговор, что её сын что-то много себе позволяет! И это, к сожалению, не единственная история…

Российское музыкальное образование по-прежнему лучшее в мире, но как же жаль, что люди, выучившись у нас, уезжают. Мы воспитываем музыкантов, мы растим кадры, но, желая им лучшего, отправляем их заграницу, потому что там есть возможность заниматься своим делом, при этом достойно существуя, имея концерты, хорошие залы. Это большая проблема…

Много приезжих студентов, в основном из Китая, учатся у наших профессоров, потому что на их Родине никто на таком уровне и с такой отдачей не работает, а потом эти студенты едут работать в Америку и в другие страны. Они приезжают сюда за самым лучшим, потому что наши педагоги отдают себя без остатка, щедро делятся всем, трудятся, не взирая ни на какие финансовые вопросы.

 

 

Студенческие годы – это время, когда нужно накапливать интенсивно и без устали

 

- В студенческие годы у меня были моменты невнимательного отношения к учёбе. Наверное, этот период случается у каждого студента, но сейчас я очень жалею о потраченных возможностях юности. Хотелось бы учиться ещё лучше. Но понимаю я это уже сейчас, а тогда…

Сейчас я смотрю на некоторых своих студентов, у которых бывают периоды рассеянности, невнимательности к предмету и в глубине души жалею их. Я всегда честно рассказываю им о своём опыте, об упущенных возможностях молодости. Считаю, что, когда ещё нет семьи, когда нет серьёзных жизненных обстоятельств – это время, когда нужно накапливать интенсивно и без устали. Этого я искренне желаю всем учащимся.

Если вдруг у моих студентов происходят сбои успеваемости, я всегда стараюсь дать студенту шанс, не вешая на него ярлык прогульщика или не преданного музыке человека. Я понимаю, что в определённом возрасте случается банальная усталость от постоянной учёбы. Потому что музыканты учатся, как правило, с 6 лет и проходят долгий путь обучения: 7 лет музыкальной школы, 4 года музыкального училища, 5 лет вуза, затем - аспирантура. В какой-то момент происходит оседание, и я о нём честно предупреждаю, потому что потом будет жаль.

 

 

Музыка – это тот язык, который лучше всех способен рассказать о человеческих чувствах

 

- Я убеждена, что во все времена – благоприятные или не очень - очень многое зависит от родителей. На родителях лежит огромная ответственность, они должны предложить ребёнку лучшее.

Конечно, каждый родитель, с его точки зрения, даёт ребёнку самое лучшее, но воспитывать без искусства, без музыки – это, на мой взгляд, означает обделить ребёнка. Безусловно, далеко не каждому ребёнку суждено стать профессиональным музыкантом, но приобщать к высокому искусству нужно каждого малыша.

Музыка – это тот язык, который лучше всех способен рассказать о человеческих чувствах. Даже просто отдавая ребёнка в музыкальную школу, не преследуя при этом никаких намерений вырастить из него профессионального музыканта, не лишая его изучения языков или обретения в последующем юридического образования, родители обогатят ребёнка во всех направлениях.

 

 

 

Я уверенна, что на подлинное не откликнуться не может ни одна душа!

 

- Сейчас музыканты стараются быть максимально ближе к народу. Недавно оркестр Ростовской филармонии играл на ул. Пушкинской концерт под открытым небом. Пришло невероятное количество людей! Пришли люди, с которыми я лично знакома, и которых я никогда не видела в зале филармонии. Музыканты стараются в прямом смысле пойти к людям, подобрать креативный репертуар, облечь его в интересные формы, чтобы люди соприкоснулись, заинтересовались, чтобы дать культурный толчок. Но при этом, конечно же, хочется, чтобы и залы филармонии не пустовали.

Прекрасна традиция ходить на концерты в филармонию не для того, чтобы лишь сделать фотографию для Инстаграма, но для того, чтобы приобщиться к прекрасному. Пусть это будет хотя бы раз в месяц, раз в три месяца. Можно выбирать программы популярные, не самые трудные для восприятия, но эту традицию завести в семье – это бесценно! Я уверенна, что на подлинное не откликнуться не может ни одна душа! Для этого даже не нужно много учиться, просто открыться музыке, этому прекрасному языку, и почувствовать его. Может быть, поначалу это покажется несколько утомительным, но когда это станет семейной традицией, то обогатит и каждого члена семьи в отдельности, и внутрисемейные отношения.

В Ростове-на-Дону существует великолепный джазовый клуб, который организовал директор джазовой школы Кима Назаретова Арам Рустамян, с уникальнейшими ежедневными джазовыми программами, с джазовым лекторием, с разнообразными программами и очень приятной обстановкой. Ростовский музыкальный театр предлагает замечательные абонементы для детей разных возрастов, где лучшие солисты театра знакомят детей с оперой. В этом смысле хорошего у нас в городе много, но хочется не заигрывать с публикой, а делиться на очень глубоком уровне.

 

 

Задача родителей - позволить прикоснуться, поделиться лучшим и попробовать научить это понимать

 

- Однажды я спросила у одного мальчика: «Ты был когда-нибудь в театре?». Он мне ответил: «Оксана Львовна, Вы хотите, чтобы меня одноклассники засмеяли?!» А ведь именно так рассуждать – это стыдно…

Всё это прививается, прежде всего, в семье. Культурное воспитание детей - это, прежде всего, задача родителей: позволить прикоснуться, поделиться лучшим и попробовать научить это понимать. Мне кажется, потом ребёнок за это будет благодарить.

Мы можем научить детей только собственным примером, потому что слова никогда ничего не значат, если не подкрепляются каждый день. Ребёнок раскусит двойственность моментально - не будет доверия. Нужно действовать не на показ, не тогда, когда гости пришли, а в быту, в ежедневной жизни. Ребёнок всё видит. Лучшего примера, чем собственный, и быть не может, даже при самых лучших книгах, которые ты заставишь ребёнка прочесть.

 

 

Но я всё же за Тарковского

 

- Недавно я прочла несколько книг молодого норвежского писателя Эрленда Лу – очень понравились, довольно интересны.

Очень люблю русскую литературу, прекрасный советский кинематограф. Я не говорю, что сейчас не существует хороших фильмов, но я всё же за Тарковского, за раннего Михалкова, нравится кинокартина «Асса» Сергея Соловьёва. Много хороших фильмов снимается и сейчас, но здесь нужно быть бдительным и осторожным.

Желаю всем мира внутри, добрых мыслей, сил и возможностей для развития!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments