+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Галина Пухова: «Главное – не высказать музыкантам осуждения и жалости»

 

  • ФИО: Пухова Галина Викторовна
  • Должность, регалии: вокалистка, преподаватель высшей категории, руководитель детского хора, лауреат международных фестивалей
  • Специализация: вокал
  • Жизненное кредо: «Хочется, чтобы каждый человек в жизни встретил радость и любовь».

 

 

«Однажды мы поехали в отпуск к другу в Вологду, не рассчитали и потратили на отдых денег больше, чем изначально предполагали. В итоге нам не хватило денег на обратные билеты. А вернуться домой нужно. Решили мы вспомнить ремесло героев знаменитой сказки «Бременские музыканты» и попробовать выступить с мини-концертом на вокзале. Тогда мы и спели первый раз в жизни вдвоём – что-то из популярной музыки. Не поверите, но нам накидали столько денег, что хватило и на билеты, и ещё осталось прилично», - вспоминает о рождении семейного дуэта Галина Пухова. Об экзамене уличными выступлениями, о реакции на уличных музыкантов, о счастье чётко видеть дорогу к призванию, о выборе между инструментом и хормейстерством, о хоре четырехлетних мальчиков, о музыке, писательстве, рукоделии и семейной гармонии – об этом и многом другом – в нашем материале.

 

 

- Когда родился Ваш дуэт с супругом? Как это произошло?

 

- Однажды мы поехали в отпуск к другу в Вологду, не рассчитали и потратили на отдых денег больше, чем изначально предполагали. В итоге нам не хватило денег на обратные билеты. А вернуться домой нужно.

Решили мы вспомнить ремесло героев знаменитой сказки «Бременские музыканты» и попробовать выступить с мини-концертом на вокзале. Тогда мы и спели первый раз в жизни вдвоём – что-то из популярной музыки. Не поверите, но нам накидали столько денег, что хватило и на билеты, и ещё осталось прилично.

 

 

Сели в поезд и думаем: а зачем мы домой-то едем? Работы особо нет, у нас отпуск – «пустой» сезон, денег нет. Приехали, отыскали всевозможные сборники песен, выписали себе репертуар, подобрали удобную для дуэта тональность, отрепетировали и отправились обратно в Вологду.

На этот раз «десантировались» на рынке. У нас позднее целая стратегия выработалась – как лучше найти место для удачного выступления.

 

 

- Поделитесь опытом: как начинающим «бременским музыкантам» найти «хлебные места»?

 

- Честно сказать, мы давным-давно этим не занимаемся. А тогда, в лихие 90-е, когда не платили зарплаты по полгода, нас эта ситуация с уличными выступлениями просто спасла.

Мы и на юг с друзьями ездили, работали там каждый вечер. После пляжа шли на рынок и за час зарабатывали себе на безбедный отдых. После того, как Миша (супруг Галины, композитор Михаил Приходько – прим. ред.) написал «Архангелогородчина», мы поехали в Москву, нашли там работу и жильё.

 

 

- Как хорошо – ремесло всегда при Вас!

 

- Да, очень удобно! Мы свой репертуар «обкатали» идеально. Вместе со своими авторскими песнями всегда на концертах исполняем романсовую программу и песни ретро – они всегда актуальны.

Но, конечно, петь на улице – это последнее дело. Чувствуешь себя на самой низкой ступени. Это будто обесценивает музыканта. Другое дело, когда ты поёшь на сцене, ты и востребован.

 

 

- Но, с другой стороны, уличные выступления – это своего рода экзамен: ты должен остановить прохожего своим талантом. Не каждый, наверное, умеет…

 

- Конечно! Порой вижу музыкантов, чьи выступления вызывают лишь жалость. А так быть не должно! И самим музыкантам очень горько слушать слова жалости, принимать деньги, как подачку.

 

 

- Как после такого опыта Вы сейчас реагируете на уличных музыкантов?

 

- Если мне нравится их выступление, я даю денежку и говорю что-то от души. Если я вижу явное графоманство, если меня не «цепляет», я всё равно кладу копеечку, но прохожу молча. Главное – не высказать осуждения или жалости. Не могу себе этого позволить.

 

 

- Призвание к музыке было у Вас с раннего детства или проявилось позже?

 

- Всегда хотела стать музыкантом, и точно я с этим определилась в седьмом классе. Когда учительница в очередной раз укоряла меня за то, что я не учу математику и равнодушна к алгебре, я ответила: «Математика мне в жизни не пригодится! Я буду музыкантом, а умножать я и так умею, в магазине сдачу сосчитать смогу». Учительница стояла на своём, говорила, что я её слова еще вспомню. Я их и правда запомнила на всю жизнь потому, что алгебра мне никогда не пригодилась.

У меня всегда было чёткое мнение, я всегда знала, чего хотела. Так и стала музыкантом.

 

 

- Как родители к этому отнеслись? В Вашей семье были музыканты?

 

- Мой отец всегда пел, у него был прекраснейший голос, красивый и глубокий бас. Хотя он музыке не учился, был по профессии инженером, работал замом главного конструктора завода «Севмаш» в Северодвинске. Но всю сознательную жизнь папа пел в мужской капелле – коллективе из 15-30 мужчин, которые часто выступали в городе и ездили по стране.

 

 

Дома у нас было много пластинок, я любила их слушать. В музыкальную школу я пришла благодаря подружке-соседке, которая попала туда первой и «заразила» меня желанием. Я подумала: «Чем я хуже Тани?».

Родители купили мне пианино, и я стала заниматься.

 

 

- Учение давалось легко? Или мечты бились с реальностью?

 

- Я счастливый человек – мне всегда была видна дорога, по которой я шла. Что называется, без сучка и задоринки, будто мне кто-то протоптал тропинку.

Музыкальная школа, музыкальное училище. Параллельно с учёбой в училище я начала работать, хотя опыта не было ещё никакого. Знания, полученные в музыкальной школе, оказались крепкими. Я уже тогда играла на фортепиано на консерваторском уровне. Музыкальное училище в Архангельске, Университет культуры в Москве лишь дали огранку моим умениям.

 

 

- Вы думали, что будете пианисткой?

 

- Нет! Я всё время пела. И начала буквально «сидя на горшке», ещё не умея толком ходить. Воспитатели яслей за животы хватались от смеха.

Пела я и в школе, и в училище. Я уже тогда знала, что пианисткой быть не хочу, хотя хорошо играла, но «пахота» за инструментом была мне не по нраву. То ли дело хормейстерство – одно удовольствие: поёшь себе, играешь и руками машешь! Конечно, это шутка. На самом деле это хоть и «пахота», но для тех, кто поёт, как дышит – это нетрудно. Учиться мне было легко и радостно.

 

 

- А когда в Вашей жизни возникла флейта?

 

- Она возникла, как вспомогательный инструмент, когда мы с Михаилом что-то вместе придумывали, и он сказал, что в некоторых произведениях хорошо бы зазвучала флейта.

Однажды мы шли по рынку, и мне на глаза попалась какая-то смешная, неказистая, чёрная эбонитовая флейта. На ней я даже умудрилась издавать звуки ветра к песням Саши Роскова – нашего северного поэта.

Мелодия была, вроде, незамысловатая, но даже эта фальшиво звучащая флейта прекрасно вписалась. Тогда я подумала, что нужно приобрести нормальный инструмент и научиться играть, как следует. Что впоследствии и сделала.

 

 

- То есть до этого момента Вы не владели флейтой?

 

- Нет. А что там сложного?  Три дырочки, три пальчика - дуй себе и дуй. Всего одна октава, а вторую слегка поддуваешь, и всё. Это с продольной флейтой всё гораздо сложнее.

Я осознаю, что на флейте играю не очень профессионально, надо мной все музыканты смеются, мол, у меня сильное вибрато, а такого быть не должно. Нужен ровный, прямой звук, как у певчих на клиросе. Звук инструмента не должен выбиваться из ровной инструментальной канвы. Но у меня он непослушный и выбивается.

 

 

- Вы – руководитель хора мальчиков. Что для Вас в этой работе самое ценное?

 

- Я руководитель младшей группы мальчиков – все ребята нашей школы проходят через мой хор четырёхлеток, потом следующая ступень. У мальчиков очень короткий век, им нужно быстро добраться до концертного хора, куда они попадают уже к 7-8 годам.

А я работаю с малышами 4 лет - самый первый год обучения. По моему мнению, это наиболее важный период: необходимо, чтобы дети были в восторге, чтобы родителям всё нравилось, чтобы дети получали яркие впечатления от занятий. Эксперименты, мюзиклы, игры – всё это мы с ними придумываем.

 

 

- Параллельно с преподаванием Вы выступаете семейным дуэтом со своим супругом Михаилом Приходько. Легко ли Вам работать с мужем?

 

- Муж меня смиряет постоянно, и это очень хорошо. Это полезно мне, с моими замашками «училки», которая всё знает: как нужно спеть, где нужно перехватить дыхание, как рот открывать… Миша – чувствующий человек, самоучка от Бога. Когда я непроизвольно становлюсь «училкой», он меня осаждает. Порой и «искры» летают, но их нужно вовремя гасить.

 

 

- Для Вас существует разница между мужскими и женскими стихами?

 

- Я недавно призадумалась над этим и поняла, что нет мужской или женской прозы, мужской или женской поэзии.

 

 

- Но ведь мужчина и женщина по-разному смотрят на мир, значит, по-разному отражают в стихах свои впечатления о мире… Разве нет?

 

- Отражают, конечно, по-разному, но если это сделано талантливо, качественно, профессионально, то пол автора не имеет значения.

Я с недавних пор увлеклась написанием прозы, так вот, мне иногда хочется что-нибудь написать и от мужского лица. Знаю, что и мужчины нередко пишут от женского. Талант либо есть, либо его нет.

Если человек талантливо пишет, то его и читать хочется,  петь на его стихи. Мы с Михаилом поём то, что одинаково чувствуем, что нам близко, что вдохновляет. У нас нет разногласий в том, что исполнять. Ведь мы выбираем песни – про нас, хотя стихи написали самые разные люди.

 

 

- Творчество в Вас бьёт ключом, и касается это не только музыки. Расскажите о своём рукодельном направлении.

 

- Честно скажу: я раньше и представить себе не могла, что когда-то начну заниматься рукоделием. Однажды на теплоходе мы познакомились с замечательной кукольницей Лизаветой, подружились, и она меня научила. Северных кукол без лица я начала делать, потому что мне это показалось легко: берёшь тряпочку, вставляешь ватку, обматываешь ниточкой. Ничего не нужно сшивать, делать выкройки, вымерять.

 

 

Дальше пошли ещё какие-то творческие мастер-классы, мне стало интересно: ангелочки, баночки, подсвечники, досочки с мезенской и пермогорской росписью… Но делаю я это нечасто. Много сил отнимает профессия и… Интернет. Он очень сильно в последний год крадёт моё время, к сожалению. Как хочется не зависеть от сети, просто гулять, дышать свежим воздухом в свободное время. Но компьютер и телефон его «съедают». Лукавство в том, что виртуальные сети, вроде бы, расширяют круг друзей, позволяют чаще общаться, объединяют далёких знакомых, но, с другой стороны, они забирают всё свободное время. 

 

 

Недавно у нас в доме на несколько часов отключили электричество. Так мы вышли из своих комнат и просто посидели с мужем и сыном, попили чай, поговорили. А то прямо смешно: сидим в соседних комнатах и переписываемся с мужем через соцсети. Бред какой-то.

 

 

- Если пофантазировать и представить, что завтра бы Вас отправили на необитаемый остров и разрешили бы взять с собой только одну вещь, касающуюся творчества. Что бы это было?

 

- Я бы взяла компьютер и писала рассказы. Жизнь у меня была такой разной, наполненной встречами и событиями, как и у большинства людей! И мне захотелось многое записать. Не знаю, будет ли это кто-то читать, но у меня же есть дети, внуки, друзья.

Музыка и писательство для меня сейчас самое важное. Даже рукоделие отошло на второй план.

 

 

- Как Вам удаётся совмещать активную творческую жизнь и женскую сущность мамы и много-внуковой бабушки?

 

- Особенно совмещать и не приходится, потому что дочка и внуки живут далеко, мы в разных городах. Сын уже взрослый, он занимается своим любимым делом и чаще советуется с папой – у них мужские разговоры и дела.

 

 

- О чём Вы мечтаете?

Это секрет… Но, раз уж мы затронули тему мечтаний, расскажу один случай!

Вы ещё сомневаетесь в том, что мысль материальна? В очередной раз я убедилась в этом десять лет назад…

 

 

В году примерно 2009 у нас ещё не было нормального телевизора. Нет, конечно, номинально он был: с маленьким экраном и громадным выпирающим кинескопом. Бабушка частенько жаловалась, что он плохо цвета передаёт. Вот бы новый купить! В магазине плоский телевизор с плазменной панелью стоил от пятнадцати тысяч, и выше. Мечты, мечты… Ну, что ещё нужно тебе, женщина? Дом купили, ремонт сделали, дерево посадили, сын родился. Денег, правда, не было, но мы держались!

 

 

Кормил свой огород. Бабушка не без нашей помощи, конечно, на нём с утра до ночи трудилась. За свои садово-огородные подвиги она даже награду получила: нашла в земле медаль - «За Отвагу!». Самую настоящую, с танком и самолётами. Откуда в земле медаль? Решили спросить у соседей.

Они вспомнили, что в этом доме раньше ветеран Великой Отечественной войны жил с семьёй. Родственники после его смерти дом и участок продали. Потом ещё раза три менялись хозяева. Но медаль ждала своего героя, и досталась нашей бабушке-труженице.

Наступил сентябрь, а в сентябре у мужа - День рождения. Он и говорит: «Мне ничего не надо. Лучше давайте маме большой телевизор купим в кредит. Тысяч за пятнадцать…». Экономная тёща возражает: «Не надо мне телевизора, он такой дорогущий! Я и старый посмотрю. Лучше Мишеньке большую красивую чашку на День рождения купите. А то он из треснутой чай пьёт». Ну, не надо, так не надо. Зачем деньги тратить?

 

 

Ладно. Сын в садике, муж на работе. Машина «Жигули» четвёртой модели - во дворе. Грибы в лесу… Взяли мы с мамой компас, ножи, корзинки и запасные пакеты. В машину уложили. Поехали.

Дорога идёт вокруг дачных посёлков. А дальше - хороший лес, в нём - опята. В лес зашли – грибочки сразу «запищали»: возьмите нас! Я орудую ножом, уже корзинка полная. Мама в чащу углубилась, только куртка красная мелькает. Минуты не прошло, кричит оттуда: «Галя! Тут под бревном пакет какой-то большой…Ой, доченька, ещё один!». «Мама, не трогай ничего! Вдруг там бомба?». А сама уже несусь через сучья и валежник, на красный цвет маминой куртки.

 

 

Под поваленным деревом, прикрытый веточками, укутанный от дождя в чёрный целлофан, лежит большой прямоугольный предмет. Да, это он - телевизор! Ждёт. В большом, завёрнутом в розовое одеяло и целлофан, пакете. Не хватает только розовой ленточки. А в маленьком пакете оказался пульт, шнуры, и чек с ценником на… Не буду говорить про цену, т.к. она в 10 раз превышала ту, по какой мы могли бы его, теоретически, купить.

Не судите строго. Оставить такой ценный предмет следующим за нами грибникам у меня не хватило совести. Мы с мамой потащили тяжёлый сверток через бурелом, к дороге. Чуть не надорвались. Впихнули в багажник. Уффф! Отдышались. Огляделись. Ой! А корзинки-то - в лесу остались! Принесли корзинки, положили в салон «четвёрки», подумали. И снова отправились на поиски опят, набрав ещё пять вёдер.

 

 

С новым телевизором и опятами приехали домой. Мой муж, придя с работы, протестировал технику, подключил и повесил на стену. Cеребристый «PHILIPS», диагональю восемьдесят сантиметров вызывал всеобщее восхищение. Муж, подшучивая, сделал строгое лицо и сказал: «Молодцы. Сегодня уже не надо, а завтра идите в лес, теперь нам нужна спутниковая антенна».

Короче, как в фильме Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» - телевизора два, золотые рыбки две: тёща и жена.

Шутки шутками, а как же он там очутился, телевизор-то? Я могу только догадываться. А вы?

Наш духовник, услышав от меня эту историю, резюмировал: «Вы, Галина, всё-таки поосторожнее в следующий раз, поскромнее с желаниями…».

 

 

Беседовала Юлия Гащенко

Система комментирования SigComments