+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Наталья Юренко: «Двери в вокал мне приоткрыл Джузеппе Верди»

 

  • ФИО: Юренко Наталья Ивановна
  • Должность, регалии: заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества; лауреат международных конкурсов; преподаватель кафедры оперной подготовки Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова
  • Специализация: хоровое дирижирование, академическое пение
  • Жизненное кредо: «Человек создан для счастья, как птица для полёта».

 

 

В семье Натальи Ивановны Юренко существует родовая легенда: двоюродный дедушка нашей героини однажды состязался в вокале и выиграл у самого Сергея Лемешева – у будущего знаменитого лирического тенора, оперного режиссёра и педагога. Сергей Лемешев отправился учиться в Москву вместо дедушки Натальи Ивановны, которого туда наотрез отказалась отпускать жена-казачка. Не стали профессиональными музыкантами и родители нашей героини: обладая незаурядными музыкальными способностями, они выбрали путь «технарей» - на ниве инженерных трудов они принесли своему Отечеству немало пользы. Однако музыкальному роду Юренко всё же дано было музыкально проявиться. Маленькой Наташе ещё не было и пяти лет, когда она вдруг твёрдо решила, что непременно должна учиться музыке. Сегодня Наталья Ивановна Юренко - заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества; лауреат международных конкурсов; преподаватель кафедры оперной подготовки Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова. По её словам, она ни на секунду не пожалела о выборе пути профессионального музыканта.

 

 

 

«Возьмите меня в музыкальную школу! Я хочу учиться!»

 

- Я выросла в многодетной семье – нас у родителей было трое. Семья у нас всегда была поющей, хотя профессиональных музыкантов не было. В нашей семье существует родовая легенда о том, что мой двоюродный дедушка состязался в вокале и выиграл у самого Лемешева. А дело было так: мой двоюродный дедушка с семьёй жил в станице Староминской Ростовской области, оттуда его и призвали в армию. В армии он встретился с Сергеем Лемешевым. В рядах руководства возникло желание отправить кого-то из талантливых вокалистов-солдат учиться в Москву. Мой дедушка состязался с Лемешевым и одержал победу. Но в Москву отправили всё же Сергея, потому что моего дедушку туда наотрез отказалась отпускать жена-казачка. Вот такое у нас семейное предание.

А меня учила петь моя бабушка. Одно из самых первых детских воспоминаний: родители уходили на работу, со мной оставалась бабушка, и мы с ней пели какие-то народные песни.

 

Моя сестра, которая старше меня на 1,5 года, тоже в детстве любила петь, поэтому родители решили отдать её в музыкальную школу. Как раз рядом с нашим домом тогда открылась Школа искусств, куда был огромный конкурс, принимали детей только с 6 лет. Моя сестра-шестилетка поступила, а я не подходила по возрасту, чему несказанно огорчилась. По рассказам мамы, я полгода рыдала: «Возьмите меня в музыкальную школу! Я хочу учиться!». В итоге мама сдалась и привела меня на хор, рассказав руководителю хора о моих рыданиях и стремлении обучаться музыке. А была уже середина учебного года. Помню, педагог попросил меня что-нибудь спеть. Я исполнила «Во поле берёза стояла», и меня приняли. Затем через полгода меня взяли уже в музыкальную школу, я начала учиться играть на фортепиано. Так началась моя музыкальная деятельность.

 

 

 

На студентов консерватории я смотрела, как на небожителей

 

- Поскольку я всегда очень любила петь, хор был моим самым любимым предметом. Родители не акцентировали внимание на моих музыкальных способностях, но больше заботились о моих успехах в общеобразовательной школе. Училась я очень хорошо, окончила 11 классов с медалью и собиралась поступать в технический вуз. Помню, у меня даже была одно время мечта стать физиком-астрономом. Возможно, она была продиктована тем, что мои родители - «технари»: папа работал инженером, а мама преподавала физику в школе. Но уже в 11-м классе я вдруг почему-то решила, что всё-таки пойду по музыкальному пути. Хотя на тот момент я уже год как окончила музыкальную школу и не планировала к этому возвращаться. Родители были в шоке от моего заявления. Папа – очень здравомыслящий человек, сказал, что покажет меня специалистам в области музыки и, если у меня обнаружат талант, тогда я буду этому учиться, но если нет – тогда нет смысла даже затеваться.

Начались бесконечные поездки к педагогам. Всё решилось после поездки к моему преподавателю по хору из музыкальной школы, она порекомендовала нам съездить в Шахтинское музыкальное училище к заведующей Отделением хорового дирижирования Нине Фёдоровне Завариной – что она скажет. Я всю жизнь буду ей благодарна за то, что она сумела найти слова, чтобы убедить моих родителей. Нина Фёдоровна пообещала сделать всё для моего обучения. И надо отметить, что она сдержала своё слово и взяла меня на второй курс училища. Так, музыкальное училище я окончила всего за 3 года. А дальше направилась в Ростовскую консерваторию. Поступить туда была моя огромная мечта, на студентов консерватории я смотрела, как на небожителей! И мечта сбылась – я поступила на хоровое отделение. Но любовь к пению меня не отпускала, поэтому я окончила консерваторию сначала как «хоровик», а потом поступила второй раз - на Отделение академического вокала. И по сей день я эти две специальности совмещаю и, наверное, никогда не определюсь, что же мне ближе и от чего можно отказаться.

 

В годы обучения в консерватории мне пришлось столкнуться со множеством «подводных камней». Например, мне не очень близок по духу метод «придерживания» студентов: во времена моего обучения слово «талант» вообще не употреблялось по отношению к студентам. Профессора будто «придерживали» нас. Я расцениваю это, как некую методику давления: если человек справится, значит, из него что-то вырастет, а если не справится и сломается, то уйдёт из профессии. Артистический мир очень сложный. Все мы люди творческие, эмоциональные, нерядовые и очень ранимые, поэтому мне было очень тяжело выживать в мире строгости.

Кроме того, было очень сложно «пробиваться» тем студентам, кто не являлся выходцем из музыкальной династии. Если бы мои родители были музыкантами, то многих стрессов и потрясений можно было бы избежать. Но в моей семье все – «технари», поэтому мне приходилось сложно.

Сложно мне приходилось и в большом городе - Ростове: когда я училась в г. Шахты, то жила вместе с сестрой, а здесь я осталась в полном одиночестве… Помню, первые полгода я буквально лила крокодильи слёзы. Живя в общежитии, я каждый вечер выходила на балкон и плакала - очень тяжело переживала разлуку с семьёй. Но со временем привыкла. Хотя с семьёй мы и сейчас поддерживаем самые тёплые отношения, несмотря на то, что я живу в Ростове, сестра – в Шахтах, брат и родители – в Новочеркасске.

 

 

 

В музыкальное училище и в консерваторию меня привела постановка оперы «Аида» Джузеппе Верди

 

 - После окончания консерватории, я почти 15 лет проработала педагогом в Шахтинском музыкальном училище. Честно говоря, сейчас я скучаю по этой педагогической деятельности, несмотря на то, что преподаю в Ростовской консерватории, потому что специфика разная – в консерватории учатся в большинстве случаев взрослые люди. Мне бы очень хотелось ещё реализовать моменты, связанные с воспитанием у подрастающего поколения музыкального вкуса, потому что, глядя на картину в Ростове, могу сказать, что слишком мало мы востребованы у обычной аудитории, у рядовой публики, у молодёжи. Кто ходит на концерты классической музыки? В основном – старшее поколение. Хотелось бы привлекать молодёжь.

Как профессиональный музыкант, могу, к сожалению, констатировать факт: музыкальное наследие прошлого всё больше переходит в разряд «элитарного» искусства. Современная тенденция всё упрощать, превращать в развлечение повлекла за собой в последние годы падение интереса к знаковым произведениям музыкального творчества. Классическое искусство, к сожалению, мало пропагандируется и на уровне семьи, и в средствах массовой информации.

Кроме того, в сфере искусства начинают действовать рыночные отношения, главным принципом которых является формула: «Спрос рождает предложение». И действительно, всё меньше энтузиастов остаются в рамках академической классической музыки, но всё больше профессионалов уходит в сферу развлечения и шоу. Можно долго искать причины такой «утечки», но главным, по моему мнению, является то, что искусство высокого порядка воспринимать во много раз сложнее, поскольку оно требует затрат душевных и духовных сил человека. Гораздо легче воспринять и «переварить» продукцию популярной культуры.

Причина в том, что дети не слышат в своей повседневной жизни классической музыки. На телеэкранах её почти не встретишь, музыкальные школы с каждым годом посещает всё меньшее количество детей. Даже некоторые подростки, решившие посвятить себя музыкальной деятельности и пришедшие учиться в музыкальное училище, нередко смеются, услышав «вживую» оперную арию. Стремление к зрелищности и к упрощению идёт не на пользу развития музыкального вкуса подрастающего поколения.

Если говорить обо мне, то я ни на секунду не пожалела о выборе пути профессионального музыканта. А ведь в музыкальное училище и в консерваторию меня привела услышанная мною в 10-летнем возрасте по телевизору и запомнившаяся на всю жизнь постановка оперы «Аида» Джузеппе Верди…

 

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments