+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

30 фактов из детства и юности Сергея Васильевича Рахманинова

 

Композитор, пианист, дирижёр, популярность которого была столь велика, что, скрываясь от излишнего внимания репортеров и папарацци во время гастролей по Америке, одно время он даже жил в железнодорожном вагоне вместо отелей. «Самый русский композитор», который был вынужден после революции 1917 года покинуть Россию и 25 лет тосковать по ней на чужбине; который в годы гражданской войны помогал своим друзьям и знакомым продуктовыми посылками - спасал от голода; который при известии о нападении Германии на СССР всем сердцем откликнулся на беду, постигшую родину: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу», -  Сергей Васильевич Рахманинов дал в США целый ряд концертов, все средства от которых анонимно отправил в Фонд обороны СССР. Композитор, который вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень - произведения С.В. Рахманинова входят в репертуар всех пианистов мира.

 

 

• Будущий композитор, пианист, дирижер родился 20 марта (1 апреля) 1873 г. в дворянской семье в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.

 

• Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869 году» для фортепиано в четыре руки. Из девятерых его детей больше всех унаследовал музыкальную одаренность Василий – отец будущего композитора, однако музицировал он только любительски.

 

 

• Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841-1916 гг.), происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. В семье Рахманиновых родилось шестеро детей: Елена, София, Владимир, Сергей, Варвара (умерла во младенчестве) и Аркадий. Брак родителей распался, когда Сереже было 9 лет. «Василию Аркадьевичу не передалось по наследству очень важное отцовское качество — серьезность, основательность в отношении и к делам, и к людям. (…) Василий Аркадьевич мастерски умел пускать по ветру имения, попавшие в его руки», - отмечает В. Брянцева.

 

• Когда Сережа был еще малышом, родители подметили, что, услышав игру на рояле или пение, мальчик замирает - застывает на месте и совершенно перестает видеть, что делается вокруг. Сережу решили начать обучать фортепианной игре. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, бравшая в свое время уроки музыки в пансионе. 

 

• Сережа не раз заслушивался, когда его мать аккомпанировала на рояле пению мадемуазель, которая обладала приятным голосом. Однажды, оставшись с ней вдвоем, мальчик стал упрашивать мадемуазель спеть под его аккомпанемент – без нот. Француженка не поверила, но уступила просьбам ребенка - решила попробовать. Она запела «Жалобу девушки» Франца Шуберта и против всяких ожиданий допела романс до конца. Аккомпаниатор ни разу не сбился. Правда, он не добирал по одному звуку в некоторых больших аккордах — там, где его ручонка была слишком мала. Но он не взял ни одной неправильной ноты! Гувернантка рассказала родителям об удивительных способностях мальчика.

 

 

• Однажды, когда Серёжа был совсем маленьким, в Онег приехал его дед — Аркадий Александрович Рахманинов. Он сел с внуком играть в четыре руки сонату Бетховена. Играли они с увлечением; когда завершили сонату, дед с радостью и гордостью повернулся к внуку. В это время открылась дверь и вошла кормилица Серёжи, местная крестьянка. Она пришла просить воз соломы на починку крыши своей избы. «Ты заслужила много больше за то, что выкормила мне такого внука», — сказал дед женщине.

 

• Для обучения даровитого сына Любовь Петровна приглаила свою подругу — Анну Дмитриевну Орнатскую, учившуюся в старших классах Петербургской консерватории у профессора Кросса. 

 

• Когда оба Сережины дедушки — Аркадий Александрович Рахманинов и Петр Иванович Бутаков (отец Любови Петровны) - скончались один вслед за другим, Василий Аркадьевич Рахманинов, отец Сергея, оставшись без их добрых советов и наставлений, быстро довел свои хозяйственные дела до полного краха. Онег, последнее имение его семьи, был продан за долги графам Муравьевым. Вместо тихой, размеренной жизни в доме началась суета и неразбериха. Когда на телеги грузили остатки домашнего скарба (семья отправилась в Петербург), раздалось несколько глухих ударов топора - возле дома рухнула вековая ель — любимица Сережи. Мальчику стало впервые по-настоящему страшно. Этот горестный эпизод навсегда врезался ему в память.

 

 

• Петербург встретил семью Рахманиновых неприветливо. Супруги Рахманиновы с пятью детьми сняли небольшую квартиру в большом многолюдном доме. Василию Аркадьевичу надо было устраиваться на службу, Любови Петровне — вести хозяйство и воспитывать детей — без прислуги и гувернеров. В Петербурге как раз вспыхнула эпидемия дифтерита. Заразы избежали только маленький Аркадий и старшая Елена: ее очень быстро по переезде в Петербург удалось устроить в казенное закрытое учебное заведение. Трое остальных детей — Соня, Володя и Сережа — слегли с высокой температурой. Двенадцатилетняя Соня умерла.

 

• Очнувшись от горя, Любовь Петровна стала думать, куда пристроить учиться старших мальчиков. Володю отдали в кадетский корпус — закрытое военное учебное заведение, в котором обучение было бесплатным. 9-летний Сережа с осени 1882 года оказался в числе бесплатных учеников младшего отделения Петербургской консерватории. А Василий Аркадьевич навсегда покинул семью, переложив все заботы на плечи Любови Петровны, оставив ее с детьми почти без всяких средств к существованию. «Разлад в семье в пору раннего детства Серёжи наложил на него тяжёлую печать, от которой он никогда не мог избавиться. Как мучительно должен был переживать распад семьи такой впечатлительный мальчик, каким был Серёжа», - вспоминает его двоюродная сестра А.А. Трубникова.

 

• По словам А.А. Трубниковой, Серёжу определили в Петербургскую консерваторию к профессору Демянскому. Но резвый мальчик, привыкший к жизни в деревне, в семье, с отцом, матерью и горячо его любившей и баловавшей бабушкой, очутившись в Петербурге, в новой, чуждой и непривычной ему обстановке, среди незнакомых соучеников, повёл себя далеко не безукоризненно. Некоторое время мальчик жил у родственников - у Трубниковых, людей очень добрых, но они не смогли быть достаточно строгими и требовательными. Отсюда, вероятно, и явилось его своевольничанье, озорство и небрежное отношение к ученью в первый год жизни в Петербурге. Ученьем Серёжа не увлекался и предпочитал кататься на коньках или убегал на каток.

 

• К концу третьего учебного года в Петербургской консерватории Сережа настолько обленился, так редко стал посещать занятия по научным предметам и в результате получил настолько скверные отметки, что решено было поставить о нем вопрос на педагогическом совете. Это грозило лишением права обучаться в консерватории бесплатно. О сложной ситуации узнала Анна Дмитриевна Орнатская и поспешила сообщить Любови Петровне. Неизвестно, на что бы решилась Любовь Петровна, если бы ей не сказали, что в Петербург приехал с концертами Сережин двоюродный брат Саша — Александр Ильич Зилоти. После окончания Московской консерватории он провел несколько лет за границей, совершенствовался в игре на фортепиано у Франца Листа. Любовь Петровна решила посоветоваться с Александром Ильичом, стоит ли во что бы то ни стало продолжать Сереже консерваторскую учебу.

 

 

• Выслушав просьбу Любови Петровны, Зилоти понял, какого серьезного, ответственного от него ждут совета, и решил предварительно поговорить с директором Петербургской консерватории — выдающимся виолончелистом и композитором Карлом Юльевичем Давыдовым. Давыдов мог знать ученика Рахманинова только по немногим выступлениям в консерваторских концертах, где тот не обнаруживал в полную меру свои возможности. Поэтому на свой вопрос о даровании двоюродного брата Зилоти получил ответ: «Ничего особенного!» Александру Ильичу расхотелось выступать в роли советчика, однако Любовь Петровна очень настойчиво просила его о помощи. Когда Александр Ильич сам проверил Сережины музыкальные данные, счел своим долгом вмешаться в судьбу брата самым решительным образом. Надо ли Сереже продолжать музыкальное образование? Не просто надо — совершенно необходимо.

 

• На семейном совете было решено перевезти мальчика в Москву и поселить в частном пансионе известного музыкального педагога, профессора Московской консерватории Николая Сергеевича Зверева - удивительного человека, который сам вносил плату за неимущих учеников, а наиболее одаренных брал жить к себе на полное содержание. Зилоти — сам в прошлом ученик и воспитанник Зверева, а теперь — его большой друг - походатайствовал о своем двоюродном брате Сергее Рахманинове. 

 

 

• В этом же году в Москву должна была приехать 16-летняя сестра Сергея Елена, у которой обнаружился редчайше красивый голос – бархатное контральто. «Елена решила сделать Сережу своим аккомпаниатором. А ему только того и надо было. Она пела такие красивые романсы! Среди них Сереже особенно нравились новые сочинения Чайковского. Красота же голоса сестры казалась юному аккомпаниатору чем-то чудесным, магическим. Иногда он так заслушивался ее пением, что даже бросал аккомпанировать, застывая за роялем словно завороженный», - пишет В. Брянцева. Елену показали известному оперному певцу Ипполиту Петровичу Прянишникову, солисту Мариинского театра. Тот пришел в восторг не только от ее голоса, но и от музыкальности, и от артистических данных настолько, что предложил давать ей уроки. Узнав о том, что в Большом театре объявлена проба голосов, Елена со свойственной ей решительностью отправилась на пробы и получила предложение с осени вступить в труппу театра. Однако гостя у родственников, сестра Сережи тяжело заболела и умерла. Семья Рахманиновых пережила еще одно горе.

 

• Софья Александровна Бутакова, мать Любови Петровны, очень любила внука Сережу. При ней мальчик обычно — даже в петербургские времена — становился ласковым и послушным, утихомиривался, смирял свое озорство. Бабушка любила посещать церковные службы и обычно брала с собой Сережу. Гостя у бабушки в Новгороде, Сережа знакомился с многочисленными новгородскими церквами, соборами и монастырями. Во время службы Сережино внимание приковывало пение хора. Вернувшись домой, мальчик тотчас подбирал на фортепиано услышанные песнопения. Когда бабушка приезжала в Петербург, Сережа водил Софью Александровну по разным храмам города. Перед отъездом Сережи в Москву Софья Александровна сшила внуку серую куртку, дала денег на дорогу, зашила отдельно, в ладанку, сто рублей, купила билет до Москвы. Когда поезд тронулся, Сережа заплакал. Сереже было только двенадцать лет, а у него уже во второй раз резко изменялась вся его жизнь, рассказывает В. Брянцева.

 

 

• «Строгий-престрогий учитель и воспитатель — таким представлял себе заранее Сережа своего нового наставника. Но он никогда не мог вообразить, чтобы у пожилого человека были такие живые, молодые глаза, сверкавшие из-под нависших густых бровей, черноту которых удивительно подчеркивали седые волосы. После того как Сережа сыграл несколько этюдов и пьес, глаза под черными густыми бровями засверкали еще живее и добрее: рекомендация, данная Александром Ильичом Зилоти, оправдалась», - так описывает встречу Сергея Рахманинова с учителем и благодетелем Николаем Сергеевичем Зверевым В. Брянцева. Зная, какие плачевные «научные дела» были у Сережи в Петербургской консерватории, Зверев нанял на год для него частных учителей по всем положенным предметам, вплоть до французского и немецкого языков.

 

 

• В пансионе профессора Николая Сергеевича Зверева Рахманинов провёл четыре года. Сергею было 15 лет, когда он понял, что непременно хочет стать композитором, тогда как его благодетель видел в Сергее непременно пианиста-концертанта. «Но что же делать? Вот если бы можно было в самой дальней комнате поставить хотя бы какое-нибудь старенькое пианино и запираться там... Но разве он когда-нибудь осмелится попросить об этом Николая Сергеевича? Человека более щедрого, с более широкой натурой, пожалуй, не бывало на свете. Только дело не в этом. Николай Сергеевич совсем не в восторге от Сережиного увлечения композицией. На него не подействовали никакие похвалы — ни Аренского, ни даже Чайковского. Что ж, Сережа и сам теперь не маленький, он понимает: увлекаются сочинением и посещают класс специальной теории многие, а хорошими, настоящими композиторами становятся редкие единицы…», - описывает разыгравшуюся драму В. Брянцева. Узнав от Сергея о его твердом решении стать композитором, Николай Сергеевич Зверев пережил глубочайшее разочарование. «Так вот ты как...» — дальше Сережа уже не расслышал яростного вскрика Николая Сергеевича, увидел только, как тот вскочил, что-то схватил, замахнулся и... опустил руку… Под бурной лавиной гневных, исполненных горечи и обиды слов у Сережи как бы застыло все внутри, и он очнулся только после того, как Николай Сергеевич, схватившись за сердце, ринулся к себе в спальню».

 

 

• 15-летний Рахманинов покинул пансион профессора Николая Сергеевича Зверева. Николай Сергеевич привел Сережу в дом Варвары Аркадьевны Сатиной — Сережиной тетки по отцу - и сообщил, что ужиться с учеником он теперь не сможет - пусть родные подумают, как помочь Сергею. Рахманинов остался в Москве у Сатиных, на дочери которых, тоже пианистке, он впоследствии женился. «Семьянин Сергей был прекрасный, любил Наташу горячо и искренне всю жизнь, и до смерти она была его лучшим другом. Девочек своих, своих «гуленек», он нежно любил и окружил заботой и лаской. Когда девочки выросли и вышли замуж, Сергей в письме к моей маме писал, как грустно ему расстаться со своими гуленьками, но что ничего не поделаешь», - вспоминает двоюродная сестра композитора А.А. Трубникова.

 

• В 1888 году 15-летний Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в фортепианном классе своего двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал изучать композицию.

 

 

• Во время обучения в консерватории Сергей Рахманинов написал Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для фортепиано, в том числе Прелюдию до-диез минор (op.3 № 2), которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова. 

 

• Дипломной работой стала первая опера Рахманинова — «Алеко», написанная по произведению А. С. Пушкина «Цыганы». «Наступило, наконец, 7 мая — день, которого с нетерпением и любопытством ждала вся консерватория. На экзамен по классу свободного сочинения собралась вся профессура, в комиссию был приглашен дирижер Большого театра Альтани. А за дверями толпились учащиеся. (…) Сергей не успел еще сам понять, что чувствует, как кто-то быстро увлек его в конец коридора. Он увидел перед собой совсем уже седую голову, все такие же черные густые брови и услышал такой знакомый, но давно умолкнувший для него голос: «Я все понял, Сё, все простил, прости и ты меня!» Николай Сергеевич Зверев крепко обнял своего бывшего любимого воспитанника, поцеловал и, вытащив из кармана массивные золотые часы, строго приказал: «Возьми на память!» - пишет В. Брянцева. Профессор Зверев признал даровитость любимого ученика, дерзнувшего выбрать путь композитора.

 

 

• Опера «Алеко» очень понравилась П. И. Чайковскому и по его настоянию была поставлена в Большом театре. Чайковский даже хлопотал о её включении в репертуар Большого театра вместе со своей оперой «Иоланта», но вскоре неожиданно заболел и скончался, и его замысел не был осуществлён. «Когда к окончанию консерватории Серёжа написал оперу «Алеко», помню, как все волновались и радовались. В Большом театре на исполнении оперы «Алеко» присутствовала бабушка Сергея — Варвара Васильевна Рахманинова. Она гордилась своим внуком и очень печалилась, что дедушка Аркадий Александрович не дожил до этой минуты. В ложу приходили поздравлять бабушку, а она благодарила улыбаясь и вместе с тем вытирала слёзы, бежавшие из её добрых больших карих глаз», - вспоминает А. А. Трубникова. 

 

• В возрасте 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил консерваторию как пианист и как композитор. Уже в консерватории он получил известность среди московской публики.

 

 

• 20-летний Сергей Рахманинов стал преподавателем в московском Мариинском, а затем в Елизаветинском и Екатерининском женских институтах. Ради заработка (семья жила в нищете) Рахманинов также начал давать частные уроки. В 24 года Рахманинов, по приглашению Саввы Мамонтова, стал вторым дирижёром Московской русской частной оперы. Там же его другом стал Фёдор Шаляпин. 

 

• Сергею Рахманинову было 24 года, когда его успешная карьера была прервана неудачной премьерой Первой симфонии в Петербурге. Премьера окончилась полным провалом. Рецензии были разгромными. Цезарь Кюи написал в своей рецензии, что «если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником». Особенно огорчил Рахманинова отрицательный отзыв Н. А. Римского-Корсакова, чьё мнение он очень ценил. Провал послужил причиной глубокой творческой депрессии Рахманинова. «Я был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки…», — так описывал Рахманинов своё состояние. В течение более чем трёх лет (1897—1901 гг.) Рахманинов почти ничего не сочинял, большую часть времени проводил лёжа в своей комнате на кушетке, отлучаясь из дома только для частных уроков.

 

 

• В 1901 году 28-летний Рахманинов закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход композитора из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. 

 

• По воспоминаниям друга Рахманинова А. Ф. Гедике, знавшего композитора со времён учёбы в Московской консерватории, Рахманинов был человеком правдивым и скромным, никогда не лгал и никогда ничем не хвастал. Также он был очень аккуратным и точным, поддерживал идеальный порядок в своём кабинете, никогда не опаздывал, и в других ценил эти качества.

 

 

• Друзей Рахманинова поражала его невероятная музыкальная память: услышав большое симфоническое произведение всего один-два раза, он запоминал его почти наизусть и помнил потом ещё очень долго.

 

• Рахманинов очень любил церковное пение, часто даже зимой он вставал в семь часов утра и, наняв извозчика, ехал на церковную службу, чаще всего в Андроньев монастырь на Таганке. 

 

 

СОН

Музыка С. Рахманинова

Слова А. Плещеева (из Гейне)

 

И у меня был край родной;

Прекрасен он!

Там ель качалась надо мной…

Но то был сон!

 

Семья друзей жива была.

Со всех сторон

Звучали мне любви слова…

Но то был сон!

 

 

Источники: 

• В. Брянцева. «Детство и юность Сергея Рахманинова. Издание второе. Всесоюзное издательство «Советский композитор» http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/124669-1-detstvo-yunost-sergeya-rahmaninova-bryanceva-detstvo-yunost-sergeya-rahmaninova-zdanie-vtoroe-vsesoyuznoe-izdatelst.php 

• А.А. Трубникова. Сергей Рахманинов. http://senar.ru/memoirs/Trubnikova/ 

• Рахманинов Сергей Васильевич. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рахманинов,_Сергей_Васильевич 

Система комментирования SigComments