+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

Анна Бабаян: «Учиться нужно только там, где тебе интересно»

 

  • ФИО: Бабаян Анна Анатольевна
  • Должность, регалии: архитектор-дизайнер
  • Специализация: архитектура, дизайн интерьера
  • Жизненное кредо: «Жалеть стоит лишь о том, чего не сделал. А что сделано, то сделано!».

 

 

«Моя творческая история началась с музыки: сначала я училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Со временем поняла, что это не моё, и вскоре ушла оттуда. А вот рисовать я всегда любила, поэтому просто пошла и сама записалась в художественную школу. Через несколько лет я поняла, что мечтаю сделать рисование своей профессией. Лет в 13 я уже твёрдо решила связать с этим свою жизнь. У папы в своё время была история, когда он поступил учиться вопреки личным желаниям, но через несколько лет бросил учёбу и поступил туда, куда хотел. Я поняла, что учиться нужно только там, где тебе интересно, по той специальности, которая нравится», - делится своей личной историей и размышлениями об одной из самых творческих профессий Анна Бабаян - архитектор-дизайнер из г. Челябинска. Можно ли научиться рисовать или для этого обязательно нужен особый дар; можно ли воспитать чувство вкуса или оно врождённое; как научиться гармонично подбирать цвета и оттенки; как научиться дизайнеру не повторяться и не повторять – на эти и на другие вопросы отвечает гость редакции Центра развития и защиты детства «Вверх».

 

 

- Можно ли научить рисовать? Или это либо дано, либо нет?

 

- С уверенностью могу сказать, что да – можно научить!

Когда я училась в Южно-Уральском государственном университете (г. Челябинск), у меня был однокурсник, который пришёл на экзамен – рисунок с натуры – и сказал, что не умеет рисовать. Как он оказался на нашем факультете? Просто очень этого хотел! И в итоге благополучно прошёл обучение и получил диплом.

 

 

- А Вы умели рисовать с детства?

 

- Моя творческая история началась с музыки: сначала я училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Со временем поняла, что это не моё, и вскоре ушла оттуда. А вот рисовать я всегда любила, поэтому просто пошла и сама записалась в художественную школу. Через несколько лет я поняла, что мечтаю сделать рисование своей профессией. Лет в 13 я уже твёрдо решила связать с этим свою жизнь.

 

 

В нашей семье творческих профессий никогда не было: моя мама – бухгалтер, папа – военный. Для родных моё увлечение рисованием было странным и непонятным. Мама хотела, чтобы я поступила на факультет коммерции. А у папы в своё время была история, когда он поступил учиться вопреки личным желаниям, но через несколько лет бросил учёбу и поступил туда, куда хотел. Я поняла, что учиться нужно только там, где тебе интересно, по той специальности, которая нравится.

 

 

- У дизайнера ведь ещё и чувство вкуса должно быть. А этому можно научить?

 

- Да, это очень важно. Понимание красоты – абстрактно, но обязательно должно присутствовать. Можно ли ему научить? Думаю, можно воспитать: родители прививают его ребёнку так же, как и элементарные манеры поведения в обществе, любовь к музыке и пр.

Наверное, задатки определённые быть всё же должны. Во всяком случае, в профессии архитектора. Профессия непростая, особенно для женщин.

 

 

- Легко ли было Вам – женщине-архитектору – отвоёвывать «место под солнцем»?

 

- Уже на предпоследнем курсе я устроилась на работу в частную фирму. Помню, в первый рабочий день меня охватил такой ужас и страх! Я боялась что-нибудь натворить, и меня сразу попросят удалиться.

 

 

Но в первые две недели моим заданием был разбор проектного архива. Мне так понравилось! Появилась возможность посмотреть в реальности на то, что делают люди. Это ни в какое сравнение не идёт с тем, чему нас учили в университете.

Кстати, все сотрудники (кроме директора) в этой фирме - женщины, так что работалось мне очень комфортно.

 

 

- Какие стадии проходит дизайн до того, как его увидит заказчик?

 

- Для начала нужно познакомиться с заказчиком и с объектом, дизайн которого будет создаваться. После 30 минут общения становится очень многое понятно из того, что от тебя хотят. Ну, а дальше - планировочные решения. Причём, я всегда предлагаю своим клиентам несколько вариантов.

 

 

Порой приходят люди и говорят сакраментальную фразу: «Я не знаю, чего хочу» или «Хочу, чтобы было красиво». Разные варианты нам в помощь.

Затем - кропотливая работа над созданием самого проекта: визуализация для заказчика, рабочая документация для ремонтной бригады.

Ну, и завершающий этап – строительный. Иногда на этапе стройки всё кардинально меняется.

 

 

- Как научиться гармонично подбирать цвета и оттенки?

 

- Когда заказчики не знают, чего хотят в плане цветового решения, я всегда советую им заглянуть в свой гардероб. В нём обязательно будет преобладание наиболее комфортного для жизни цвета. С него и стоит начать.

 

 

- А если полное разноцветие гардероба?

 

- Такое бывает, но в любом случае один или несколько цветов преобладают.

Недавно я сделала в своей квартире ремонт. Мебели пока нет, поэтому вешалка для одежды пока открытого типа. Развесила я свой гардероб и поняла, что при полном колоритном разнообразии всё же преобладают два цвета – бордовый и зелёный.

 

 

А подбирать цвета и оттенки очень просто: для этого существует цветовой круг и несколько простых правил. Например, как в радуге – можно взять рядом стоящие в круге цвета, они могут быть контрастными, но сочетающимися. Или взять комплементарные цвета (стоящие друг напротив друга). Вариантов масса. Дизайнеров и архитекторов этому учат ещё в институте.

 

 

- Какой самый необычный дизайн Вам доводилось создавать?

 

- Сложно сказать. Для меня они все – разные.

Могу вспомнить, какой дизайн был самым сложным и большим. Это был проект реконструкции городской поликлиники. Сложным он был не с точки зрения креатива, а с точки зрения весьма ограниченного бюджета, огромной площади и ужасного состояния исходника. На эту разруху было очень печально смотреть. После реконструкции разница была кардинальной, как небо и земля.

Было очень радостно, когда на открытии поликлиники одна из пациенток воскликнула: «Как у вас красиво!». Я, конечно же, промолчала, но мне было безумно приятно.

 

 

- А были ли проекты, с которыми Вы не справились? Или внешне справились, но внутри остались недовольны?

 

- Хорошо помню одну квартиру, в которой я сделала проект, заказчик его утвердил, принял на стройку без корректировок. Обычно это значит, что с проектом я справилась, выполнила его хорошо. Но после стройки объект был вообще не похож на первоначальные эскизы – настолько всё было переделано заказчиком, причём не в лучшую сторону.

Стараюсь не вспоминать об этом объекте. Это в любом случае расстраивает: вложил силы, душу, а в итоге всё напрасно… Каждый проект я считаю своим детищем.

 

 

- Такие помещения, как ванная комната, санузел, прихожая тоже нуждаются в особом подходе, в дизайне или это более простые решения для дизайнера?

 

- Для меня самое сложное – начать, поэтому я могу предложить сделать первым самое большое и сложное, с моей точки зрения, помещение. Когда у заказчика очень много разных желаний, и он хочет совместить их все и сразу, это - трудная, а порой и вовсе нереальная задача. И вот как раз первое помещение помогает понять, чего именно хочет человек, задаёт тон всему дизайну.

 

 

Если говорить о ванных комнатах или санузлах, то здесь важнее, на мой взгляд, функционал. Нужно разработать дизайн таким образом, чтобы всё было предусмотрено и продумано. В ванной должна быть либо расслабляющая обстановка, либо, наоборот, бодрящая – на усмотрение заказчика.

А прихожую я и вовсе считаю едва ли не главным помещением в квартире. Как театр начинается с вешалки, так квартира начинается с прихожей. Когда приходят гости, они ведь первым делом попадают именно сюда.

 

 

- На что Вы обращаете внимание, прежде всего, попадая в незнакомое помещение?

 

- Я смотрю первым делом на свет. Освещение играет очень важную роль: холодный свет или тёплый – именно это, прежде всего, создаёт моё настроение. Если существует какой-то сценарий освещения, когда есть несколько источников света, и они между собой связаны, это всегда очень интересно смотрится.

Мне кажется, на этой теории о правильном освещении сейчас строятся все дизайны общественных помещений – рестораны, кафе, салоны… За счёт света можно из самой серой коробочки создать красоту! Не зря существует отдельная специальность – светодизайнер. Не у каждого есть к этому талант.

 

 

- Какие дизайны Вам создавать интереснее или, наоборот, сложнее – для жилых или нежилых помещений?

 

- Я люблю миксовать. У меня, наверное, больше дизайнов жилых помещений. Но иногда надоедает создавать в одной и той же плоскости. Особенно, если параллельно идут несколько проектов, и они похожи по стилю. «Замыливается» глаз, становится скучно, начинает пропадать воображение и вообще желание работать.

 

 

А вот общественные интерьеры обычно разные. Даже если это довольно простой по бюджету вариант, например, та же поликлиника. Новый опыт – это всегда некое откровение. Даже из узких финансово-технических рамок ты должен придумать что-то интересное – это здорово!

 

 

- Как Вы себя бодрите в те моменты, когда начинаете скучать?

 

- Надо просто бросить работать. Нужно отвлечься, «переключить» своё внимание на что-то совсем другое. Лучше всего выйти из дома.

 

 

- А как дизайнеру не повторяться и не повторять?

 

- Наверное, это – самое сложное в нашей профессии.

Безусловно, бывают оправданные повторы, когда заказчики приходят с конкретным проектом и хотят сделать дубль в своих условиях. Даже в таких случаях я пытаюсь добавить что-то своё, что-то новое, но это бывает довольно сложно, люди, зачастую, не готовы к новизне.

 

 

Но в комнате, как минимум, четыре стены, и, если заказчик забирает одну, то у тебя остаётся ещё три, а это значит, что дизайн уже будет совсем другим.

Конечно, можно увидеть в чьём-то дизайне интересный элемент, «украсть» его, но есть хорошее выражение: «Кради, как художник». Ты должен не просто «стащить» этот элемент, но ещё гармонично и грамотно вписать его в свой интерьер.

 

 

- У Вас есть любимый материал в работе?

 

- Я очень люблю дерево. Это лучший материал из всех существующих. Мы живём в такое время, когда дерево – не только смотрится дорого, богато, уютно, но при современной обработке ему и вода нипочём, и солнце – цвет не выгорает. Очень практичный материал!

 

 

- Вы – «сапожник без сапог»? Или на свой интерьер тоже остаются силы и идеи?

 

- Как раз в этом году я исполнила свою мечту. Дело в том, что я уже более десяти лет живу в квартире, где ремонт делали ещё мои родители. Всё это время я мечтала создать собственный интерьер. Столько задумок скопилось за эти годы, столько идей!

Я нарисовала проект, всё продумала. И воплотила в жизнь.

 

 

- Что сложнее: делать ремонт для других или для себя?

 

- Конечно, для себя! Я элементарно не могла выбрать для себя цвет стен, потому что даже у моих двух любимых цветов существует множество оттенков.

Приезжала в салон, брала образцы красок и могла 30 минут высматривать оттенки, мучить строителей расспросами, что им больше нравится. Зато сейчас, по окончании ремонта, мне моя квартира очень нравится.

 

 

- На что опираться, прежде всего, в создании интерьера квартиры? С чего начинать?

 

- С планировки. Пока не продумаешь, какие комнаты какую функцию будут выполнять, ничего не получится. А потом уже в каждой комнате нужно хотя бы примерно продумать – где и что будет стоять. Это – калька, без неё можно и не начинать.

 

 

- Какое место в квартире для Вас – главное?

 

- Думаю, для большинства - это место, где собираются семьёй, где проводишь больше всего времени: у кого-то это – кухня, у кого-то – гостиная.

А ещё для меня очень важно рабочее место – именно там я провожу большую часть своего времени. Мне важно, чтобы всё было не далее, чем на расстоянии вытянутой руки.

 

 

- Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать хороший дизайнер?

 

- Чувством вкуса, без которого вообще далеко не уедешь. Терпением и пониманием людей, потому что дизайнер общается и с заказчиками, и со строителями. Нужно уметь правильно вести диалог.

 

 

А ещё очень важным оказалось умение отстаивать своё решение, потому что часты случаи, когда смотришь на заказчиков и думаешь: «И зачем вообще вам нужен дизайнер, если вы и сами всё знаете?»

Люди порой настаивают, но ошибаются. И дизайнер не может это озвучить напрямую, чтобы заказчик не встал в оборонительную позицию. Нужно его убедить так, будто он сам пришёл к этой мысли. В общем, ещё и дипломатом нужно быть дизайнеру. Универсальная профессия!

 

 

Беседовала Юлия Гащенко.

Система комментирования SigComments