Игорь Ефремов: «У меня не было ни дня, чтобы не хотелось идти на работу»
- ФИО: Ефремов Игорь Николаевич
- Должность, регалии: заместитель директора Культурного центра «Рублёво» г. Москвы, дипломированный артист
- Специализация: цирковое искусство
- Жизненное кредо: «Только вперёд и с улыбкой по жизни!».
«Помню, когда родилась младшая сестрёнка, я сказал папе: «Ну, зачем же ты нам ещё одну лялю купил? Как было бы здорово, если бы я был у вас один!». На что папа мне ответил, что, только повзрослев, я пойму, насколько хорошо, что нас много. И действительно: когда умерла мама (мне было всего 13 лет), а потом папа (мне было 15), мы остались только впятером с сёстрами, я понял – как хорошо, что я не один!» - вспоминает заместитель директора Культурного центра «Рублёво» г. Москвы, дипломированный артист Игорь Николаевич Ефремов. О детской мечте стать артистом цирка; о счастливом и по-взрослому ответственном детстве в семье незрячих родителей; о минуте «звездного» пути на сцену вместе с папой-баянистом-самоучкой; о семейных концертах после папиной сверхнормы, которую дружно брала на себя вся семья: 1,5 тысяч пряжек – 1,5 тысяч ремешков; о покорении Москвы в 16 лет; о цирковой юности и дворцовой молодости; о счастье заниматься любимым делом и умении радоваться жизни; о призвании спасать души детей от «дурной улицы»; об энтузиазме и потребности дарить добро – об этом и многом другом в нашем материале.
- Каким Вам вспоминается детство?
- Всё своё свободное время я проводил в Доме культуры, посещал разнообразные студии: театральную, художественную, цирковую. Ещё занимался картингом, моделированием. Попробовав всё, я понял, что больше всего мне нравится в цирковой студии. По окончании школы я твёрдо знал, что стану артистом цирка.
А в самом раннем детстве я мечтал стать таксистом: в те времена ни у кого из моих знакомых не было машин, а мне они очень нравились. Мои родители были незрячими, папа работал на заводе от Всероссийского общества слепых. Я ездил к папе на завод, чтобы сопроводить его с работы, на автобусе № 8: заходил через переднюю дверь, становился рядом с водителем и с замиранием сердца наблюдал за дорожным движением. Меня уже все водители этого автобуса знали, всегда останавливались и «подбирали» меня, когда я не успевал добежать до остановки.
От дома до завода было остановок пять. Когда не было моего автобуса, я шёл пешком. И путь мой пролегал через зоопарк. Я проходил через все клетки, здоровался со всеми животными. Кстати, проходил я каждый раз бесплатно: то ли по возрасту подходил, то ли просто по росту незаметно проходил под окошком кассира. Смотрел я на животных и мечтал стать артистом цирка, работать с ними.
Даже сочинение в школе писал о том, что хочу стать артистом цирка. Однажды в продлёнке мы с ребятами озорничали, учительница вошла в класс, взяла меня за руку и спросила: «Что ты тут цирк устроил? Ты что клоуном работать будешь?». Помню, как серьёзно я на неё посмотрел и с полной ответственностью ответил: «Да, я буду клоуном».
- Детство в семье с незрячими родителями отличается от детства в среднестатистической семье?
- Да, очень. В два-три года я уже знал, в какой магазин нужно сопроводить маму, какими путями её туда провести: по одной дорожке нельзя, маме будет неудобно, а вот другая - более ровная.
Помню, мне было 3 года и 9 месяцев, когда у меня родилась четвёртая сестрёнка. Она у нас была искусственница. Однажды вечером мама обнаружила, что молочная смесь для малышки закончилась. До закрытия магазина оставалось 30 минут. Я сразу сказал маме: «Давай мне деньги, я побегу в магазин и куплю!». Я прекрасно понимал, что если сейчас не куплю смесь, то сестра всю ночь будет голодной. И бежал я так, что пятки сверкали! Прибежал в один магазин – такой молочной смеси нет, тогда бегом во второй, который работал до 20.00. Купил! Домой я прибежал такой гордый! Добытчик. Ночь была спокойной.
- Вы родились уже взрослым…
- Действительно, наверное, так и есть. Дети в таких семьях очень отличаются ранней самостоятельностью и ответственностью.
Помню, когда родилась младшая сестрёнка, я сказал папе: «Ну, зачем же ты нам ещё одну лялю купил? Как было бы здорово, если бы я был у вас один!». На что папа мне ответил, что, только повзрослев, я пойму, насколько хорошо, что нас много. И действительно: когда умерла мама (мне было всего 13 лет), а потом папа (мне было 15), мы остались только впятером с сёстрами, я понял – как хорошо, что я не один!
- Вы – старший ребёнок в семье?
- Нет, я предпоследний.
- А почему же за молочной смесью бегали Вы – трёхлетний малыш, а не более старшие сёстры?
- Потому что, наверное, рядом больше никого не было. Да и проще мне было.
- Как к вашей многодетной семье относилось общество?
- Прекрасно! Я благодарен судьбе за то, что вокруг меня всегда оказывались только хорошие люди. Может, кто-то из негативных людей и появлялся на моём пути, но быстро отходил от меня, будто Бог отводил.
Учительница начальных классов всегда помогала мне, подсказывала, оставляла после уроков, чтобы «подтянуть», вкладывала в меня душу.
Соседи тоже с душой к нам относились. Друзей было немало. Отношение к нам было тёплым.
- Поставить на ноги пятерых детей непросто даже родителям без ограничений здоровья…
- Папа очень старался, выполнял двойную норму и плюс брал работу на дом. И мы с радостью ему помогали: он приносил ремешки, в которые нужно было вставить пряжку. Принесёт папа 1,5 тысячи ремней, мы сядем все вместе и справимся играючи. Одному 1,5 тысячи ремешков сделать невозможно, а впятером-всемером легко – как семечки их щёлкали! Ремешки сложили и свободны. Тем самым мы освобождали папино время, которое он после выполненной работы мог уделить нам.
Папа был потрясающим человеком, с детства играл на баяне (был самоучкой). Песни, загадки, ребусы, частушки – каждый вечер папа нас развлекал, устраивал семейные концерты.
Он был мастером художественного слова, артистом разговорного жанра. На все публичные выступления папу сопровождал я. После того, как его объявляли, я выводил его на сцену, видел глаза зрителя, ловил секундочки славы и уходил за кулисы. Проходка этим «звёздным» путём мне очень нравилась.
- Вы не оставили свою мечту стать циркачом и по окончании школы пошли в цирковое. Как окружение восприняло эту новость?
- Сначала мои друзья даже не поверили, что я, живя в Пензе, поступил в цирковое в Москве. Пришлось даже показывать справку, полученную в училище. Друзья обрадовались и стали заваливать вопросами: «И что, ты теперь прям в Москву поедешь? Прям в Москве учиться будешь?». Мне было 16 лет, я один приехал в Москву и начал обживаться.
- И как столица приняла юного циркача?
- Тяжеловато мне было, если честно. К тому моменту у меня уже умерли родители, и мне пришлось всё-всё делать самому: всё постигать, зарабатывать себе на пропитание и помогать своим сёстрам, ведь в семье я один – мальчик. Помощи ждать было не от кого.
Благо, у нас в цирковом студенты всех курсов – с первого по четвёртый – были одной большой семьёй: старшие помогали младшим, младшие спрашивали совета у старших. Поддерживали друг друга.
Я только поступил, и уже в начале сентября ребята-старшекурсники предложили мне поработать вместе – выступить на празднике по случаю Дня города. Появилась реальная возможность показать своё мастерство. У меня на тот момент уже был свой клоунский костюм, и я с радостью согласился выступить. Было невероятно волнительно! Такого количества зрителей я до того момента ещё не видел.
- Дебют состоялся. Как складывался Ваш профессиональный путь дальше?
- Я пошёл работать в театр ростовых кукол. Здесь мне очень помогло знание сценической речи, умение работать с микрофоном – то, чему меня обучали в театральной и цирковой студиях. Начал работать ведущим, писать сцены, общаться со зрителем.
- А каким образом архитектурный колледж промелькнул в Вашей жизни?
- У меня был друг, с которым мы познакомились ещё на диспансеризации перед поступлением в первый класс. Вместе пошли в школу, сидели за одной партой с первого по девятый класс. По окончании девятого класса я хотел идти в десятый, чтобы получить полное среднее образование и дальше уже ехать в Москву и поступать в цирковой вуз. Но в июне того года умер мой папа, и все мои планы обрушились.
Мой друг поступал в архитектурный колледж и уговорил меня поступать вместе с ним. Я согласился, но уже в сентябре понял, что архитектура – не моё. Педагоги всё же предложили мне не бросать и доучиться. Хватило меня на год. Я люблю рисовать, чертить, но архитектором мне точно не быть. Собственно, моя учёба проходила в художественной самодеятельности колледжа.
Педагоги видели, чем я «горю». Поддержали они меня и тогда, когда я, ещё не до конца сдав сессию после первого курса колледжа, должен был ехать в Москву для поступления в цирковой: они просто поставили мне зачёты по математике и истории, сказав, что мне действительно нужно в столицу, потому что я - артист. Это напутствие меня очень поддержало.
- Каким был путь от артиста цирка до заместителя директора Культурного центра?
- Когда я выпустился из Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева (Карандаша), мне по возрасту положено было идти служить в армию, но я не мог уйти на 2 года, поскольку был единственным кормильцем в семье для четырёх сестёр. Пришлось поступить на дневное отделение в Институт культуры на менеджера-постановщика культурных программ.
В университете мне тоже попадались только добрые люди, которые мне помогали, подсказывали. На 4 курсе, когда настало время производственной практики, мы вместе с подругой-однокурсницей пошли в Дом культуры. Нас сходу спросили: «Вы будете заниматься практикой или так – «шалтай-болтай»?» Мы ответили, что хотим по-настоящему отработать практику и организовать фестиваль. Ещё я «скромно» добавил: «Международный». Нам сказали, что денег нет. Но мы не испугались, нашли коллективы. И всё получилось! Как же было приятно, когда руководители коллективов нас благодарили со сцены.
Начальник Управления культуры Западного административного округа увидела в нас готовых специалистов, директор Дома культуры нас тоже оценила. В день награждения нам предложили остаться работать в Доме культуры. Мы так и сделали – стали методистами, культорганизаторами. Я окончил университет с красным дипломом, и начальник Управления культуры предложила перевести меня на должность заведующего художественно-постановочной части коллектива. А ещё через полгода мне предложили должность директора Дома культуры, поскольку это место освобождалось на три года в связи с декретным отпуском прежнего директора. Я долго думал, но пришёл к выводу: ну, какой из меня директор? Мне всего 25 лет, нет накопленного опыта, жизненного багажа. Но начальник Управления меня уговорила. И я очень ей благодарен!
Через три года, когда директор вышла из декрета, мне предложили должность заместителя, кем я и являюсь уже 13 лет.
Заместителю директора приходится и административную часть работы вести, и в творческой активно участвовать.
- Административная часть работы не душит творческую?
- Есть такое. Я много лет говорил, что, вот, сейчас наведу порядок в документах, и обязательно примусь только за творческую часть. Когда прошло 10 лет, я понял, что до творчества я, пожалуй, не дойду…
- Что в должности заместителя директора есть от циркача?
- Я позитивный, весёлый. Но и добрый, а в заместителе директора должна присутствовать строгость, суровость. У меня с этим большие проблемы. Я себя ругаю за то, что слишком мягок с сотрудниками. Но всякий раз в спорных ситуациях я ставлю себя на место сотрудника, смотрю на ситуацию его глазами. Слишком мягкий.
- Какие радости и сложности Вы испытываете в своей профессии?
- В моей профессии сплошные радости - праздник каждый день!
У меня не было ни дня, чтобы не хотелось идти на работу. Даже в выходной день я с радостью еду на концерт, чтобы увидеть зрителей в зале, артистов на сцене. И если концерт проходит удачно, то я считаю, что мой день прожит не зря.
- Что самое главное в Вашей профессии?
- Дарить людям радость, позитив, улыбки. Я всегда говорю руководителям кружков: вы спасаете души детей. Потому что те дети, которые с энтузиазмом занимаются в кружках и студиях, никогда не станут наркоманами, дебоширами, хулиганами.
Только, вот, очень жаль, что сейчас многие кружки, студии и секции – платные. В противовес этому большинство кружков в нашем Культурном центре – бесплатны! Хотя находимся мы в Москве. Я считаю, что это – большая заслуга нашего директора, которая действительно очень мудрая, всё понимает, знает, что такое жизнь.
И я искренне радуюсь, видя таких же энтузиастов. Когда увидел конкурс рисунка «Краски России» https://konkurs.empils.ru/ от Центра развития и защиты детства «Вверх» https://vverh-dm.ru/, то не выдержал и написал письмо руководителю этого конкурса прямо посреди ночи. Это так важно – не только к 1 июня что-то организовать для детей, но и на протяжении всего года дарить детям праздник и возможность реализовать свой творческий потенциал.
Когда проводятся художественные конкурсы с оргвзносами, я задаюсь одним вопросом: ну, откуда у детей деньги? Они ведь ещё не зарабатывают. Значит, будут просить у родителей. Но причём тут родители, ведь конкурс проводится среди детей. А значит, обязательно должен быть бесплатным и непременно с наградными грамотами по итогам.
- Вы долго искали «своё». Как его найти?
- Пробовать что-то новое, пока сердце не «загорится». А родителям, думаю, не нужно настаивать, заставлять ходить куда-то против желания ребёнка.
- А сколько великих спортсменов и музыкантов родилось именно из-под палки родителей…
- Да. У меня много таких друзей. Но они в итоге несчастны. Медали они зарабатывали не для себя, а для мамы. Может, я поступал эгоистично, но мне важно было именно любить выбранное дело.
- Что такое, по Вашему мнению, призвание?
- Заниматься любимым делом.
Страница Игоря Ефремова в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/igorefremov1979
Беседовала Юлия Гащенко