+7 (989) 516-75-06
Экспертная оценка детских товаров
Безопасно для детской психики
Прививает традиционные семейные ценности
Развивает творческий потенциал

16 фактов из детства и юности Ивана Константиновича Айвазовского

Картина Ивана Айвазовского "Девятый вал"

 

Каким было детство тех, кого мы знаем и любим, любим с детства? Мы продолжаем серию наших публикаций о детстве и юности поэтов, писателей, художников, музыкантов, ученых. Русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен, профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции Иван Константинович Айвазовский стал знаменитым рано - в 20 лет, однако это не помешало ему пронести через всю жизнь любовь к простым людям и сохранить благодарность к тем, кто ему помогал. Айвазовский основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. Лучший русский маринист занимался благотворительностью, благоустройством родного города до конца жизни. А вот всего 16 фактов из детства и юности Ивана Айвазовского.

 

 

  • Ованнес (Иван) Айвазовский родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 года в армянской семье разорившегося во время эпидемии чумы 1812 года купца Геворка (Константина) (1771-1841) и Рипсиме Айвазян (1784-1860).

 

  • В Феодосии Геворк Айвазян поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер. Вариант написания фамилии «Айвазовский» появился уже в период творческого расцвета Ивана: до 40-х годов он подписывал свои полотна сокращенным вариантом фамилии «Гай», а Иваном Константиновичем Айвазовским он стал в 1841 году. 

 

  • Геворк Айвазян знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки. Репсиме владела искусством вышивки. 

 

  • К моменту рождения Ованнеса (Ивана) в семье уже был ребенок – Саргис (старший брат Ованнеса впоследствии стал историком и архиепископом Армянской Апостольской Церкви, в монашестве Саргис получил имя Габриэл). После рождения Ивана в семье родились еще три дочери.

 

  • Семья жила в большой нужде. Мать Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки. С десяти лет Иван работал в кофейне, помогая семье.

 

 

  • Иван любил любоваться на море, он мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, красотой закатов, штормов и штилей.

 

  • Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности. Он самостоятельно научился играть на скрипке. Свои первые картины мальчик писал на песке. Позже кусочком угля разрисовал белые стены домика, где жила его семья.

 

  • На художественные способности мальчика обратил внимание феодосийский архитектор Яков Христианович Кох. Он дал ему первые уроки мастерства, периодически дарил ему карандаши, бумагу, краски.

 

  • Яков Христианович Кох порекомендовал градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву обратить внимание на даровитого мальчика. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке и его художественный дар. Ивану Айвазовскому было 13 лет, когда А.И. Казначеев определил его в симферопольскую гимназию. 

 

  • В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, мальчику разрешили пользоваться библиотекой. Юный художник изучал книги об искусстве, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы.

 

  • При содействии портретиста Сальватора Тончи Наталья Нарышкина обратилась к президенту Императорской академии художеств в Петербурге Алексею Николаевичу Оленину с просьбой устроить Ивана Айвазовского в академию с полным пансионом. В письме она подробно описала таланты юного художника, его жизненную ситуацию и приложила его рисунки. Оленин оценил талант юноши, и вскоре Иван был зачислен в Академию художеств с личного соизволения императора Николая I, также оценившего рисунки юноши.

 

  • В возрасте 13 лет Иван Айвазовский стал самым юным учеником Академии в пейзажном классе Воробьева, который в свою очередь порекомендовал Айвазовского Филиппу Таннеру, французскому маринисту, прибывшему в Петербург. 

 

  • Филипп Таннер запретил Ивану Айвазовскому работать самостоятельно, однако юноша все же продолжил писать свои картины, пять из них 19-летний художник представил на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Картины Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, однако Таннер добился, чтобы картины с выставки были сняты - за непослушание. Айвазовский впал в немилость при дворе, однако через полгода был прощен. Молодого художника определили в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауервейду для занятий морской военной живописью.

 

 

  • В сентябре 1837 года 20-летний Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль».

 

  • Николай I отправил Ивана Айвазовского вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Цесаревич изучал основы морского дела и руководство флотом, а Айвазовский рисовал.

 

  • Ввиду особых успехов в учении, двадцатилетнего Айвазовского выпустили из академии на два года раньше положенного срока и отправили его в Крым для самостоятельных работ, а после этого — в командировку за границу на шесть лет. За это время он написал множество работ, включая мирные морские пейзажи и батальные сцены.

 

 

Из воспоминаний И.К. Айвазовского

 

Картина Ивана Айвазовского "Черное море"

 

«Я всегда вспоминаю покойного друга, который не раз говорил мне: «Что Вам за охота, Иван Константинович, добиваться железной дороги для Феодосии, она только загрязнит берег и заслонит от Вашего дома чудный вид на бухту». Действительно,если бы я заботился лично о себе, то мне следовало бы всеми силами противодействовать постройке феодосийской железной дороги. Имение моё находится близ Феодосии и вдали от проектируемой линии железной дороги, услугами которой мне поэтому и не придётся пользоваться. Единственный же принадлежащий мне в Феодосии дом, в котором я живу, с проведением железной дороги вдоль берега моря может сделаться необитаемым и, во всяком случае, — потеряет для меня характер уютного угла. Те, которые для общественного блага умеют жертвовать своими личными интересами, легко поймут, какими побуждениями я руководствуюсь, отстаивая Феодосию…»

 

«Легкость дается тяжелым трудом».

 

«Для меня жить — значит работать».

 

«Я, как пчела, сосу мед из цветника, чтобы принести своими трудами благодарную дань матушке России».

 

Картина Ивана Айвазовского "Радуга"

 

«Вся живопись — слабое подражание природе».

 

«Природа — всё для художника, в её глубине — наше наставление».

 

«Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта».

 

Картина Ивана Айвазовского "Лунная ночь на Капри"

 

«Сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моей кистью».

 

«Те картины, в которых главная сила — свет солнца… надо считать лучшими».

 

Картина Ивана Айвазовского "Буря"

 

«Указать на лучшие свои произведения, право, не могу по той причине, что вскоре после окончания я вижу в них много недостатков и только тем утешаюсь, что вперед лучше напишу, поэтому-то я и не люблю их иметь долго у себя».

 

Иван Айвазовский с внуками

 

Источники: https://24smi.org/celebrity/4816-ivan-aivazovskii.html

http://tretyakovgallery.blogspot.com/2016/08/blog-post_12.html

https://artchive.ru/publications/1881~Govorit_i_pokazyvaet_tsitaty_Ivana_Ajvazovskogo_o_more_zhivopisi_prokrastinatsii_i_ljubvi

Система комментирования SigComments