+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Николай Агеев: «Не все двери для нас открываются в одночасье»

 

  • ФИО: Агеев Николай Львович
  • Должность, регалии: кларнетист, лауреат международных конкурсов; преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Академического музыкального училища при МГК им. П. И. Чайковского и Московского государственного колледжа музыкального исполнительства им. Ф. Шопена; руководитель Московского духового квинтета «Modus vivendi».
  • Специализация: кларнет, педагогика
  • Жизненное кредо: «Не сдаваться! Идти вперёд!».

 

 

«Я был не из тех детей, которые с самого раннего детства не мыслят себя без музыки и из колыбели тянутся к клавишам. Но мне нравилось заниматься музыкой, наряду с обычными детскими увлечениями, играми. Я с радостью ходил в музыкальную школу», - вспоминает о начале своего пути кларнетист, лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Академического музыкального училища при МГК им. П. И. Чайковского и Московского государственного колледжа музыкального исполнительства им. Ф. Шопена, руководитель Московского духового квинтета «Modus vivendi» Николай Львович Агеев. О первых «дискомфортных» годах в музыкальной школе, о переходе от «зажимов» на виолончели к свободе в игре на загадочной «дудочке» - кларнете, о детском выборе между насекомыми и музыкой, и о взрослом выборе между музыкой и финансами, о профессии музыканта и о музыкальном образе жизни, о преодолениях и пути к призванию: «Не все двери для нас открываются в одночасье. Нужно быть готовым к неудачам на жизненном пути и не терять энтузиазма!»

 

 

- Если бы Вам дали крупную сумму денег с предложением оставить музыку, Вы бы ушли в другую профессию?

 

- Раньше – не знаю, а сейчас – точно нет. Я очень уверенно чувствую себя сейчас на своём месте, мне очень нравится моя работа, я достаточно обеспечиваю себя в этой профессии, поэтому менять ничего не стал бы.

 

 

- Поделитесь рецептом: как музыканту «достаточно себя обеспечивать»?

 

- В первую очередь, как и в любой специальности, в музыке ценятся хорошие профессионалы.

Уровень зарплат в разных специальностях, конечно, разный, но, если человек стремится быть квалифицированным специалистом, то он в любой области будет востребован. Если музыкант посвящает всего себя профессии, если он анализирует, работает над ошибками, стремится к личному представлению об идеале, то вырастет в высокопрофессионального исполнителя, преподавателя. Такой человек всегда будет востребован, а востребованные специалисты получают всегда больше, чем те, для кого музыка – просто ремесло.

Естественно, на одной работе музыканту трудно хорошо зарабатывать, но всегда ведь есть возможность подрабатывать на выездных мероприятиях. По крупинкам и складывается устраивающий музыканта заработок.

 

 

- Ваш путь, наверняка, не всегда был таким слаженным. Как Вы к этому пришли?

 

- Мой профессиональный путь начался достаточно рано: ещё являясь студентом 3 курса училища, я устроился на свою первую официальную работу – в музыкальную школу имени Гнесиных, которую я окончил. Меня пригласили работать иллюстратором в детский духовой оркестр (взрослые музыканты приходят играть вместе с детьми для наглядности обучения, демонстрируя на деле своё мастерство). Странное было ощущение: я буквально 2 года назад вышел из этих стен учеником, а уже работаю иллюстратором!

Когда я учился в консерватории, в отличие от многих студентов, которые частенько прогуливали оркестр и занимались больше сольной игрой, ну, в крайнем случае, ансамблевой, я не пропускал ничего, играл в ансамблях у всех преподавателей, ходил на все программы в оркестр. Тогда оркестром руководил народный артист России, профессор Леонид Владимирович Николаев. Посмотрев несколько моих программ, он пригласил меня без конкурса работать солистом в камерный оркестр Московского театрально-концертного центра Павла Слободкина, где он также был художественным руководителем и главным дирижёром.

Параллельно я начал и педагогическую деятельность: когда появилась возможность, меня попросили быть уже не иллюстратором, а преподавателем музыкальной школы по классу кларнета.

Так, постепенно, трудясь, стараясь стать лучше, чем был вчера, стремясь к лучшему результату, я и добрёл до сегодняшнего дня.

 

 

- Помимо кларнета Вы играете и на саксофоне?

 

- Да, саксофон был сопутствующим инструментом и в училище, и в консерватории. Хотя родственные инструменты у кларнета, в первую очередь, это, конечно, бас-кларнет и кларнет-пикколо, но мне был интересен и саксофон. Я осваивал его премудрости с большой радостью.

 

 

- Более родным, чем кларнет, он не стал?

 

- Нет. Кларнет – вне конкуренции.

 

 

- Чем кларнет выгодно отличается от других инструментов?

 

- Я бы не стал так его выделять. У каждого человека свои предпочтения. Нужно играть на том инструменте, который тебе действительно по душе.

Когда у родителей встаёт вопрос: игре на каком инструменте обучать ребёнка, то, наверное, прежде всего, нужно сводить ребёнка на концерты симфонической музыки, духовых оркестров – пусть послушает, посмотрит и определит, что именно ему нравится больше всего.

В пользу кларнета могу сказать, что это инструмент с наиболее красивым звучанием - лично для меня. Но если говорить о дальнейшем трудоустройстве музыканта, то кларнет – не самый выгодный в этом плане инструмент. Валторна, фагот или гобой – более редкие инструменты, и специалисты, владеющие ими, имеют намного больше шансов найти себе хорошую работу.

 

 

- А о какой профессии Вы мечтали в детстве?

 

- Музыкантом я становиться не собирался. Мне нравились насекомые, поэтому я думал стать энтомологом.

 

 

- И как же Вы «променяли» насекомых на кларнет?

 

- Благодаря маме, её влиянию. Моим воспитанием и образованием в большей степени занималась мама, поскольку папа обеспечивал семью. Музыкой я начал заниматься в 6 лет, как и большинство детей, которые затем продолжают свой творческий путь в этом направлении.

Начал заниматься я по классу виолончели. Маме очень нравился этот инструмент, его звучание, поэтому при поступлении в музыкальную школу имени Гнесиных выбор пал именно на класс виолончели.

 

 

- Вы не сопротивлялись?

 

- Нет. Правда, я был не из тех детей, которые с самого раннего детства не мыслят себя без музыки и из колыбели тянутся к клавишам. Но мне нравилось заниматься музыкой, наряду с обычными детскими увлечениями, играми. Я с радостью ходил в музыкальную школу.

Первые два года у меня была очень строгая учительница, у неё, наверное, был свой методический подход, который основывался именно на безграничной строгости. Мне эта методика не подходила никак. Я зажался, испытывал дискомфорт на занятиях.

Когда учительница ушла из школы (по семейным обстоятельствам), настал мой третий год обучения – на этот раз новый преподаватель пришёлся мне по душе, но первые два года сделали своё дело. Педагог сказал, что приобретённые мною профессиональные недочёты и зажимы не позволят мне стать хорошим виолончелистом. Он посоветовал родителям перевести меня на другой инструмент.

 

 

Мама поинтересовалась, хочу ли я продолжать заниматься музыкой, и какой инструмент хочу выбрать. Не очень ещё разбираясь в музыкальных инструментах, я ответил, что хочу «играть на дудочке». Тогда мама направила меня к педагогу по кларнету, потому что из духовых ей большое нравилось звучание этого инструмента.

Дело пошло, я начал делать определённые успехи и навсегда связал свою жизнь с кларнетом.

 

 

- Что, будучи ребёнком, Вы выбрали бы с большей радостью: поиграть в футбол с мальчишками во дворе или позаниматься музыкой?

 

- Естественно, я бы выбрал игры с мальчишками! Музыка требует полной концентрации, труда, преодоления себя. Кто же из детей предпочтёт это играм и веселью? Но у мамы была возможность контролировать мои занятия и влиять в тот момент на мой выбор, поэтому я занимался положенные часы. Но и на игры с ребятами времени оставалось!

 

 

- В какой момент Вы осознали, что музыка станет неотъемлемой частью Вашей жизни?

 

- При поступлении в музыкальное училище, поскольку это уже средне-специальное учебное заведение. Тогда начал мыслить себя в этой профессии. И, безусловно, огромную роль в этом сыграл мой любимый преподаватель – народный артист России, солист оркестра большого театра, профессор Рафаэль Оганесович Багдасарян. Он был для всех своих учеников настоящим отцом, переживал за каждого, старался решать все наши проблемы, чтобы мы могли учиться и достигать успехов. И помимо профессионального мастерства во владении музыкальным инструментом он учил нас тому, как нужно относиться к профессии, к своим товарищам. К большому сожалению его уже нет с нами, но каждый из его учеников хранит в сердце память о своём учителе. Каждый год мы собираемся и вместе отмечаем его День рождения концертом.

Если бы я не поступил в музыкальное училище с первого раза, возможно, я и не стал бы повторять попыток, выбрал бы иной путь.

 

 

- Например, какой?

 

- Сейчас я точный ход мыслей тех лет не помню, но у меня был период в жизни, когда меня посетила неуверенность в финансовом обеспечении музыканта – как известно, музыканты не всегда могут иметь стабильный заработок, поэтому был момент, когда я одновременно учился и в консерватории, и в финансовом институте.

 

 

- Как в дальнейшем Вам удалось совместить финансовое образование и музыкальное?

 

- Как раз совместить и не удалось: проучившись год в финансовом институте я понял, что быть настоящим профессионалом в двух областях одновременно не получится. Нужно было выбирать: либо посвящать себя полностью музыке, либо переходить в другую область. Так, я сделал выбор в пользу консерватории.

 

 

- Виолончель с тоской не вспоминаете?

 

- Конечно, когда я слушаю великолепное исполнение виолончелистов, испытываю ностальгию. Виолончель – очень красивый инструмент! Он навсегда остался одним из моих любимых. Но, когда я смотрю на виолончелистов, которые вынуждены перемещаться куда-то со своим инструментом и покупать для него отдельный билет в самолёте, с радостью думаю о том, как же хорошо, что я играю на кларнете!

 

 

- За столько лет в профессии, какие Вы открыли для себя в ней радости и сложности?

 

- Профессия музыканта неразрывно связана с праздником, с радостью. Твоя работа доставляет людям эстетическое удовольствие, они получают положительные эмоции и щедро тебя ими взамен одаривают. После концерта ты «купаешься» в аплодисментах, после мастер-классов получаешь благодарности от учеников, их родителей и педагогов. Это замечательно.

Но и сложности, конечно, есть. Они связаны, прежде всего, с ежедневным упорным трудом, ежедневным анализом.

 

 

Может, существуют профессии, в которых человек отработал неделю, а в выходные может переключиться на что-то другое и отдохнуть. Музыкант отключиться не может, он каждый день находится в профессии. Не позаниматься день-другой – означает сделать шаг назад в техническом владении инструментом.

Кропотливый и упорный ежедневный труд – отличительная черта профессии музыканта. Поэтому и не стоит идти в профессию, если музыка тебе не близка. Будет крайне тяжело.

 

 

- Вы никогда не уставали от музыки? Не было дня, когда Вам хотелось всё бросить?

 

- Не было. Единственный раз я усомнился, когда размышлял по поводу своего дальнейшего профессионального пути и учился в финансовом институте. Но жизнь расставила всё по своим местам.

 

 

- Бумажная волокита, неразрывно связанная с педагогической деятельностью, Вас не придавливает?

 

- Нет. Возможно, кто-то и испытывает большие трудности с бумажной отчётностью и документацией, но мне это проблем не создаёт.

Тем более, что в этом смысле я получил хороший опыт, когда 7 лет проработал заместителем директора музыкальной школы. Там было много документации, я обрел определённые навыки.

 

 

- Стать заместителем директора музыкальной школы в столь юные годы… Возраст не был помехой в работе?

 

- Дело в том, что я не поучал, а решал проблемы, улаживал конфликты. Если человек качественно выполняет свою работу, то какая разница, сколько ему лет?

Кроме того, я работал заместителем в той школе, где сам же и учился, где педагоги меня помнят совсем маленьким мальчиком.

 

 

- В таких ситуациях, чаще всего, возраст и мешает: педагоги Вас учили премудростям профессии, а теперь должны подчиняться…

 

- Важно то, что я их не понукал, а именно занимался организацией учебного процесса. И если и нужны были отчёты, то я всегда старался правильно объяснить, зачем это необходимо, и помочь человеку, если он с чем-то не справляется.

Всё зависит от человека: если он воспринимает себя именно как руководителя, которому нужна власть – это одно, а если человек пытается наладить работу и помочь людям - это совсем другое.

 

 

- Кого в Вас больше: руководителя, педагога или музыканта?

 

- Конечно, преимущественно педагога, потому что львиная доля моего времени посвящено педагогике.

А насчёт руководителя, в первую очередь, я руководитель для самого себя. Мне кажется, чтобы добиться в жизни хороших результатов, нужно уметь руководить своим временем, эмоциями, желаниями.

 

 

- Что для Вас музыка?

 

- Неотъемлемая часть моей жизни, образ жизни. Не зря мы именно так назвали наш духовой квинтет – «Modus vivendi», что в переводе с латинского означает «образ жизни».

 

 

- Как он образовался?

 

- Когда я учился в консерватории, ребята, которые уже играли в квинтете (флейта, гобой, валторна, кларнет и фагот) и учились на курс старше, позвали меня к себе вместо ушедшего кларнетиста. Я с радостью согласился, мы подготовили программу и поехали на конкурс во Францию, в столицу духовой музыки, где стали победителями. После этого мы и не расставались больше.

 

 

- Как Вам удаётся совмещать и педагогическую деятельность, и активную музыкальную?

 

- Стараюсь находить время и для репетиций, и для концертов. Думаю, что забрасывать исполнительскую деятельность и окунаться с головой только в педагогику было бы неправильно, поскольку преподаватель-музыкант должен хорошо владеть инструментом, чтобы быть примером для своих студентов.

 

 

- Как, на Ваш взгляд, найти своё призвание?

 

- Чтобы найти призвание, нужно понять, чем именно тебе нравится заниматься. А затем нужно определиться: из тех направлений, которые нравятся, надо выбрать то, которое больше всего получается.

Может случиться так, что человеку что-то нравится, но это не очень у него получается. Нужно выбрать тот вид деятельности, к которому ты действительно предрасположен, и в котором добиваешься успехов.

 

 

- Какой совет Вы бы дали молодому начинающему музыканту?

 

- Работать и не сдаваться. Без усердного труда, как я уже сказал ранее, невозможно добиться успехов ни в какой деятельности, а уж тем более в музыке.

Важно не сдаваться, потому что не все возможности мы можем использовать с первого раза, не все двери для нас открываются в одночасье. Нужно быть готовым к неудачам на жизненном пути и не терять энтузиазма! Работать над собой, ставить высокие цели и идти к их достижению!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments